Рабочая програма по дисциплине "Композиция" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
рабочая программа по теме
Рабочая программа разработанная автором для работы ДШИ 1-5 класс на основании нормативно-правовых документов министерства образования и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompoziciya.doc | 186.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Березовский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
комитет по культуре и средствам массовой информации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Игримская детская школа искусств»
Рабочая программа по дисциплине
«Композиция»
Художественное отделение
1-5 класс
Исполнитель: Павлова М.В.,
преподаватель
художественного отделения
пгт. Игрим
2012
Пояснительная записка
Программой курса «Композиция» по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам предусматривает приобретение учащимися специальных знаний и практических навыков в художественном оформлении изделий с учетом их технологий.
В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.
Учебный курс художественного отделения школы искусств по «Композиции» рассчитан на пятигодичное обучение детей (1-5 классы).
Учебная дисциплина «Композиция» входит в цикл специальных предметов. Он взаимодействует с дисциплинами: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «История искусств», «Декоративно-прикладное искусство». Данный курс (дисциплина) предусматривает изучение основ изобразительного искусства, направлена на развитие зрительной памяти, художественного мышления, творческого воображения, изобразительного творчества. Изучение методов формообразования и композиции. Изучение основ проектной графики, которые позволяют визуально передать творческий замысел художника, основ композиции, её закономерностей, а так же свойств и качеств, соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокий конечный результат, что позволяет перейти от общих классический понятий, изучаемых в разделе «Основы композиции» к практическому применению их в творческой композиции.
Основная цель данной программы: развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, целостность восприятия. Развить художественный вкус. Владеть композиционными приемами.
Основной задачей дисциплины «Композиция» является раскрытие сущности художественного проектирования. Для создания подлинно совершенных изделий и сувениров необходим синтез художественного таланта и интуиция с глубоким знанием теории композиции и методики художественного проектирования, хорошим знанием технологии производства и декоративных материалов, используемых в производстве.
Композиция – особая часть творчества, со своими профессиональными приёмами и методами работы. Эта часть знаний связана с методикой художественного проектирования и, естественно приобретается не только с помощью специальной литературы, но прежде всего в процессе самой работы, то есть в ходе накопления практического опыта.
Главное внимание программы обращается на освоение и использование художественных принципов народного искусства: декоративность, утилитарность, ансамбливость, выразительность форм, своеобразие цветовых отношений, умелое размещение орнамента, связь материала с техникой исполнения. Важно научить учащихся видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных образов, замечать декоративные качества натуры – пластику формы, силуэты, линии, ритмы, гармонию цветовых сочетаний. Художник – мастер в процессе создания композиции всегда обращается к жизненным впечатлениям.
Курс состоит из ряда тем, в которых предусматривается как решение теоретических вопросов композиции изделий, так и практические занятия по выполнению учащимися эскизно-проектных работ на заданную тему. Теоретический курс включает в себя вводные беседы по каждой теме, объяснение целей и задач.
Практические занятия предусматривают самостоятельную работу учащихся по разработке эскизов и проектов, по сбору и переработке натурального материала, чистовому исполнению проекта.
Настоящая программа предполагает пятигодичное обучение учащихся: 1- 5 классы. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Возраст учащихся 9-15 лет. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве учащихся преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Предполагаемые результаты выполнения программы
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
- цели, задачи, основные законы, выразительные средства композиции;
- особенности принципа формообразования художественных изделий декоративно-прикладного искусства;
-современные методы и приемы проектирования художественных изделий декоративного и прикладного значения;
- принципы организации пространства;
- последовательность выполнения, особенности разработки и исполнения художественно-графического проекта;
- закономерности, свойства и качество композиции.
Учащиеся должны уметь:
- производить предпроектное исследования;
- использовать законы формообразования и средства композиции в процессе проектирования;
- осуществлять целевой отбор и анализ подготовительного материала для изготовления изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, выбор художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей, последовательного ведения работы над композицией;
- применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других художественных дисциплин;
- последовательно выполнять работу над композицией.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;
- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.
Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце каждой четверти и по итогам учебного года.
Учебный план
Предмет | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс |
Композиция | 1 ч | 1 ч | 1ч | 1ч | 1ч |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 класс |
1 | Вводное занятие. Охрана труда. Материалы инструменты. | 1 | 1 | - |
2 | Основные законы композиции. Изобразительные средства композиции. Виды контрастов в композициях. | 8 | 2 | 6 |
3 | Статичность и динамичность в организации композиции. | 8 | 2 | 6 |
4 | Ритмы в построении композиций. | 8 | 2 | 6 |
5 | Симметрия и ассиметрия в композициях. | 8 | 2 | 6 |
6 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 36 | 10 | 26 |
2 класс |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Членение основных форм в композиции | 8 | 2 | 6 |
3 | Формообразование простых объёмных форм на основе простых конструкций | 8 | 2 | 6 |
4 | Теория гармонических цветовых сочетаний | 8 | 4 | 4 |
5 | Общий обзор о декоративных блюдах. | 1 | 1 | - |
6 | Водная беседа о характере декоративного блюда | 1 | 1 | - |
7 | Проект декоративного блюда: поисковый вариант, цветовое решение. | 3 | 1 | 2 |
8 | Композиция декоративного блюда тематического характера. | 4 | 1 | 3 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 14 | 22 |
3 класс |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Стилизация в декоративной композиции | 10 | 3 | 7 |
3 | Функциональное назначение кашпо. | 2 | 1 | 1 |
4 | Проектирование кашпо основным видам композиционного решения, состоящее из 2-х форм. | 6 | 2 | 4 |
5 | Фронтальная композиция объёмно-пространственных форм, на заданную тему. | 3 | 1 | 2 |
6 | Проект декоративной композиции (эскизы, макет, цветовое решение). | 12 | 4 | 8 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 13 | 23 |
4 класс |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Водная беседа о назначении декоративных ваз. | 3 | 1 | 2 |
3 | Проект декоративной композиции (декоративные формы), графическое решение, решение пластики, цветовое решение. | 12 | 2 | 10 |
4 | Напольные вазы в интерьере. | 3 | 1 | 2 |
5 | Проектирование напольной вазы для интерьера (вестибюль, внутренний дворик и т.д.). Поиск формы, пластики, цветовое решение. | 12 | 2 | 10 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
7 | Подведение итогов, выставка-просмотр | 2 | - | 2 |
Итого: | 36 | 9 | 27 |
5 класс |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Назначение ювелирных украшений | 2 | 2 | - |
3 | Проект декоративных ювелирных украшений. Поисковые варианты: форма, пластика, цвет. | 5 | 1 | 4 |
4 | Изучение национального костюма. | 12 | 4 | 8 |
5 | Проект комплекта ювелирных украшений к национальному костюму. Поиск формы, пластики, графическое решение. | 12 | 2 | 10 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
7 | Подведение итогов, выставка-просмотр | 2 | - | 2 |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание курса
Первый класс
Задание №1.
Вводное занятие – 1 час
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Основные законы композиции. Изобразительные средства композиции. Виды контрастов в композициях. – 8 часов
Основные законы композиции. 1) закон целостности; 2) закон контрастности; 3) закон новизны; 4) закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Изобразительные средства композиции. Приемы и методы работы над композицией. Определение понятий: пропорции и пропорциональность, «золотое сечение», масштаб и масштабность, Контраст, нюанс и равенство, метр и ритм. Основные понятия о средствах выражения плоскости композиции (точки, штрихи, линии; контур, силуэт, тон, цвет; фактура разных материалов).
Виды контрастов в композициях. Основные понятия контрастов в плоскостной композиции. Тождество, нюанс, контраст. Контраст: плоскостных элементов по величине; прямолинейных и криволинейных форм; форм в тоне, цвете, разными материалами по фактуре.
Материал – Глина, опилочная масса, соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: грамотно приготовить материал к работе.
Задание № 3.
Статичность и динамичность в организации композиции. – 8 часов
Статичное построение форм на основе вертикалей и их композиционное выражение. Динамичное построение форм по горизонтали, зигзагу, спирали; другие сложные формообразования.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: организация объемной формы, понятие симметрии.
Задачи: отработать навыки лепки круговыми движениями объемной фигуры, аккуратное выполнение работы.
Задание № 4.
Ритмы в построении композиций. – 8 часов
Метрическое и ритмическое построение форм в композиции. Ритмические ряды вертикальных форм. Сочетание вертикальных и горизонтальных ритмов в образовании раппортных композиций в декоративно-прикладном искусстве. Ритмические ряды с акцентами в интервале.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции
Задачи: развитие пространственного мышления, отработка навыка сдавливания в лепке, добиться четкости в линиях и гранях куба.
Задание № 5.
Симметрия и ассиметрия в композициях. –8 часов
Симметрия - особый ряд геометрической закономерности, гармония форм в декоративно-прикладном искусстве. Зеркальная симметрия как равенство двух частей. Асимметрия как гармония разных форм в композиции, построенной на равновесии и соподчинению деталей созданию целостности.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.
Цель: освоение приема лепки из целого куска.
Задачи: развитие образного мышления, добиться симметрии, четкости формы, отработать навык вдавливания и углубления.
Задание № 6.
Итоговое занятие – 3 часа
Цель: закрепление изученного материала.
2 класс
Задание № 1.
Вводное занятие – 1 час
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Членение основных форм в композиции – 8 часов
Членение геометрических форм по вертикали и горизонтали в любом ритмическом порядке. Совмещение статичности и динамичности, симметрии и асимметрии в членении форм. Доминанта как акцентирующая часть композиционного центра.
Материал – высушенное изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: первый этап – грунтовка изделия водоэмульсионной краской.
Второй этап – роспись акварелью или гуашью.
Задание № 3.
Формообразование простых объёмных форм на основе простых конструкций – 8 часов
Формообразование простых объёмных форм на основе простых конструкций. Композиция на организацию объёмной формы по трем координатам. Соединения простых композиционных частей (шар, цилиндр, куб, прямоугольник). Ритмическое построение объёмно-пространственных форм на основе сочленения элементов.
Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: повторения материала предыдущего материала, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 4.
Теория гармонических цветовых сочетаний – 8 часов
Теория гармонических сочетаний по системе Козлова. Изменение собственного цвета. Цветовая система Матюшина.
Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемным формам.
Задание № 5.
Общий обзор о декоративных блюдах. – 1 час
Общий обзор о декоративных блюдах, их функциональное назначение.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.
Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.
Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона.
Задание № 6.
Водная беседа о характере декоративного блюда – 1 час
Беседа о характере декоративного блюда.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.
Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.
Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона, повторение ранее изученных материалов, отработка навыков работы с опилочной массой.
Задание № 7.
Проект декоративного блюда: поисковый вариант, цветовое решение. – 3 часа
Исполнение проекта декоративного блюда на бумаге. Учащиеся должны уметь профессионально подходить к исполнению проекта.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.
Задачи: развитие образного мышления, отработка способов и приемов работы.
Задание № 8
Композиция декоративного блюда тематического характера – 4 часа
Композиция декоративного блюда тематического характера. Диаметр 30 см. Тема: рыбы, бабочки, стрекозы и т.д. Сбор и использование подготовительного материала, исполнение эскиза. Использовать выразительные средства композиции.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.
Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 9.
Итоговое занятие – 2 часа
Цель: закрепление изученного материала.
3 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 1 час
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Стилизация в декоративной композиции – 10 часов
Понятие стилизации и стиля. Стилизация в орнаменте. Декоративная стилизация в натюрморте. Стилизация природных форм.
Задание № 3.
Функциональное назначение кашпо – 2 часа
Функциональное назначение кашпо, синтез цветка и декоративного горшка.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 4.
Проектирование кашпо основным видам композиционного решения, состоящее из 2-х форм – 6 часов
Проектирование кашпо основным видом композиционного решения. Задание предусматривает изучение закономерностей композиции лепных изделий (глина, опилочная масса). Декор изделия на основе геометрического и растительного орнамента. Размер произвольный в пределах 15-25 см.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 5.
Фронтальная композиция объёмно-пространственных форм, на заданную тему – 3 часа
Фронтальная композиция, её назначение. Сбор материалов для композиции.
Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 6.
Проект декоративной композиции (эскизы, макет, цветовое решение) – 12 часов
Фронтальная композиция объёмно-пространственных форм. Построение композиции: на основе ритмического раппорта, в котором ритм обусловлен чередованием элементов простого повторения с разными интервалами: на основе равновесия всех частей с доминирующим центром композиции на заданную тему.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.
Задание № 7.
Итоговое занятие – 2 часа
Цель: закрепление изученного материала.
4 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 2 часа
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Вводная беседа о назначении декоративных ваз –3 часа
Вводная беседа о назначении декоративных ваз. Используя знания композиции уметь составить эскизы декоративной вазы для оформления интерьера. Поиск формы, цветовое решение.
Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: грамотно приготовить материал к работе.
Задание № 3.
Проект декоративной композиции (декоративные формы), графическое решение, решение пластики, цветовое решение – 12 часов
Проект декоративных ваз. Создание единой композиции путем соподчинения всех элементов. Конструктивно чётко, взаимосвязанных в единое целое с подчинением декора с формой предмета.
Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.
Задание № 4.
Напольные вазы в интерьере – 3 часа
Вводная беседа. Назначение напольных ваз. Перед учащимися ставится задача, связанная с конкретной планировкой помещения, размещение декоративных напольных ваз, их масштабное соотношения с окружающими предметами.
Задание №5.
Проектирование напольной вазы для интерьера (вестибюль, внутренний дворик и т.д.). Поиск формы, пластики, цветовое решение – 12 часа
Проектирование изделий для интерьера, вестибюля, внутреннего дворика, общественного здания. Задание комплект или одна декоративная ваза. Задание направлено на изучение особенностей композиционного решения интерьера.
Задание № 6.
Итоговое занятие – 2 часа
Цель: закрепление изученного материала.
Задание № 7.
Подведение итогов, выставка-просмотр – 2 часа
Подведение итогов по теме. Практические занятия. Подготовка выставки.
Цель: закрепление изученного материала.
5 класс
Задание №1.
Вводное занятие – 1 час
Знакомство с программой обучения. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской.
Задание № 2.
Назначение ювелирных украшений – 2 часа
Вводная беседа. Назначение ювелирных украшений.
Материал – иллюстративный материал, презентации.
Цель: знакомство с многообразием современного декоративного искусства.
Задачи: разработка эскизов с применением современного декоративного искусства и дизайнерских находок.
Задание № 3.
Проект декоративных ювелирных украшений. Поисковые варианты: форма, пластика, цвет – 5 часов
Проект декоративных ювелирных украшений. Тема свободная. Задание учащимися выполняется путем самостоятельного выбора сюжета и колористического решения.
Цель: знакомство с многообразием технологий и материалов в декорировании лепных изделий
Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.
Задание № 4.
Изучение национального костюма. – 12 часов
Изучение национального костюма: хантыйского, мансийского, древнерусского, разница между ними.
Материал – глина (опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: ваза, как основа для декоративной композиции из кожи.
Задачи: добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы. Напольная ваза, как часть интерьерной композиции.
Задание № 5.
Проект комплекта ювелирных украшений к национальному костюму. Поиск формы, пластики, графическое решение – 12 часов
Проект комплекта ювелирных украшений к национальному костюму. Конструктивные чертежи на планшете. Пояснительная записка, характеризующая данную композицию. Учащийся должен показать умение систематизировать свою работу, последовательно вести её от сбора материала( первоначальных зарисовок и эскизов, выполнения различных вариантов композиции) к выполнению окончательного эскиза.
Материал – глина (соленое тесто, опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: развить образного мышления, концентрация внимания на качество выполнения, законченность.
Задание № 6.
Итоговое занятие – 2 часа
Цель: закрепление изученного материала.
Задание № 7.
Подведение итогов, выставка-просмотр – 2 часа
Подведение итогов по теме. Практические занятия. Подготовка выставки.
Цель: закрепление изученного материала.
В течение всего периода обучения учащиеся выполняют практические задания на определенные темы. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу учащихся по разработке эскизов и проектов, по сбору и переработке натурального материала, конструктивному построению художественных изделий и чистовому исполнению проекта. Развитию творческого мышления способствует чередование длительных и краткосрочных заданий, применение различных техник и материалов.
Видами самостоятельных работ по композиции могут быть:
а) работа над эскизами композиции;
б) наблюдение окружающей жизни в связи с темой практического задания;
в) выполнение набросков, зарисовок к теме задания;
г) упражнение на развитие композиционного мышления (колористическое чувство цвета, чувство композиционной целостности и т.д.);
д) освоение нового материала для разработки композиционного задания;
е) изучение истории быта и характера героев эпохи по литературным и музейным источникам (книги, костюмы, журналы, произведения искусства и т.д.)
Технические средства обучения
На уроках «композиции» по данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии скульптур, репродукция картин, таблицы, схемы). Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы:
Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.
Подборка технологических карт, схем:
- Разработка рефератов.
- Разработка творческих проектов.
- Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом
Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка
Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:
Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;
- для работы в вечернее время помещение оборудуется электрическим светом со специальными лампами для модели;
- расходные материалы: мука, соль, опилки, глина, краски (гуашь), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, проволока, лак ПФ-283 или нитролаки НЦ, скалка, валик, ситечко, стеки, клей ПВА, клей «Момент», кожа, ткань, бисер, салфетки для «декупажа» и т.д.
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.
Список информационных источников
Основная литература
- Визер, В. В. Система цвета в живописи: учебное пособие / В.В.Визер, – Санкт-Петербург: Питер, 2004.
- Визер, В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве: научено-популярная литература / В. В. Визер, – Санкт-Петербург: Питер, 2005.
- Власов, В. Большой энциклопедический словарь: 4т. / В. Власов.– Санкт-Петербург: «ЛИГА», 2000.
- Бесчастнов, Н. П. Живопись: учебное пособие для студентов вузов. / авт. Н. П. Бесчастнов и др. – Москва: Владос, 2004.
- Иванов, В. И. О тоне и цвете в живописи: ч. 2 / В. И. Иванов; Ред. Т. Блынская. – Москва: Юный художник, 2002.
- Шабанов, Н. К. Художественно-педагогический словарь / Н. К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – Москва: Академический проспект: Трикста, 2005.
- Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства: учебное пособие / Ю. П. Шашков. – Москва: Трикста: Академический проспект, 2006
- Штаничева, И. С. Живопись: учебное пособие / И. С. Штаничева – Москва: В. И. Денисенко, 2009.
9. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php
10. naportal.ru
Дополнительная литература
- Алпатов, М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк / М. В. Алпатов – Москва: Искусство, 1940.
- Беда, Г. В. Основы изобразительной живописи: Рисунок, живопись, композиция / Г. В. Беда. – Москва: Просвещение, 1981.
- Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – Москва: Искусство, 1977.
- Даниэль, С. М. Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи 18 в. / С. М. Даниэль. – Ленинград: Искусство, 1986.
- Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: учебное пособие. / Ф. В. Ковалев. – Киев: высшая школа, 1989.
- Раушенбах, Б. В. Пространственное построение в живописи: Очерк основных методов /Б. В. Раушенбах. – Москва: Наука, 1980.
- Шорохов Е. В. Основы композиции: учебное пособие. / Е. В. Шорохов. – Москва: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая програма по истории для 9 класса.
Рабочая программа по истории для 9 класса (УМК Сороко-Цюпа, Данилова)....
Рабочая програма по дисциплине "Скульптура" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
Рабочая программа разработа автором для проведения занятий в ДШИ на основании нормативно-правовых документов министерства образования....
Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год
Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год...
Рабочая програма 1 класс ФГОС
Содержание программы учебного предметадля 1 классаОсновы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля...
Рабочая програма по алгебре и началам анализа в 10 классе.
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента госу...
рабочие програмы по биологии 6-9 классы
разработки рабочих програм...
Рабочая програма по географии Ступень обучения (класс) - основное общее образование, 5 – 9 класс
Пояснительная запискаДанная рабочая учебная программа по географии для 5-9 класса разработана на основе:1.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N...
Комментарии
Программа находится в стадии
Программа находится в стадии апробации