экология 6 класс рабочая програма
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по экологии 6 класс на основе авторской программы Самковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_6_klass_rabochaya_programa.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа
Принято Утверждаю
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №_____от_______ 2013 ____________К.Н. Василенко
Приказ №_____от_______
Рабочая программа
по (предмету)_________________________экология___________________________
Класс______6_____
Всего часов на учебный год_____35______
Количество часов в неделю_____1______
Составлена в соответствии с программой (название программы с указанием автора и года издания)
Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.______________________________________________
УМК:
Экология. Природа, человек, культура: Учебное пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ В.А.Самкова, Л.И.Шурхал. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.____________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель:
ФИО_____Е.В.Чернякова___
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
районным методическим объединением
Руководитель РМО заместитель директора по УВР
_________________ __________________Е.С. Савченкова
Протокол №_____от__________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа носит интегративный характер и объединяет темы из области различных дисциплин: биологии, географии, литературы, предметов эстетического цикла.
Основная идея, объединяющая разделы программы — неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе "природа — человек".
Изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой, выступает побуждающим мотивом к участию в деятельности по изучению, оценке состояния и охране экосистем своей местности, способствуют становлению экологически ценностного отношения учащихся к окружающему миру.
Программа "Природа. Человек. Культура" направлена на решение ряда задач: формирование у учащихся представлений о природе как универсальной ценности; изучение истории природопользования, национальных традиций, связанных с природой; развитие умений, связанных с изучением и охраной природы родного края; вовлечение учащихся в конкретную экологически направленную деятельность.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Содержание программы | Дата | |
Введение (2 ч) | ||||
1. | Человек – часть природы | Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде. | ||
2. | Человек – часть природы | Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека. | ||
Тема 1. Наши древние корни (4 ч) | ||||
3. | Наша планета до появления человека | Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана. | ||
4. | Происхождение человека | Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство). | ||
5. | Наши древние предки – дети природы | Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару. | ||
6. | Огонь, очаг, жилище | Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов. | ||
Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры (5 ч) | ||||
7. | Хочешь выжить - думай | Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда. | ||
8. | Хочешь выжить - думай | Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия. | ||
9. | Почему человек заговорил | Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От пиктографического письма к буквенному | ||
10. | Как человек получает информацию об окружающем мире | Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод пристального взгляда». | ||
11. | Человек познает природу и самого себя | Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя. | ||
Тема 3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов (5 ч) | ||||
12. | Единство человека и природы в представлениях древних людей | Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы. | ||
13. | Растения и животные – покровители рода | Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира. | ||
14. | Природа и человек в верованиях древних славян | Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика. | ||
15. | Человек и его отношение к природе в различных религиях | Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России. | ||
16. | Обобщение и проверка знаний по темам первого полугодия. | |||
Тема 4. Научные методы в экологии (4 ч) | ||||
17. | Философия об отношении человека к природе | Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер). | ||
18-19. | Методы экологических исследований | Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях. | ||
20. | Моделирование в экологии | Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование | ||
Тема 5. Человек изменяет природу (4 ч) | ||||
21. | Человек и природа | Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. | ||
22. | Противоречия нарастают | Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами. | ||
23. | Бездонна ли «кладовая природы» | Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем | ||
24. | Человек охраняет природу | Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты. | ||
Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве (4 ч) | ||||
25. | Человек и природа в художественном творчестве | Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др. | ||
26. | Человек и природа в художественном творчестве | Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира. | ||
27. | Архитекторы учатся у природы. | Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство.. | ||
28. | Природа в языке символов | Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России. | ||
Тема 7. Экология, человек, культура – Брянская область | ||||
29. | Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Брянской области | Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Брянской области | ||
30. | Памятники древней славянской культуры на территории Брянской области. | Памятники древней славянской культуры на территории Брянской области. | ||
31. | Охраняемые территории и памятники природы Брянской области. | Охраняемые территории и памятники природы Брянской области. | ||
32. | Азбука экологической культуры | Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас. | ||
33. | Обобщение знаний по курсу | |||
34. | Итоговая контрольная работа |
Резерв времени – 1 час
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая програма по истории для 9 класса.
Рабочая программа по истории для 9 класса (УМК Сороко-Цюпа, Данилова)....
Рабочая програма по дисциплине "Скульптура" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
Рабочая программа разработа автором для проведения занятий в ДШИ на основании нормативно-правовых документов министерства образования....
Рабочая програма по дисциплине "Композиция" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
Рабочая программа разработанная автором для работы ДШИ 1-5 класс на основании нормативно-правовых документов министерства образования и культуры....
Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год
Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год...
Рабочая програма 1 класс ФГОС
Содержание программы учебного предметадля 1 классаОсновы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля...
Рабочая програма по алгебре и началам анализа в 10 классе.
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента госу...
Рабочая програма по географии Ступень обучения (класс) - основное общее образование, 5 – 9 класс
Пояснительная запискаДанная рабочая учебная программа по географии для 5-9 класса разработана на основе:1.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N...