Программа кружка: "Лекарственные растения вокруг нас"
рабочая программа (9 класс)
Программа кружка для учеников 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya_vokrug_nas.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Мир растений огромен и разнообразен и оказывает воздействие на все без исключения сферы жизнедеятельности организма человека. Опыт использования растительных средств профилактического и лечебного плана насчитывает тысячелетия. И это не удивительно. Растения, как ведущий компонент питания человека, естественно включается в его метаболизм, оказывают активное влияние на все его органы и функциональную активность. Отсюда и твердое утверждение многих исследователей растений, что «в природе нет болезней, против которых в растительном мире не образовались бы десятки целебных веществ». (Нуралиев Ю. 1988) Характерный пример – энергичные попытки найти растительные, природные средства для лечения трагической болезни нашего времени – СПИДа, предпринимаемые во многих странах мира. В последние годы интерес к лечению лекарственными растениями (фитотерапии) значительно возрос. Этому во многом способствует наличие многочисленных побочных явлений, осложнений при проведении терапии многими современными сильнодействующими синтетическими средствами. Современному человеку в быстром ритме жизни проще и легче выпить таблетку и получить практически мгновенный результат при наличии каких-то симптомов болезни или недомоганиях. Ему не хватает времени, чтобы приготовить экстракты, отвары или настои лекарственных растений и определенным образом применить их. А ведь многие растительные средства комплексного характера обладают целым рядом преимуществ в сравнении с синтетическими препаратами. Это и низкая токсичность или отсутствие таковой, мягкость действия и возможность, в связи с этим, весьма длительного их использования без опасности побочных действий. Все больше рекламируются и появляются в продаже косметические средства на основе экологически чистых и безопасных растительных веществ; все больше говорят о пользе здорового питания, неотъемлемым элементом которого является растительная пища; на телевизионных экранах можно видеть ряд программ, посвященных использованию растений в различных областях нашей жизни.
Таким образом, роль растительного мира в жизни человека трудно переоценить. Человек должен выступать не покорителем природы, а вдумчивым, осторожным участником единого на нашей планете Земля процесса, название которому – жизнь.
Пояснительная записка
Программа кружка «Лекарственные растения вокруг нас» предназначена для учащихся 9-х классов. Предлагаемая программа имеет пропедевтический характер, рассчитана на 34 часа и предполагает использование активных форм обучения – семинары, лекции с элементами беседы, сообщения учащихся, практические работы, игры, а также текущий контроль – в виде тестов и итоговый контроль – защита рефератов. Данные формы обучения способствуют формированию исследовательской деятельности, развивают самостоятельность и творческую инициативу учащихся.
Цель программы:
- научить определять и правильно применять знания о свойствах растений;
- научить правилам сбора лекарственных растений;
- формирование интереса к наукам о растениях и их практическом использовании в различных сферах жизни человека;
- формирование понятия актуальности данной темы.
Задачи программы:
- показать необходимость знаний о лекарственных растениях для практического применения их в повседневной жизни;
- способствовать расширению кругозора учащихся, используя дополнительную литературу и материал;
- воспитать убежденность в правильности использования лекарственных средств в жизни современного человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять результаты наблюдений;
- применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья;
- проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о лекарственных растениях с использованием различных источников;
- оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
- определять растения.
Учащиеся должны знать:
- свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;
- правила сбора лекарственных растений;
- какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов.
Содержание программы кружка (34 часа)
Тема 1. «ОтЧАЯнная любовь». Биография чая. Производство. Технология переработки. Практическая работа №1 «Чайная церемония». Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев. О пользе употребления чая. Практическая работа №2 «Чайная косметология».
Тема 2. «Историческая оранжерея». Новеллы – задачи. Легенды и былины о растениях. Тест «Угадай меня».
Тема 3. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений. Практическая работа №3 «Сбор и первичная обработка лекарственных растений», Практическая работа №4 «Полная обработка и закладка на хранение лекарственных растений».
Тема 4. «Что в имени тебе моем…». Фармакологические свойства отдельных растений. Практическая работа №5 «Приготовление отвара, настоя, экстракта лекарственных трав».
Тема 5. Растения как корректоры физиологических функций, активаторы мышечной и умственной деятельности.
Тема 6. «Свет мой, зеркальце, скажи…». Косметические и парфюмерные свойства. Тест. Практическая работа №6 «Изготовление косметического средства с использованием растений».
Тема 7. «Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты». Растения в питании человека. Растительная пища на нашем столе. Практическая работа №7 «Приготовление растительных блюд и выявление их пользы для организма человека».
Тема 8. Подведение итогов. Решение экологических задач.
Тема 9. Защита рефератов.
Учебно-тематический план (34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | «ОтЧАЯнная любовь». Биография чая. Производство. Технология переработки. Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев. О пользе употребления чая. | 4 | Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа №1,2. |
2. | «Историческая оранжерея». Новеллы – задачи. Легенды и былины о растениях. Тест «Угадай меня». | 3 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Тест. |
3. | Сбор, обработка, хранение лекарственных растений. | 5 | Лекция. Практическая работа №3,4. |
4. | «Что в имени тебе моем…». Фармакологические свойства отдельных растений. | 4 | Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа №5. |
5. | Растения как корректоры физиологических функций, активаторы мышечной и умственной деятельности. | 4 | Беседа. Сообщения учащихся. |
6. | «Свет мой, зеркальце, скажи…». Косметические и парфюмерные свойства. Тест. Косметические и парфюмерные средства. | 4 | Беседа. Игра. Тест. Практическая работа №6. |
7. | . «Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты». Растения в питании человека. Растительная пища на нашем столе. | 4 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа №7. |
8. | Итоговое занятие. Решение экологических задач. | 4 | Решение экологических задач. |
9. | Защита рефератов. | 1 | Конференция. Защита рефератов. |
Темы сообщений и рефератов для учащихся:
- Из истории чая.
- Охрана цветковых растений.
- Косметические и парфюмерные средства на растительной основе.
- Вегетарианство: «за» и «против». Растения в питании человека.
- Растения на страже здоровья.
Литература и другие источники информации:
- Гаммерман А.Ф., Гром И.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР – М.:Медицина, 1976.
- Ковалева Н.Г. Лекарственные растения: очерки и фитотерапия. – М.: Медицина, 1971.
- Литвинов А.В. «История становится ближе»: задачник. – М.: Народное образование, 1996.
- Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Нуралиев Ю. Лекарственные растения. – Душанбе, 1988.
- Пашинский В.Г. Лечение травами. – Томское изд. 1989.
- Сало В.М. Из биографии чая. – Биология в школе №8/2006.
- Свиридонов Г.М. Лесной огород. – М.: Молодая гвардия, 1984.
- Свиридонов Г.М. Родники здоровья. – М.: Молодая гвардия, 1986.
- Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. М.: Медицина, 1974.
- Учебное электронное издание. Биология 6-11 класс. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс...
Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»
Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...
Авторская программа по экологии "Растения вокруг нас" 6 класс
Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на один год для учащихся 6 классов. Д...
Внеклассное мероприятие: "Комнатные растения вокруг нас"
Внеклассное мероприятие, посвященное комнатным растениям. В ходе проведения мероприятия детям предоставляется возможность закрепить свои знания, а также получить новую информацию в соревнователь...
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Растения вокруг нас!»
«Растения вокруг нас!»Цель: систематизировать и обобщить знания по царству: «Растения».Задачи: формировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро ориентироватьс...
Растения вокруг нас
Внеклассное мероприятие для 5 класса...
Растения вокруг нас
презентация к внеклассному мероприятию растения вокруг нас...
- Мне нравится (1)