Рабочая програма по истории для 9 класса.
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Дорохова Марина Сергеевна

Рабочая программа по истории для 9 класса (УМК Сороко-Цюпа, Данилова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской муниципального образования Лабинский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета.

Протокол № 1

от 31.08.2011 г.

Председатель педсовета

_________   Шелест Л.Н.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По        истории 

Ступень обучения (класс)  основное общее образование           9 класс

Количество часов  68         Уровень базовый

Учитель Дорохова Марина Сергеевна

Программа разработана на основе

авторских программ сборника «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2006:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6-9 классы;

Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежный стран. XX – начало XXI в.

Эксперты:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе авторских программ: Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежный стран. XX – начало XXI в., Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. 6-9 классы, с учетом примерной программы основного общего образования по истории и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Количество часов по предмету соответствует учебному плану на 2010-2011 учебный год.

На основании БУП-2004, в соответствии с учебным планом школы на 2010-2011 учебный год, на изучение предмета «история» выделяется 2 недельных часа. Согласно рекомендациям ДОН Краснодарского края по составлению учебного плана на 2010-2011 учебный год предметы «всеобщая история» и «История России» объединяются в общий предмет «история».

В связи с необходимостью сокращения количества часов на изучение предмета «история» составлена настоящая рабочая программа.

Цели изучения всеобщей истории (курс «Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI в».

Данная программа предназначена для 9 класса общеобразовательной школы. Основная цель курса – ознакомить учащихся с новейшей и современной историей зарубежных стран XX-XXI века. Внимание школьников концентрируется на базовых фактах, причинно-следственных связях, основных событиях истории, знание которых определяется требованиями обязательного минимума содержания образования.

Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе, на формирование у школьников ценностных ориентаций и личностного осмысления опыта всемирной истории  и места в ней истории нашей страны.

На изучение курса всеобщей истории в рабочей программе отводится 24 часа.

Цели изучения истории России (курс «Россия в XX веке»).

Курс «Россия в XX веке» предназначен для школьников, изучающих историю в ходе первого концентра обучения. Основная его цель – ознакомить учащихся 9 класса с отечественной историей  XX в. Внимание школьников концентрируется на базовых фактах, причинно-следственных связях, основных событиях отечественной истории, знание которых определяется требованиями обязательного минимума содержания образования.

Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе, на формирование у школьников ценностных ориентаций и личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.

Одна из центральных задач курса – показать роль России как активного участника и творца всемирной истории, преодолеть изолированность в изучении истории Отечества и зарубежной истории. Во всех разделах программы представлены материалы, раскрывающие место нашего Отечества в мировых событиях изучаемого времени.

Курс предлагает раскрытие событий истории с позиций обоснования национальных и государственных приоритетов России.

Одна из принципиальных установок курса – взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей. Это касается в первую очередь событий Великой Отечественной войны.

На основе рекомендаций Министерства образования РФ 10-15% учебного времени выделяется на изучение РНК (регионально-национальный компонента образования) и определяют его выделением «местного материала в тексте планирования». Это дает возможность максимально «приблизить» изучаемый материал к конкретному ученику, провести связь истории Родины и истории семьи учащегося.

Представленная рабочая программа курса «История России», как части курса «История» в 9 классе, рассчитана на изучение его в течение 44 часов в течение учебного года. В основу легла программа, рассчитанная на 68 учебных часа. При этом количество часов на изучение курса сократилось на 24 часа.

Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI в.

35

24

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина XX в.

22

15

Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война.

6

4

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии.

10

5

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.

3

3

Тема 4. Вторая мировая война, ее уроки.

3

3

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина  XX в.

12

9

Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития

5

3

Тема 6. Страны и регионы во второй половине XX в.: единство и многообразие.

4

4

Тема 7.  XX век и культура.

2

1

Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира.

1

1

ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век.

68

44

Россия в начале XX в. (1900-1916 гг.)

13

8

Россия в 1917-1927 гг.

14

7

СССР в 1928-1938 гг.

7

5

Великая Отечественная война.

6

5

СССР в 1945-1952 гг.

4

3

СССР в 1953-середине 60-х гг.

4

4

СССР в середине 60-х – середине

80-х гг.

4

4

Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

4

4

Новая Россия. 1991-2003 гг.

6

5

ИТОГО

68

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету.

Основное содержание по темам

Требования к подготовке учащихся по предмету

Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI в. (24 ч.)

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина XX в. (15 ч.)

Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война. (4 ч.)

Введение. Индустриальное общество в начале XX в. Единство мира и экономика великих держав. Страны Европы и США в 1900-1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-техническая революция. Особенности модернизации. Социальный реформизм и милитаризация.


Политическое развитие в начале  XX в. «Новый империализм».

Основные направления демократизации.

Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в н. XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Тройственный Союз и Антанта.


Первая мировая война. 1914-1918 гг.

Повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников.  Театры боевых действий и ключевые события. Западный и Восточный фронт. Человек на войне и в тылу. Итоги и последствия войны.

Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция 1919 г.:

надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы. Создание Лиги Наций. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг., договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами.

Раскрывать значение понятий: урбанизация, социальное законодательство, автономия.

Объяснять причины усиления монополий к н. XX в.

Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала XX века на примере отдельных стран.

Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале XX в.

Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, Латинской Америки в первые десятилетия XX в.

Раскрывать значение понятий: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, Антанта, Тройственный союз.

Характеризовать причины борьбы государств за передел колоний и сфер влияния, причины образования военно-политических блоков.

Объяснять явление роста националистических настроений в европейском сообществе.


Раскрывать значение понятий и терминов: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, блицкриг, черный рынок, карточная система.

Характеризовать причины, участников, основные этапы Первой мировой войны.

Рассказывать о крупнейших операциях и сражениях Первой мировой войны (используя карту).

Сопоставлять события на Западном м Восточном фронте, раскрывая их взаимообусловленность.

Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу.

Характеризовать итоги и последствия Первой мировой войны.

Раскрывать значение понятий Лига Наций, репарации, Версальская система.

Показывать на карте изменения в Европе и мире, происшедшие после окончания Первой мировой войны.

Высказывать суждения о причинах, характере и последствиях революций 1918-1919 гг. в европейских странах.

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (5 часов)

Последствия войны: революции и распад империй. Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни. Изменения в расстановке политических сил, появление леворадикальных сил – коммунистических партий. Праворадикальные силы – фашизм. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. Советско-германские отношения. Договоры в Рапалло (1922 г.). Пацифизм.

Страны Европы и США в 20-е гг.

Особенности развития стран Европы и США в 20-е гг. Перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Культ наживы в США и «закат Европы».

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Экономический кризис 1929-1933 гг. Причины кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократическая модель. Великая депрессия. «Новый курс» Рузвельта. Кейнсианство.

Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция.

Особенности экономического кризиса в Великобритании и Франции. Н.Чемберлен, курс оздоровления экономики. Народный фронт во Франции. Социальный либерализм.

Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия. Испания. Формирование тоталитарных режимов.

Италия: утверждение фашистской диктатуры Б.Муссолини.

Германия: Утверждение фашизма. А. Гитлер. Идеология национал-социализма. Милитаризация и подготовка к войне. Немецкое общество во времена Третьего рейха.

Испания: революция и свержение монархии.  Гражданская война. Народный фронт. Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры Франко.

СССР в 1930-х гг.- международное положение.

Несостоятельность Лиги Наций. Политика «умиротворения агрессора». Провал идеи коллективной безопасности.

Раскрывать значение понятий: фашизм, коммунизм, стабилизация, пацифизм.

Высказывать суждения о причинах, характере и последствиях революций 1918-1919 гг. в европейских странах.

Объяснять причины возникновения и распространения фашизма в Италии и Германии.



Объяснять причины перемещения экономического центра в США.

Рассказывать о жизни людей в США и Европе в 20-е гг.


Объяснять причины мирового экономического кризиса.

Раскрывать значение понятий: мировой экономический кризис, «новый курс», тоталитаризм, авторитаризм, Народный фронт, нацизм.

Систематизировать материал о политических режимах, существовавших в Европе в 1918-1939 гг.

Объяснять, как происходил выбор между демократией и авторитаризмом в отдельных европейских странах.

Рассказывать, используя карту, о ключевых событиях Гражданской войны в Испании.

Представлять характеристики политических лидеров государств в 1920-1930-х гг.

Объяснять причины формирования тоталитарных режимов

Сравнивать особенности тоталитаризма в Италии, Германии, Испании, СССР.

Объяснять причины несостоятельности Лиги Наций, провала идеи коллективной безопасности.

Раскрывать смысл политики «умиротворения агрессора».

Систематизировать исторический материал, сравнивать пути развития государств в 1920-1930-е гг.

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (3 часа)

Восток в первой половине XX в. Турция, Япония.

Географические и политические параметры понятия «Восток».  Проблемы модернизации. Пути осуществления модернизации: реформы или революции.

Турция: Кемалистская революция 1918-1923 гг. М.Кемаль Ататюрк.

Япония: своеобразие модернизации, «японский дух, европейское знание». Внешняя политика – пять войн за 50 лет.

Китай и Индия в первой половине XX в.

Китай: Синьхайская революция 1911-1912 гг., «Сто дней реформ». Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война 1928-1937 гг. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии. Японо-китайская война 1937-1945 гг.

Индия: британская колония. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.

Латинская Америка в первой половине  XX в. Латинская Америка – культурно-цивилизационное своеобразие. Особенности развития.

Мексиканская революция 1910-1917 гг., развитие Мексики как пример эволюционной модели модернизации.

Кубинская революция 1933-1934 гг., ее итоги.

Характерные для Латинской Америки циклы: революция – реформы – диктатура – революция.

Раскрывать смысл понятия модернизация.

Объяснять особенности процесса модернизации в странах Азии и Латинской Америки.

Сопоставлять события, способствовавшие модернизации, и пути модернизации в странах Азии и Латинской Америки.

Характеризовать политических лидеров стран Азии и Латинской Америки.

Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки. (3 часа)

Международные отношения в 30-е гг.  Мир накануне Второй мировой войны. Причины и характер Второй мировой войны (1939-195 гг.) Периодизация, фронты, участники.

Вторая мировая война: начало войны. Начало войны. Основные военные операции в 1939- июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть  Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, Азии, в Тихом океане в 1941-1944 гг. Нацистский «новый порядок». Холокост. Движение Сопротивления и его герои.

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Завершающий период. Итоги войны. Создание антигитлеровской коалиции, ее роль в разгроме фашизма. Тегеранская конференция 1943 г., Ялта, Потсдам 1945 г., решения в координации военных действий и послевоенном устройстве мира. Особенности заключительного этапа войны. Освобождение Европы. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944), разгром Квантунской армии (1945 г.) Капитуляция Японии. Атомные бомбардировки японских городов США: их цели и результаты. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Послевоенная карта Европы. Сверхдержавы – СССР и США. Нюрнбергский процесс над военными преступниками. Преступления против человечества. Токийский процесс.

Раскрывать значение понятий: план Барбаросса, план «Ост», битва за Британию, «новый порядок», геноцид, Холокост, антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления, коренной перелом, второй фронт, Нюрнбергский процесс.

Характеризовать причины, участников, основные этапы Второй мировой войны.

Рассказывать о крупнейших военных операциях (с использованием карты).

Сопоставлять данные о масштабах военных операций на советско-германском и других фронтах войны, высказывать суждение о роль фронтов в общем ходе войны.

Рассказывать о положении людей на фронте, в тылу.

Характеризовать итоги и уроки войны.

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина  XX в. (9 ч.)

Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (3 ч.)

Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». Образование ООН. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биополярный).  Причины и черты «холодной войны». «Железный занавес» и гонка вооружений. Ядерное оружие – равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.

Особенности послевоенного восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке. Неокейнсианство – массовому производству массовое потребление.

Кризисы 70-80-х гг. Становление информационного общества. Причины экономического кризиса 70-80 гг. Новый этап НТР, переход к постиндустриальному обществу. Этапы социально-экономической политики 70-90 гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX – начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество. Социальное движение. Главные идейно-политические течения и партии: консерватизм, либерализм, коммунистическое и социалистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада. Появление консервативных христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Массовые движения. Появление экстремистских группировок и партий. Неофашизм. Процесс формирования гражданского общества.

Объяснять, какие изменения произошли в Европе и мире  после Второй мировой войны (с использованием исторической карты).

Раскрывать значение и понятие терминов ООН, биополярный мир, «холодная война», «железный занавес», гонка вооружений, НТР, постиндустриальное общество, информационная революция, глобализация.

Высказывать суждения о сущности и цене общественного прогресса в современном мире.


Объяснять причины появления массовых движений, появления новых партий в политической жизни стран, причины экономического кризиса 70-80 гг.

Тема 6. Страны и регионы во второй половине XX в.:

единство и многообразие. (4 ч.)

США. Страны Западной Европы. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990 гг. США – сверхдержава.

Великобритания: «политический маятник» 1950-1090-х гг.: лейбористы и консерваторы. Социально-экономическое развитие.  М.Тэтчер.

Франция: социально-экономическое и политическое развитие. От многопартийности к личной власти генерала Ш. де Голля. Идея «величия» Франции и ее реализация. Социальные волнения 1968 г., отставка генерала. Политика Ф. Миттерана, Ж. Ширака.

Италия: Провозглашение республики, политическая нестабильность. Реформа избирательной системы. Борьба с мафией.

Западная Германия. Соц. соревнование ФРГ и ГДР. Объединение Германии, падение Берлинской стены. Г.Колль.

Восточноевропейские страны. Понятие «Восточная Европа». Принципы формирования соц.лагеря. Строительство социализма, тоталитаризм. Политические кризисы: Восточная Германия (1955) г., Польша и Венгрия (1956), Чехословакия (1968) Революции 1989-1990 гг. и ликвидация основ тоталитарного социализма. Направления преобразований.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Африки и Азии. Культурно-цивилизационные особенности стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Внешнее влияние и мусульманские традиции. Противоречивые итоги развития. Япония. «Японское экономическое чудо», причины.

Китай. Гражданская война 1946-1949 гг., провозглашение КНР. Восстановление экономки 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун.

Индия. Пути реформирования. Дж. Неру, И. Ганди, Р.Ганди. Внешняя политика.

Латинская Америка: реформы, индустриализация, демократизация.

Международные отношения. 60-90-е гг.  Карибский кризис 1962 г. и его значение. Гонка вооружений. Проблема разоружения. Напряженность и разрядка в отношениях сверхдержав. Окончание «холодной войны», крах социализма, распад СССР. Роль ООН в современном мире. Российско-американские отношения.

Характеризовать политическую систему США.

Составлять характеристики президентов США, гос. лидеров европейских стран, их внутренней и внешней политики (с использованием учебника, справочных материалов).

Высказывать суждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире.

Раскрывать тенденции экономического развития стран Западной Европы (государственное регулирование экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов).

Раскрывать предпосылки, достижения и проблемы европейской интеграции.

Проводить поиск информации для сообщений по послевоенной истории и современном развитии стран.

Раскрывать значение понятий и терминов: мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, солидарность, «бархатная революция», шоковая терапия, приватизация.

Характеризовать основанные этапы в развитии восточноевропейских стран 1945 г. – начала XXI ., объяснять, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран.



Раскрывать значение понятий и терминов: крушение колониальной системы, деколонизация, модернизация, фундаментализм; латифундия, хунта, каудилизм.

Характеризовать этапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости; этапы развития стран Латинской Америки, их политические режимы.









Раскрывать значение понятий и терминов: разрядка международной напряженности, движение за безопасность и сотрудничество в Европе, многополюсный мир.

Характеризовать основные периоды и тенденции развития международных отношений.

Готовить и представлять сообщения и рефераты по отдельным вопросам истории международных отношений

Тема 7.  XX век и культура. (1 час)

Культура во второй половине XX в. Достижения науки и искусства. Современные деятели культуры. Новые художественные стили и направления: модернизм, авангардизм (абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.) Музыка, архитектура. Философия, литература.

Раскрывать понятия: информационная революция, неореализм, постмодернизм, массовая культура, поп-арт.

Характеризовать достижения в науке и технике в современном мире; новые направления художественной культуры и искусства.

Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. (1 час)

Глобализация в конце  XX в. Глобализация как явление современного мира. Глобальные проблемы современности.

Раскрывать смысл понятия: глобальные проблемы человечества.

Проводить обзор материалов газет, телевидения по вопросам, связанным с глобальными проблемами современного общества.

ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век. (44 часа)

Россия в начале XX в. (1900-1916 гг.) (8 часов)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Социальная структура Российской империи начала XX в. Кубан. Наш край на рубеже веков. Периодизация и основные этапы истории новейшей истории России. Российское общество в начале XX века: социальная структура, положение основных групп населения. Экономическое развитие страны. Российская экономика на рубеже XIX-XX вв. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Монополии: картели, синдикаты, тресты, концерны. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм. Кустарная Россия. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Общественно-политические движения в начале XX в. Николай II, его вступление на престол. Волна ожиданий. Борьба в верхних эшелонах власти. С.Ю. Витте, В.К. Плеве. Нарастание противоречий между властью и обществом. Крестьянские волнения. Народные движения против русификации. «Зубатовский социализм».  Политические партии и их программы: РСДРП. (В.И. Ленин), социал-революционеры (В.М. Чернов), либеральные движения. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Внешняя политика Николая II. Основные направления внешней политики. Гаагская конференция 1899 г. Дальневосточная политика. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904-1905 гг. Ход военных действий на суше и море. Окончание войны, причины поражения России.

Первая русская революция. Причины революции. Начало революции, «Кровавое воскресенье». Развитие революции весной-летом 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17.10.1905 г. Формирование монархических партий.  Либеральные партии: кадеты, «Союз 17 октября».

Декабрьское вооруженное восстание. Основные законы 1906 г. Деятельность первой Государственной Думы. II Государственная Дума. Итоги революции.

Реформы П.А. Столыпина. Обострение внутриполитической ситуации. Личность П.А. Столыпина. Программа реформ. Переустройство жизни деревни, разрушение общины. Переселенческая политика. Первые результаты реформ. Развитие кооперации.

Политическая жизнь 1905-1914 гг. Новый избирательный закон. III Государственная Дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Убийство Столыпина. Нарастание революционных настроений. IV Государственная Дума.

Серебряный век русской культуры. 

Духовное состояние общества. Русская философия: поиски общественного идеала. Открытия в науке и технике. Критический реализм и модернизм в литературе. Поэзия Серебряного века (декаданс, символизм, акмеизм, авангардизм и футуризм). Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура, скульптура. Музыка и исполнительское искусство (С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин), балет («Русские сезоны» Дягилева), театр (Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов), кинематограф («Стенька Разин и княжна»).

Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX-XX вв. Формирование Тройственного Союза и Антанты. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Западный фронт. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Брусиловский прорыв. Перестройка экономики. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне. Нарастание оппозиции. Г. Распутин.

Давать характеристику геополитического положения России в начале XX в., используя историческую карту.

Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять, в чем заключались особенности модернизации России.

Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в н. XX в.

Раскрывать значение понятий: монополия, картель, трест, синдикат, концерн.

Объяснять роль иностранного капитала в российской экономике н. XX в.

Характеризовать состояние сельского хозяйства, причины оскудения центра.


Раскрывать значение понятий и терминов: «зубатовский социализм», РСДРП, эсэры.

Составлять характеристику Николая II как исторический личности.

Объяснять причины ожиданий политических перемен в приходом к власти Николая II.

Сравнивать программы политических партий.

Характеризовать основные положения либеральных проектов Святополк-Мирского.

Характеризовать основные направления внешней политики России, причины русско-японской войны, планы сторон.

Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту.

Излагать условия Портсмунского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов.

Раскрывать причины и характер первой русской революции.

Рассказывать об основных событиях революции 1905-1907 гг.

Объяснять значение понятий: Государственная Дума, кадеты, октябристы, социал-демократы.

Объяснять смысл понятий и терминов: отруб, хутор, переселенческая политика.

Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку ее итогов и значения.

Составлять характеристику П.А. Столыпина как исторической личности.





Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения.

Составлять описания произведений и памятников культуры, давать оценку их художественных достоинств.

Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей культуры.

Собирать информацию о культурной жизни нашего края.


Раскрывать причины и характер Первой мировой войны.

Рассказывать о ходе военных действий на Восточном и Западном фронтах, используя историческую карту.

Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников.

Раскрывать экономические и социальные последствия войны для российского общества.

Россия в 1917-1927 гг.   (7 часов)

От Февраля к Октябрю. Причины революции 1917 г. События революции.  Образование новых органов власти. Двоевластие, его суть. Отречение Николая II от престола. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Рождение власти на местах.

Возвращение Ленина из эмиграции. Апрельские тезисы. Новая стратегия РСДРП (б).

Апрельский и июньский кризисы Временного правительства. Июльский кризис. Выступление генерала Корнилова.

Последний этап кризиса власти. Подготовка к вооруженному восстанию. Октябрьский переворот в Петрограде. II съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Установление новой власти в Москве и на местах.

Становление советской власти. Начало гражданской войны. Кубан. Становление советской власти на Кубани. Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов. Брестский мирный договор, его условия и последствия принятия. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Аграрная политика. Комбеды. Продовольственная диктатура.

Выступление левых эсэров. Принятие Конституции 1918 г.

Начало Гражданской войны. Причины и этапы. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии.

Гражданская война. 

Выступление Чехословацкого корпуса. Демократическая контрреволюция. Восточный фронт. Красный террор. Южный фронт. Поход на Петроград в мае 1919 г. Юденича. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля.

Эволюция экономической политики советской власти. Итоги гражданской войны. Кубан. «Малая гражданская война». Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Роспуск комбедов.

Экономическая политика белых. Проекты реформ. Насильственная реквизиция земель в сельском хозяйстве. Реформаторская деятельность П.И. Врангеля.

«Малая гражданская война». Недовольство политикой венного коммунизма. Крестьянские восстания. Кронштадское восстание. Поражение белых, его причины. Причины победы красных.

Новая экономическая политика. Образование СССР. Кубан. Жизнь во времена нэпа. Причины перехода к нэпу. Основные направления. Экономические итоги нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис.

Образование СССР. Национальные окраины в гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Строительство многонационального государства. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения.

Внешняя политика в 20-е годы. Политическое развитие. Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. «Полоса признания» 1924-1925 гг. Экономические соглашения. Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты с западными странами. Создание и деятельность Коминтерна.

Внутренняя политика.

Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. Болезнь Ленина. И.В. Сталин. Сталин против Троцкого. Устранение политических соперников. «Правый уклон». Победа Сталина в политической борьбе.

Духовная жизнь.  Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Формирование новой советской интеллигенции. Власть и интеллигенция. Эмиграция деятелей культуры. Партийный контроль над духовной жизнью. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового» искусства.

Объяснять причины и сущность событий Февраля и Октября 1917 г.

Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 г.

Давать характеристику позиций политических партий и лидеров в 1917 г., привлекая документы, дополнительную литературу.

Раскрывать причины прихода большевиков к власти.

Анализировать различные версии и оценки событий Февраля    и   Октября 1917 г., высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Раскрывать характер и значение первых преобразований большевиков, используя тексты декретов и других документов советской власти.

Объяснять значение понятий национализация, рабочий контроль, Учредительное собрание, военный коммунизм, комбеды (комитеты бедноты).

Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания.

Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира.




Раскрывать причины Гражданской войны и интервенции.

Давать характеристику красного и белого движений (цели, участники, методы борьбы).

Рассказывать, используя карту, о наиболее значимых событиях Гражданской войны.


Сравнивать задачи и мероприятия политики военного коммунизма и нэпа.

Высказывать суждение о причинах крестьянских восстаний во времена военного коммунизма.









Характеризовать сущность и значение нэпа.

Объяснять, в чем заключались предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения.

Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР.

Раскрывать основное содержание и последствия внутрипартийной борьбы в 1920-е гг.

Рассказывать о жизни общества во времена нэпа.

Высказывать суждение о причинах свертывания нэпа.


Характеризовать основные направления внешней политики СССР в 20-е гг.

Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиций СССР и др. государств.

Раскрывать причины политической борьбы после смерти Ленина, объяснять причины победы Сталина в этой борьбе.

Составлять характеристики политических лидеров 20-х гг. (Ленин, Сталин, Троцкий)


Характеризовать основные направления и итоги культурной революции (в том числе на материале истории края, города).

Представлять описание известных произведений советского периода, объяснять причины их популярности.

СССР в 1928-1938 гг. (5 часов)

Экономическое развитие в 1928-1938 гг. Индустриализация.  Особенности индустриализации в СССР. Первая пятилетка. Социальные проблемы первой пятилетки. Включение труда заключенных в плановую экономику. Второй пятилетний план. Заводы-гиганты. Положение рабочих. Стахановское движение. Паспортная система. Трудовые книжки. Итоги первых пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Кубан. Расказачивание.  Причины коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации: разорение деревни, истребление скота, голод 1932-1933 гг., отсутствие социальных прав. Колхозное крестьянство. Трудодни. Организация индивидуальных хозяйств 1935 г.

Политическая система. Тоталитарный режим. Роль партии в жизни государства. Роль идеологии. Репрессии протии в церкви. Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы, уничтожение недовольных режимом. Конституция «победившего социализма» 5.12.1936г. Национальная политика. Русификация.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру.  Развитие образования. Переработка учебников. Строительство новых школ. Власть и наука. Борьба в биологической науке. «История ВКП(б). Краткий курс».

Научные достижения. Открытие залежей полезных ископаемых. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыкальное и изобразительное искусство. Литература. Театр.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Изменения внешнеполитического курса. Установление дипломатических отношений с США (1933 г.), принятие СССР в Лигу Наций (1934 г.). Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Война в Испании и СССР. Дальневосточная политика СССР. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии. Подписание пакта о ненападении 23.08.1939 г.

Характеризовать особенности индустриализации в СССР.

Показывать (на карте) основные стройки первой пятилетки, промышленные предприятия вошедшие в строй во второй пятилетке.

Объяснять значение понятие и терминов: индустриализация, стахановское движение, пятилетка.

Раскрывать причины коллективизации в СССР, ее последствия и результаты.

Характеризовать колхозное крестьянство.

Объяснять значение понятие и терминов колхозы, трудодни, двадцатипятитысячники.



Раскрывать значение понятий и терминов тоталитарный режим, культ личности,  массовые репрессии.

Объяснять характер тоталитаризма как политического режима.

Раскрывать содержание Конституции 1936 г.

Рассказывать о жизни людей в тоталитарном государстве.

Рассказывать об изменениях в духовной жизни 1920-30–х гг.,  формировании советской культуры под воздействием идеологии.

Знать культурных деятелей эпохи социалистического реализма.



Раскрывать причины изменения политического курса СССР в 30-е гг.

Характеризовать направления внешней политики СССР, отношения с США, европейскими странами.

Объяснять предпосылки сближения СССР и Германии.


Великая Отечественная война. (5 часов)

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Начало Второй мировой войны и СССР. Советско-финская война (ноябрь 1939-март 1940 г.) Линия Маннергейма.

СССР и Прибалтика. Подчинение территорий. Советско-германские отношения накануне войны.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой-летом 1942 г. Канун войны. Подготовка СССР. Вероломное нападение Гитлера. Битва за Москву. Можайская линия обороны. Ожесточенное сопротивление.

Героическая оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.

Ситуация на фронте весной 1942 г. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Немецкий оккупационный режим. Холокост на территории СССР. Трудовая мобилизация. План «Ост». Гетто.

Партизанское и подпольное движение. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.

Тыл. Жизнь советских людей после вторжения немецких войск. Кубан. Кубань в ВОв. Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Труженики тыла. Образование и наука в годы войны. Деятели культуры – фронту.  Церковь в годы войны.

Коренной перелом в ходе войны. Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало освобождения. Битва на Курской дуге. Танковое сражение под Прохоровкой. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения в годы войны. Национальная политика.

Завершающий период Великой Отечественной войны Победа. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов»: снятие блокады с Ленинграда, освобождение Правобережной Украины, разгром фашистов в Крыму, Наступление в Белоруссии (операция «Багратион»), освобождение Болгарии, Румынии, Молдавии, Югославии, Прибалтики, Венгрии.

Крымская (Ялтинская) конференция. Освобождение Европы от фашизма. Потсдамская конференция 17.07-02.08.1945 г. Вступление в войну с Японией. Итоги войны. Цена победы.

Называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

Объяснять причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

Рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту.

Объяснять значение понятий блицкриг, эвакуация, новый порядок, коренной перелом, второй фронт.

Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т.д.)

Представлять биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла (в том числе представителях старших поколений своей семьи).

Подготовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, кинематографа (по выбору).

СССР в 1945-1952 гг. (3 часа)

Послевоенное восстановление хозяйства. Кубан. После войны. Экономика СССР после войны. Экономические дискуссии 1945-1946 г. Развитие промышленности. Трудности послевоенного времени. Репатриация. Развитие ВПК. Сельское хозяйство.  Курс на «закручивание гаек».

Политическое развитие страны. Идеология и культура в послевоенные годы. Демократический импульс войны. Надежды народа. Изменения в структурах власти. Переименование партии. Новый виток репрессий. Национальная политика.

Восстановление «железного занавеса». Литература. Театр и кино. Музыка. Образование. Научные дискуссии.

Внешняя политика СССР. У истоков «холодной войны». Распространение сталинской модели. Апогей «холодной войны»: корейский конфликт.

Рассказывать о жизни людей в послевоенные годы.

Характеризовать идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг.



Раскрывать содержание понятий «холодная война», «железный занавес».

Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы.

Характеризовать особенности внешней политики в 1945-1952 гг.

Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы.

СССР в 1953-середине 60-х гг. (3 часа)

Изменения политической системы в 1953-середине 1960-х гг. Экономическое и социальное развитие. Смерть Сталина и борьба за власть. ХХ съезд КПСС. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Развитие промышленности. Первый полет в космос. Социальная политика. Строительство жилья, законы о пенсиях, бесплатное образование.

Развитие науки и образования. Духовная жизнь. «Оттепель» в духовной жизни. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Пересмотр оценок художественных произведений. Развитие науки. Советский спорт. Развитие образования.


Внешняя политика. В поисках новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. Карибский кризис 1962г. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР.

Характеризовать итоги борьбы за власть после смерти Сталина.

Раскрывать значение решений XX съезда КПСС на основе информации учебника и исторических источников.

Объяснять, в чем заключались подходы к решению хозяйственных и социальных проблем.




Рассказывать о достижениях советской науки и техники в конце 1950-1960-х гг.

Характеризовать период «оттепели» в общественной жизни.

Объяснять, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики.

Раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Подготовить сообщение о Карибском кризисе.

Характеризовать взаимоотношения СССР со государствами социалистического лагеря и стран «третьего» мира.

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.  (4 часа)

Политическое развитие. Отстранение Хрущева. Отстранение Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л.И. Брежнев. А.Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Коррупция. Курс на «стабильность кадров». XXXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Усиление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформы в промышленности: замыслы и результаты. Научно-технический прогресс. Социальная политика.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Советский спорт. Ростки «антисистемы». А.Д. Сахаров.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад.  Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Региональные конфликты. Афганская война. Отношения с социалистическими странами. «Доктрина Брежнева».

Высказывать суждение о причинах отставки Н.С. Хрущева.

Составить характеристику Н.С. Хрущева.

Объяснять, в чем заключались альтернативы развития страны в 1970-е гг.




Участвовать в дискуссии о характере экономического развития страны в 1970-е гг.



Подготовить сообщение о развитии советской науки и техники в 1960-1980-е гг.

Рассказывать о развитии культуры в 1960-1980-е гг., характеризовать творчество ее выдающихся представителей.


Объяснять, в чем выражалась разрядка международной напряженности в 1970-е гг., благодаря чему она была достигнута.

Раскрывать значение достижения военно-стратегического паритета между СССР и США для международных отношений.

Объяснять, в чем выразилось и чем было вызвано обострение международной напряженности в конце 1970-х гг.

Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.  (4 часа)

Реформа политической системы. Предыстория перестройки. Ю.В. Андропов. К.У. Черненко. 11 марта 1985 г. – избрание М.С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС. «Кадровая революция». Конституционная реформа 1988-1990 гг. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения.

Конфликт в Нагорном Карабахе. Выход республик Прибалтики из состава СССР. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. ГКЧП. Распад СССР. Создание СНГ.

Экономические реформы 1985-1991 гг. Кубан. Кубань во времена «перестройки»  «Стратегия ускорения». Антиалкогольная кампания. Госприемка. Взрыв на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г.

Экономическая реформа 1987 г. принятие Закона о гос. предприятии. Легализация «теневой экономики». Кооперативы. Второй этап экономической реформы. Усугубление экономического кризиса. Появление арендаторов на селе. Экономическая катастрофа. Программа «500 дней». Политический кризис. Избрание президентом Б.Н. Ельцина.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. На пути к гласности. Литература: отмена цензуры. Кино, театр. Появление запрещенных ранее фильмов, литературных произведений. Новая реабилитация жертв политических репрессий. Издержки гласности. Массовое недовольство.
Внешняя политика. Нормализация отношений с Западом. Новое политическое мышление. Смена внешнеполитического курса. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, Монголии. Урегулирование ближневосточного кризиса. Распад социалистической системы. Объединение Германии. Смена руководства в Монголии. Роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации стран Варшавского договора. Результаты политики «нового мышления».

Объяснять причины перехода к политике перестройки.

Раскрывать значение понятий перестройка, гласность, политический плюрализм, правовое государство, парад суверенитетов.

Характеризовать сущность и значение преобразований политической системы.




Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки, представлять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Собирать и анализировать воспоминания членов семьи о жизни в годы перестройки.

Рассказывать о направлениях экономических реформ, программе «500 дней».











Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки.

Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового мышления.

Излагать оценки политики «нового мышления».

Раскрывать причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в Советском Союзе.

Составить характеристику  М.С.Горбачева.

Новая Россия. 1991-2003 гг. (5 часов)

Российская экономика на пути к рынку. От советской экономической системы – к рынку. Либерализация цен и торговли. Конвертируемость рубля. Дефицит. Инфляция.  «Шоковая терапия». Приватизация. Ваучеры. Корректировка курса реформ. Кредиты Международного валютного фонда и Всемирного банка. Первые результаты экономических реформ. Изменение структуры потребления, уровня жизни населения. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Смена руководства в Правительстве. Утверждение В.В. Путина.

Россия в мировой экономике. Проблемы перехода на новый этап развития.

Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России 12.06.1992 г. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г. Референдум. Принятие новой Конституции в 1993 г. Основные статьи Конституции. Российская многопартийность: КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия» и др. Российский парламентаризм. Выборы в Государственную Думу. Президентские выборы 1996 г. Отставка Б.Н. Ельцина. Результаты политического развития в 90-е гг. XX вв.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Обращение к авангардному искусству. Стирание границ между российским и мировых культурный пространством. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство.  СМИ. Российский спорт. Традиционные религии.

Национальная политика и межнациональные отношения. Геополитическое положение и внешняя политика России. Народы и регионы. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о федеративном устройстве. Нарастание противоречий между центром и регионами. Война в Чечне. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Новое место России в мире. Россия и Запад. Балканский кризис. Россия и Восток. Россия – СНГ. Результаты внешней политики.

Россия на пороге XXI в. Кубан. Развитие Кубани в начале XXI века. Президент России В.В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI века. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой политический стратегии. Выборы 2003-2004 годов. Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.

Выводы.

Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности.

Составить биографическую справку о Б.Н. Ельцине.

Объяснять, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике.








Рассказывать о принятии новой Конституции РФ.

Раскрывать причины политического кризиса 1993 г.

Знать и объяснять особенности становления российской многопартийности.






Давать характеристику и оценку явлений современной российской культуры, произведений литературы, искусства, кинофильмов и др., аргументировать свое мнение.

Систематизировать материал учебника о национальных отношениях в 1990-е гг. (задачи национальной политики, причины противоречий между Центром и регионами, межнациональные конфликты).

Систематизировать материал об основных направлениях и событиях внешней политики России в 1990-е гг., составлять обзорную характеристику.


Характеризовать ключевые события политической истории России в XXI в.

Представлять характеристику крупнейших политических деятелей современной России.

Рассказывать о государственных символах России.

Анализировать и обобщать информация различных источников об экономическом и социальном развитии России в XXI в.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю.  История России. XX век. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010

Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России. XX – начало XXI века. – М.: «ВАКО», 2005

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век. 9 класс». – М.: Просвещение, 2010

Соловьев А.К. Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран. XX – начало XXI века. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2007

Окороков И.Н. Новейшая история. 9 класс. Поурочные планы. Ч. 1 и ч. 2. – Волгоград, 2003

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета № 1

от 30.08.2011г.

Руководитель МС

___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

_________ _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочие програмы по истории в 5-9, 11 класcах

Рабочие программы в 5-6 классах составлены  по ФГОС, в 7-, 11 классах на основе Федерального компонента  Государственного образовательного стандарта и примерной программы по истории....

Рабочая програма по истории 5-9 кл+ктп

программа по истории ФГОС...

Рабочая програма Музыка 1-4 класс (ФГОС)

Общая характеристика учебного предметаМузыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего ...

Рабочая програма Музыка 5-7 класс (ФГОС)

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной основной образоват...

Рабочая програма по биологии 5 класс ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская  СОШ».Данная программа рассчитана на 1 год &ndash...

Рабочая програма по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного у...