Педагогическое эссе "Экологическое воспитание школьников через экскурсии и экспедиции"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Экологическое воспитание школьников через экскурсии и экспедиции».
В настоящее время многих волнуют проблемы экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры. Не во всех школах нашей страны введён предмет экология, с её элементами приходится знакомить на уроках естественно – гуманитарного цикла, причём по программе там отводится порядком около 10 часов в год. В таком объёме привить любовь к природе, к красотам родного края практически не представляется возможным. Тем более любой урок ограничен временными рамками. Я на протяжении 7 лет веду экологический кружок « Экологи – исследователи». Мною написана своя программа, но и этого мало. Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и в стране.
Кружок позволяет чаще выходить на экскурсии и экспедиции с целью изучения природы родного края.
Природа в настоящем — объект изучения и средство воспитания.
В последнее время интенсивно разрабатываются различные приемы и методы экологического образования школьников в аудитории. Сюда можно включить различные печатные пособия, презентации, аудио- и видеоматериалы, возможности сайтов Интернета. Бесспорно, если школьники не имеют возможности взаимодействовать с природой напрямую, то и такие формы работы будут очень удачны. Но они далеко не самые результативные, хотя бы потому, что не могут заменить общения с живой природой, возможности ощутить себя ее частью. Так как же можно воспитать потребность Человека существовать в гармонии с окружающим миром? Есть только один путь – учиться у Природы, пока ее не загубили до конца. Именно общение с природой, сам процесс познания ее великих закономерностей — могут стать едва ли не самым эффективным (а может быть, и единственным!) средством воспитания высоконравственных людей. Стоит задуматься: может ли Природа научить плохому? Ответ очевиден: нет!
Умение видеть красоту родной природы, умение слушать шум дождя и пение птиц, стрекотание кузнечика, вдыхать аромат луговых трав, полюбоваться восходом солнца – это ли не прекрасная цель и одновременно средство воспитания высоконравственного человека? Удивляться красоте маленького бриллианта – росинки на листе травинки, понять радость духовного единства близких людей — единомышленников в походе или научной экспедиции — это просто здорово! Когда испытывающий жажду человек ощутит вкус кристально чистой воды из родника, то следующим шагом для него может стать потребность его очистить, оборудовать и даже украсить. Полюбив природу, поневоле научишься ее ценить, беречь, рационально использовать и возобновлять ее ресурсы. Ощутив прекрасные эмоции, возвышенные чувства, неземную радость от общения с природой и людьми, поневоле будешь стремиться ощутить это еще и еще раз. Действительно, у человека, посадившего дерево или расчистившего родник, побывавшего в исследовательской экспедиции по родной стороне, никогда не поднимется рука на большие и малые создания Природы… По крайней мере, на это хочется надеяться и в это верить. Лечение котёнка с переломанной лапой для ребенка может принести гораздо больше, чем виртуальная игра в интернете. Но вот тут уже нужны знания.
Многолетний опыт работы показывает, что наиболее эффективен в экологическом образовании подрастающего поколения целостный научно-исследовательский подход. Эпизодические промеры семян фасоли, даже “на оценку” не принесут школьнику ничего полезного (может быть, кроме оценки). Совсем по-другому будет обстоять дело, когда ученик получает задание провести самостоятельное исследование, выполняет его, сам собирает и обрабатывает материал, оформляет работу, защищает ее, представляет свои результаты на конференциях в школе, районе, а может быть и на более высоком уровне.
У нас в Городецком районе Нижегородской области уже 7 лет работает летний межрайонный экологический лагерь « Росток». Пять лет я являюсь руководителем экологических экспедиций. Со мной всегда выезжает группа школьников, которые увлечены биологией и экологией. Сам факт прожить в палатках в течение недели, готовить еду на костре, пробежаться по росе на утренней зарядке вдоль озера или речки, сходить в экспедицию, затем провести исследования, проанализировать материал, это ли не удовольствие! Помимо исследований, приходится проработать огромное количество научной литературы, которая затем выливается в исследовательскую работу. Вот идет и образовательный процесс, но с интересом, с удовольствием.
Мы все знаем, что современные дети в большинстве визуалы. Поэтому когда они сами все потрогают своими руками, проведут измерения, сделают химический анализ, обработают полученные результаты, сделают собственные выводы, да ещё сравнят с нормативами, позволит им стремиться к дальнейшему изучению, к изобретению собственных методик, и последующему их использованию. А вечером - песни у костра, сочинение частушек, инсценировок, выступление. Идёт общение друг с другом, знакомство с ребятами из других школ и других районов нашей области. Они настолько становятся дружными, коммуникабельными, не стесняются выступать, потому что это не сцена, а просто поляна у костра. Одна мама мне как – то сказала: « Вы мне открыли сына заново». Это были лучшие слова благодарности.
Работы моих учеников напечатаны в нескольких сборниках, за них получены дипломы, грамоты, сертификаты. Мы три года подряд принимали участие в Российском форуме « Великие реки России», в конкурсе исследовательских работ, проводимый Омским университетом, получили диплом за работу по ООПТ на областном конкурсе « Марш парков», стали победителями в региональном конкурсе «Неглобальные экологические проблемы». Ежегодно участвуем в областных и российских конкурсах исследовательских работ.
Проблема заключалась в проведении химических анализов, так как школьная материальная база желает оставлять лучшего. В прошлом году районный отдел экологии приобрёл нам мини – лабораторию « Пчёлка – У» производства Санкт – Петербургского предприятия « Крисмас +», работать стало ещё интереснее, особенно детям. Представьте, когда сам ребёнок что – то «химичит», определяет, сравнивает, берёт пробы, проводит опрос населения, да ещё сам рекомендует?
Очень хотелось бы, чтобы в каждой школе была возможность заниматься исследованиями, потому что это даёт возможность повысить уровень и качество образования. Наше правительство постоянно вещает о внедрении инновационных технологий в процесс обучения, а по сути того объёма средств в школах нет, либо не подходят статьи расходов. В связи с этим приходится ходить по спонсорам, подключать родителей, использовать свои средства. Когда исследования становятся системой, то процесс обучения становится более качественным и интересным для ребёнка. Дети с начала учебного года интересуются новыми экспедициями, своими рассказами привлекают других школьников, а это уже потенциал новых участников в олимпиадах и играх, для составления проектов и написания новых исследовательских работ.
В заключение можно сказать, если будем активнее мы учителя, чем чаще мы будем сотрудничать с детьми вне урока, тем быстрее раскроется ребёнок и пойдёт за вами хоть в горы, хоть на край света, потому что он вам будет доверять, вы будете для него старшим другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Нравственное воспитание школьников через экологическое образование
В данной статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания школьников через экологическое образование....
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...
Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах
Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....
Воспитание школьников через систему дополнительного образования
Система дополнительного образования создает условия для творчества детей, их гражданского становления, формирования активной жизненной позиции, воспитания у школьников любви к родному краю, ведет к по...