Экологическое воспитание школьников через предмет " Иностранный язык"
статья
Экологическое образование школьников через предмет «Иностранный язык» может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость формирования чувственного отношения ребёнка к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_cherez_inostrannyy_yazyk.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Обшиярская основная общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
Экологическое воспитание школьников через предмет
«Иностранный язык»
Составила: Рыбакова Ж.Э.
учитель английского языка
д. Полевая, 2020г.
Экологическое воспитание школьников через предмет
«Иностранный язык»
Введение
Экологическое образование школьников через предмет «Иностранный язык» может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость формирования чувственного отношения ребёнка к окружающему миру. Несомненно, что тематика уроков иностранного языка предполагает широкие возможности работы в этом направлении. В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.
Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволяет выстроить последовательную систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.
На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:
– формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;
– воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;
– включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;
– развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;
– воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.
Успешность природоохранительного просвещения во многом зависит от методического багажа учителя, от его умения использовать на уроках наряду с общепринятыми и нетрадиционные активные формы обучения и воспитания.
Таким образом, огромную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Животные», «Школа» и др. напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. Особую роль в усвоении лексики по экологическому воспитанию учащихся на начальном этапе обучения занимают игры, песенки, рифмовки. Зная такие слова, как flower, tree, apple, grapes, orange, park, garden, apple-tree дети с помощью картинок работают над структурами: I like an orange…I have got an apple…The garden is big…The apple-tree is nice…
Дети быстро запоминают цвета при разучивании рифмовки
Spring is green,
Summer is bright,
Autumn is yellow,
Winter is white.
Эти знания дают возможность учащимся высказывать своё отношение к природе в элементарной форме на начальном этапе обучения.
На первый взгляд, в этой области складывается благополучная ситуация – учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием. Так, например, по теме «Животные» в младших классах изучаются названия животных, среда их обитания, на базе полученных знаний учащиеся учатся составлять рассказ о своём любимом домашнем или диком животном. Говорится о том, что животных надо охранять.
Ещё сложнее сформировать положительное отношение и прививать любовь к «неприятным» животным и растениям, таким, как змеи, лягушки или ядовитые грибы и ягоды. Правильное положительное отношение к окружающей среде можно сформировать, давая возможность детям эмоционально насыщенную информацию о роли всех предметов и явлений в экосистеме, понимание того, что в природе всё взаимосвязано и взаимообусловлено, всё выполняет свою роль, что выпадение какого-либо компонента грозит необратимыми последствиями для человечества.
Личностно-ориентированная позиция педагога, дающая детям возможность подумать, сделать определённые выводы, разобраться в ситуации способствует наиболее благоприятному усвоению социально-экологических знаний.
Таким образом, в содержании социально-экологического образования на уроках иностранного языка выступает с одной стороны, определённая информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны необходимость выработки определённого положительного отношения к этой действительности. Несомненно, что основным условием и методом реализации поставленных задач служит правильно организованное педагогическое общение на уроках.
Практически всё содержание учебно-воспитательной работы школы потенциально является содержательной основой общения школьников. Отсюда вытекает необходимость владения учителями навыками педагогического общения. Однако, актуализация всех потенциальных возможностей происходит тогда, когда педагоги так организуют учебно-воспитательный процесс, чтобы поставить каждого школьника в позицию его субъекта. Для того чтобы школьники, особенно младшие, стали субъектами общения, необходимо, чтобы жизнедеятельность коллектива стала содержательной стороной их общения, нужно, чтобы каждый из них имел возможность активно участвовать в ней.
Специфическими формами организации общения младших школьников, учащихся 5 – 6 классов являются игровые формы, когда они используются максимально широко и разнообразно. Значение игры в жизни младших школьников очень велико, поскольку она вместе с учением служит в этом возрасте действенным способом познания окружающей действительности. Игра углубляет социальное развитие ребёнка, двигает вперёд его психическое развитие. Применение игровой деятельности учащихся на уроках иностранного языка возможно и в целях экологического воспитания.
Особенностью организации экологического образования в игровой деятельности школьников является то, что большинство игр ориентированы на ознакомление учащихся с природой, то есть они не имеют чётко выраженной экологической направленности. Экологические игры направлены на формирование положительного отношения учащихся к животным и растениям через эмоциональные реакции. Но так как игра, содержащая экологическую направленность, способствует формированию положительного отношения, она является мощным средством обучения и воспитания ответственного отношения к природе.
Ещё одним вспомогательным средством в экологическом образовании и воспитании школьников на уроках иностранного языка является демонстрация сюжетов видеофильмов о природе, животных и птицах. Аудиовизуальный метод является одним из ведущих вспомогательных методов обучения иностранному языку. Он обеспечивает наглядность, яркое эмоциональное представление учебного материала, создаёт образ предмета обучения, обладает высокой информативностью, а также даёт возможность учащимся получить адекватное представление об иноязычной речи.
Использование народных примет, пословиц на уроках иностранного языка также играет большую роль в экологическом образовании учащихся. Использование пословиц, поговорок, примет на уроках иностранного языка способствует формированию языковой догадки, учащиеся, сопоставляя различные выражения с одинаковым смыслом, понимают, что существуют различные способы оформления мысли, уясняют связи между формой и значением языковых явлений.
Правильно организованное общение в начальной школе способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из специфических способностей становления личности на каждом возрастном этапе. В общении в доступной возрасту учащихся форме фигурируют мировоззренческие проблемы, способствует попыткам ребят решать их самостоятельно. Содержание общения в процессе жизнедеятельности коллектива расширяет видение мира учащимися, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений, помогает им формировать собственную позицию о мире.
Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.
Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала. Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.
В 5 классе я обращаю внимание обучающихся на рассказ о каникулах в деревне, описание отдыха в городе и деревне. Можно больше внимания уделить походам при прохождении темы «Выходной день». Во время беседы о различиях города и села, описывая свой населенный пункт, можно затронуть его экологические проблемы.
В 6 классе знакомимся с главой «Животные в нашей жизни», которая говорит сама за себя: формированию экологической культуры здесь отводится большое место. В разделе 1 речь идет о Лондонском зоопарке: видах животных, животных, находящихся под угрозой вымирания, Зоологическом обществе, есть задание представить себя в роли работника Лондонского зоопарка и дать информацию корреспондентам телевизионной программы «Спасите природу» о животных, за которыми вы ухаживаете, поднимаются проблемы зоопарков. Стихотворение «Моя мечта» Джилиана Брауна может растрогать до слез, оно о любви к животным и о том, что они не должны жить в клетках; нужно объяснить разницу между естественной средой и средой, созданной человеком; назвать общество по охране животных в России и его правила. В разделе 2 обсуждаются проблемы животных (жизнь в неволе). Нужно охарактеризовать животных на фотографиях, предлагается написать сценарий фильма для передачи «В мире животных», высказать мнение о том, стоит ли держать животных дома, почему в Англии люди не любят шоу с участием животных, проводится пресс-конференция с представителями разных обществ по охране природы.
В 7 классе в главе 1 разделе 4 «Что вы думаете о будущем?» имеет место полилог, в котором подростки обеспокоены новыми технологиями, опасными для окружающей среды. Учащиеся описывают природную красоту своего села, поднимаются проблемы, которые должны решать подростки в 21 веке, среди них – проблемы загрязнения, опасные технологии, животные, находящиеся под угрозой вымирания.
В 8 классе учащиеся ведут беседу о погоде, о Вселенной, об освоении космоса, об опасностях на Земле: землетрясениях, цунами, наводнениях, торнадо. В раздел 7 «Земля для тебя и для меня» есть информация о самой высокой точке, низкой точке, длинной реке, глубоком озере, самом большом озере, океане, жарком месте, холодном месте, большой стране, описание картин природы, тексты с иллюстрациями об удивительных местах на Земле, дается задание написать рассказ о своей местности. Что касается главы 2, то она также является актуальной. Ее название «Лучший друг мира – это ты»: поднимаются вопросы о том, как улучшить нашу планету, тексты о вреде, нанесенному человеком природе, задание рисовать плакат об экологических проблемах, задуматься о том, что было бы, если…, проблема переработки мусора, упаковки, придумать текст объявления по школьному радио с призывом провести день чистоты. В раздел «Что мы можем сделать, чтобы спасти Землю» дети читают тексты на эту тему, беседуют по картинкам, пишут сценария фильма с советами людям, как спасти Землю. Все эти знания способствуют обогащению лексического запаса учащихся, они могут сделать выводы о глобальных проблемах экологии. Таким образом, УМК для 8 класса способствует формированию экологической культуры на всех уроках английского языка в течение целого полугодия.
В 9 классе в главе «Каникулы – время приключений и открытий» имеются тексты с описанием красивых мест, посещенных во время каникул, фотографии с пейзажами, рассказ о цветке, о путешествиях: тексты об айсбергах, происхождении географических названий, цветах-символах Британии, о том, что мы должны жить в мире: есть задание обсудить проблемы окружающей среды, возникшие из-за конфликтов между людьми на Земле.
Проанализировав содержание УМК “Enjoy English”для всех ступеней обучения, можно заметить, что от описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем этапах в русле экологической тематики. Материалы УМК дают возможность широкого обсуждения проблем, связанных с экологией, несмотря на ограниченный объем языкового и речевого материала, который в связи со значимостью данной проблематики можно увеличить. К концу старшего этапа обучения накапливается достаточно обширный словарь. Этому способствовало введение раннего обучения иностранному языку со 2 класса. Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные ее элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объеме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне. С начального этапа в детях воспитывается любовь к животным, желание выращивать зеленые насаждения, благоустраивать школьные участки, включаться во всевозможные акции по охране природы. Учебные пособия для всех ступеней обучения снабжены яркими иллюстрациями, фотографиями по экологической тематике.
Заключение
Таким образом, правильно организованное педагогическое общение в школе способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из специфических особенностей становления личности на каждом возрастном этапе. В общении в доступной возрасту учащихся форме фигурируют мировоззренческие проблемы, способствует попыткам ребят решать их самостоятельно. Содержание общения в процессе жизнедеятельности коллектива расширяет видение мира учащимися, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений, помогают им формировать собственную позицию в мире.
Список использованной литературы
1.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием/Enjoy English для 2 – 11 классов общеобраз. Учрежд. – Обнинск: Титул, 2010.
2.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием/ Enjoy English для 5 класса общеобразовательных учреждений – Обнинск: Титул, 2013.
3.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием/ Enjoy English для 6 класса общеобразовательных учреждений – Обнинск: Титул, 2013.
4.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений – Обнинск: Титул, 2011.
5.Биболетова М.З. Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник английского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2020.
6.Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2020.
7.Шишкина В. Л. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия базового и дополнительного образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Йошкар-Ола, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности
В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах...
Педагогическое эссе "Экологическое воспитание школьников через экскурсии и экспедиции"
Работа участвовала в конкурсе центра "Восхождение"...
Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии
Тема опыт « Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии»...
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются актуальные проблемы экологии культуры. Раскрывается понятие экологически образованной личности. Описаны сущность, цели и задачи экологического воспитания учащихся на уроках ин...
статья "Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка"
Статья посвящена актуальной проблеме загрязнения окружающей среды и экологическому воспитанию обучающихся....
Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка и в международных проектах
В статье представлен опыт работы в международных проектах и программах....
Экологическое воспитание школьников через проектную деятельность
Воспитание слабовидящих школьников через проектно-исследовательскую деятельность...