Педагогическое эссе "Экологическое воспитание школьников через экскурсии и экспедиции"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Экологическое воспитание школьников через экскурсии и экспедиции».
В настоящее время многих волнуют проблемы экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры. Не во всех школах нашей страны введён предмет экология, с её элементами приходится знакомить на уроках естественно – гуманитарного цикла, причём по программе там отводится порядком около 10 часов в год. В таком объёме привить любовь к природе, к красотам родного края практически не представляется возможным. Тем более любой урок ограничен временными рамками. Я на протяжении 7 лет веду экологический кружок « Экологи – исследователи». Мною написана своя программа, но и этого мало. Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и в стране.
Кружок позволяет чаще выходить на экскурсии и экспедиции с целью изучения природы родного края.
Природа в настоящем — объект изучения и средство воспитания.
В последнее время интенсивно разрабатываются различные приемы и методы экологического образования школьников в аудитории. Сюда можно включить различные печатные пособия, презентации, аудио- и видеоматериалы, возможности сайтов Интернета. Бесспорно, если школьники не имеют возможности взаимодействовать с природой напрямую, то и такие формы работы будут очень удачны. Но они далеко не самые результативные, хотя бы потому, что не могут заменить общения с живой природой, возможности ощутить себя ее частью. Так как же можно воспитать потребность Человека существовать в гармонии с окружающим миром? Есть только один путь – учиться у Природы, пока ее не загубили до конца. Именно общение с природой, сам процесс познания ее великих закономерностей — могут стать едва ли не самым эффективным (а может быть, и единственным!) средством воспитания высоконравственных людей. Стоит задуматься: может ли Природа научить плохому? Ответ очевиден: нет!
Умение видеть красоту родной природы, умение слушать шум дождя и пение птиц, стрекотание кузнечика, вдыхать аромат луговых трав, полюбоваться восходом солнца – это ли не прекрасная цель и одновременно средство воспитания высоконравственного человека? Удивляться красоте маленького бриллианта – росинки на листе травинки, понять радость духовного единства близких людей — единомышленников в походе или научной экспедиции — это просто здорово! Когда испытывающий жажду человек ощутит вкус кристально чистой воды из родника, то следующим шагом для него может стать потребность его очистить, оборудовать и даже украсить. Полюбив природу, поневоле научишься ее ценить, беречь, рационально использовать и возобновлять ее ресурсы. Ощутив прекрасные эмоции, возвышенные чувства, неземную радость от общения с природой и людьми, поневоле будешь стремиться ощутить это еще и еще раз. Действительно, у человека, посадившего дерево или расчистившего родник, побывавшего в исследовательской экспедиции по родной стороне, никогда не поднимется рука на большие и малые создания Природы… По крайней мере, на это хочется надеяться и в это верить. Лечение котёнка с переломанной лапой для ребенка может принести гораздо больше, чем виртуальная игра в интернете. Но вот тут уже нужны знания.
Многолетний опыт работы показывает, что наиболее эффективен в экологическом образовании подрастающего поколения целостный научно-исследовательский подход. Эпизодические промеры семян фасоли, даже “на оценку” не принесут школьнику ничего полезного (может быть, кроме оценки). Совсем по-другому будет обстоять дело, когда ученик получает задание провести самостоятельное исследование, выполняет его, сам собирает и обрабатывает материал, оформляет работу, защищает ее, представляет свои результаты на конференциях в школе, районе, а может быть и на более высоком уровне.
У нас в Городецком районе Нижегородской области уже 7 лет работает летний межрайонный экологический лагерь « Росток». Пять лет я являюсь руководителем экологических экспедиций. Со мной всегда выезжает группа школьников, которые увлечены биологией и экологией. Сам факт прожить в палатках в течение недели, готовить еду на костре, пробежаться по росе на утренней зарядке вдоль озера или речки, сходить в экспедицию, затем провести исследования, проанализировать материал, это ли не удовольствие! Помимо исследований, приходится проработать огромное количество научной литературы, которая затем выливается в исследовательскую работу. Вот идет и образовательный процесс, но с интересом, с удовольствием.
Мы все знаем, что современные дети в большинстве визуалы. Поэтому когда они сами все потрогают своими руками, проведут измерения, сделают химический анализ, обработают полученные результаты, сделают собственные выводы, да ещё сравнят с нормативами, позволит им стремиться к дальнейшему изучению, к изобретению собственных методик, и последующему их использованию. А вечером - песни у костра, сочинение частушек, инсценировок, выступление. Идёт общение друг с другом, знакомство с ребятами из других школ и других районов нашей области. Они настолько становятся дружными, коммуникабельными, не стесняются выступать, потому что это не сцена, а просто поляна у костра. Одна мама мне как – то сказала: « Вы мне открыли сына заново». Это были лучшие слова благодарности.
Работы моих учеников напечатаны в нескольких сборниках, за них получены дипломы, грамоты, сертификаты. Мы три года подряд принимали участие в Российском форуме « Великие реки России», в конкурсе исследовательских работ, проводимый Омским университетом, получили диплом за работу по ООПТ на областном конкурсе « Марш парков», стали победителями в региональном конкурсе «Неглобальные экологические проблемы». Ежегодно участвуем в областных и российских конкурсах исследовательских работ.
Проблема заключалась в проведении химических анализов, так как школьная материальная база желает оставлять лучшего. В прошлом году районный отдел экологии приобрёл нам мини – лабораторию « Пчёлка – У» производства Санкт – Петербургского предприятия « Крисмас +», работать стало ещё интереснее, особенно детям. Представьте, когда сам ребёнок что – то «химичит», определяет, сравнивает, берёт пробы, проводит опрос населения, да ещё сам рекомендует?
Очень хотелось бы, чтобы в каждой школе была возможность заниматься исследованиями, потому что это даёт возможность повысить уровень и качество образования. Наше правительство постоянно вещает о внедрении инновационных технологий в процесс обучения, а по сути того объёма средств в школах нет, либо не подходят статьи расходов. В связи с этим приходится ходить по спонсорам, подключать родителей, использовать свои средства. Когда исследования становятся системой, то процесс обучения становится более качественным и интересным для ребёнка. Дети с начала учебного года интересуются новыми экспедициями, своими рассказами привлекают других школьников, а это уже потенциал новых участников в олимпиадах и играх, для составления проектов и написания новых исследовательских работ.
В заключение можно сказать, если будем активнее мы учителя, чем чаще мы будем сотрудничать с детьми вне урока, тем быстрее раскроется ребёнок и пойдёт за вами хоть в горы, хоть на край света, потому что он вам будет доверять, вы будете для него старшим другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78697.jpg)
Нравственное воспитание школьников через экологическое образование
В данной статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания школьников через экологическое образование....
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-308889-1384769469.jpg)
Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362032-1386323980.jpg)
Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах
Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377389-1389163560.jpg)
Воспитание школьников через систему дополнительного образования
Система дополнительного образования создает условия для творчества детей, их гражданского становления, формирования активной жизненной позиции, воспитания у школьников любви к родному краю, ведет к по...