ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО - БЫТОВОГО ТАНЦА "ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI - XIX в.в."
материал (5 класс) на тему

Данная разработка поможет преподавателям хореографии в подготовке теоретическогго и практического материала к уроку историко-бытового и бального танцев. В ней содержится план и ход урока,  краткое описание наиболее популярных танцев XVI - XIX в.в. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по историко-бытовому танцу

 5 класса хореографического отделения

МОУ ДОД «Школа искусств №1»

класс преподавателя Кобзевой И. М.

Тема урока:                         Эстетика бытового и салонного танца 16 – 19 в. в.

Дата проведения:               11. 05. 2009 г.

Цель:                                  - подведение итогов работы пятого года обучения

Задачи:                               - формирование у обучающихся навыков сценической культуры,

                                                            умения передать танцевальный образ, стиль и   манеру исполнения танцев 16 – 19 в.в.

 

План проведения урока

I.   Организационный момент.

     Вступительное слово педагога о целях и содержании открытого урока.

II. Представление обучающихся. Поклон.

III. Выступление учащихся класса: экзерсис на середине зала:

     - «Веселый бранль» XVI в;

     - исполнение cкорого менуэта и галопа XVII в;

- разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.);

- исполнение полонеза;

- бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.;

IV. Поклон. Оценка учащихся.      

     Подведение итогов выступления.

Ход урока:

.

  1. Организационный момент. Вступительное слово педагога о содержании урока.
  2. Представление обучающихся. Поклон.

Музыкальное сопровождение:   Майкапар. Вальс.

III. Исполнение учащимися танцевальной композиции «Веселый бранль» (XVI в):

Бранль (фр. branle – качание, хоровод) — первоначально народный хороводный, позднее также бальный, придворный танец 15-17 веков. Характерными движениями является покачивание корпуса. Темп танца — умеренно быстрый, оживленный. Народный бранль — энергичен, порывист, чеканен, салонный — более плавен и спокоен, с большим количеством реверансов. Известны его многочисленные разновидности, отличающиеся друг от друга по размеру, темпу, хореографии (простой Бранль, двойной, Бранль прачек, башмака, с факелом и др.). Бранль явился первоисточником всех появившихся позднее салонных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии.

Исполнение cкорого менуэта и галопа XVIII в.:

С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Его называли  «королем танцев и танцем королей». Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Очень важным при исполнении менуэта считалось соблюдение придворной иерархии. Исполнители располагались строго по рангам. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным.

(Г. Ф. Гендель.  Менуэт.

Г. Ф. Гендель.  Галоп)

Разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.):

Контрдансы с построением в каре известны еще в Англии XVII века. В течение времени танцы из двух, трех или четырех пар все больше выходили из моды. Это было свойственно старой придворной традиции, когда небольшое число людей танцевало для остальных, но в более поздние годы, когда все хотели танцевать, такие танцы все больше становились «не к месту». К 1700 году английские контрдансы в подавляющем числе случаев танцевались для любого количества пар — развитие, «поддерживаемое» новыми архитектурными тенденциями к строительству больших ассамблей и танцевальных залов, более подходящих для того, чтобы вместить в себя танцующих. Лансье, исполняемое на музыку Г. Перселла рассчитано на 12 пар и состоит из 5 фигур.

(Г. Перселл.  Hole in the Wall)

Исполнение полонеза.

 Полонез (франц. polonaise — «польский») — танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» (chodzony). Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции в нем начинают принимать участие и женщины.

В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял простоту, свойственную народному танцу. В 18 веке он распространился по всей Европе как придворный танец и с этого времени получил свое название. Полонез становится одним из самых популярных танцев всей Европы,  торжественным танцем-шествием, открывающим торжественные танцевальные вечера. Под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В этом танце не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз и, несмотря на причудливый и сложный рисунок, исполнение полонеза не представляло особого труда. Основным движением танца был изящный и легкий шаг с плавным неглубоким приседанием на третьей четверти каждого такта. Танцующие также исполняли реверансы и поклоны. Полонезу были свойственны строгая, горделивая осанка, собранность и подчеркнутое внимание к своей даме. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Кавалер первой пары, который  был ведущим, изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны.

(М. Глинка. Иван Сусанин. Полонез.)

Бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как (юбка), и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. Однако слово котильон обозначало также круговое построение в контрдансах. По-видимому, именно контрдансы и стали родоначальниками этого нового танцевального жанра. По сути своей это танец-игра. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами.

 Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже.  Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой, другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться.

 Фигур в котильоне было великое множество. В целом количество фигур котильона, также как вальса или мазурки никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров.

Есть фигуры (чаще всего число танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой - платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки - наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках / магазинах / лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися. Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 - начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т.к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные.  Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

(Г. Свиридов. Музыкальная иллюстрация к повести Пушкина "Метель")

IV. Поклон. Подведение итогов и оценка учащихся.

Выступление обучающихся – подведение итога работы пятого года обучения.

Основными требованиями к открытому уроку являются: демонстрация знаний техники исполнения танцевальных движений и композиции показанных постановок, умение по возможности точно передать атмосферу той эпохи, в которой эти танцы существовали.

Подготовленные классом композиции прозвучали ярко и образно. Обучающиеся справились с композиционными и техническими трудностями программы. Показали знание теоретических основ историко-бытового танца и этапов его развития на протяжении 16 – 19 в.в.

Используемая литература:

  1. Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. -  Челябинск, 1996.
  2. Васильева-Рождественская  М. Историко-бытовой танец. -  М., 1969.
  3. Ивановский Н. П. Бальный танец 16 – 19 веков. – М., 2000 г.
  4. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://villanella.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭТОТ ТАНЕЦ МНОГОЛИКИЙ» Сценарий разработка отчётного концерта по историко – бытовому и современному бальному танцу

      На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества.        Исторический танец занял значительно...

презентация к открытому уроку по историко - бытовому танцу

краткая история танцевальной культуры XVI века...

Презентация по историко-бытовому танцу

Эта презентация предназначена для урока хореографии для 4-х классов. У меня по рабочей программе 4-е классы изучают историко-бытовой танец. Презентация помогает учащимся понять культуру и моду того пе...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ по теме: «Обобщение по теме «Питание»

Цель: формирование элементарных кулинарных умений и навыков. Задачи:- актуализировать знания о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, первичной обработке овощей;- формиро...

Открытый урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств"

   Представлен открытый урок в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств". При проведении урока использовались различные образовательные технологии: игровая техно...

План-конспект открытого урока по "Историко-бытовому танцу"

Шедевр - уникальное, непревзодённое творение. Высшее достижение искусства, мастерства....