Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности
статья на тему
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennyh_kachestv_lichnosti.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание духовно – нравственных качеств личности
на уроках словесности.
В конце 2012 года в послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию были рельефно обозначены ценности российского общества: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Так возникла идея Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу.
Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Применяю следующие формы проведения уроков: урок – диалог, урок - исследование, урок - творческая мастерская, урок – семинар, урок-экскурсия, урок - дискуссия, театрализованный урок. Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, сначала проделываю эту работу сама, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.. Спрашиваю у учеников значение данных слов. Во время словарной работы учащиеся поясняют такие слова, как милосердие, благочестие, сердобольный и др.
При объяснение нового материала по теме «Союзы как части речи» в 7 классе останавливаюсь на значении слова «союз» и предлагаю пояснить это слово с т. з. нравственно – этической, как союз человеческих сердец. Ученики, размышляя, приходят к выводу, что СОЮЗ – это ТОВАРИЩЕСТВО + ДРУЖБА. Так у учащихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Я предлагаю своим воспитанникам поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк А.С. Пушкина, а также с предложениями из произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.
Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения», то и там мы находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово «обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Знакомясь с толкованием данного слова по словарю, обучающиеся находят, в чём же всё-таки состоит связь члена предложения с человеком. Этапы данного урока полностью выстроены на основе формирования духовно - нравственных качеств обучающихся. Предложения для анализа я предлагаю из «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери, где прославляется жизнь как таковая и человек. В процессе урока обучающиеся не только работают над изученным материалом по данной теме, но и размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.
Практически все уроки русского языка я стараюсь проводить на материале произведений русской классической литературы. Ещё Ф. Буслаев писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить одному значит вместе и развивать духовные способности учащихся». Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть, на мой взгляд, основным принципом работы учителя-словесника, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к своему «великому и могучему» языку. Предложения и тексты для разных видов разбора я беру из произведений классиков. «Исследование» предложений и текстов таким образом развивают речевые, интеллектуальные, нравственные стороны личности ученика, создают эмоциональный настрой, который способствует повышению интереса к предмету.
Часто практикую на своих уроках сочинения - миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство, любовь, доброта.
Наряду с уроками русского языка в решении поставленных задач мне помогают и уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Художественную литературу по праву называют учебником жизни: она формирует духовные качества личности. Однако в современных условиях, когда большинство учащихся не читают произведения классической литературы, а только лишь слышат о них на уроке или знакомятся с кратким содержанием, привить детям стремление размышлять над нравственными проблемами становится все труднее. Я работаю в классах с углубленным изучением литературы. Конечно, этот дополнительный час стараюсь в основном использовать для внеклассного чтения и подбираю интересные произведения русской и мировой литературы. Так, например в 7 классе предложила ребятам провести семинар по произведению Л. Леонова «Бурыга» (разделила учеников на группы, каждая группа получила задание, например, образы героев, идейно-нравственное содержание произведения, как природа влияет на формирование характера, какие экологические проблемы поднимаются в произведении и др), или урок-исследование по повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», или в 6 классе урок – защита проекта по сказке О. Уальда «Соловей и роза». Стараюсь выбирать такие произведения, которое соответствуют содержанию образовательного стандарта и в то же время несут большую воспитательную функцию. Как правило, такие уроки очень нравятся школьникам. У каждого моего ученика с 5 класса заведена общая тетрадь по внеклассному чтению, куда они записывают отзывы о прочитанных произведениях, рецензии, аннотации; некоторые ученики сопровождают свои творческие работы рисунками.
Для литературы, как и для других видов искусства, характерно такое понятие, как «катарсис». Его придумали ещё древние греки, а Аристотель считал, что благодаря катарсису, человек плачет и очищается от всего плохо; это возможность сопереживать, сострадать. Поэтому мне всегда приятно осознавать, что мои ученики способны на проявление сочувствия и сопереживания по отношению к героям. Так в 5 классе не только девочки, но и некоторые мальчики плачут, когда читают строки о Герасиме, который утопил бедную Муму. А в 7 классе (по углубленной программе) мы изучаем главы из романа Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики». Дети не могут оставаться равнодушными к болезни и смерти Илюши Снегирева и вступают в полемику с автором: почему Илюше не помогли лекарства, почему его не отвезли на море, как велел врач, почему автор заставляет своего маленького героя умереть…
На своих уроках я уделяю особое внимание воспитанию патриотизма. Так в 11 классе предлагаю ученикам урок-дискуссию: Патриотизм: знак вопроса, где они не только закрепляют правила публичного выступления, но и размышляют над предложенными цитатами известных людей. На обсуждение выносятся вопросы: Считаете ли вы себя патриотом и почему? Какие поступки можно назвать патриотическими? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? Хотели бы вы уехать из России? Что такое национализм и др. В конце дискуссии предлагаю маленькую анкету. Радует, что больше половины выпускников готовы посвятить свою жизнь процветанию Родины. А родиться и жить в другой стране хотят только 4 человека из 32. Что больше половины проголосовали За службу в армии, и только шестеро из 32 не считают профессию военного престижной.
Данная тема рассматривается и на уроках русского в 5 – 11 классах, когда я выбираю для анализа тексты о родине. Разбирая предложение, ученики одновременно усваивают основные понятия и категории, различая общее понятие «Родина» от более узкого - родной дом, край; также подвожу к пониманию слова «ностальгия».
Я убеждена, что каждый урок должен иметь «тематический центр». Это значит, что вопросы, примеры, творческие задания, предложения, вся работа по языку осуществляется на материале художественного текста и служит как общефилологическому и лингвистическому образованию, так и воспитанию. Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии учащихся является тема «Природа и человек». И свою задачу вижу в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать «хорошими словами» свое отношение к ней. Более важная задача: воспитание любви к природе, воспитание чувств. Так в 5 классе ученики собирают материал, например, о рябине. Это могут быть стихотворения, рассказы, лирические миниатюры, зарисовки, просто подбор эпитетов. И когда ребята представляют свои работы, урок проходит на высоком эмоциональном уровне, пролетает на одном дыхании, практически все получают оценки, и, что самое главное, ученики просят дать им подобные задания.
Я уверена, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках
Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....
Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
День славянской письменности и культуры - источник для воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Опыт работы по проведению ежегодной недели русского языка, посвященного Дню славянской письменности и культуры...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов
Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...