Духовно-нравственное воспитание на уроках экологии
статья по экологии по теме
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_ekologii_4.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
на уроках экологии
“Через красивое - к человечному
такова закономерность воспитания”
В.А. Сухомлинский
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания можно сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической практике используются различные формы и методы проведения уроков. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы можно обратиться к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы - долг каждого” -вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения урока-праздника, разрабатывает задания и поручения ребятам. Каждому можно предложить домашнее задание - подготовить свой добрый сюрприз. Учитель может помочь сориентироваться в выборе сюрприза.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:
1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).
2. Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).
3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая - третьей и т. д.).
4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное -- невероятное” и т.п.
5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2--3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).
7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности школьников являются игры-экскурсии. Экскурсии являются важнейшим средством формирования и развития нравственных качеств и свойств личности школьника: самостоятельности и самодеятельности, инициативы, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявлять подлинную заботу друг о друге и оказывать взаимопомощь. На экскурсии проводятся наблюдения, которые помогают присматриваться, приглядываться к окружающей природе, учат ценить ее разнообразную красоту. Наблюдения природных явлений в разные времена года, в разную погоду создают условия для единства эстетического и нравственного развития детей. Общение с природой создает у ребенка радостное настроение, что в свою очередь существенным образом влияет на его поведение в коллективе: ребенок становится добрее и отзывчивее к окружающим.
В работе по формированию нравственно-экологического опыта у школьников используют нетрадиционный урок-праздник.
При проведении нестандартных уроков у школьников не только повышается уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени меняется мотивация поступков в природе.
Чтобы уроки были яркими, интересными, запоминающимися для детей используются загадки, стихи, кроссворды, экологические сказки, проводятся необычные физминутки. Например, на уроке по теме «Кто такие птицы и звери?» ученики отгадывали загадки, которые позволяют узнать и повадки зверей, познакомиться с их образом жизни в природе.
На овчарку он похож
Что не зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Есть лишайник, мох зеленый
Любит снежные луга
(олень)
Он высокий и пятнистый,
С длинной- длинной шеей
И питается он листьями –
Листьями деревьев!
(жираф)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасает ноги,
А от голода – кора!
(заяц)
При изучении некоторых тем целесообразно применение такого приема, как изложение новой темы в форме экологической сказки. Сказка не только развлекает, знакомит ребят с явлениями окружающего мира, а так же является источником формирования элементарных экологических понятий. Цель экологической сказки – дать точную, научно – достоверную информацию. В таких сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений природных явлений, описывается национальные и культурные традиции.
Вот, например, как может происходить на уроке знакомство ребят с круговоротом воды в природе.
Сказка «Путешествие капельки».
В одном озере жили – были шалуньи капельки. Целый день они веселились и плескались в теплом озере. Но однажды летом пригрело жаркое Солнце, да так сильно, что сестрички – капельки почувствовали, что они стали очень легкими, оторвались от поверхности воды и в виде пара поднялись высоко в воздух. Полетели они навестить тетушку Тучу, сестрицу Молнию и дедушку Грома. Стали шалить наши капельки, и вдруг одна капелька упала вниз, на землю. Забеспокоились все: дедушка гром стал греметь, Молния засверкала, Туча нахмурилась, и потемнело, а сестрички – капельки прыгнули вниз следом за Капелькой. Упали все они на землю, потом попали в ручеек, а он донес их до родного озера. Вернулись капельки домой, но иногда попросив Солнышко греть пожарче, отправляются навестить на небе дедушку Грома и тетушку Тучу, а потом снова возвращаются домой вместе с дождиком.
А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет.
Сказка «Подснежник»
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.
Формирование экологических понятий у школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов - их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
На уроках дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. В начальных классах изучаются темы “Растения и животные”, ” Условия, необходимые для жизни растений и животных”, “Связь живой и неживой природы”, которые дают возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, живой и неживой природе. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Для создания педагогических условий нравственно-экологического воспитания школьников в процессе учебной деятельности требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственно-экологическое воспитание в учебной деятельности.
Нравственно-экологическое воспитание школьников будет успешно осуществляться:
a) только в реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала на уроке;
б) в использовании учителем методов, средств, способствующих формированию нравственно- экологических знаний, умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к наше...