«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»
учебно-методический материал по английскому языку
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к нашей природе.
Воспитание экологической культуры у современных школьников, является неотъемлемой частью духовно-нравственного развития нашего подростающего поколения.Экологическое воспитание школьников способствует развивитию таких духовно -нравственных ценностей как : гуманизм, ответсвенность ,долг, совестливость, гражданственность, культура общения, способность к нравственному усилию и чувство сопереживания.
Экологическое воспитание - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»
Лихачева Олеся Сергеевна
ГУ ЛНР «ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 30 имени Н.Т.ФЕСЕНКО»
«There are no passengers on Spaceship Earth. We are all the crew».
( Marshall McLuhan, 1964)
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к нашей природе.
Воспитание экологической культуры у современных школьников, является неотъемлемой частью духовно-нравственного развития нашего подростающего поколения.Экологическое воспитание школьников способствует развивитию таких духовно -нравственных ценностей как : гуманизм, ответсвенность ,долг, совестливость, гражданственность, культура общения, способность к нравственному усилию и чувство сопереживания.
Экологическое воспитание - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.
Целью воспитательной работы школы-гимназии № 30 в 2022-2023 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию духовно-нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Одной из важных задач школы-гимназии - воспитание любви к природе, стремление беречь и приумножать ее богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности.
В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача «формирования качеств личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества». Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества
Сегодня мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду.
Актуальность экологического воспитания – повышение заинтересованности всех стран и народов, всех слоев общества в защите окружающей среды. До тех пор пока большинство населения не будет считать экологические проблемы своим личным делом, пока мы не осознаем, что должны ежечасно, ежеминутно беречь наш общий дом — планету Земля, мы будем с каждым часом приближать экологический кризис. Экологическое воспитание – приоритетное направление развития современной школы и системе образования в целом.
В примерных программах для образовательных учреждений ЛНР обязательно присутствует тематика, затрагивающая проблемы экологии и окружающего нас мира.
В большинстве учебников по английскому языку обязательно есть один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.
Разработка экологической проблематики в УМК зависит от этапа обучения, если на начальном этапе это отдельные её элементы, то на среднем и старшем этапах он присутствует в большом объеме, что способствует решению практических, воспитательных и образовательных задач на более высоком уровне.
Начальная школа.
На начальном этапе предусматривается ознакомление с лексикой, т.е. начинает формироваться словарный запас (название животных, явлений природы и др.). Уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача привить любовь детей к природе, стремление оказывать помощь животным и птицам.
Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Погода», «Мой дом», «Животные» напрямую связаны с целями и задачами экологического образования.Учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием.
Например в 3 классе, работая по УМК «Starlight 3» третий раздел называется « Пушистые друзья». Где дети повторяют названия животных и также изучают названия частей тела животных. Учитывая уровень владения языком и возрастные особенности школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения.
Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.Так как не всем маленьким детям свойственно понятие чувства долга и совестливости.
В 4-м классе по УМК «Starlight 4» в модуле «Places to go» при повторении лексики по темам « Погода» и « Времена года» ученики представляют проекты-презентации – «Моё любимое время года».
Цель этого проекта – развитие творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Кроме того в начальной школе широко используются стихи и песни о природе и животных
Основная школа
Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне .Лексический материал, по экологической проблематике увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала.сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.
Тематика в средней школе представлена темами : « Природа: растения и животные»,«Проблемы экологии», « Защита окружающей среды», « Жизнь в городе и сельской местности»
Учащимся 6,7 классов уже интереснее не просто рассказать о своих питомцах, а выполнить какое-нибудь творческое задание. Например , дети с удовольствием составляют кроссворды по теме « Дикие животные».
В 8-м классе при работе по учебнику «Starlight 8 » ученики работают над проектом «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над проектом занимает 2-3недели и предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека, красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Дети с удовольствием учат стихи о природе, о животных, о большой и доброй планете Земля. Подбираются соответствующие тексты и рассказы – загадки. Но здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным, в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, родившихся или находившихся в неволе.
В УМК «Starlight 9» проблеме экологии отведена последняя страница каждого модуля(Going green). Например, после 6 модуля учащимся предоставляется возможность прочитать текст о так называемом « Зеленом транспорте». После чего в форме ролевой игры предоставляется возможность побыть министром транспорта страны и и обсудить проблему экологичного транспорта.
Старшая школа
В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка.
Соответственно тематика в старшей школе следующая : природные ресурсы,возобновляемые источники энергии, изменение климата и глобальное потепление, знаменитые природные заповедники, деятельность различных организаций по охране природы .
В 10,11 классе школьникам предлагается работа над проектом «Помоги нашей планете»(Save our Planet).Ученики изучают международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций.Цель проекта - привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.
Также ученики работают над проектами «Глобальное потепление» (GlobalWarming) и «Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes). В этих проектах учащиеся, привлекая знания по биологии и химии, изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.Целью этого является формирование у детей экологического сознания, действенного отношения к природе и воспитание экологической культуры.
Популярный проект «Город моей мечты» (The city of my dream). В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.
В УМК «Starlight 10» предоставлена возможность более глубоко обсудить глобальные проблемы экологии. Проблеме защиты окружающей среды посвящен как целый модуль так и странички «Going green» в конце каждого модуля.
Таким образом, благодаря проделанной работе на уроках иностранного языка начиная с начальной школы у обучающихся появляется желание участвовать в акциях по охране природы, благоустраивать школьные участки, сажать деревья и выращивать цветы, ухаживать за животными. Кроме того решаются языковые проблемы, так как изучается и усваивается новая лексика. Школьникам интересно говорить о том, что их волнует. Это формирует личностное отношение к знаниям и окружающей действительности.
Воспитание экологически культурного и духовно развитого поколения -потребность общества. Учебный предмет иностранный язык вносит свой вклад в решение этой проблемы и дает возможность для применения языка на практике. Результатом экологического воспитания является экологическая культура и активная жизненная позиция, проявляющаяся в желании сделать окружающий мир красивее, многообразнее и лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка с УМК "Английский в фокусе"
«Патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Spotlight» *...
Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС....
Статья "Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка"
Патриотическое воспитание обучающихся имеет огромное значение и актуальность в нашем современном мире.Необходимо возобновлять эту важную работу в школе,чтобы обучающиеся были патриотами своей ст...

«Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Материал отражает современные подходы преподавания ИЯ, основанные на опыте работы учителя....

Развитие образного мышления обучающихся на уроках английского языка. Из опыта обучения написанию стихов на английском языке.
презентация к выступлению на конференции...

статья«Организация интеллектуально-преобразующей деятельности на этапе внедрения ФГОС»«Развитие образного мышления обучающихся на уроках английского языка. (Из опыта обучения написанию стихов на английском языке)»
статья о развитии образного мышления...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный стандарт...