Рабочая програма по дисциплине "Композиция" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
рабочая программа по теме

 Павлова Марина Владимировна.

Рабочая программа разработанная автором для работы ДШИ 1-5 класс на основании нормативно-правовых документов министерства образования и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kompoziciya.doc186.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Березовский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

комитет по культуре и средствам массовой информации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»

 

 

Рабочая программа по дисциплине

«Композиция»

Художественное отделение

1-5 класс

 

Исполнитель:  Павлова М.В.,

преподаватель

художественного      отделения

пгт. Игрим

2012

Пояснительная записка

Программой курса «Композиция» по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам предусматривает приобретение учащимися специальных знаний и практических навыков в художественном оформлении изделий с учетом их технологий.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

Учебный курс художественного отделения школы искусств по «Композиции» рассчитан на пятигодичное обучение детей (1-5 классы).

Учебная дисциплина «Композиция» входит в цикл специальных предметов. Он взаимодействует с дисциплинами: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «История искусств», «Декоративно-прикладное искусство». Данный курс (дисциплина) предусматривает изучение основ изобразительного искусства, направлена на развитие зрительной памяти, художественного мышления, творческого воображения, изобразительного творчества. Изучение методов формообразования и композиции. Изучение основ проектной графики, которые позволяют визуально передать творческий замысел художника, основ композиции, её закономерностей, а так же свойств и качеств, соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокий конечный результат, что позволяет перейти от общих классический понятий, изучаемых в разделе «Основы композиции» к практическому применению их в творческой композиции.

Основная цель данной программы: развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, целостность восприятия. Развить художественный вкус. Владеть композиционными приемами.

Основной задачей дисциплины «Композиция» является раскрытие сущности художественного проектирования. Для создания подлинно совершенных изделий и сувениров необходим синтез художественного таланта и интуиция с глубоким знанием теории композиции и методики художественного проектирования, хорошим знанием технологии производства и декоративных материалов, используемых в производстве.

Композиция – особая часть творчества, со своими профессиональными приёмами и методами работы. Эта часть знаний связана с методикой художественного проектирования и, естественно приобретается не только с помощью специальной литературы, но прежде всего в процессе самой работы, то есть в ходе накопления практического опыта.

Главное внимание программы обращается на освоение и использование художественных принципов народного искусства: декоративность, утилитарность, ансамбливость, выразительность форм, своеобразие цветовых отношений, умелое размещение орнамента, связь материала с техникой исполнения. Важно научить учащихся видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных образов, замечать декоративные качества натуры – пластику формы, силуэты, линии, ритмы, гармонию цветовых сочетаний. Художник – мастер в процессе создания композиции всегда обращается к жизненным впечатлениям.

Курс состоит из ряда тем, в которых предусматривается как решение теоретических вопросов композиции изделий, так и практические занятия по выполнению учащимися эскизно-проектных работ на заданную тему. Теоретический курс включает в себя вводные беседы по каждой теме, объяснение целей и задач.

Практические занятия предусматривают самостоятельную работу учащихся по разработке эскизов и проектов, по сбору и переработке натурального материала, чистовому исполнению проекта.

Настоящая программа предполагает пятигодичное обучение учащихся: 1- 5 классы. Занятия  проходят один раз в неделю по 1 часу. Возраст учащихся 9-15 лет. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве учащихся преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);

- связи теории с практикой;

- систематичности и последовательности;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

- доступности и посильности;

- наглядности;

- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Предполагаемые результаты выполнения программы

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

- цели, задачи, основные законы, выразительные средства композиции;

- особенности принципа формообразования художественных изделий декоративно-прикладного искусства;

-современные методы и приемы проектирования художественных изделий декоративного и прикладного значения;

- принципы организации пространства;

- последовательность выполнения, особенности разработки и исполнения художественно-графического проекта;

- закономерности, свойства и качество композиции.

Учащиеся должны уметь:

- производить предпроектное исследования;

- использовать законы формообразования и средства композиции в процессе проектирования;

- осуществлять целевой отбор и анализ подготовительного материала для изготовления изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, выбор художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей, последовательного ведения работы над композицией;

- применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других художественных дисциплин;

- последовательно выполнять работу над композицией.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  1. вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  2. текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;
  3. рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  4. итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.

Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце каждой четверти и по итогам учебного года.

Учебный план

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Композиция

1 ч

1 ч

Учебно-тематический план


п/п

Наименование темы

Общее

кол-во

 часов

В том числе

Теория

Практика

1 класс

1

Вводное занятие. Охрана труда. Материалы инструменты.

1

1

-

2

Основные законы композиции. Изобразительные средства композиции. Виды контрастов в композициях.

8

2

6

3

Статичность и динамичность в организации композиции.

8

2

6

4

Ритмы в построении композиций.

8

2

6

5

Симметрия и ассиметрия в композициях.

8

2

6

6

Итоговое занятие

3

1

2

Итого:

36

10

26

2 класс

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Членение основных форм в композиции

8

2

6

3

Формообразование простых объёмных форм на основе простых конструкций

8

2

6

4

Теория гармонических цветовых сочетаний

8

4

4

5

Общий обзор о декоративных блюдах.

1

1

-

6

Водная беседа о характере декоративного блюда

1

1

-

7

Проект декоративного блюда: поисковый вариант, цветовое решение.

3

1

2

8

Композиция декоративного блюда тематического характера.

4

1

3

9

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

36

14

22

3 класс

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Стилизация в декоративной композиции

10

3

       7

3

Функциональное назначение кашпо.

2

1

1

4

Проектирование кашпо основным видам композиционного решения, состоящее из 2-х форм.

6

2

4

5

Фронтальная композиция объёмно-пространственных форм, на заданную тему.

3

1

2

6

Проект декоративной композиции (эскизы, макет, цветовое решение).

12

4

8

7

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

36

13

23

4 класс

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Водная беседа о назначении декоративных ваз.

3

1

2

3

Проект декоративной композиции (декоративные формы), графическое решение, решение пластики, цветовое решение.

12

2

10

4

Напольные вазы в интерьере.

3

1

2

5

Проектирование напольной вазы для интерьера (вестибюль, внутренний дворик и т.д.). Поиск формы, пластики, цветовое решение.

12

2

10

6

Итоговое занятие

2

1

1

7

Подведение итогов, выставка-просмотр

2

-

2

Итого:

36

9

27

5 класс

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Назначение ювелирных украшений

2

2

-

3

Проект декоративных ювелирных украшений. Поисковые варианты: форма, пластика, цвет.

5

1

4

4

Изучение национального костюма.

12

4

8

5

Проект комплекта ювелирных украшений к национальному костюму. Поиск формы, пластики, графическое решение.

12

2

10

6

Итоговое занятие

2

1

1

7

Подведение итогов, выставка-просмотр

2

-

2

Итого:

36

11

25

Содержание курса

Первый класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Основные законы композиции. Изобразительные средства композиции. Виды контрастов в композициях. – 8 часов

Основные законы композиции. 1) закон целостности; 2) закон контрастности; 3) закон новизны; 4) закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Изобразительные средства композиции. Приемы и методы работы над композицией. Определение понятий: пропорции и пропорциональность, «золотое сечение», масштаб и масштабность, Контраст, нюанс и равенство, метр и ритм. Основные понятия о средствах выражения плоскости композиции (точки, штрихи, линии; контур, силуэт, тон, цвет; фактура разных материалов).

Виды контрастов в композициях. Основные понятия контрастов в плоскостной композиции. Тождество, нюанс, контраст. Контраст: плоскостных элементов по величине; прямолинейных и криволинейных форм; форм в тоне, цвете, разными материалами по фактуре.

Материал – Глина, опилочная масса, соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: грамотно приготовить материал к работе.

Задание № 3.

Статичность и динамичность в организации композиции. – 8 часов

Статичное построение форм на основе вертикалей и их композиционное выражение. Динамичное построение форм по горизонтали, зигзагу, спирали; другие сложные формообразования.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: организация объемной формы, понятие симметрии.

Задачи: отработать навыки лепки круговыми движениями объемной фигуры, аккуратное выполнение работы.

Задание № 4.

Ритмы в построении композиций. – 8 часов

Метрическое и ритмическое построение форм в композиции. Ритмические ряды вертикальных форм. Сочетание вертикальных и горизонтальных ритмов в образовании раппортных композиций в декоративно-прикладном искусстве. Ритмические ряды с акцентами в интервале.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции

Задачи: развитие пространственного мышления, отработка навыка сдавливания в лепке, добиться четкости в линиях и гранях куба.

Задание № 5.

Симметрия и ассиметрия в композициях. –8 часов

Симметрия - особый ряд геометрической закономерности, гармония форм в декоративно-прикладном искусстве. Зеркальная симметрия как равенство двух частей. Асимметрия как гармония разных форм в композиции, построенной на равновесии и соподчинению деталей созданию целостности.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.

Цель: освоение приема лепки из целого куска.

Задачи: развитие образного мышления, добиться симметрии, четкости формы, отработать навык вдавливания и углубления.

Задание № 6.

Итоговое занятие – 3 часа

Цель: закрепление изученного материала.

2 класс

Задание № 1.

Вводное занятие – 1 час

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Членение основных форм в композиции – 8 часов

Членение геометрических форм по вертикали и горизонтали в любом ритмическом порядке. Совмещение статичности и динамичности, симметрии и асимметрии в членении форм. Доминанта как акцентирующая часть композиционного центра.

Материал – высушенное изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: первый этап – грунтовка изделия водоэмульсионной краской.

Второй этап – роспись акварелью или гуашью.

Задание № 3.

Формообразование простых объёмных форм на основе простых конструкций – 8 часов

Формообразование простых объёмных форм на основе простых конструкций. Композиция на организацию объёмной формы по трем координатам. Соединения простых композиционных частей (шар, цилиндр, куб, прямоугольник). Ритмическое построение объёмно-пространственных форм на основе сочленения элементов.

Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: повторения материала предыдущего материала, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 4.

Теория гармонических цветовых сочетаний – 8 часов

Теория гармонических сочетаний по системе Козлова. Изменение собственного цвета. Цветовая система Матюшина.

Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемным формам.

Задание № 5.

Общий обзор о декоративных блюдах. – 1 час

Общий обзор о декоративных блюдах, их функциональное назначение.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.

Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.

Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона.

Задание № 6.

Водная беседа о характере декоративного блюда – 1 час

Беседа о характере декоративного блюда.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.

Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.

Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона, повторение ранее изученных материалов, отработка навыков работы с опилочной массой.

Задание № 7.

Проект декоративного блюда: поисковый вариант, цветовое решение. – 3 часа

Исполнение проекта декоративного блюда на бумаге. Учащиеся должны уметь профессионально подходить к исполнению проекта.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.

Задачи: развитие образного мышления, отработка способов и приемов работы.

Задание № 8

Композиция декоративного блюда тематического характера – 4 часа

Композиция декоративного блюда тематического характера. Диаметр 30 см. Тема: рыбы, бабочки, стрекозы и т.д. Сбор и использование подготовительного материала, исполнение эскиза. Использовать выразительные средства композиции.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.

Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 9.

Итоговое занятие – 2 часа

Цель: закрепление изученного материала.

3 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Стилизация в декоративной композиции – 10 часов

Понятие стилизации и стиля. Стилизация в орнаменте. Декоративная стилизация в натюрморте. Стилизация природных форм.

Задание № 3.

Функциональное назначение кашпо – 2 часа

Функциональное назначение кашпо, синтез цветка и декоративного горшка.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 4.

Проектирование кашпо основным видам композиционного решения, состоящее из 2-х форм – 6 часов

Проектирование кашпо основным видом композиционного решения. Задание предусматривает изучение закономерностей композиции лепных изделий (глина, опилочная масса). Декор изделия на основе геометрического и растительного орнамента. Размер произвольный в пределах 15-25 см.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 5.

Фронтальная композиция объёмно-пространственных форм, на заданную тему – 3 часа

Фронтальная композиция, её назначение. Сбор материалов для композиции.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 6.

Проект декоративной композиции (эскизы, макет, цветовое решение) – 12 часов

Фронтальная композиция объёмно-пространственных форм. Построение композиции: на основе ритмического раппорта, в котором ритм обусловлен чередованием элементов простого повторения с разными интервалами: на основе равновесия всех частей с доминирующим центром композиции на заданную тему.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 7.

Итоговое занятие – 2 часа

Цель: закрепление изученного материала.

4 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 2 часа

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Вводная беседа о назначении декоративных ваз –3 часа

Вводная беседа о назначении декоративных ваз. Используя знания композиции уметь составить эскизы декоративной вазы для оформления интерьера. Поиск формы, цветовое решение.

Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: грамотно приготовить материал к работе.

Задание № 3.

Проект декоративной композиции (декоративные формы), графическое решение, решение пластики, цветовое решение – 12 часов

Проект декоративных ваз. Создание единой композиции путем соподчинения всех элементов. Конструктивно чётко, взаимосвязанных в единое целое с подчинением декора с формой предмета.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.

Задание № 4.

Напольные вазы в интерьере – 3 часа

Вводная беседа. Назначение напольных ваз. Перед учащимися ставится задача, связанная с конкретной планировкой помещения, размещение декоративных напольных ваз, их масштабное соотношения с окружающими предметами.

Задание №5.

Проектирование напольной вазы для интерьера (вестибюль, внутренний дворик и т.д.). Поиск формы, пластики, цветовое решение – 12 часа

Проектирование изделий для интерьера, вестибюля, внутреннего дворика, общественного здания. Задание комплект или одна декоративная ваза. Задание направлено на изучение особенностей композиционного решения интерьера.

Задание № 6.

Итоговое занятие – 2 часа

Цель: закрепление изученного материала.

Задание № 7.

Подведение итогов, выставка-просмотр – 2 часа

Подведение итогов по теме. Практические занятия. Подготовка выставки.

Цель: закрепление изученного материала.

5 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Знакомство с программой обучения. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской.

Задание № 2.

Назначение ювелирных украшений – 2 часа

Вводная беседа. Назначение ювелирных украшений.

Материал – иллюстративный материал, презентации.

Цель: знакомство с многообразием современного декоративного искусства.

Задачи: разработка эскизов с применением современного декоративного искусства и дизайнерских находок.

Задание № 3.

Проект декоративных ювелирных украшений. Поисковые варианты: форма, пластика, цвет – 5 часов

Проект декоративных ювелирных украшений. Тема свободная. Задание учащимися выполняется путем самостоятельного выбора сюжета и колористического решения.

Цель: знакомство с многообразием технологий и материалов в декорировании лепных изделий

Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.

Задание № 4.

Изучение национального костюма. – 12 часов

Изучение национального костюма: хантыйского, мансийского, древнерусского, разница между ними.

Материал – глина (опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.  

Цель: ваза, как основа для декоративной композиции из кожи.

Задачи: добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы. Напольная ваза, как часть интерьерной композиции.

Задание № 5.

Проект комплекта ювелирных украшений к национальному костюму. Поиск формы, пластики, графическое решение – 12 часов

Проект комплекта ювелирных украшений к национальному костюму. Конструктивные чертежи на планшете. Пояснительная записка, характеризующая данную композицию. Учащийся должен показать умение систематизировать свою работу, последовательно вести её от сбора материала( первоначальных зарисовок и эскизов, выполнения различных вариантов композиции) к выполнению окончательного эскиза.

Материал – глина (соленое тесто, опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развить образного мышления, концентрация внимания на качество выполнения, законченность.

Задание № 6.

Итоговое занятие – 2 часа

Цель: закрепление изученного материала.

Задание № 7.

Подведение итогов, выставка-просмотр – 2 часа

Подведение итогов по теме. Практические занятия. Подготовка выставки.

Цель: закрепление изученного материала.

В течение всего периода обучения учащиеся выполняют практические задания на определенные темы. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу учащихся по разработке эскизов и проектов, по сбору и переработке натурального материала, конструктивному построению художественных изделий и чистовому исполнению проекта. Развитию творческого мышления способствует чередование длительных и краткосрочных заданий, применение различных техник и материалов.

Видами самостоятельных работ по композиции могут быть:

а) работа над эскизами композиции;

б) наблюдение окружающей жизни в связи с темой практического задания;

в) выполнение набросков, зарисовок  к теме задания;

г) упражнение на развитие композиционного мышления (колористическое чувство цвета, чувство композиционной целостности и т.д.);

д) освоение нового материала для разработки композиционного задания;

е) изучение истории быта и характера героев эпохи по литературным и музейным источникам (книги, костюмы, журналы, произведения искусства и т.д.)

Технические средства обучения

На уроках «композиции» по данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии скульптур, репродукция картин, таблицы, схемы). Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы: 

Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.

Подборка технологических карт, схем:

  1. Разработка рефератов.
  2. Разработка творческих проектов.
  3. Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом

Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка

Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:

Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:

-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;

-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;

- для работы в вечернее время помещение оборудуется электрическим светом со специальными лампами для модели;

- расходные материалы: мука, соль, опилки, глина, краски (гуашь), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, проволока, лак ПФ-283 или нитролаки НЦ, скалка, валик, ситечко, стеки, клей ПВА, клей «Момент», кожа, ткань, бисер, салфетки для «декупажа» и т.д.

- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.


Список информационных источников

Основная литература

  1. Визер, В. В. Система цвета в живописи: учебное пособие / В.В.Визер, –  Санкт-Петербург: Питер, 2004.
  2. Визер, В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве: научено-популярная литература / В. В. Визер, – Санкт-Петербург: Питер, 2005.
  3. Власов, В. Большой энциклопедический словарь: 4т. / В. Власов.– Санкт-Петербург: «ЛИГА», 2000.
  4. Бесчастнов, Н. П. Живопись: учебное пособие для студентов вузов. / авт. Н. П. Бесчастнов и др. – Москва: Владос, 2004.
  5. Иванов, В. И. О тоне и цвете в живописи: ч. 2 / В. И. Иванов; Ред. Т. Блынская. – Москва: Юный художник, 2002.
  6. Шабанов, Н. К. Художественно-педагогический словарь / Н. К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – Москва: Академический проспект: Трикста, 2005.
  7. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства: учебное пособие / Ю. П. Шашков. – Москва: Трикста: Академический проспект, 2006
  8. Штаничева, И. С. Живопись: учебное пособие / И. С. Штаничева – Москва: В. И. Денисенко, 2009.

9.  www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php

10. naportal.ru

11. http://www.tnrk.ru

Дополнительная литература

  1. Алпатов, М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк / М. В. Алпатов – Москва: Искусство, 1940.
  2. Беда, Г. В. Основы изобразительной живописи: Рисунок, живопись, композиция / Г. В. Беда. – Москва: Просвещение, 1981.
  3. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – Москва: Искусство, 1977.
  4. Даниэль, С. М. Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи 18 в. / С. М. Даниэль. – Ленинград: Искусство, 1986.
  5. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: учебное пособие. / Ф. В. Ковалев. – Киев: высшая школа, 1989.
  6. Раушенбах, Б. В.  Пространственное построение в живописи: Очерк основных методов /Б. В. Раушенбах. – Москва: Наука, 1980.
  7. Шорохов Е. В. Основы композиции: учебное пособие. / Е. В. Шорохов. – Москва: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма по истории для 9 класса.

Рабочая программа по истории для 9 класса (УМК Сороко-Цюпа, Данилова)....

Рабочая програма по дисциплине "Скульптура" художественного отделения ДШИ 1-5 класс

Рабочая программа разработа автором для проведения занятий в ДШИ на основании нормативно-правовых документов министерства образования....

Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год

Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год...

Рабочая програма 1 класс ФГОС

Содержание программы учебного предметадля 1 классаОсновы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля...

Рабочая програма по алгебре и началам анализа в 10 классе.

Рабочая учебная программа разработана  в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента  госу...

рабочие програмы по биологии 6-9 классы

разработки рабочих програм...

Рабочая програма по географии Ступень обучения (класс) - основное общее образование, 5 – 9 класс

Пояснительная запискаДанная рабочая учебная программа по географии для 5-9 класса разработана  на основе:1.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N...


 

Комментарии

 Павлова Марина Владимировна.

Программа находится в стадии апробации