Проект «Создание в условиях интернатного учреждения развивающего образовательного центра, осуществляющего социально-бытовую и социо-культурную реабилитацию каждого ученика и обеспечивающего его реальную интеграцию в жизнь»
проект на тему
Проект представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната.
Необходимым условием развития школы является приоритетное и опережающее развитие кадрового, информационного, научно-методического потенциалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_-_proekt_ty_ne_odin.doc | 334.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Заявке для участие в конкурсе в рамках присуждения ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье»
Номинация: «Во имя человека»
Направление: «Ты не один»
Проект
«Создание в условиях интернатного учреждения развивающего образовательного центра, осуществляющего социально-бытовую и социо-культурную реабилитацию каждого ученика и обеспечивающего его реальную интеграцию в жизнь»
Егорьевский муниципальный район
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема, сроки реализации проекта, информационная справка о школе-интернате…. 3
Паспорт Проекта……………..……………………………………..…………………. 4 - 7
Алгоритм разработки Проекта школы-интерната …….………….. 8
Этапы подготовки и реализации Проекта и содержание работы на каждом этапе…………………………………………………………………………..…….……...9 - 10
Аналитическое и прогностическое обоснование Проекта. Условия и направления проектирования Проекта……………..…………….……………………………….....11 - 17
Основные мероприятия реализации Проекта……………..…………….……..……18 - 28
Ресурсное обеспечение Проекта:
- кадровое обеспечение Проекта (таблица 2)………………….………………29 – 30
- нормативно-правовое обеспечение Проекта (таблица 3)….………………31 – 33
- основные Проекты за 2010 – 2013г.г.(таблица 4)…………………………….34 – 35
Некоторые итоги реализации Проекта……………………………………………….36 - 39
Тема проекта: «Создание в условиях интернатного учреждения развивающего образовательного центра, осуществляющего социально-бытовую и социо-культурную реабилитацию каждого ученика и обеспечивающего его реальную интеграцию в жизнь»
Сроки реализации проекта: 2013 - 2014 годы.
Информационная справка: Общие сведения о школе-интернате
- Наименование ОУ Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
- Юридический, фактический адрес 140330, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д.3
- Р/с 40204810000000002206 Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705, БИК 044583001
- Телефон/факс 8/49640/55-134, директор школы (секретарь)– 8/49640/55-134; вахта – 8/49640/55-121; пищеблок (медпункт) – 8/49640/55-155,
e-mail olgagroshik@mail.ru,
сайт http://klemenovo-shkola-internat.narod2.ru/
- Год основания 1953, год постройки нового здания 2009г.
- Лицензия: Регистрационный номер 66212 от 10.12.2010г. Серия РО № 019302 Срок действия до 10.12.2015г. кем выдана Министерство образования Московской области.
- Лицензия на осуществление медицинской деятельности: № ЛО-50-01-003932 от 16 января 2013г. кем выдана Министерство здравоохранения Московской области, срок действия бессрочно.
- Учредитель Муниципальное образование «Егорьевский муниципальный район Московской области».
Паспорт Проекта
Проект представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната.
Необходимым условием развития школы является приоритетное и опережающее развитие кадрового, информационного, научно-методического потенциалов.
Цель проекта |
|
Основные задачи проекта |
|
Приоритетные направления проекта |
|
Важнейшие целевые индификаторы и показатели Проекта |
|
Разработчики Проекта | Аналитическая команда педагогов школы-интерната |
Управление Проекта |
|
Исполнители Проекта |
|
Ресурсное обеспечение реализации Проекта |
|
Порядок мониторинга, хода и результатов реализации Проекта |
|
Финансовое обеспечение Проекта | Выполнение проекта обеспечивается за счёт различных источников финансирования:
|
Согласование программы и контроль за её исполнением | Контроль за исполнением проекта осуществляют Комитет по образованию Егорьевского муниципального района Московской области, администрация школы, научно-методический совет школы-интерната. |
Принятие Проекта | Проект принят на заседании педагогического совета школы-интерната (протокол № 3/12-13 от 29.12.2012 года). |
Прогнозируемый результат
- Развитие материально-технического и финансового потенциалов школы-интерната на основе повышения финансовой самостоятельности и ответственности. Создание банка данных возможных спонсоров.
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта.
- Создание современной коррекционно-развивающей среды, способствующей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья с последующей успешной интеграцией в общество.
- Создание адекватной системы трудоустройства воспитанников школы-интерната, включение их в общественно-полезную деятельность.
- Создание службы мониторинга учебно-воспитательного процесса с целью оптимизации управления ОУ на основе солидарной ответственности всех работающих.
- Развитие здоровьесберегающей среды в режиме работы «Школы здоровья».
- Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий.
- Жизнеустройство воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи родственников (лиц, их заменяющих).
- Организация работы по непрерывному повышению профессиональной компетентности педагогов.
Алгоритм разработки Проекта
МСКОУ«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
I этап | Анализ ситуации, в которой существует школа-интернат. |
|
II этап | Анализ направлений работы школы-интерната. |
|
III этап | Теоретические направления и стратегические цели. |
|
Этапы подготовки и реализации
Проекта и содержание работы на каждом этапе
1 этап (январь 2013г. – август 2013г.)
Основные задачи.
Подготовка:
- концепции, включающей определение стратегии и тактики деятельности;
- системы дифференцированного образования;
- медицинского блока;
- психолого-медико-педагогического консилиума.
Содержание деятельности:
- изучение контингента воспитанников;
- разработка и утверждение учебных планов;
- освоение инновационных технологий образования.
Управленческие решения:
- организация дифференцированного образования;
- создание системы мониторинга, разработка программ деятельности служб учреждения;
- программное обеспечение образования, оздоравливания воспитанников.
II этап (сентябрь 2013г. – декабрь 2013г.)
Основные задачи.
1. Программное обеспечение образования и оздоравливания воспитанников, создание:
- программ индивидуальных коррекционньих занятий;
- службы психологической диагностики и коррекции.
2. Организация работы медицинского блока.
3. Выработка приемов индивидуального психолого-педагогического подхода.
Содержание деятельности.
1. Функционирование системы дифференцированного обучения:
- создание системы разноуровневого обучения;
- разработка и реализация авторских программ.
2. Проведение индивидуально-коррекционных занятий специалистами школы - интерната.
3. Разработка и осуществление программы оздоравливания детей.
4. Поиск адекватных методов обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта.
III этап (январь 2014г. – декабрь 2014г.)
Основные задачи.
1. Апробация новых технологий обучения и воспитания.
2. Создание программы развития речевой деятельности, воспитания речевого поведения воспитанников.
З. Организация работы ЛФК.
4. Создание служб социально-педагогической поддержки.
5. Разработка системы дополнительного образования.
Содержание деятельности.
1. Деятельность социально-педагогической службы.
2. Профориентационная работа.
Управленческие решения.
1. Совершенствование содержания коррекционного компонента, реализующегося как в ходе специальных запланированных занятий: ЛФК, логопедия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, так и во всей системе организации учебно-воспитательного процесса.
2. Создание и утверждение нормативной документации.
З. Совершенствование системы мониторинга.
Аналитическое и прогностическое обоснование Проекта.
В основе разработки Проекта нами использовалось всестороннее изучение процессов обучения и воспитания.
Мы рассматриваем данные процессы как специально организованную деятельность, направленную на максимальную коррекцию дефектов школьников, усвоение ими определенных знаний, умений, навыков необходимых для их эффективной социализации, а затем и успешной интеграции в общество.
В связи с этим были изучены модели организации образования детей с ОВЗ, педагогические технологии, личностно-ориентированная дидактика.
Наше кредо: «Учить корригируя и развивая!!!»
Школа-интернат опирается в своих основополагающих компонентах на деятельно-ориентированную модель обучения.
Значение деятельностной концепции обучения состоит в том, что она создает благоприятные условия для:
- обучения;
- активности в социальных отношениях;
- понимание объективных взаимосвязей;
- формирование субъективности;
- жизненно-практического решения задач и ориентировки;
- осмысления и творчества.
Эта концепция ведет к открытости учебного процесса и учебных результатов и тем самым в большей мере отвечает человеческой потребности в свободе действий, творчестве и самореализации.
Приоритетной задачей для нас является развитие личности ребенка. И именно с этой позиции разрабатываются подходы к обучению и воспитанию школьников.
Мы опираемся на педагогику сотрудничества. Наша цель — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности умственно отсталого ребенка, использовать их для более полного развития личности.
При построении индивидуальной образовательной программы ученика мы ориентируемся на «зону ближайшего развития», что позволяет в максимальной степени учесть его дефекты, возможности, способности, темпы развития и т. д.
Большое внимание уделяется технологии «раскрепощенного развития детей», разработанную В. Ф. Базарновым. Использование данной технологии служит приоритетом сохранения здоровья воспитанников в нашем ОУ. Учебно-воспитательный процесс строится на принципах здоровье сберегающих технологий. Поэтому внедрение в работу школы принципов психологического здоровья и педагогической психотерапии для нас чрезвычайно важно.
Решение поставленных задач Проекта обеспечат возможности для развития школы-интерната, повысит эффективность учебно-воспитательного процесса, создаст активную и самостоятельную позицию между администрацией, учителями, воспитательским корпусом.
Ожидаемые результаты
- активизация психологических ресурсов личности школьника,
обеспечение усвоение программного материала;
- развитие и повышение мотивации к учению;
- повышение уровня профессиональной компетентности учителя.
Условия и направления проектирования Проекта.
Проект разработан на основе Концепции модернизации образования. Концептуальные основания Проекта во главу угла ставят коррекцию недостатков развития и формирование навыков учебной деятельности, позволяющей детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, а так же социально-бытовую и социокультурную реабилитацию воспитанников.
Проект предусматривает:
- построение модели коррекционно-развивающей школы-интерната, обеспечивающей образование детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный, появляются дети с сочетанными дефектами);
- внедрение новых коррекционных технологий в учебно-воспитательный процесс;
- уточнение показателей обученности и обучаемости, норм жизненной компетентности для каждого класса, группы детей;
- развитие материально-технического и финансового потенциалов школы-интерната;
- создание условий для оптимального решения проблемы компенсации дефекта;
- развитие здоровьесберегающей среды в режиме работы «Школы здоровья»;
- создание адекватной системы трудоустройства воспитанников школы-интерната, включение подростков в общественно-полезную деятельность;
реализация программ по профориентации, экономическому практикуму;
- подготовка и повышение квалификации психолого-педагогического состава, воспитательского корпуса с целью:
- внедрение новых форм методической службы;
- создание картотеки коррекционно-развивающих упражнений по каждому учебному предмету;
- разработка и моделирование коррекционно-развивающих уроков;
- поэтапное внедрение модели информационного компьютерного обучения;
- внедрение идей интегрированного обучения;
- организация учебного пространства каждого кабинета;
- реализация программы рекреационной деятельности;
- разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий;
- создание банка данных возможных спонсоров; организация работы волонтеров;
- создание службы мониторинга обучения и воспитания с целью оптимизации управления школы-интерната на основе солидарной ответственности всех работников.
Ценностные ориентиры развития школы-интерната.
- Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном, социальном уровнях, способной жить в гармонии и позитивно относиться к окружающему миру.
- Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учащихся, учителей, воспитателей.
- Создать эффективную постоянно действующую систему непрерывного образования педагогов.
- Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
- Разработать индивидуальные карты профессионального роста педагогов.
- Оптимизировать систему материально-технического и дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
- Создать условия для формирования индивидуального образовательного маршрута учащихся школы-интерната.
- Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте, об опыте создания и использования новых коррекционно-развивающих педагогических технологий.
- Оптимизация внешних связей школы-интерната.
Концептуальная модель компетентностей педагога.
Концептуальная модель компетентностей педагога характеризуется профессионально-педагогической деятельностью. Наиболее общим, интегративным свойством личности педагога принято считать компетентность и преданность своей профессии. В свою очередь, компетентность может быть представлена такой совокупностью как гуманизм, альтруизм эмпатия, трудолюбие, организованность, активность, самостоятельность и т.д.
Нельзя подразделять всех педагогов на «хороших» и «плохих». Это один из самых примитивных и недопустимых подходов к определению качества труда. Вне поля зрения руководителя школы не может оставаться уровень обучаемости и обученности, но и сам процесс педагогической деятельности, талант, профессионализм и мастерство педагога.
Одним из самых распространенных и оптимальных является подход, в логике которого качество труда учителя определяется на основе КОМПдКСНО1О изучения основных видов его профессиональной деятельности, к числу которых принято относить:
- подготовку к урокам;
- учебную, воспитательную и исследовательскую деятельность;
- деятельность, связанную с повышением квалификации и совершенствованием педагогического мастерства.
И в тоже время не следует забывать, что качество деятельности педагогов зависит не только от него самого, но и от учащихся, средств и условий труда.
Тот или иной вид деятельности невозможен без содержания, организации, соответствующей технологии и, наконец, без положительного заинтересованного отношения к ней самого педагога и учащегося. Это составляющие любого вида деятельности, а, следовательно, и основные параметры оценивания, т.к. им присущи одни и те же психологические и организационно-педагогические признаки.
В своей деятельности администрация школы-интерната применяет различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются сегодня для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма педагога и уровня его профессиональной компетентности.
В работе с учителем администрация школы старается собрать «досье успехов», в котором отражается «всё радостное, интересное и достойное из того, что происходит в педагогической практике педагога».
диагностика профессиональной компетентности педагогических работников даёт руководителю не только богатейшую информацию для размышлений и дальнейшего анализа, но и способствует определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной «Я - концепции» и психологической защищённости.
Принципы и методы обучения в школе-интернате
Принцип развития динамического восприятия
Организация обучения на достаточно высоком уровне трудности. Включение в программный материал заданий, упражнений, при выполнении которых у школьников происходило бы развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки данной информации.
Принцип продуктивной обработки информации
Развитие механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Принцип развития и коррекции ВПФ
Включение в содержание урока специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие и коррекцию высших психических функций.
Принцип мотивации к учению
Все задания, которые педагог включает в урок, должны быть проблемными, творческими, интересными ученику, но в то же время соответствовать возможностям ребенка.
От методов работы на уроке во многом зависит усвоение содержания образования. Методы, выбранные соответственно возрасту, особенностям познавательной деятельности умственно отсталых школьников обеспечивающих эффективное обучение, коррекцию личности ребенка.
Словесные методы
Играют важную роль в формировании ЗУН умственно отсталых школьников. Используя их на уроке, педагог определяет уровень знаний учащихся, сообщает новую информацию, осуществляет связь с предыдущим материалом, межпредметные связи.
Проводится в двух планах: семантическом и техническом.
Семантический план — значение слова.
Технический план — проговаривание, прочтение, произношение в различных словосочетаниях, грамматических конструкциях.
Наглядные методы
Являются важным составным элементом уроков в коррекционной школе. Способствуют развитию произвольного внимания, восприятия, памяти, аналитико-синтетической деятельности.
Методы графических работ
Графические работы занимают особое место в коррекционной школе, что объясняется их дидактическую значимость и коррекционное воздействие на личность умственно-отсталого ребенка. Изобразительная деятельность имеет исключительно большое значение для всестороннего развития личности.
Методика использования ТСО
Технические средства должны применяться систематически, практически на всех этапах урока. Методика использования ТСО зависит от цели урока.
Формирование современной коррекционно-развивающей образовательной среды
Задачи:
1. Создание условий для формирования ключевых компетентностей:
- компетентность в решении проблем
- информационная компетентность
- коммуникативная компетентность
2. Возможность получения предметных знаний и умений через активную самостоятельную и групповую деятельность.
3. Создание условий для развития:
- грамотности чтения
- языковой грамотности
- естественнонаучной грамотности
- информационной грамотности
- понятийного мышления
Предполагаемые результаты:
- позволяет научиться самостоятельно разрешать проблемы
- формирует умение учиться в течение всей жизни
Материально-информационное обеспечение
- создание единой информационной среды
- естественно-научная лаборатория
- зоны подвижных занятий
- пространства специальных занятий (технология, музыка, художественное творчество и др.).
Развивающая предметная среда.
Направления:
Грубая и мелкая моторика, концентрация внимания, наблюдательность, выдержка, координация системы глаз-рука, рука-рука, способность планировать, гиперкинез, постижение цветов, развитие интеллекта, нарушение в сфере визуального восприятия.
Психомоторное развитие и коррекция
Направления:
Психомоторная разгрузка, координация движений, тренировка чувства равновесия, развитие тактильной чувствительности и графомоторики, развитие пространственного мышления, логики, речи, памяти, восприятие цвета и формы.
Спортивно-развлекательное развитие
Направления:
Повышение уровня физической работоспособности и физической подготовленности.
Основные компоненты оборудования учебных кабинетов и специализированных зон
Оборудование учебных кабинетов мобильными учебными комплектами, лабораторным оборудованием, игровыми модулями, лингвистической мозаикой, раздаточным материалом, магнитными плакатами, альбомами заданий, пособиями для тренировки с возможностью самопроверки, играми для закрепления и развития.
Основные мероприятия реализации Проекта
I. Программа «Школа здоровья»
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Цель | Ожидаемые результаты |
1. | Работа психолого-педагогического состава и воспитательского корпуса по проверке состояния ВПФ школьников. | 2013-2014 г.г. Сентябрь, май | создание паспортов здоровья | Повышение уровня базовых и общеучебных умений и навыков |
2. | Анализ готовности первоклассников к обучению. | 2013-2014 г.г. Сентябрь, октябрь | комплексная диагностика проблем ребёнка | Определение дальнейшего образовательного маршрута |
3. | Осуществление преемственности обучения, создание условий для успешного протекания адаптационного периода при переходе на среднюю ступень | 2013-2014 г.г. Сентябрь - октябрь | комплексная диагностика проблем ребёнка | Повышение уровня комфортности и удовлетворения в условиях интернатного учреждения |
4. | Выявление психотипов учащихся и учет их особенностей в учебно -воспитательном процессе | ежегодно | обеспечение индивидуально-го подхода к учащимся | Использование резервов каждого воспитанника для максимального развития, личностный подбор обучающих технологий |
5. | Обеспечение режима проветривания учебных помещений перед учебными занятиями и после них. | ежедневно | предупреждение утомляемости учащихся, обеспечение повышенной потребности в кислороде при умственной работе | Контроль за функциональным состоянием обучения в динамике учебного дня в целях предупреждения возникающего утомления |
6. | Проведение учебных занятий в режиме смены динамических поз | ежедневно | сохранение и укрепление телесной вертикали, снятие психологическо-го напряжения | Укрепление здоровья учащихся, снижение напряженности |
7. | Проведение физкультминуток во время уроков | ежедневно | снятие статического напряжения мышц, предупреждение нарушения осанки | Повышение двигательной активности |
8. | Прослушивание классической музыки на большой перемене | ежедневно | Укрепление нервно- психической сферы, снятие мышечных зажимов и психических напряжений | Укрепление психоэмоционального состояния |
9. | Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий | ежедневно | улучшение состояния физического и психического здоровья учащихся | Здоровьесберегающее структурирование учебного пространства |
10. | Корректировка учебного плана школы-интерната, учебных программ по предметам с целью нормализации учебной нагрузки | 1 раз в четверть | недопущение перегрузки учащихся | укрепление здоровья школьников |
11. | Составление учебного расписания в соответствии с Приложение № 6 СанПИНа и обязательной проверкой составления учебной нагрузки учащихся и кривой умственной работоспособности, как по дням недели так и в течение каждого дня. | 2 раза в год: август, декабрь | предупреждение перегрузки учащихся занятиями и трудными предметами в течение одного дня и недонагрузок в течение других дней | Предупреждение перегрузки |
12. | Организация проведения Дней здоровья | ежемесячно | профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни. | Формирование здорового образа жизни |
13. | Модернизация программы ЛФК | 2013 г. | коррекция недостатков физического развития | НМС |
14. | Контроль за состоянием учебных кабинетов, игровых и спальных комнат | регулярно | соответствие норме санитарного состояния. | совещание при директоре |
15. | Контроль за внешним видом учащихся. | регулярно | соответствие санитарно-гигиеническим нормам | педагогический совет |
16. | Посещение врачом, педагогом-психологом учебных занятий. | В соответствии с графиком ВШК | наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка | ПМПК |
17. | Организация скоординированной работы с врачом психиатром. | в течение учебного года | контроль за состоянием психического здоровья учащихся | Предупреждение правонарушений, формирование здорового образа жизни |
18. | Организация работы по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркотической зависимости. | в течение года | профилактичес-кие мероприятия | Предупреждение правонарушений, формирование здорового образа жизни |
19. | Организация регулярного проведения спортивных кружков и секций | В течение года | оздоровление, физическое развитие учащихся | формирование здорового образа жизни |
II. Укрепление материально-технической базы школы-интерната.
1. Пополнение материально-технической базы, модернизация основных компонентов материально-технического обеспечения. | |||
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения |
1. | Приобретение учебно-методического оборудования и информационно-технических средств обеспечения образовательного процесса для обеспечения работоспособности всех звеньев учебно-воспитательного процесса. | Комитет по образованию, администрация школы-интерната | 2013 – 2014г.г. |
2. | Приобретение лабораторного оборудования: магнитных плакатов, игровых модулей, лингвистической мозаики, тренировочных пособий с элементами самопроверки и закрепления учебного материала, инструментария, приспособленного к особенностям деятельности учащихся с ОВЗ и педагогов для выстраивания системы взаимодействия обучения в инфраструктуре школы-интерната и создания в ОУ эстетически организованной предметной среды. | Комитет по образованию, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. | 2013 – 2014г.г. |
3. | Оптимизация развития и использование имеющихся ресурсов, направленные на организацию рабочих мест (модулей), оснащение кабинетов учебного и внеучебного назначения. | Комитет по образованию, администрация школы-интерната | 2013 – 2014г.г. |
4. | Пополнение фондов школьной библиотеки (учебная, методическая и художественная литература) | Комитет по образованию, заведующий библиотекой | 2013 – 2014г.г. |
2. Благоустройство территории и решение задач ремонтно-строительных и интеграционных работ в сферах хозяйственной деятельности. | |||
1. | Использование и поддержание в рабочем состоянии имеющихся ресурсов и дальнейшее развитие компонентом МТБ школы-интерната. | Комитет по образованию, администрация школы-интерната | 2013 – 2014г.г. |
2. | Обеспечение сохранности здания, оборудования, имущества и территории школы-интерната. | Администрация и сотрудники школы-интерната | 2013 – 2014г.г. |
3. | Поддержание в рабочем состоянии систем электро и теплоснабжения, водоснабжения и канализации. | Заместитель директора по АХР | 2013 – 2014г.г. |
4. | Организация и оборудование игровой площадки для изучения ПДД. | Заместители директора по ВР и АХР | 2013 – 2014г.г. |
5. | Проведение агротехнических работ земельных участков территории для организации садово-огородных опытных площадок и цветников. | Учитель биологии | 2013 – 2014г.г. |
III. Построение модели коррекционно-развивающей
школы – интерната
1.1. | Внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения с целью развития механизма компенсации каждого ученика. | Психолого – педагогический состав, воспитательс-кий корпус | 2013 – 2014г.г. | Научно – методический совет 2 раза в год, ШМО – 1 раз в четверть |
1.2. | Организация системы динамического наблюдения за состоянием ВПФ и уровнем знаний учащихся. | Администра-ция, специалисты, педагоги | 2013 г. | ШМО – 1 раз в четверть, ПМПК |
1.3. | Создание базы данных по вариативным формам и методам организации коррекционного обучения; организация постоянной системы повышения квалификации педагогов. | Зам. директора по УВР | 2013 – 2014г.г. | Научно-методический совет |
1.4. | Уточнение показателей обученности и обучаемости, норм жизненной компетентности для каждого класса, группы детей | Педагоги | 2013 – 2014г.г. | ШМО |
1.5. | Создание среды для формирования новых партнёрских взаимоотношений между взрослым и ребёнком. | Педагоги | 2013 – 2014г.г. | ПМПК |
1.6. | Разработка и создание базы данных по планированию и моделированию коррекционно-развивающих уроков для каждого звена школы - интерната. | Администрация, специалисты, педагоги | 2013 – 2014г.г. | Научно-методический совет |
1.7. | Разработка системы-картотеки специальных коррекционных упражнений по развитию ВПФ для их использования в ежедневной работе. | Педагоги | 2013 г , дальнейшее ежегодное пополнение | ШМО |
1.8. | Проведение серии методических объединений по обработке коррекционных технологий. | Администрация | 2013 – 2014г.г. | ШМО |
1.9. | Поэтапное внедрение модели информационного компьютерного обучения | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Научно – методический совет |
1.10 | Внедрение идей интегрированного обучения | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Научно – методический совет |
1.11 | Организация учебного пространства каждого кабинета | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.12. | Изучение современных тенденций, форм и методов трудовой подготовки воспитанников школы-интерната. | Учителя трудового обучения | 2013 – 2014г.г. | ШМО |
1.13 | Создание программы по профориентации. | Администрация, педагоги | 2013 г. | Научно-методический совет |
1.14 | Создание адекватной системы трудоустройства воспитанников, включение подростков в общественно-полезную деятельность. | Администрация, социальный педагог | 2013 – 2014г.г. | ПМПК |
1.15 | Создание и реализация программы реакреационной деятельности. | Администрация | 2013 г. | Научно-методический совет |
1.16 | Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий | Педагог – психолог, социальный педагог | 2013 – 2014г.г. | ПМПК |
1.17 | Создание банка данных возможных спонсоров; организация работы волонтеров | Администрация | 2014 г. | Педагогичес-кий совет |
IV. Создание и апробация системы диагностики и мониторинга
1.1. | Анализ состояния диагностической работы по данному направлению | Администра-ция. | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.2. | Систематическое проведение диагностик и мониторинга. | Психолого – педагогичес-кий состав, воспитатель-ский корпус | 2013 – 2014г.г. | ШМО |
1.3. | Создание документации по данным исследований диагностики и мониторинга | Психолого – педагогичес-кий состав, воспитатель-ский корпус | 2013 – 2014г.г. | |
1.4. | Проведение заседании ШМО по результатам мониторинга | Администра-ция | 2013 – 2014г.г. | ШМО |
1.5. | Анализ состояния психолого- педагогического сопровождения учащихся. | Администра-ция | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.6 | Разработка комплексной программы психолого- педагогической диагностики. | Администра-ция, педагог-психолог, социальный педагог | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.7 | Систематическое проведение мероприятий по психолого -педагогической диагностики. | Психолого – педагогичес-кий состав, воспитатель-ский корпус | 2013 – 2014г.г. | ПМПК |
1.8 | Проведение психолого- педагогических консилиумов. | Психолого – педагогичес-кий состав, воспитатель-ский корпус | 2013 – 2014г.г. | ПМПК |
V. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
1.1. | Анализ состояния обеспеченности школы-интерната педагогическими кадрами | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.2. | Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Научно – методический совет |
1.3. | Работа в школе-интернате школы молодых специалистов, | Директор, профсоюзная организация | По плану | |
1.4. | Организация системы наставничества | Председатель профсоюза | По плану | |
1.5 | Повышение квалификации педагогических кадров. | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.6. | Работа педагогов над темами по самообразованию | Зам.директора по УВР, ВР, председатели ШМО | 2013 – 2014г.г. | ШМО |
1.7. | Участие в работе ШМО и РМО. | Психолого – педагогический состав, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. | ШМО и РМО |
1.8. | Создание проблемных творческих групп учителей
| Зам.директора по УВР, ВР, председатели ШМО | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.9. | Организация опытно – экспериментальной работы | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Научно – методический совет |
1.10. | Обмен опытом через систему взаимопосещений уроков и внеурочных мероприятий | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.11. | Участие педагогов школы - интерната в районном профессиональном конкурсе «Педагог года», «Самый классный - классный руководитель». | Администрация | 2013 – 2014г.г. | Педагогический совет |
1.12. | Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов.
| Педагог-психолог | 2013 – 2014г.г. |
VI. Создание в школе-интернате современной системы воспитания подрастающего поколения.
1.1. | Совершенствование системы воспитательной работы в школе-интернате | Администрация | 2013 – 2014г.г. |
1.2. | Создание условий для всестороннего развития обучающихся. | Администрация, классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.3. | Разработка и апробация новых методов воспитания, направленных на формирование детского коллектива | Научный совет, классный руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.4. | Разработка и апробация новых методов воспитания, направленных на успешную социализацию учащихся (развитие социального воображения и социального интеллекта) | Научный совет, классный руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.5. | Проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений, вредных для организма явлений | Заместитель директора по безопасности, социальный педагог, классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.6. | Организовать разработку и внедрение активных форм психологического сопровождения, профилактики школьной и социальной дезаптации учащихся | Администрация, педагог-психолог, социальный педагог | 2013 – 2014г.г. |
1.7. | Создание условий для самореализации обучающихся в системе внеурочной деятельности | Классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.8. | Оказание педагогической помощи в жизненном самоопределении | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.9. | Ориентация всего воспитательного процесса на потребности семьи и ребёнка | Администрация, классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
2.0. | Участие в областных и городских конкурсах | Администрация | 2013 – 2014г.г. |
2.1. | Анализ состояния воспитательной работы в школе-интернате | Администрация | 2013 – 2014г.г. |
VII. Система взаимодействия и сотрудничества с семьёй учащихся
1.1. | Включение семьи в учебно-воспитательную деятельность | Педагоги | 2013 – 2014г.г. |
1.2. | Повышение психолого-педагогических знаний родителей через:
| Администрация, классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.3. | Ориентация всего воспитательного процесса на потребности семьи и ребёнка | Администрация, классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
1.4. | Решение вопросов жизнеустройства воспитанников школы-интерната из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи родственников (лиц, их заменяющих) в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и Федеральной целевой программой "Россия без сирот». | Администрация, классные руководители, воспитательский корпус | 2013 – 2014г.г. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое обеспечение проекта (Таблица 2).
№ п/п | Ф.И.О. сотрудника | Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) | Наименование проектов (муниципальных, школьных), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3-х лет | Функционал специалиста в проекте организации-заявителя |
1 | Сезонова Ольга Викторовна | Директор, высшее | Программа «Зеленая лаборатория» | Руководитель проекта |
2 | Соснина Светлана Валентиновна | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшее | Программа «Школа здоровья»; Программа «Школа здоровья» | Координатор проекта |
3 |
| Заместитель директора по воспитательной работе, высшее | Православная программа «Лествица»; | Консультант проекта |
4 | Ёлкин Павел Иванович | Заместитель директора по административно-хозяйственной работе, среднее специальное | Программа «Зеленая лаборатория» | Консультант проекта |
5 | Промский Игорь Александрович | Заместитель директора по безопасности, высшее | Программа «Школа здоровья» | Консультант проекта |
6 | Белкина Светлана Сергеевна | Учитель начальных классов, высшее | Православная программа «Лествица» | Исполнитель проекта |
7 | Бодерскова Людмила Леонидовна | Воспитатель, среднее специальное | Программа «Зеленая лаборатория» | Исполнитель проекта |
8 | Виндюкова Раиса Андреевна | Воспитатель, среднее специальное | Программа «Школа здоровья» | Исполнитель проекта |
9 | Жиденькова Варвара Николаевна | учитель-логопед, высшее | Программа «Рекреационная деятельность» | Исполнитель проекта |
10 | Карова Елена Владимировна | Воспитатель, высшее | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
11 | Колачева Наталья Владимировна | Воспитатель, высшее | Программа «Школа здоровья» | Исполнитель проекта |
12 | Колмыкова Ольга Николаевна | Педагог-психолог, высшее | Православная программа «Лествица» | Исполнитель проекта |
13 | Копытина Ирина Сергеевна | Воспитатель, высшее | Программа художественно-творческого объединения «Радуга» | Исполнитель проекта |
14 | Крылова Людмила Александровна | Воспитатель, среднее специальное | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
15 | Кудинова Елена Владимировна | Учитель истории, высшее | Программа «Зеленая лаборатория» | Исполнитель проекта |
16 | Кукушкина Елена Ивановна | Воспитатель, высшее | Программа «Рекреационная деятельность» | Исполнитель проекта |
17 | Купецкая Светлана Сергеевна | Воспитатель, высшее | Программа «Школа здоровья» | Исполнитель проекта |
18 | Куренкова Антонина Владимировна | Воспитатель, среднее специальное | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
19 | Лизунова Наталия Михайловна | Учитель математики, высшее | Программа «Рекреационная деятельность» | Исполнитель проекта |
20 | Матвеева Юлия Викторовна | Учитель трудового обучения, высшее | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
21 | Никитина Татьяна Николаевна | Воспитатель, среднее специальное | Программа «Школа здоровья» | Исполнитель проекта |
22 | Перова Анна Васильевна | Воспитатель, высшее | Программа «Рекреационная деятельность» | Исполнитель проекта |
23 | Попова Надежда Павловна | Учитель начальных классов, высшее | Программа художественно-творческого объединения «Радуга» | Исполнитель проекта |
24 | Попугаева Лариса Владимировна | Учитель русского языка, высшее | Православная программа «Лествица» | Исполнитель проекта |
25 | Саблина Светлана Алексеевна | Учитель биологии, высшее | Программа «Зеленая лаборатория»; Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
26 | Самойлова Марина Николаевна | Социальный педагог, среднее специальное | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
27 | Сидорова Наталья Николаевна | Воспитатель, среднее специальное | Программа «Зеленая лаборатория» | Исполнитель проекта |
28 | Техова Марина Ивановна | Учитель швейного дела, высшее | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
29 | Фирсова Елена Вячеславовна | Учитель физической культуры, среднее специальное | Программа «Школа здоровья» | Исполнитель проекта |
30 | Фокин Александр Сергеевич | Учитель технического труда, высшее | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
31 | Хлудова Татьяна Петровна | Учитель русского языка, высшее | Программа «Рекреационная деятельность» | Исполнитель проекта |
32 | Чернова Вера Леонидовна | Учитель начальных классов, среднее специальное | Православная программа «Лествица» | Исполнитель проекта |
33 | Язерян Светлана Владимировна | Воспитатель, высшее | Программа «Школа здоровья» | Исполнитель проекта |
34 | Ященко Лариса Павловна | Учитель швейного дела, высшее | Программа «Профориентация» | Исполнитель проекта |
Нормативно – правовое обеспечение проекта (Таблица 3).
№ п/п | Наименование нормативного правового акта | Основные положения |
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" | Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. | |
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" | «Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования». «Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов". | |
Закон Московской области «Об образовании» Принят Постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009г. N 3/77-П | «Организация предоставления общедоступного и бесплатного… основного общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, … образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». | |
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010г., Пр-271) | «… Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…» | |
Конституция РФ. Принята Всенародным голосование 12.04.1993г. (ст. 43 п. 1, 5) | «Каждый имеет право на образование»; «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» | |
Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.) | «… Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности… Признавая, что во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании». | |
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 7 п. 3, ст. 9 п.п. 1-4) | «Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка… могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования… труда и социального развития… и других органах, занимающихся защитой прав детей». | |
Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. №288 (п.4) | Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. | |
Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.04.2007г. №ВФ-577/06/2608-ВС «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах, домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование» (4 абзац) | «В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» | |
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» | «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности». | |
Письмо Министерства образования РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (п.10, п.12, п. 18) | «В специальных (коррекционных) образовательных учреждений… воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям навыки по различным профилям труда»; «В коррекционных учреждениях VIII вида организуется обучение… с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства воспитанников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования»; «В группах продленного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется обучение… по формированию и развитию продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений; включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд; расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме. Формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности» |
Основные проекты за 2010 – 2013г.г. (Таблица 4)
№ п/п | Период реализации проекта | Название проекта | Источники и объем финансирования | Основные результаты |
1. | 2010 – 2014г.г. | Программа «Школа здоровья» |
– 40 тыс. руб.;
– 10 тыс.руб. | 1. Проведение и анализ комплексной диагностики проблем ребёнка; 2. Сохранение и укрепление телесной вертикали и нервно-психической сферы, снятие психологического и психического напряжений и мышечных зажимов. |
2. | 2011 – 2013г.г. | Программа «Профориентация» |
| Умение самостоятельно выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. |
3. | 2010 – 2013г. | Православная программа «Лествица» |
| Воспитание духовно-нравственного и патриотического чувства, интереса к историческим событиям на территории малой родины - Подмосковья |
4. | 2011 – 2013г.г. | Программа «Зеленая лаборатория» |
| Формирование навыков экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. |
5. | 2011 - 2013г.г. | Программа «Рекреационная деятельность» |
| Нейтрализация негативных воздействий повседневной жизни; осознанный выбор «досугового дела» с учетом личности ребенка. |
6. | 2011 – 2013г.г. | Программа художественно-творческого объединения «Радуга» |
| Уметь пользоваться художественным инструментарием, знание творчества художников, владение основными навыками изобразительного искусства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего спортивного мероприятия по социально-бытовой ориентировке с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Юный пожарный»
Практическая отработка навыков противопожарной безопасности...
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по соци...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР
Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....
Коррекционно-развивающая среда на уроках социально-бытовой ориентировки.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование а...