Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_zhuralist._versiya2.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №103
Советского района г. Волгограда
«Юный журналист»
Программа кружка дополнительного образования
детей в возрасте 12 лет
Срок реализации – 1 год
Учитель В.А. Капустина
Разработчик:
Капустина В.А.
Учитель русского языка
и литературы
Волгоград, 2012
Общие положения.
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это учитывать при формировании личности ребенка, внимание к которому как полноправному гражданину в обществе достаточно снижено. Одним из важных средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказываться, утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Назрела необходимость расширять жизненный опыт школьников, вовлекать их в соответствующую их интересам среду, развивать общий творческий потенциал. Необходимо одновременно помогать подросткам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.
Пояснительная записка.
Модифицированная программа составлена на основе примерных программ литературно-творческих кружков, методических рекомендаций юному журналисту («Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях», Издательство научно-методического центра развития дополнительного образования и воспитательных систем Ростовской области,
Печатается по решению методического совета Научно-методического центра развития дополнительного образования и воспитательных систем Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2002 г., 104 с.).
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры обучающихся; обучающиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цели программы:
- познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
- познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела,
- обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов;
- развить творческие способности детей;
- формировать умение ориентироваться в потоке информации;
- воспитать школьника как гражданина.
- создать постоянно действующего актива юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.
Задачи программы:
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
- развитие критического мышление;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся с использованием технических средств
Обучающие:
– формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
– овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса обучающихся;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста;
– формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;
-воспитывать у обучающихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях
– привитие культуры общения;
Практические:
– умение анализировать и отбирать полученную информацию;
– умение применять полученные знания при создании школьной газеты.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- выпуск стенных школьных газет;
– встречи с интересными людьми;
–практическая работа (участие в конкурсах, Интернет – газетах, , публикации в СМИ и др.)
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 12-14 лет.
Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. (72 часа в год). Занятия проводятся по расписанию.
Структура учебного занятия
П/№ | Вид учебно-творческой деятельности |
1 | Формулирование целей и задач занятия |
2 | Основное содержание |
3 | Задания для самостоятельной и творческой работы обучающихся |
4 | Отдых, подвижные игры |
5 | Консультация |
6 | Отработка практической части по теме занятия |
7 | Контроль знаний по теме занятия |
8 | Подведение итогов занятия |
9 | Релаксация |
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы необходимо наличие у детей компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов.
Оценка результатов освоения программы осуществляется:
- диагностикой знаний в процессе собеседований;
- тестированием;
- организацией вовлечения обучающихся в работу общешкольной газеты.
Результаты обучения
Обучающиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Учебно-тематический план
№ п\п | Название темы | Общее количество часов | В том числе: | |
теоретические | практические | |||
Первый год | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | ||
Знакомство с целями и задачами программы. Знакомство с учащимися, распределение обязанностей. | 1 | 1 | ||
2. | Журналистика в России. Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России. Обсуждение проблем современной журналистики в стране. | 1 | 1 | |
3. | Журналистское произведение | 2 | ||
Рождение журналистского произведения. Замысел произведения. Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза | 1 | |||
4 | Журналистика как профессия | 2 | ||
Место и роль журналистики в современном обществе. Функции журналистики. Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ | 1 | |||
Практическая работа Беседа на тему «СМИ – четвертая власть» | 1 | |||
5 | Типы речи. | 2 | ||
Повествование, описание, рассуждение. | 1 | |||
Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение) | 1 | |||
6 | Стили речи | 2 | ||
Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический). Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 | 1 | ||
7 | Публицистический стиль. Его особенности (лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные) | 2 | 1 | |
Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля | 1 | |||
8 | Методы сбора первичной информации. Наблюдение. Эксперимент. Интервью. | 2 | ||
9 | Интервью как метод сбора информации | 2 | 1 | |
Практическая работа по интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании. | 1 | |||
10 | Литературное редактирование текста | 4 | ||
Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление | 1 | 1 | ||
Виды правок текста. | 1 | 1 | ||
11 | Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий | 2 | 1 | |
Практическое занятие. Различие газеты и журнала. | 1 | |||
12 | Как делается газета | 2 | ||
Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.) | 1 | |||
Практическое занятие «Моя любимая газета» | 1 | |||
13 | Заголовок и лид в газете | 4 | ||
Функции заголовка и лида в газете | 2 | |||
Практическое занятие | 2 | |||
14 | Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. | 2 | ||
Понятие о жанре | 1 | |||
Жанрообразующие факторы | 1 | |||
15 | Информационные жанры. Общая характеристика | 2 | 2 | |
16 | Заметка | 4 | ||
Заметка как жанр | 2 | |||
Практическая работа | 2 | |||
17 | Интервью | 4 | ||
Интервью как жанр | 2 | |||
Практическая работа | 2 | |||
18 | Репортаж | 4 | ||
Репортаж как жанр | 2 | |||
Практическая работа | 2 | |||
19 | Отчет как жанр | 4 | ||
Отчет. Виды отчетов | 2 | |||
Практическая работа | 2 | |||
20 | Аналитические жанры, их особенности | 2 | 2 | |
21 | Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая) | 4 | 2 | |
Практическая работа по статье | 2 | |||
22 | Рецензия | 4 | ||
Рецензия как жанр | 2 | |||
Практическая работа | 2 | |||
23 | Обзор и обозрение | 2 | ||
Обзор и обозрение | 1 | |||
Практическая работа | 1 | |||
24 | Комментарий | 4 | ||
Комментарий как метод и как жанр | 2 | |||
Практическая работа | 2 | |||
25 | Художественно-публицистические жанры. Очерк как жанр | 4 | 2 | |
Практическая работа | 2 | |||
26 | Зарисовка | 2 | ||
Зарисовка как жанр | 1 | |||
Практическая работа | 1 | |||
27 | Подведение итогов работы кружка | 2 | 1 | |
Практическая работа | 1 | |||
Всего занятий | 72 | 42 | 30 |
Содержание программы.
Тема 1 (1 час). Вводное занятие. Знакомство с учащимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.
Формы занятий: урок-знакомство, инструктаж по технике безопасности
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера).
Тема 2 (1 час). Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.
Практическая работа: беседа с учащимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы о проблемах современной журналистки.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: основные вехи истории отечественной журналистики
Тема 3 (2 часа.) Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.
Практическая работа: Написать материал по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема
Тема 4 (2 часа). Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.
Практическая работа: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: профессия журналист
Тема 5 (2 часа). Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.
Практическая работа: написать работу- портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение типов речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типы речи, повествование, описание, рассуждение
Тема 6 (2 часа). Стили речи. Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Практическая работа: определить стиль произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение стилей речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.
Тема 7 (2 часа). Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Практическая работа: Уметь выявлять характерные признаки публицистического стиля.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение стилей речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.
Тема 8 (2 часа). Методы сбора информации. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.
Практическая работа: Собрать материал, используя известные методы. Подготовить «правильный список вопросов».
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Тема 9 (2 часа). Интервью как метод сбора информации. Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Практическая работа: Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Тема 10 (4 часа). Литературное редактирование текста. Понятие литературного редактирования, виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.
Практическая работа: Отредактировать текст.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная работа по редактированию текста
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка
Тема 11 (2 часа). Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий. Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типология печати
Тема 12 (2 часа). Как делается газета. Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).
Практическое задание: охарактеризовать любимую газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.
Тема 13 (4 часа). Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.
Практическая работа: найти различные виды лидов и суметь их проанализировать.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: заголовок, лид
Тема 14 (2 часа). Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Жанр, жанрообразующие факторы
Тема 15 (2 часа). Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: информационные жанры
Тема 16 (4 часа). Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание заметки
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: заметка как информационный жанр
Тема 17 (4 часа). Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание интервью
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: интервью как информационный жанр
Тема 18 (4 часа). Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание репортажа
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: репортаж как информационный жанр
Тема 19 (4 часа). Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.
Практическая работа:
- проанализировать отчет;
- на одном материале подготовить отчет.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание отчета
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: отчет как жанр
Тема 20 (2 часа). Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: аналитические жанры
Тема 21 (4 часа). Статья. Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание статьи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: статья как жанр
Тема 22 (4 часа). Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии..
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание рецензии
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: рецензия как жанр
Тема 23 (2 часов). Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание обзора и обозрения
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: обзор и обозрение как жанры журналистки
Тема 24 (4 часа). Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание комментария
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: комментарий как жанр
Тема 25 (4 часа). Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа (по группам):
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр
Тема 26 (2 часа). Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание зарисовки
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: зарисовка как жанр.
Тема 27 (2 часа). Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности
Практическая работа – написание размышления на тему: «Чему я научился в результате посещения кружка «Юный журналист».
Всего занятий – 72
Список литературы:
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.
- Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
- Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
- Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
- Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
- Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
- Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Мастерская школьного журналиста"
Школьная газета – это чудо и обыденность…Информационная роль газеты велика, но ещё больше образовательная и воспитательная! Современные информационные технологии должны стать инстру...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
Программа кружка Клуб юного журналиста
Программа кружка по подготовке учащихся к написанию статей для школьной газеты...
программа кружка журналистики "Юный журналист"
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...