Экологическое воспитание детей в совместной деятельности и в повседневной жизни
статья по экологии по теме
Экологическое воспитание детей в совместной деятельности и в повседневной жизни (Из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vystupleniya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в совместной деятельности и в повседневной жизни
(Из опыта работы)
Проблема взаимосвязи человека с природой не новая, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. И в условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Педагоги уже сегодня призваны проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. В настоящее время экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни, так как на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания.
А что такое экологическое воспитание? Экологическое воспитание — это формирование у детей экологического сознания и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающих понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство, формирование бережного отношения к природе, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств. И начинать экологическое воспитание надо с раннего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Таким образом, в современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания детей приобретает особую остроту и актуальность.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления школьников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского школьного воспитания в статьях, методических работах многих известных педагогов.
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания школьников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно с детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников и школьников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования школьников.
Вопрос об экологическом воспитании и в нашей школе на сегодняшний день остается актуальным. Экологическое воспитание в нашей школе направлено на формирование у обучающихся:
- целостной картины мира;
- критического отношения к жизненному опыту;
- ценностной основы суждений и оценок.
В процесс экологизации образовательного процесса мы включаем разнообразные формы работы:
- проведение интегрированных уроков по разным предметам ( например мы практикуем проведение интегрированных уроков географии с учителем ОБЖ Муратовым);
- проведение внеклассных мероприятий;
- организацию исследовательских проектов;
- анкетирование школьников;
- проведение экологических акций;
- изготовление стендов и стенгазет;
- выставки поделок из природных материалов;
- выставки рисунков;
- фотовыставки;
- дидактические игры и игровые моменты на занятиях;
- конкурсы и игры;
- учебно-исследовательские конференции;
- соревнования, КВН;
- демонстрацию презентаций, экологических представлений;
- озеленение школьных кабинетов и рекреаций, школьного двора;
-экологические праздники «День Земли», «День воды»;
- тематические классные часы «Лес – наше богатство», «Хлеб всему голова»;
- изучение и создание экологической тропы;
- лекторий для родителей и детей «Антиникотиновое воспитание»;
- экологические экскурсии и походы;
- акция «Птичка»;
- деятельность кружка «Глобус»;
- изучение экологической ситуации школы, села, района и т. д.
Особое значение нами придается проведению экологических экскурсий на различные объекты родного края. Совместно с ученическим сообществом мы в начале каждого учебного года планируем маршруты экскурсий. Учащиеся создают рабочие группы, каждая группа получает определенные задания, ведется тщательная подготовительная работа. Каждый ученик твердо знает свои задачи, идет на экскурсию обязательно с планшетом, делает заметки, фоторепортажи и т.д. после экскурсии все материалы обрабатываются, делаются творческие отчеты в виде презентаций, буклетов, фотовыставок. Завершающим звеном в этой цепочке являются научно-практические конференции, где учащиеся с удовольствием делятся со своими новыми познаниями окружающего мира. С учащимися нашей школы в последние учебные годы организованы экскурсии в Кунгурские ледяные пещеры, экскурсии по маршруту Девятерня-Елабуга, Девятерня-Менделеевск – Набережные Челны – Нижнекамск. В прошлом году посетили в национальный парк «Нижняя Кама». В нынешнем учебном году организовали с учащимися 7 и 8 классов однодневный туристический поход по маршруту Девятерня-Кондузла-Красный Бор-Девятерня. Она прошла при содействии и непосредственном участии участкового лесничего Красноборского лесоучастка Гослесхоза Мударисова Ильдуса Раисовича, который глубоким знанием своего дела, наглядным приподнесением материала вызвал восторг у учащихся. Так с учащимися предпрофильных классов изучается взаимодействие человеческой деятельности и экосистемы.
Все эти формы обучения направлены на формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Но полученные экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности. Одним из способов достижения экологического отношения ребенка к природе на эмоционально-чувственных началах является совместная работа преподавателя и ребенка в раннем возрасте.
Современная школьная педагогика также придает большое значение совместной деятельности: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к дальнейшему продолжению образования. Как преподаватель с достаточно большим педагогическим опытом я уверен: только эффективное педагогическое сотрудничество дает свои желаемые результаты в образовательном процессе, и экологическое воспитание – не исключение.
Рассмотрим основные типы совместной деятельности, применяемые мною в экологическом воспитании.
1) Совместная деятельность первично-ознакомительного типа. На протяжении раннего периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передаю детям в совместной деятельности первично-ознакомительного типа. Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
Повышает познавательную активность детей и применение различных познавательных игр на уроках. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов или слайдов, рассказ педагога. Первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова педагога (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово учителя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями учителя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
2) Совместная деятельность углубленно-познавательного типа.
Содержание мероприятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой. Тематика таких мероприятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика, доступны пониманию и усвоению школьниками. Это игры, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных. Мероприятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию школьников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления школьника.
3) Уроки обобщающего типа.
На уроках обобщающего типа педагог ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в школьном возрасте? Я глубоко убежден в том, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего школьного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Обобщающие игры, беседы позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Еще один вид совместной деятельности - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала.
Совместная деятельность педагога и учеников - это творческое дело учителя, её можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивает личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятий.
Наша школа применяет различные методы для изучения особенностей родного края (биоразнообразие флоры и фауны района, заповедные места и памятники природы, природные особенности родного края, состояние окружающей среды, санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических, природных и техногенных факторов на здоровье населения и так далее). Придаем большое значение экологическому образованию и воспитанию всех возрастов детей, в школе функционировал эколого-географический кружок «Глобус». Данный кружок посещали 15 обучающихся во внеурочное время. Ребята узнали многое о проблемах нашего края и проводили разнообразные исследования, начали создавать эколого-географическую площадку. В прошлом учебном году много уделяли время проектной деятельности, так как творческая и исследовательская деятельность вызывает большой интерес у учащихся и они показывают неплохие результаты. Например, на всероссийских дистанционных конкурсах ребята занимали два 2 места, 2 стали победителями (1место), на межрегиональном конкурсе творческих и проектных работ, организованном МО и Н РТ, 1 работа заняла 3-е, и 1 работа заняла 2-е место. На другом межрегиональном конкурсе творческих и исследовательских работ «Нобелевские надежды КНИТУ 2015» из 6-ти участвующих 1 ученик занял 1 место (тема «Наш будущий бизнес») и 1 школьница заняла 3 место (тема «Туристическая работа в школе»). Со своими проектами дети регулярно участвуют в научно-практических конференциях, экологических фестивалях, делают выступления перед одноклассниками. Также ребята проводят акции по озеленению и благоустройству не только пришкольного участка, но и территории около своего дома. Эти первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Удается декоративно оформлять территорию пришкольного участка, заниматься посадкой саженцев. Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры земледелия, учит их работать в коллективе.
Также актуально сегодня развивать самостоятельность и творчество обучающихся. В связи с этим максимально реализуются поисковые, проектные и исследовательские методы. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала. У обучающихся появляется интерес к исследованиям.
Показателями результативности экологического воспитания в нашей школе могут служить:
· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ; ( многие из них создаются не ради проектов, а именно для того, чтобы внедрить их в практическую деятельность)
· участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах; (некоторые результаты я озвучил в своем выступлении)
· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы, каждое мероприятие планируется и проводится совместно с ученическим коллективом, учитывая их пожелания и рекомендации).
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Моя задача, как педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность
Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...
Экологическое воспитание во внеурочной деятельности
В этом учебном году учащиеся под моим руководством принимали участие в городском экологическом проекте, о котором расскажу в этой статье....
Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"
Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...
Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.
Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе. Экологическое воспитание на современн...
Работа учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Современная совместная деятельность родителей и детей.
Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической к...
«Экологическое воспитание через театрализованную деятельность»
laquo;Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Т...
Экологическое воспитание в проектной деятельности на уроках технологии
Экологическое воспитание в проектной деятельности на уроках технологии....