«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»
учебно-методический материал по английскому языку

   Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к нашей природе.

   Воспитание экологической культуры у современных школьников, является неотъемлемой частью духовно-нравственного развития нашего подростающего поколения.Экологическое воспитание школьников способствует развивитию таких духовно -нравственных ценностей как : гуманизм, ответсвенность ,долг, совестливость, гражданственность, культура общения, способность к нравственному усилию и чувство сопереживания.

  Экологическое воспитание  - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_zhdanova_t.n.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»

Лихачева Олеся Сергеевна

ГУ ЛНР «ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 30 имени Н.Т.ФЕСЕНКО»

 

«There are no passengers on Spaceship Earth.  We are all the crew». 

                                                             ( Marshall McLuhan, 1964)

   Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к нашей природе.

   Воспитание экологической культуры у современных школьников, является неотъемлемой частью духовно-нравственного развития нашего подростающего поколения.Экологическое воспитание школьников способствует развивитию таких духовно -нравственных ценностей как : гуманизм, ответсвенность ,долг, совестливость, гражданственность, культура общения, способность к нравственному усилию и чувство сопереживания.

  Экологическое воспитание  - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.

        Целью воспитательной работы школы-гимназии № 30 в 2022-2023 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию духовно-нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Одной из важных задач школы-гимназии - воспитание любви к природе, стремление беречь и приумножать ее богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности.

   В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача «формирования качеств личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества». Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества

  Сегодня мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду.

          Актуальность экологического воспитания – повышение заинтересованности всех стран и народов, всех слоев общества в защите окружающей среды. До тех пор пока большинство населения не будет считать экологические проблемы своим личным делом, пока мы не осознаем, что должны ежечасно, ежеминутно беречь наш общий дом — планету Земля, мы будем с каждым часом приближать экологический кризис. Экологическое воспитание – приоритетное направление развития современной школы и системе образования в целом.

     В примерных программах для образовательных учреждений ЛНР обязательно присутствует тематика, затрагивающая проблемы экологии и окружающего нас мира.

    В большинстве учебников по английскому языку обязательно есть один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

   Разработка экологической проблематики в УМК зависит от этапа обучения, если на начальном этапе это отдельные её элементы, то на среднем и старшем этапах он присутствует в большом объеме, что способствует решению практических, воспитательных и образовательных задач на более высоком уровне.

   Начальная школа.

   На начальном этапе предусматривается ознакомление с лексикой, т.е. начинает формироваться словарный запас (название животных, явлений природы и др.). Уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача привить любовь детей к природе, стремление оказывать помощь животным и птицам.

    Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Погода», «Мой дом», «Животные» напрямую связаны с целями и задачами экологического образования.Учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием.

    Например в 3 классе, работая по УМК «Starlight 3» третий раздел называется « Пушистые друзья». Где дети повторяют названия животных и также изучают названия частей тела животных.  Учитывая уровень владения языком и возрастные особенности  школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения.  

Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.Так как не всем маленьким детям свойственно понятие чувства долга и совестливости.

  В 4-м классе по УМК «Starlight 4» в модуле «Places to go» при повторении лексики по темам « Погода» и « Времена года» ученики представляют проекты-презентации – «Моё любимое время года».

  Цель этого проекта – развитие творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

  Кроме того в начальной школе широко используются стихи и песни о природе и животных

Основная школа

  Если на начальном этапе обучения  учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне .Лексический материал, по экологической проблематике увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала.сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.

  Тематика в средней школе представлена темами : « Природа: растения и животные»,«Проблемы экологии», « Защита окружающей среды», « Жизнь в городе и сельской местности»

  Учащимся 6,7 классов уже интереснее не просто рассказать о своих питомцах, а выполнить какое-нибудь творческое задание. Например , дети с удовольствием составляют кроссворды по  теме « Дикие животные».

  В 8-м классе при работе по учебнику «Starlight 8 » ученики работают над проектом «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над проектом занимает 2-3недели и предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека,  красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных,  организациями, занимающимися этой проблемой. Дети с удовольствием учат стихи о природе, о животных, о большой и доброй планете Земля. Подбираются соответствующие тексты и рассказы – загадки. Но здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным, в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, родившихся или находившихся в неволе.

   В УМК «Starlight 9» проблеме экологии отведена последняя страница каждого модуля(Going green). Например, после 6 модуля учащимся предоставляется возможность прочитать текст о так называемом « Зеленом транспорте». После чего в форме ролевой игры предоставляется возможность побыть министром транспорта страны и и обсудить проблему экологичного транспорта.

Старшая школа

   В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка.

          Соответственно тематика в старшей школе следующая : природные ресурсы,возобновляемые источники энергии, изменение климата и глобальное потепление, знаменитые природные заповедники, деятельность различных организаций по охране природы .

   В 10,11 классе школьникам предлагается работа над проектом «Помоги нашей планете»(Save our Planet).Ученики изучают  международный  опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций.Цель проекта  - привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.

   Также ученики работают над проектами «Глобальное потепление» (GlobalWarming)  и  «Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes). В этих проектах учащиеся, привлекая знания по биологии и химии, изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.Целью этого является формирование у детей экологического сознания, действенного отношения к природе и воспитание экологической культуры.

   Популярный проект «Город моей мечты» (The city of my dream). В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.

  В УМК «Starlight 10» предоставлена возможность более глубоко обсудить глобальные проблемы экологии. Проблеме защиты окружающей среды посвящен как целый модуль так и странички «Going green» в конце каждого модуля.

    Таким образом, благодаря проделанной работе на уроках иностранного языка начиная с начальной школы у обучающихся появляется желание участвовать в акциях по охране природы, благоустраивать школьные участки, сажать деревья и выращивать цветы, ухаживать за животными. Кроме того решаются языковые проблемы, так как изучается и усваивается новая лексика. Школьникам интересно говорить о том, что их волнует. Это формирует личностное отношение к знаниям и окружающей действительности.

    Воспитание экологически культурного  и духовно развитого поколения -потребность общества. Учебный предмет иностранный язык вносит свой вклад в решение этой проблемы и дает возможность для применения языка на практике. Результатом экологического воспитания является экологическая культура и активная жизненная позиция, проявляющаяся в желании сделать окружающий мир красивее, многообразнее и лучше.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка с УМК "Английский в фокусе"

«Патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Spotlight» *...

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС....

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка"

Патриотическое воспитание обучающихся имеет огромное значение и актуальность в нашем современном мире.Необходимо возобновлять  эту важную работу в школе,чтобы обучающиеся были патриотами своей ст...

«Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Материал отражает современные подходы преподавания ИЯ, основанные на опыте работы учителя....

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...