Первые шаги к самостоятельной жизни. Социально-бытовая адаптация
презентация к уроку на тему

"Первые шаги к самостоятельной жизни»

Социально-бытовая адаптация

 

Цитата: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ.

Целью занятий по социально-бытовой адаптации является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.

Для достижения цели, перед нами стоят следующие задачи

Задачи:

  1. сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся;
  2. воспитать уважение к труду;
  3. развить умение своими силами достигать результата;
  4. развить чувство удовлетворения от проделанной работы.

 

В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать. Как? Об этом мы и поговорим .

Существуют благоприятные периоды для формирования самостоятельности:

1.         2-3 года -возраст «Я САМ»

2.         7 лет вступление в школьный возраст

3.         11-12 лет начало подросткового периода.

4.         16-17 лет вступление в юношества

Начало школьного возраста считается самым оптимальным периодом для формирования самостоятельности (гормоны не гасят разум). Если человек в начале школьной жизни не научится решать свои проблемы, родители будут делать это до пенсии.

Поскольку самостоятельная жизнь обычно начинается после завершения школы, подготовка к ней начинается в школьный период.   Все этапы подготовки более растянуты, чем у здоровых детей и сопровождаются использованием игровых и практических приемов. Все занятия имеют какую-либо трудовую деятельность в соответствии с возрастом и способностями ребенка и направлены на соблюдение техники безопасности, трудовой дисциплины, умения взаимодействовать друг с другом.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы по формированию навыков самостоятельности. Но для всех предусмотрен определенный перечень необходимых навыков и умений, представленный на слайде:

ПЕРЕЧЕНЬ НАВЫКОВ

Период формирования

Наименование навыка

Содержание навыка

 

Начальная школа

 (6-10 лет)

Навыки самообслуживания

умывание, одевание, гигиена

 

Ответственность за свои действия 

культура поведение,

общение, этикет, ответственность, усидчивость

 

4-7 классы

11-16 лет

 

Навыки общения с другими людьми

Культура общения

Знакомство, этикет

Посещение общественных мест

 

Выпускной класс

17 лет

Планирование финансов

Самостоятельные покупки

 

 

 

Предлагаю более подробно рассмотреть этапы, которые актуальны и дома и в процессе реабилитации:

1. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

2. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

3. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

В процессе формирования навыков самостоятельности мы придерживаемся следующей тактики:
 

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО

 

Этапы

 

РОЛЬ РЕБЕНКА

 

Делает вместо ребенка

 

ВМЕСТО

 

Присутствует, слушает, смотрит

Делает то же, что и ребенок

ВМЕСТЕ

Участвует,  как может

Делает рядом с ребенком

РЯДОМ

Ребенок делает свое задание, взрослый свое

Дает задание для самостоятельного выполнения

ОРГАНИЗАЦИЯ

Самостоятельно выполняет задание взрослого

Контролирует задание

КОНТРОЛЬ

Самостоятельно берет задание и выполняет

Помогает, когда его просят

УЧАСТИЕ

Учится на самоконтроле

Обсуждение выполненной работы, похвала, демонстрация родителям

РЕЗУЛЬТАТ

Дает свою оценку, называет, что не удалось

 

С чего же начать процесс самостоятельности? У нас в центре проводятся занятия, где дети приучаются к самостоятельности выполняя:

 Готовим с детьми простые блюда, не требующие  тепловой обработки

Учим детей пользоваться  различными инструментами  и оборудованием

Развиваем навыки самообслуживания

Выполняем «домашние» дела

 

Работая с детьми, мы придерживаемся следующих правил:

  • Предоставьте ребенку его права. Помните, что он имеет право  на выбор по собственному желанию занятия, время препровождения, друзей и участников его деятельности.
  • Не «стойте над душой». Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать.
  • Определите область его ответственности за часть его собственных дел.  Перестаньте постоянно опекать ребенка.
  • Хвалите ребенка за любую инициативу. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач.
  • Развивайте силу воли ребенка. Научите проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение.
  • Постарайтесь привлекать ребенка к запоминанию того, что было

 

Формируя навыки самостоятельности  необходимо:

  • доброжелательное отношение
  • терпение
  • многократные повторения
  • доверие
  • поощрения

  Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять.   

 

Помните, что мы помогаем детям стать самостоятельными и мы должны это делать от чистого сердца, с заботой и пониманием!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_k_samostoyatelnoy_zhizni.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые шаги к самостоятельной жизни Социально-бытовая адаптация школьников Специалист по реабилитации Шолохова Татьяна Сергеевна Санкт-Петербург 2018

Слайд 2

Целью занятий по социально-бытовой адаптации является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. 2

Слайд 3

Задачи: сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся воспитать уважение к труду; развить умение своими силами достигать результата развить чувство удовлетворения от проделанной работы 3

Слайд 4

1 период - 2-3 года 2 период - 7 лет вступление в школьный возраст 3 период - 11-12 лет начало подросткового периода 4 период - 16-17 лет вступление в юношество Благоприятные периоды для формирования самостоятельности 4

Слайд 5

Возраст Навык Содержание навыка 1-4 классы 6-10 лет Навыки самообслуживания У мывание , одевание, гигиена 5-7 классы 11-16 лет Ответственность за свои действия Культура поведение, общение, этикет, ответственность, усидчивость Навыки общения с другими людьми Культура общения Знакомство, этикет Посещение общественных мест Выпускной класс 17 лет Планирование финансов Самостоятельные покупки Навыки, формируемые на занятиях по социально-бытовой адаптации 5

Слайд 6

этап подражания этап частичной самостоятельности этап полной самостоятельности Этапы формирования самостоятельности 6

Слайд 7

Ступени формирования самостоятельности РОЛЬ ВЗРОСЛОГО Ступени РОЛЬ РЕБЕНКА Делает вместо ребенка 1. «ВМЕСТО» Присутствует, слушает, смотрит Делает то же, что и ребенок 2. ВМЕСТЕ Участвует как может Делает рядом с ребенком 3.РЯДОМ Ребенок делает свое задание, взрослый свое Дает задание для самостоятельного 4.ОРГАНИЗАЦИЯ Самостоятельно выполняет Контролирует наличие задания 5.КОНТРОЛЬ Самостоятельно берет задание и выполняет Помогает, когда его просят 6.УЧАСТИЕ Учится на самоконтроле Обсуждение выполненной работы, похвала, демонстрация родителям 7.РЕЗУЛЬТАТ Дает свою оценку, называет, что не удалось 7

Слайд 8

8

Слайд 9

9 Как формируются навыки самостоятельности на занятиях

Слайд 10

Рекомендации специалиста Предоставьте ребенку его права Не «стойте над душой» Определите область его ответственности Хвалите ребенка за любую инициативу Развивайте силу воли ребенка Привлекайте ребенка к запоминанию информации 10

Слайд 11

Формируя навыки самостоятельности необходимо: доброжелательное отношение терпение многократные повторения д оверие п оощрения Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять . 11

Слайд 12

Помните, что мы помогаем детям стать самостоятельными и мы должны это делать от чистого сердца , с заботой и пониманием! 12

Слайд 13

Спасибо за внимание! Все возникшие у Вас вопросы, Вы можете задать лично после конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».

 Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...