Рабочая програма по дисциплине "Скульптура" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа разработа автором для проведения занятий в ДШИ на основании нормативно-правовых документов министерства образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obucheniya_skulptura1.08.2012.doc | 284.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Березовский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
комитет по культуре и средствам массовой информации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Игримская детская школа искусств»
Рабочая программа по дисциплине
«Скульптура»
Художественное отделение
1-5 класс
Исполнитель: Павлова М.В.,
преподаватель
художественного отделения
пгт. Игрим
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплины «Скульптура» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
Учебный курс художественного отделения школы искусств по скульптуре (лепке) рассчитан на пятигодичное обучение детей. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке. Для создания лепного изделия используются различные материалы. Самым распространенными для детского творчества является пластилин, глина, соленое тесто. Существует ещё один прекрасный поделочный материал – опилочная масса. Доступный, экологически чистый, пластичный, благородный и достаточно прочный, из которого можно выполнить самые разнообразные по форме, величине и замыслу лепные изделия.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли.
Новизна программы
В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.
Актуальность программы
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы – воспитание интереса и любви к народному творчеству, вовлечение учащихся в активную творческую деятельность через воспитание стойкого интереса к художественной культуре посредством декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
1. Развить интерес к предмету и обучить основным приёмам и навыкам работы в скульптуре (лепке);
2. Познакомить с древними промыслами Дымковской, Филимоновской, Каргопольской, Чернышенской игрушками и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
3. Воспитывать бережное отношение к народной культуре;
4. Обучение детей разнообразным художественным техникам в работе с глиной (соленое тесто, опилочная масса), лепка изделия из одного куска, лепка при помощи пласта и др., роспись изделия акварелью, гуашью, роспись по объемному изделию и плоскому и т.д.
5. Развивать творческие способности, эстетический вкус, познавательный интерес учащихся;
6. Формирование общечеловеческих ценностей, посредством прикладного искусства.
Основная задача занятий – развить интерес к предмету и дать навыки работы в скульптуре (лепке). Это дает импульс для творческой инициативы, развивает эстетическое и образное мышление, наблюдательность, зрительную память, понимание скульптурных материалов. Определяет возможные пути для дальнейшего обучения.
Учебная нагрузка 1-го и 2-го классов - 2 часа в неделю, 72 часа в год, 3-го, 4-го и 5-го классов по 1 часу в неделю. Занятие проходят один раз в неделю. Не рекомендуется разделять недельную нагрузку на части, это уменьшает результативность занятий. Для обучения принимаются мальчики и девочки 9-15 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом деятельности является практическое занятие.
В вопросе освоения дисциплины дети младших классов на разных возрастных этапах реализуют себя по-разному, согласно психофизиологическим особенностям возраста и индивидуального развития. Изобразительная деятельность протекает преимущественно на эмоционально-чувственной основе. Но уже в 4 классе начинается постепенный переход к пространственно-объемному изображению. Весь первый год обучения посвящен введению в общие способы создания и восприятия целостности – основы художественной формы в скульптуре.
С первого по пятый классы формируется способность к обобщенному восприятию целостности.
На занятиях используют два вида учебных работ: лепка с натуры (куб, шар, орнамент, листик, и др.), второй – лепка по представлению и на основах фантазии, но большее предпочтение в начальном классе отдается урокам лепки по представлению. Занятие это общение с учащимися в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. На каждом занятии перед практической работой, когда учащиеся готовят скульптурный материал (глина, тесто, масса), проводится небольшая вступительная беседа с разъяснением задания и последовательностью этапов выполнения задания. Учащимся предлагают зрительный ряд, включающий реппродукции профессиональных художников и скульпторов, работы самих учащихся. Такая организация учебного занятия становится стимулом к художественной творческой активности учащихся. Кабинет и выставочные стенды оформляются лучшими работами по скульптуре (лепке).
В дальнейшем даются общие понятия о скульптуре, что она имеет объемную трехмерную форму и существует в пространстве, а не на плоскости, и это дает возможность обойти ее со всех сторон. Также учащиеся знакомятся с рельефом (вид скульптуры). Рельеф – объемное изображение на плоскости, в переводе с латинского означает «поднимаю». Важнейшим свойством рельефа является развертывание объемной композиции на плоскости, возможности перспективного построения пространственных планов, создание иллюзии полного объема.
Особого внимания заслуживает лепка мастеров народного промысла – Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Чернышенская игрушки, и т.д. Игрушка создана для общения старшего и младшего поколения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушки. Обобщенный образ игрушки дает возможность домысливать игрушку по-своему. Народная игрушка была плодом коллективного творчества женщин-мастериц. Она учит любить родину и знать свои корни. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире магическом и обрядовом. Глина давала, возможность лепить разнообразные игрушки применяя, различные приёмы (вытягивание, заглаживание и т.д.). Роспись игрушек лаконична, условна, каждое изображение, каждый элемент орнамента заключает в себе определенный смысл и связан с мировоззрением наших далеких предков. Для полного понимания лепки и росписи игрушек используют дидактические пособия. Это таблицы с возможными вариантами народной символики, образцы работ. В начальных классах очень важно как можно чаще показывать детям, чего они достигли, чему научились. Поэтому в конце урока в течение 5 минут подводятся итоги проделанной работы, даются общие характеристики достижений всего класса и демонстрируются удачные изделия.
В занятия внесены игровые элементы. Программа предполагает использовать на занятиях музыкальное сопровождение, что побуждает к творчеству.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков, обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
- принцип деятельностного обучения – важным моментом является то, что учебные занятия взаимодополняемы и имеют практическую направленность. Успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Использование этого принципа заключается в том, что учащимся предлагается на каждом этапе обучения основная и дополнительная литература по темам декоративно-прикладного искусства.
Предполагаемые результаты выполнения программы
Обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с основным материалом, пластмассовыми ножами, стеками;
- основы изготовления лепных изделий из различных материалов;
- способы украшения и росписи лепных изделий;
- народные промыслы игрушки, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Обучающиеся должны уметь:
- делить тесто на части разными способами;
- выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
- соединять детали;
- аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам;
- использовать полученные знания при выполнении творческих заданий;
- обобщать, стилизовать животные и растительные формы;
- трансформировать объемное изделие плоское и наоборот;
- изготавливать скульптурные композиции разными способами украшения лепных изделий.
- анализировать свою работу, исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу, умело, используя приемы и изобразительные формы.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты обучения учащихся, усвоение ими знаний и практических навыков, определяются при выполнении контрольных заданий. Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце каждой четверти и по итогам учебного года.
Учебный план
Предмет | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс |
Скульптура | 2 ч | 1ч | 1ч | 1ч | 1 ч |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 класс |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Азбука скульптурного материала (соленое тесто). | 2 | 1 | 1 |
3 | Лепка медальона «Цветок» | 3 | 1 | 2 |
4 | Лепка птички | 4 | 1 | 3 |
5 | Лепка Чернышенской игрушки. Кукушечки. | 4 | 1 | 3 |
6 | Лепка орнамента в полосе. | 4 | 1 | 3 |
7 | Роспись медальона «Цветок» | 4 | - | 4 |
8 | Роспись птички. | 2 | - | 2 |
9 | Роспись кукушечки | 2 | - | 2 |
10 | Роспись орнамента | 2 | - | 2 |
11 | Лепка Дымковской игрушки. Конек | 6 | 1 | 5 |
12 | Лепка Дымковской игрушки. Индюк. | 6 | 1 | 5 |
13 | Роспись конька | 4 | - | 4 |
14 | Роспись индюка. | 4 | - | 4 |
15 | Лепка на свободную тему. | 6 | 1 | 5 |
16 | Лепка плоского декоративного яблока | 4 | 0.5 | 3.5 |
17 | Лепка плоской декоративной груши | 4 | 0.5 | 3.5 |
18 | Роспись изделий на свободную тему | 2 | - | 2 |
19 | Роспись декоративного яблока, груши | 2 | - | 2 |
20 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
21 | Подведение итогов, выставка-просмотр | 3 | - | 3 |
Итого: | 72 | 12 | 60 |
2 класс |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Азбука скульптурного материала (глина). | 2 | 1 | 1 |
3 | Анималический жанр. Лепка зверей и птиц. | 2 | 0,5 | 0.5 |
4 | Изразцы. История возникновения. «Фантастическая птичка». | 2 | 0.5 | 1.5 |
5 | Ветка рябины в круге. Рельеф. | 2 | 0.5 | 1.5 |
6 | Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор) | 2 | 0.5 | 1.5 |
7 | Роспись плитки, «Фантастическая птичка». | 2 | 0.5 | 1.5 |
8 | Роспись ветки рябины в круге. | 2 | 0.5 | 1.5 |
9 | Роспись листика. | 2 | 0.5 | 1.5 |
10 | Лепка Дымковской игрушки. Козла, конька. | 2 | 1 | 1 |
11 | Лепка пряничных птиц. Петух | 1 | 1 | 1 |
12 | Роспись козла, конька | 2 | 0.5 | 1.5 |
13 | Роспись петуха | 2 | 0.5 | 1.5 |
14 | Лепка изразца. Имитация, рельеф. «Фантастический лев». | 3 | 1 | 2 |
15 | Роспись рельефа. | 2 | 0.5 | 1.5 |
16 | Лепка куклы на конусе. | 3 | 1 | 2 |
17 | Роспись куклы. | 2 | 1 | 1 |
18 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
19 | Подведение итогов, выставка-просмотр | 1 | - | 2 |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
3 класс |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Азбука скульптурного материала (глина). | 2 | 1 | 1 |
3 | Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук). | 4 | 0.5 | 3.5 |
4 | Лепка сосуда «Рыбка». | 4 | 0.5 | 3.5 |
5 | Лепка чернышенской игрушки. Барыня. | 5 | 0.5 | 4.5 |
6 | Народная сказка. Лепка героев сказки. | 5 | 0.5 | 4.5 |
7 | Роспись насекомого. | 2 | - | 2 |
8 | Роспись сосуда «Рыбка». | 2 | - | 2 |
9 | Роспись чернышенской игрушки. Барыня | 3 | - | 3 |
10 | Роспись героев сказки. | 3 | - | 3 |
11 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
12 | Подведение итогов, выставка-просмотр | 2 | - | 2 |
Итого: | 36 | 6 | 30 |
4 класс |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Азбука скульптурного материала (глина). | 1 | - | 1 |
3 | Изготовление полых сферических форм. | 8 | 1 | 2 |
3.1Техника соединения деталей | - | 2 |
3.2Изготовление раковины (полая форма). | 0.5 | 2.5 |
4 | Лепка изразца. Части лица (нос). | 12 | 0.5 | 2.5 |
4.1 Брови, глаз | 0.5 | 2.5 |
4.2 Ухо | 0.5 | 2.5 |
4.3 Губы | 0.5 | 2.5 |
5 | Создание скульптуры | 10 |
5.1Изготовление каркаса | 0.5 | 1.5 |
5.2 Прямая лепка на проволочном каркасе | 2 | 6 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
7 | Подведение итогов, выставка-просмотр | 2 | - | 2 |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
5 класс |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Современное декоративное искусство | 4 | 2 | 2 |
3 | Применение различных технологий и материалов в декорировании лепных изделий | 27 | 6 | 21 |
3.1Украшение лепных изделий элементами из кожи. | 9 | 2 | 7 |
3.2Украшение лепных изделий элементами их различных материалов. | 9 | 2 | 7 |
3.3Декупаж | 9 | 2 | 7 |
4 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
5 | Подведение итогов, выставка-просмотр | 2 | - | 2 |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
Содержание курса
1 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 2 часа
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Азбука скульптурного материла – 2 часа
Беседа о соленом тесте, его свойствах, способ приготовления, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: грамотно и правильно приготовить материал к работе.
Задание № 3.
Лепка медальона «Цветок» – 3 часа
Освоение приема работы с пластом, с использованием приема прилепов капельками, листиками.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, отработка навыков работы с мелкими деталями.
Задание № 4.
Лепка птички – 4 часа
Лепка из целого куска. Организация цельного гармоничного, законченного изделия. Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное заглаживание изделия.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, отработка навыка заглаживания, вытягивания, сдавливания.
Задание № 5.
Лепка Чернышенской игрушки. Кукушечки – 4 часа
Знакомство с народным промыслом Чернышенская игрушка. Лепка из одного куска. Умение соблюдать пропорции при лепки кукушечки.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием народных промыслов.
Задачи: концентрация внимания на качество исполнения, законченность, соблюдение пропорции и четкости выполнения задания.
Задание № 6.
Лепка орнамента в полосе – 4 часа
Знакомство с системой построения орнамента в полосе. Повторение предыдущей темы, прилепы в лепке орнамента. Понятие симметрии, равновесия, баланса.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: построение орнаментального рисунка.
Задачи: грамотное аккуратное выполнение работ, соблюдение симметрии и соразмерности в повторяющихся элементах.
Задание № 7.
Роспись медальона «Цветок» – 4 часа
Навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
Задание № 8.
Роспись птички – 2 часа
Продолжение знакомства с игрушкой и ее росписью. Полосатость, праздничность, близость к родной природе.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, освоить методы смешивания красок.
Задание № 9.
Роспись кукушечк – 2 часа
Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить полосатую кукушечную роспись.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, освоить методы смешивания красок.
Задание № 10.
Роспись орнамента – 2 часа
Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы над декоративной композицией.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, аккуратное выполнение работы.
Задание № 11.
Лепка Дымковской игрушки. Конек – 6 часов
Учить видеть характерные особенности формы и пропорций; удлиненное туловище, несколько вытянутые шея и ноги. Учить передачи этих особенностей во время лепки, самостоятельно применяя способ лепки туловища и ног из одного куска.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием народных промыслов.
Задачи: зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций.
Задание № 12.
Лепка Дымковской игрушки. Индюк – 6 часов
Пользуясь натурой и уже известными способами лепки, передовать характерную форму игрушки, массивное туловище с длинной шеей и большими крыльями, большой дискообразный с лепными украшениями хвост, бородка по всей длине шеи и гребешок в виде короны.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: определить способы лепки основной формы и деталей.
Задачи: грамотное выполнение работ, зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций.
Задание № 13.
Роспись конька – 4 часа
Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить конька. Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
Задание № 14.
Роспись индюка – 4 часа
Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить индюка. Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей.
Задание № 15.
Лепка на свободную тему – 6 часов
Обобщить полученные знания и использовать их в свободной теме. Правильно поставить композиционную задачу. Выделить главное. Решить мысль в материале. Уметь декорировать, загладить изделие.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: обобщение полученных знаний.
Задачи: умения применять полученные знания.
Задание № 16.
Лепка плоского декоративного яблока – 4 часа
Дать понятие различий между объемным изделием и трансформации его в плоско-декорированную композицию
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: изучение нового материала.
Задачи: зрительное обследование с анализом формы и пропорций, четкое поэтапное выполнение работы.
Задание № 17.
Лепка плоской декоративной груши – 4 часа
Освоение приемов лепки пластом и приемом прилепа, при помощи различных приемов и материалов.
Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал, клей.
Цель: изучение нового материала.
Задачи: зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций, четкое поэтапное выполнение работы.
Задание № 18.
Роспись изделий на свободную тему – 2 часа
Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы над декоративной композицией.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, умение составлять сложные цвета путем смешивания, верно передать характерные особенности работы.
Задание № 19.
Роспись декоративного яблока, груши – 2 часа
Овладение навыков работы с акварелью, гуашью в декоративной композиции, цветовым решением фактуры.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
Задание № 20.
Итоговое занятие – 2 часа
Цель: закрепление изученного материала.
Задание № 21.
Подготовка к выставкам – 3 часа
Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.
Цель: закрепление изученного материала.
2 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 1 час
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Азбука скульптурного материла – 2 часа
Беседа о глине, его свойствах, инструменты необходимые для лепки, способы работы с глиной, элементы техники безопасности, гигиена труда.
Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: грамотно и правильно подготовить материал к работе.
Задание № 3.
Анималический жанр. Лепка зверей и птиц – 1 час
Развитие наблюдательности. От простой геометрической формы (цилиндр, шар) к фигуре животного или птицы.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, четкая передача формы и пропорции.
Задание № 4.
Изразцы. История возникновения. «Фантастическая птичка» – 2 часа
Выполнение декоративной пластины. Невысокий рельеф. Выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной композиции «плоскость, линия”» условность объема, использование музыки.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, соблюдение и применение законов композиции.
Задание № 5.
Лепка ветки рябины в круге. Рельеф – 2 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, работа с мелкими деталями, отработка четкости выполнения работы.
Задание № 6.
Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор) – 2 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Умение использовать все приемы и навыки в лепке листика.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления верно передать характерные особенности определенного листа.
Задание № 7.
Роспись изразца, «Фантастическая птичка» – 2 часа
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей, грамотное смешивания основный цветов для получения сложных цветов.
Задание № 8.
Роспись ветки рябины в круге – 2 часа
Навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме. Развитие фантазии, выразительности, цветового решения.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей.
Задание № 9.
Расписать листик – 2 часа
Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить листик. Поиск цветовой гармонии.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, повторение ранее изученного материала.
Задание № 10.
Лепка Дымковской игрушки. Козла, конька – 2 часа
Рассмотреть игрушку, обратив внимание на пластичность формы и ритм в расположении деталей. Подробно разобрать форму, пропорции, путем вопросов выяснить способ изображения.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: научить передавать особенности формы данной игрушки.
Задачи: зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций.
Задание № 11.
Лепка пряничных птиц. Петух – 2 часа
Понимание выразительности силуэта, вписанного в заданную форму (круг, квадрат).
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: выполнение декоративной пластины.
Задачи: выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной композиции.
Задание № 12.
Роспись козла, конька – 2 часа
Освоение росписи Дымковской игрушки.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей.
Задание № 13.
Роспись петуха – 2 часа
Умение работать красками по рельефу.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
Задание № 14.
Лепка изразца. Имитация, рельеф. «Фантастический лев» – 3 часов
Умение фантазировать, стилизовать, искать выразительные средства для решения данной темы.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: повышение творческого потенциала учащихся.
Задачи: выполнение работы не по образцам.
Задание № 15.
Роспись рельефа – 2 часа
Навыки работы цветными глинами.
Материал – карандаши, кисти, краски.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
Задание № 16.
Лепка куклы на конусе – 3 часов
Умение использовать различные приемы в лепке куклы. Лепка пластом, лепка на конусе. Прием прилепов, форма куклы предельно проста, тщательно обработана и заглажена.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: повышение творческого потенциала учащихся.
Задачи: выполнение работы различными приемами.
Задание № 17.
Роспись куклы – 2 часа
Научить последовательности росписи куклы.
- грунтовка изделеия водоэмульсионкой.
- выполнение рисунка карандашом.
- подмалевок.краски яркие, сочные.
- работа над деталями.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: повышение творческого потенциала учащихся.
Задачи: концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 18.
Итоговое занятие – 1 час
Цель: закрепление изученного материала.
Задание № 19.
Подготовка к выставкам – 1 час
Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.
Цель: закрепление изученного материала.
3 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 2 часа
Беседа «Основы народного искусства». Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Азбука скульптурного материла – 2 часа
Беседа о глине, его свойствах, инструменты необходимые для лепки, способы работы с глиной, элементы техники безопасности.
Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: грамотно приготовить материал к работе.
Задание № 3.
Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук) – 4 часа
Развитие наблюдательности. Передача характерных особенностей насекомых.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 4.
Лепка сосуда «Рыбка».– 4 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 5.
Лепка чернышенской игрушки. Барыня – 5 часов
Поэтапное освоение лепки «Барыни». Пропорции. Декорирование.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 6.
Народная сказка. Лепка героев сказки – 5 часов
Развитие фантазии. Добиться остроты персонажа. Лепка человека, животных, птиц.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 7.
Роспись насекомого – 2 часа
Передача цветовых особенностей насекомых.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 8.
Роспись сосуда «Рыбка» – 2 часа
Использовать прием выполнения различных фактур. Передача цветовых особенностей.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание №9.
Роспись чернышенской игрушки. Барыня – 3 часа
Освоение росписи чернышенской игрушки. Барыня.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 10.
Роспись героев сказки – 3 часа
Передача цветовых особенностей. Навык работы с гуашью.
Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 11.
Итоговое занятие – 2 часа
Цель: закрепление изученного материала.
Задание № 12.
Подготовка к выставкам – 2 часа
Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.
Цель: закрепление изученного материала.
4 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 1 час
Беседа «Основы народного искусства». Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Азбука скульптурного материла – 1 часа
Источники вдохновения. Основы дизайна. Объем и масса, форма, линия, размер, рельеф.
Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: грамотно приготовить материал к работе.
Задание № 3.
Изготовление полых сферических форм. – 2 часа
Отработка способов изготовления полых сферических форм.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.
Задание № 3.1.
Техника соединения деталей – 2 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы.
Задание № 3.2.
Изготовление раковины (полая форма) – 4 часа
Отработка способов изготовления полых сферических форм.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развить образного мышления, концентрация внимания на качество выполнения, законченность.
Задание № 4.
Лепка изразца. Части лица (нос) – 3 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы.
Задание № 4.1.
Лепка изразца. Части лица (брови, глаз) – 3 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, повторение ранее изученного материала.
Задание № 4.2.
Лепка изразца. Части лица (Ухо) – 3 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, повторение ранее изученного материала.
Задание № 4.3.
Лепка изразца. Части лица (губы) – 3 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, повторение ранее изученного материала.
Задание № 5.
Создание скульптуры. Изготовление каркаса – 2 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, соблюдение правил техники безопасности работы.
Задание № 5.1.
Прямая лепка на проволочном каркасе – 8 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, отработка навыков работы, повторение ранее изученных приемов и навыков работы.
Задание № 6.
Итоговое занятие – 2 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления.
Задание № 7.
Подведение итогов, выставка-просмотр – 2часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления.
5 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 1 час
Знакомство с программой обучения. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской.
Задание № 2.
Современное декоративное искусство – 4 часа
Виды современного декоративного искусства. Знакомство с работами мастеров, выполненных в разных техниках. Обсуждение представленных работ
Материал – иллюстративный материал, презентации.
Цель: знакомство с многообразием современного декоративного искусства.
Задачи: разработка эскизов с применением современного декоративного искусства и дизайнерских находок.
Задание № 3.
Применение различных технологий и материалов в декорировании лепных изделий – 27 часов
Цель: знакомство с многообразием технологий и материалов в декорировании лепных изделий
Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.
Задание № 3.1.
Украшение лепных изделий элементами из кожи – 9 часов
Сочетание формы вазы и декоративной композиции. Абстракция в декорировании. Рисование эскизов напольной вазы. Выбор эскиза вазы. Изготовление вазы. Формы напольных ваз.
Материал – глина (опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: ваза, как основа для декоративной композиции из кожи.
Задачи: добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы. Напольная ваза, как часть интерьерной композиции.
Задание № 3.2.
Украшение лепных изделий элементами их различных материалов – 9 часов
Использование цветного соленого теста в декорировании изделий. Технология исполнения настенной маски. Выполнение эскиза. Подбор материалов.
Материал – глина (соленое тесто, опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развить образного мышления, концентрация внимания на качество выполнения, законченность.
Задание № 3.3
«Декупаж» – 9 часов
Знакомство с техникой «декупаж». Разработка эскиза изделия. Лепка изделия с применением техники «декупаж».
Материал – глина, опилочная масса, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы.
Задание № 4.
Итоговое занятие – 2 часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления.
Задание № 7.
Подведение итогов, выставка-просмотр – 2часа
Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления.
Технические средства обучения
На занятиях по «скульптуре» в данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии скульптур, репродукция картин, таблицы, схемы). Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы:
Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.
Подборка технологических карт, схем:
- Схемы: Приемы лепки, Приемы лепки при соединении частей, Лепка «Дымковский конек, индюк, козел», «Чернышенской кукушечки, барыни», и т.д.
- Разработка рефератов.
- Разработка творческих проектов.
- Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом
Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка
Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:
Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;
-расходные материалы: простой карандаш, глеевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые, акварельные краски, краски «Батик», палитра, линейки, нитки мулине, пяльцы, ножницы, подрамник, бисер, леска и т.д.
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.
Список информационных источников
Основная литература
1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.
2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с.
3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.
4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.
5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.
6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.
8. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php
9. naportal.ru
Дополнительная литература
Список рекомендованной литературы для педагога
- Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов н/Д: «Владис», 2007, 357с.
2. Быков Ю.А., Крауц Т.И. С веком наравне. / Т5Книга о зарубежной скульптуре. – М.: Молодая гвардия, 1986. 303 с., ил.
3. Геронимус Т. « Я сделаю все сам». – М.: Изд. « Аст-пресс». 1998, 178с.
4. Гоголев О.Б. Лепим из глины – М.: Профиздат 2009, 96 с.
5. Горячева В. С, Нагибина М. Н. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». - Ярославль: Изд. «Академия развития» 1998, 260с.
6. Дронова Г.И., ЯкобсонС.Г. «Обучение детей рисованию, лепки, аппликациям и игре». - М.: Изд. «Просвещение». 1992, 193с.
7. Евстратова Е.Н. Скульптура: Научно-популярное издание для детей – М.: ООО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2002, 127с.
8. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста – М.: ОООТД Изд «Мир книги», 2009, 192 с., ил.
9. Кискальт И. Солёное тесто. - М.: Профиздат, 2007, 171с.
10. Михайлова И. Лепим из солёного теста. - М.: «Эксмо», 2004, 117с.
11. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; 2006, 153с.
12. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. – М.: «Просвещение», 2000, 482с.
13. Федоров Г. Послушная глина. - М.: Изд. «АСТ-пресс». 1997, 311с.
14. Хананова И. Н. Солёное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006, 140с.
15. Хессенберг К. Скульптура для начинающих. – М.: Изд. АРТ-РОДНИК. 2006, 128 с, ил.
Список рекомендованной литературы для детей
1. Альбом для раскрашивания «Разноцветные лошадки», «Городецкие узоры», «Дымковская игрушка».
- Рабочие тетради по основам народного искусства «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка».
- Учебное наглядное пособие «Учим детей лепить».
- Русские народные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая програма по истории для 9 класса.
Рабочая программа по истории для 9 класса (УМК Сороко-Цюпа, Данилова)....
Рабочая програма по дисциплине "Композиция" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
Рабочая программа разработанная автором для работы ДШИ 1-5 класс на основании нормативно-правовых документов министерства образования и культуры....
Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год
Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год...
Рабочая програма 1 класс ФГОС
Содержание программы учебного предметадля 1 классаОсновы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля...
Рабочая програма по алгебре и началам анализа в 10 классе.
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента госу...
рабочие програмы по биологии 6-9 классы
разработки рабочих програм...
Рабочая програма по географии Ступень обучения (класс) - основное общее образование, 5 – 9 класс
Пояснительная запискаДанная рабочая учебная программа по географии для 5-9 класса разработана на основе:1.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N...