Программа кружка дополнительного образования "Экология вокруг нас"
материал по экологии (8 класс) на тему
Программа кружка дополнительного образованият "Экология вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_vokrug_nas.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1996»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора Руководитель __________Е.В. Сухаревская _____________А.В. Адамич «27» августа 2015 г. «28» августа 2015 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Экология вокруг нас»
на 2015-2016 учебный год
Срок реализации программы 2 года
Программа рассчитана на учащихся 8 –х классов (возраст 14-15 лет)
Количество учебных часов в неделю: 2 ч.
Составитель: Ситникова Елена Николаевна
учитель биологии
Рассмотрено на заседании м/ о
Дополнительного образования
Протокол № 1 от « 26 » августа 2015 года
_____________ Н.Л. Титова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к образовательной программе дополнительного образования «Экология вокруг нас»
(далее – Программа)
Направленность программы кружка «Экология вокруг нас» эколого-биологическая.
Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных. Эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек-часть живой природы; его назначение-познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Экология вокруг нас» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.
Данная Программа является модифицированной, направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
Новизна Программы заключается в том, что:
- современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного края для решения проблемных ситуаций эколого-биологического плана;
- проектно-исследовательская деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой.
Актуальность Программы обусловлена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
Цель данной Программы – развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Задачи Программы.
Образовательные задачи:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- научить работать со справочниками и определителями;
- научить оформлять исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,
уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности
по улучшению и сохранению природной среды,
пропаганде природоохранительных знаний,
нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Развивающие задачи:
- развивать способность оценивать состояние природной
среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развивать духовную потребность в общении с природой,
осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности
природы как источника материального и духовного развития общества.
Отличительной особенностью данной Программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.
Все это особенно важно для воспитания потребности сегодняшнего школьника в становлении мировоззрения и формирования будущей личности.
В реализации Программы участвуют дети от 14 до 15 лет. Срок реализации Программы 2 года обучения.
Формы и режим занятий
Занятия:
- беседы
- экскурсии
- лекции
- консультации
- мониторинг
- исследовательские работы
- полевые исследования
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом ребенком.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать :
- что изучает экология;
- простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
- права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
- правила поведения в природе;
- правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
- главные особенности природы своей местности;
- элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
- различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
- меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- понятие об экологическом кризисе;
- важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
- видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
- анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
- оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
- подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
- приводить примеры загрязнения окружающей среды;
- работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
- объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
- проводить подкормку птиц;
- охранять растения и животных;
- озеленять территорию школы;
Ожидаемый результат:
- Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности.
- Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
- Развитие творческого мышления.
- Развитие креативности мышления.
- Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
- Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
- Участие конкурсах, конференциях.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- тестирование
- анкетирование
- защита проектов, рефератов
- письменный отчет
- конкурс
- экологическая викторина
- конференция
1 год обучения
Цель: уметь самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Задачи:
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
-умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на окружающую среду,
-умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты.
Учебно-тематический план 1 года обучения (72ч.)
Тема. | Количество часов. | Основное содержание. | ||
Всего | теорет. | практ. | ||
1.Введение. | 3 | 3 | - | Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. |
2.Знакомство с простейшими исследовательскими методиками. | 20 | 10 | 10 | Знакомство и овладение простейшими методиками сбора материала, обработки данных, обобщения и формулировки выводов. Проведение простейших фенологических и экологических микроисследовательских работ с последующей обработкой результатов. |
3.Музейные занятия. | 8 | - | 8 | Проводятся в течение учебного года как одна из разновидностей обработки и представления результатов. |
4.Человек и окружающая среда. | 21 | 8 | 13 | Здание – как окружающая среда человека, знакомство с простейшими методиками экологической экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного здания. |
5.Фенологические наблюдения. | 20 | 3 | 17 | Фенологические наблюдения в природе как основа наблюдений за явлениями взаимосвязи живой и неживой природы. Составление фенологического «древа» за весенний период. |
Итого: | 72 | 24 | 48 |
Содержание программы 1 года обучения
№ занятия. | Тема занятия. | Форма занятия. |
Тема: Введение 3 часа. | ||
1 | Организационное занятие. Выбор актива кружка. Составление плана работы. | |
2-3 | Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. | Теоретическое занятие. |
Тема: Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (20 часов). | ||
4-8 | Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. | Теоретическое занятие. |
9-15 | Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение» | Экологический мониторинг. |
16-18 | Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов. | Практически-поисковое. |
19-20 | Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды. | Теоретическое занятие. |
21 | Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе» | Экскурсия. |
22-23 | Оформление результатов экскурсии. | Практическое занятие. |
Тема: Музейные занятия 8 часа (по всему курсу) | ||
24-31 | Музейное занятие. Начало оформления стенда «Исследования в природе» | Практическое занятие. |
Тема: Человек и окружающая среда (21 час) | ||
32-34 | Человек и окружающая среда. | Теоретическое занятие. |
35-37 | Изучение простейших методик экспертизы школьного здания. | Теоретическое занятие. |
38-40 | Изучение простейших методик экспертизы школьного здания. | Теоретическое занятие. |
41-44 | Оценка температуры и влажности школьных помещений. | Практическое занятие. |
45-48 | Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещения. | Практическое занятие. |
49-52 | Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений. | Практическое занятие. |
Фенологические наблюдения ( 20 часов). | ||
53-55 | Основы фенологии как науки | Теоретическое занятие |
56-63 | Приемы фенологических наблюдений за климатом, растительным и животным миром, деятельностью людей. | Практическое занятие. |
64-68 | Составление фенологического «древа» за весенний период. | Практическое занятие. |
69-72 | Составление фенологического «древа» за весенний период. | Практическое занятие. |
2 год обучения
Цель: знать основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.
Задачи:
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.
активное участие в коллективной познавательной деятельности.
-умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на окружающую среду,
Учебно-тематический план 2 года обучения (72ч.)
Тема. | Количество часов. | Основное содержание. | ||
Всего | теорет. | практ. | ||
1.Введение. | 3 | 3 | - | Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. |
2.Биологический мониторинг. | 34 | 12 | 22 | Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью контроля и прогноза. |
3.Музейные занятия. | 8 | - | 8 | Проводятся в течение учебного года как одна из разновидностей обработки и представления результатов. |
4.Полевая экология. | 22 | 4 | 18 | Знакомство с полевыми исследованиями. Изучение фитоценозов окрестности школы, закладка пробных площадок, простейшие геоботанические описания. |
5.Творческий отчет кружка. | 5 | - | - | Представление работ членов кружка за учебный год. |
Итого: | 72 | 17 | 48 |
Содержание программы 2 года обучения
№ занятия | Тема занятия. | Форма занятия. |
Тема. Введение (3 часа.) | ||
1 | Организационное занятие. Выбор актива кружка. Составление плана работы. | |
2-3 | Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. | Теоретическое занятие. |
Тема. Биологический мониторинг (34 часа). | ||
4-7 | Что такое биологический мониторинг | Теоретическое занятие |
8-18 | Природа родного края | Практическое занятие |
19-22 | Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны. | Теоретическое занятие |
23-33 | Составление «Красной книги» Москвы и Московской области | Практическое занятие |
34-37 | Подведение итогов, оформление результатов | Теоретическое занятие |
Тема. Музейные занятия 8 часа (по всему курсу) | ||
38-45 | Музейное занятие. Начало оформления стенда «Исследования в природе» | Практическое занятие. |
Тема. Полевая экология (22 часа). | ||
46-49 | Знакомство с простейшими методиками полевых исследований | Теоретическое занятие |
50-55 | Закладка пробных площадок для описания фитоценозов | Практическое занятие |
56-61 | Простейшие геоботанические описания | Практическое занятие |
62-67 | Простейшие геоботанические описания | Практическое занятие |
68-72 | Творческий отчет кружка. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 №
Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.
Фёдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране окружающей среды. М: ВЛАДОС, 2001 - с. 177; 203
ХотунцевЮ.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001 - с. 163
Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.
Различные интернет- ресурсы на усмотрение педагога и обучающихся.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Компьютер.
2.Экран.
3.Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
Программа КРУЖКА «Удивительный мир вокруг нас» 6 - 7класс
ПРОГРАММА КРУЖКА « УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС» ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЕТ РАСШИРЕНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ ИХ ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ....
Программа кружка: "Лекарственные растения вокруг нас"
Программа кружка для учеников 9 класса...