Программа по дисциплине " Экологические основы природопользования"
рабочая программа по химии на тему

Материал содержит программу для специальности 19.02.02

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

2016 г.

                                                                                     Утверждаю

                                                    Заместитель директора  по УВР    

                                                                        __________ О.А. Стребкова

                                                                     «___» _____________ 20____ г

                                                         

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна».

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж».

Разработчик:   Н.В. Мельник–преподаватель ГБПОУ ВО «БМТК».

Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией специальности общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности 19.02.02  «Технология хранения и переработки зерна».

Протокол №       от             2016 г.

Председатель ПЦК____________ Е.В. Жидкова


СОДЕРЖАНИЕ

                стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

13

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»  базовой подготовки.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ):

Общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен уметь:

1. Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности.

2. Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания.

3. Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен знать:

1. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.

2. Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.

3. Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения  экологического кризиса.

4. Принципы и методы рационального природопользования.

5. Методы экологического регулирования.

6. Принципы размещения производств различного типа.

7. Основные группы отходов, их источники и масштабы образования

8. Понятия и принципы мониторинга окружающей среды.

9. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

10. Принципы и правила международного  сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

11. Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Проблемы дефицита продуктов питания на Земле и пути их решения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:  

          обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32  часов;

          самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая форма аттестации   дифференцированный зачет


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Экологические проблемы России и мира

6

Тема 1.1.

Экологические проблемы человеческой цивилизации в 3- тысячелетии

Потребление энергии и поиски новых альтернативных источников. Уменьшение концентрации озона в атмосфере.

Проблема пресной воды и опустынивание земель.

Истощение природных ресурсов и использование ресурсов Мирового океана.

2

2

Тема 1.2.

Главные экологические проблемы в России

Качество питьевой  воды.

Экологическое состояние плодородных земель.

Сокращение лесных массивов.

2

2

Тема 1.3.

Уровень экологического образования в России, мире.

Экологическое образование в дошкольных и школьных учреждениях.

Приоритетные направления в решении экологических проблем.

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу.

Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Совершенствование оружия массового уничтожения.

Проблема подтопления.

Очистные сооружения.

Анализ экологической ситуации своего города, населенного пункта.

2

Раздел 2.

Типы загрязняющих веществ

14

Тема 2.1.

Основные типы загрязняющих веществ и их характеристики

Классификация основных типов загрязняющих веществ и их характеристика.

2

2

Тема 2.2.

Аварии как источник загрязнения

Причины возникновения аварий  и их последствия.

2

1

Тема 2.3.

Загрязнения промышленными предприятиями

 Рациональное размещение промышленных предприятий.

 Установка очистительных сооружений.

 Экологическая служба на промышленных предприятиях

2

2

Тема 2.4.

Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры

 Причины возникновения кислотных дождей и парникового эффекта. Последствия влияния озоновых дыр  на живые организмы нашей планеты.

2

2

Тема 2.5.

Генномодифицированное  загрязнение

Причины создания генномодифицированных  продуктов.

Генномодифицированное  заражение окружающей среды.

Последствия применения генномодифицированных продуктов.

2

2

Тема 2.6.

ПДК загрязняющих веществ

Предельнодопустимые концентрации загрязняющих  веществ  в атмосфере, гидросфере, почве.

2

2

Тема 2.7.

Причины гибели древних цивилизаций

Природные катастрофы и катаклизмы, способствующие гибели древних цивилизаций.

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнения окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Добавки в пищевых продуктах.

 Аварии  при добычи нефти, газа.

 Аварии на АЭС.

Пожары, наводнения, взрывы.

Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры.

Тропосферный озон и связанные с ними  загрязняющие вещества.

Экологические проблемы, способствующие гибели древних цивилизаций: Атмосферы, острова Пасхи, Майя.

4

Раздел 3.

Экологические проблемы Воронежской области

4

Тема 3.1.

Концепция устойчивого развития общества

Экологические проблемы вследствие   промышленных революций начала XX века.

Основные принципы устойчивого развития общества.

2

2

Тема 3.2.

Экологические проблемы Бутурлиновского района

Проблемы гидросферы, атмосферы  и сельскохозяйственных  почв  

г. Бутурлиновка и района

2

2

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы.

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.

Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе

Экологические проблемы Бутурлиновского р-на и в целом Воронежской области, пути их решения

5

Раздел 4.

Мониторинг окружающей среды и международное сотрудничество

8

Тема 4.1.

Мониторинг окружающей среды и экологическое  прогнозирование

Наблюдение, анализ, выводы, экологическое прогнозирование влияния, антропогенного фактора на окружающую среду.

2

2

Тема 4.2.

Международное сотруд-ничество  и мировоззрение устойчивого развития

Международное сотрудничество по охране окружающей среды и развития устойчивого мировоззрения.

2

2

Тема 4.3.

Вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания) как источник загрязнения и здоровье нации

Влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье подрастающего поколения.

2

2

Тема 4.4.

Дифференцированный зачет

Карточки индивидуального контроля знаний.

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

Международные  соглашения и конвенции по экологическим проблемам при участии ЮНЕП.

Конвенция о трансграничном переносе загрязняющих воздух веществ.

Вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания) как источник загрязнения окружающей среды и здоровья нации.

5


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования».

Оборудование учебного кабинета:

Таблицы:

  1. Экологические проблемы России

Плакаты:

  1. Проблемы в 21 веке
  2. Основные типы загрязнений
  3. Загрязнения атмосферы
  4. Кислотные дожди
  5. Гибель Атлантиды
  6. Дымы России таят в себе опасность
  7. Принципы устойчивого развития общества

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бевз Н.С. «География Воронежской области», Воронеж, Центральное черноземье, 1999 г.

2. Винокурова Н.Ф. «Глобальная экология», М., Просвещение, 2010 г.

3. Гальперин  М.В. «Экологические основы природопользования», М., Форум – Инфра-М, 2002 г.

4. Трушина Т.П. «Экологические основы природопользования», Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

 (основные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

Консультирование, наблюдение, анализ, оценивание

Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания

Консультирование, наблюдение, анализ, оценивание

Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности

Консультирование, наблюдение, анализ, оценивание

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Тестирование, фронтальная беседа

Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

Составление таблицы

Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения  экологического кризиса

Фронтальная беседа, составление схемы

Принципы и методы рационального природопользования

Составление схемы, работа с учебником

Методы экологического регулирования

Составление таблицы с использованием раздаточного материла

Принципы размещения производств различного типа

Индивидуальный опрос, сообщение студента

Основные группы отходов, их источники и масштабы образования

Информационные сообщения, составление таблицы

Понятия и принципы мониторинга окружающей среды

Тестирование, фронтальный опрос

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Фронтальная беседа, работа с учебником

Принципы и правила международного  сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Тестирование, индивидуальный опрос

Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Проблемы дефицита продуктов питания на Земле и пути их решения

Семинарское занятие, информационные сообщения

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ  

    ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Техник-технолог должен обладать общими компетенциями,

включающими в себя способность.

Код

Формулировка компетенций

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за роботу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями,

соответствующими основными видами профессиональной

деятельности:

Код

Формулировка компетенций

ПК 1.1

Размещать зерно и семена на хранение в соответствии с качеством.

ПК 1.2

Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию.

ПК 1.3

Обеспечивать требуемые режимы хранения зерна и семян.

ПК 2.2

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства муки и манной крупы.

ПК 2.3

Контролировать качество сырья и готовой продукции (муки и манной крупы).

ПК 3.2

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства крупы из различных культур.

ПК 3.3

Контролировать качество сырья и готовой продукции.

ПК 4.2

Устанавливать и контролировать  режимы ведения технологического процесса производства комбикормовой продукции.

ПК 4.3

Контролировать качество сырья и готовой продукции.

ПК 5.1

Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 5.2

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 5.3

Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 5.4

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 5.5

Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.

Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК включает в себя:- методические рекомендации по выполнению практических занятий- перечень заданий по изучаемым разделам и темам- методические рекомендации по организации самостоятельной работы- тез...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по I и II разделам вышеуказанной дисциплины (I разд...

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

КОС по УД Экологические основы природопользования специальность 11402 "Обработка водных биоресурсов"...

Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования

программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...

Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448

Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины  1  зачетная единицаОбщий объем 48 часов   в том числе:− лекции...