Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по теме

 Кучина Елена Сергеевна

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (НОО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_programme_dnrv.docx47.92 КБ

Предварительный просмотр:

Заместитель директора МКОУ ООШ г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области по УВР Кучина Е.С.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Появление Программы как обязательного модуля ООП НОО – факт примечательный и неоднозначный. С одной стороны, в условиях нарастания разрушительных процессов в обществе, усиления его духовного, нравственного, психического нездоровья, назрела необходимость в собирании национального сознания вокруг непреходящих ценностных ориентиров. С другой стороны, статус Программы, по странному стечению обстоятельств, не определён. Судите сами: в примерной ООП НОО ей дано место концептуального, базового документа, тогда как в ФГОС-2009 года она находится на шестом – «прикладном» месте. Это технический недочёт? Но для группы разработчиков Программы в образовательном учреждении место данного документа – факт принципиальный! Ведь сценарии проектирования ООП могут быть различны.

Вот один подход: берёт администратор-разработчик примерную Программу и «видит» по содержательным линиям (гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание, привитие здорового образа жизни, работа с семьёй и т.д.), что «ничего» нового нет – это реанимация варианта воспитательных программ 10-20-летней и более давности, вывод – «работаем по-старому».

Другой вариант: вдумчивый администратор по прочтении документа вдруг осознаёт, что примерная Программа – изобретение велосипеда: многовековое культурно-историческое, религиозное сознание генетически удерживает Закон духовно-нравственного императива (непреходящие ценности), а светский документ не дотягивает до него. Разработчик школьной Программы может оказаться в недоумении: как быть?

Действительно, как? В духовно-нравственном становлении личности (если, конечно, мы хотим, чтобы ребёнок совершал свой выбор в бытовой, деловой, духовной жизни с позиций высоких требований) не может быть мелочей! Тогда примерную Программу нужно рассматривать как договор государства с учительским сообществом: государство осознало, что за последние десятилетия разрушился нравственный стержень нации, деградационные процессы в детской среде и семье достигли катастрофических размеров, мы стоим у последней черты. Программа задаёт высокие ценностные установки и ориентиры, правильное её прочтение, а затем разработка помогут избежать крайностей в её трактовке, «воспитательного брака» при реализации. Механизмы запуска Программы объединят усилия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, социальных институтов, религиозных институтов традиционных российских конфессий. Профессионально организованный уклад школьной жизни станет духовной терапией для неокрепшего, неустойчивого детского сознания и потерявшей прочную ценностную почву семьи. Тогда методично насаждаемый способ жизни – «бери от жизни всё, но делай это красиво» - будет восприниматься национальным сознанием как низкий, пошлый, недостойный. Это третий, конструктивный, подход к разработке Программы.

Администрации школы, инновационной группе разработчиков ООП НОО, прежде всего Программы, необходимо будет решить ряд важнейших задач, которые зададут вектор деятельности всех субъектов образовательного процесса:

  1. Какое место в образовательной системе школы (города, района…) займёт Программа: базовое или прикладное? (Хотим задать позитивные приращения в личностном росте детей – базовое; не хотим себя обременять лишней заботой - прикладное)
  2. Как действовать субъектам образовательного процесса (от рядового руководителя кружка, родителя до управленца) в условиях введения Программы? (Что изменится в работе коллектива и конкретного субъекта с приходом нового ФГОС? Какие образовательные технологии, методы, формы использовать в работе с детьми, родителями, коллегами? Как выстраивать взаимодействие с различными образовательными, социальными институтами с позиций Программы?...)
  3. Как оптимально спроектировать ООП НОО и достичь в работе положительных результатов, чтобы «из моря бумаг не выплеснуть ребёнка»?

Сейчас остановимся на некоторых методических аспектах, которые помогут проектированию Программы.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (как отмечалось выше) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся  в единстве:

  1. урочной
  2. внеурочной
  3. внешкольной деятельности
  4. в совместной педагогической работы образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основа Программы:

  1. базовые национальные ценности российского общества
  2. ключевые воспитательные задачи

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической/социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает достижение целей:

  1. формирование целостной образовательной среды (школьного уклада жизни), включающей урочную, внеурочную и нешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику
  2. создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания (культурные, социальные практики)
  3. формирование у обучающегося активной деятельностной позиции (подготовка выпускника -  «решателя проблем»)

Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания, формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации:

  1. по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
  2. по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран
  3. по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентации общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности
  4. по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации
  5. по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Целевая ориентация Программы исходит из иерархии целей и задач стратегии современного образования:

  1. цели образования (Закон РФ, ФГОС-2009, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро российского образования
  2. цели образовательной политики школы (Программа развития школы Основная общеобразовательная программа НОО на год  деятельность всех субъектов ОУ)
  3. цель духовно-нравственного развития и воспитания (складывается из взаимовытекающих целевых ориентаций ФГОС  Концепции …  Программы  деятельности всех субъектов)
  4. цели урочной деятельности (образовательная программа школы)
  5. цели  внеурочной деятельности (программа дополнительного образования школы)
  6. цели внешкольной деятельности (программы школы)
  7. цели программ взаимодействия с др. социальными институтами
  8. цели субъектов образовательного процесса (именно каждый из ответственных лиц: родители, психолог, учитель-предметник, классный руководитель и др. – главный исполнитель государственного и социального заказа)

Стратегия современного образования диктует ценностно-значимое единство в отборе:

  1. содержания образования (встает вопрос: как в школе могут «уживаться» мероприятия – День св. Валентина (этого так называемого святого не признаёт ни одна из традиционных религиозных конфессий!), Праздник Чести Школы, Мисс-2010 (!), Памяти павших будьте достойны…? С позиции Программы и здорового нравственного сознания двум из них не должно быть места в программе воспитания школы)
  2. технологий, методов обучения (новый ФГОС «запускает» технологии: интерактивное, личностно ориентированное, проблемное, развивающее обучение; критического мышления…)
  3. форм деятельности (новый ФГОС инициирует активные формы взаимодействия учащихся на уроке: групповая (парная), индивидуальная; самостоятельная работа (включение всех уровней - дифференциация) - деятельностный режим обучения, готовящий «решателя проблем»)

Программа – ценностно- и системообразующая матрица для проектирования программ деятельности школы всех уровней и всех субъектов.

Представим этапы работы с документом, которые дадут возможность создать методический конструктор – ту самую «матрицу», позволяющую целостно представить Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в рамках ценностных ориентиров, содержательных линий, уровневой заданности и оценки достижений по критериям.

Первое. Анализируем документ в логике его содержания и его ценностной значимости.

Содержание Программы (в соответствии с местом в ООП НОО по ФГОС) в проектируемом документе выглядит следующим образом

6

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка

6.1

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.2

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

6.3

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

6.4

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.5

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

6.6

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Второе. Разработку содержания деятельности образовательного учреждения по Программе проводим, исходя из логики самого документа.

Итак, смотрим, какие разделы какое содержание задают.

6.2.Ценностные установки (их 11, они «расшифрованы» содержательно) →

6.3.Направления + ценности (их 6, они преобразованы из ценностных установок, также «расшифрованы» в содержании) →

6.4.2.Задачи (они формулируются из 6 направлений и комментируются, поэтому их 6) →

6.4.3. Виды деятельности + 6.5.Работа с семьей (видов деятельности тоже 6, они даны под направления, содержание работы представлено под каждое; работу с семьей подключаем на этом шаге алгоритма, потому что деятельность субъектов Программой заключена, как мы отмечали выше, в коллегиальное единство) →

6.6.Планируемые результаты (их 6 по каждому из направлений)

Третье. Конструируем клише (методический конструктор), где увязаны все содержательные элементы Программы, деятельность субъектов образовательного процесса, планируемые результаты, критерии достижений планируемых результатов (в скобках указаны разделы Программы).

№ п.п

Направления деятельности (6.3.)

Виды деятельности (ВД). Уровень планируемых достижений (результатов) (6.6)

Класс

Первый  уровень

Приобретение обучающимися ценностно-значимых социальных  знаний

Второй уровень

Формирование ценностного отношения к личностной/ социальной реальности (опыт проживания полученных знаний)

Третий уровень 

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1

Воспитание гражданственности, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

ВД – источник (6.4.1  +  6.5):

Содержание  (6.4.3.)

ВД – источник (6.4.1  +  6.5):

Содержание  (6.4.3.)

ВД – источник (6.4.1  +  6.5):

Содержание  (6.4.3.)

1-4

Критерии достижения результата (6.4.2 + 6.6)

Четвёртое. Наполняем методический конструктор содержанием и получаем «матрицу» содержательной деятельности, воспитательный ценз, ниже которого в образовательной системе школы никто не может действовать (Представлен пример работы по первому направлению Программы).

№ п.п

Направления деятельности

Виды деятельности (ВД). Уровень

Класс

Первый уровень

Приобретение обучающимися ценностно-значимых социальных  знаний

Второй уровень

Формирование ценностного отношения к личностной/ социальной реальности (опыт проживания полученных знаний)

Третий уровень

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

ВД – источник:

  1. в процессе изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом
  2. на плакатах, картинах
  3. в процессе бесед, чтения книг

Содержание – 1 (политический аспект)

получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни об щества, о его важнейших законах

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России

ВД – источник

  1. в процессе изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом
  2. тематические классные часы, создание ситуаций и их решение в группе, паре, индивидуально
  3. сюжетно-ролевые игры
  4. в ситуации «проживания» реального опыта, основанного на полученных знаниях по направлению

Содержание (политический аспект)

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

ВД – источник:

  1. в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями
  2. участие в акциях, которые инициируют гражданскую активность детей, демонстрируют необходимость общественной активности человека, включения его гражданских качеств

Содержание (политический аспект)

самостоятельные инициативы учащихся по подготовке встреч, бесед с выпускниками своей школы, по ознакомлению с биографиями родственников и близких, выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма, правовой дисциплины

умение отвечать за свои поступки

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, до ма, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей

1-4

ВД – источник:

  1. в процессе изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом
  2. внеклассные мероприятия: неделя русского языка и литературы, декада русского языка и литературы, конкурсы и т.п.
  3. в процессе просмотра художественно-публицистических передач
  4. в процессе бесед, чтения книг

Содержание - 2 (отношение к государственному языку)

уважительное отношение к русскому языку как госу дарственному, языку межнационального общения

ВД – источник:

  1. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов
  2. экскурсии в национальные музеи, выставки и т.п.
  3. посещение театров, поэтических вечеров и т.п.

Содержание (отношение к государственному языку)

обсуждение прочитанных книг, произведений;

эмоциональный отклик на слово классика; закрепление  в сознании точности, выразительности, глубины, духовной высоты Русского Слова

ВД – источник:

  1. в процессе участия во внеклассных мероприятиях, в конкурсах по личной инициативе
  2. самостоятельная творческая деятельность (написание стихов, мини-рассказов, выпуск мини-книжек и др.)

Содержание (отношение к государственному языку)

ценностное отношение к своему национальному языку  и культуре, к классическому наследию через первоначальное знакомство с русской классикой – А.С. Пушкиным, С.А. Есениным, Л.Н. Толстым и др. - самостоятельное приобщение к чтению; ведение читательских дневников

участие в инсценировании литературных произведений, театрализации, конкурсах поэтического слова, подготовка художественно-музыкальных композиций и др.

ВД – источник:

  1. в процессе изучения основных и вариативных учебных дисциплин
  2. в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам

Содержание – 3 (историко-патриотический аспект)

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина

ВД – источник:

  1. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов,
  2. проведение бесед и встреч с ветеранами и военнослужащими, представителями закона

Содержание (историко-патриотический аспект)

уважение к защитникам Родины, подвиги Российской армии, защитников Отечества, исполнение гражданского, служебного долга – примеры гражданского служения Родине

ВД – источник:

  1. подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического, военно-патриотического, правового содержания

Содержание  (историко-патриотический аспект)

включение самостоятельного опыта общественного действия в условиях выполнения гражданских, правовых обязательств

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, до ма, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей

1-4

ВД – источник:

  1. в процессе изучения основных и вариативных учебных дисциплин
  2. в процессе бесед

Содержание – 4 (исторический (этнокультурный) аспект)

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

начальные представления о народах России, об их об щей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны

ВД – источник:

  1. в процессе просмотра кинофильмов,
  2. в процессе бесед, народных игр
  3. в процессе подготовки творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий

Содержание (исторический (этнокультурный) аспект)

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и  образа жизни

ВД – источник:

  1. инициативное участие в туристско-краеведческих экспедициях, экскурсиях
  2. подготовка и участие в сюжетно-ролевых играх
  3. посильные организация и проведение национально-культурных праздников

Содержание (исторический (этнокультурный) аспект)

стремление активно участвовать в делах класса, школы,  семьи, своего села, города

любовь к образовательному учреждению, своему селу,  городу, народу, России

включение самостоятельного опыта общественного действия в условиях межкультурной коммуникации

1-4

ВД – источник:

  1. в процессе изучения основных и вариативных учебных дисциплин
  2. в процессе бесед
  3. проведения классных часов
  4. просмотра учебных фильмов

Содержание – 5 (историко-героический аспект)

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников

элементарные представления о национальных героях и  важнейших событиях истории России и её народов

ВД – источник:

  1. участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам

Содержание (историко-героический аспект)

подготовка и проведение государственных праздников под руководством взрослых по обозначенной теме

интерес к государственным праздникам и важнейшим  событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образова тельное учреждение

ВД – источник:

  1. самостоятельная работа по поиску информации по теме
  2. инициативное участие в организации и проведении государственных праздников
  3. проведение интервью, сообщений по теме

Содержание (историко-героический аспект)

проявление инициативы по проведению мероприятий по теме (встреч, бесед, путешествий, экскурсий и т.п.)

1-4

Критерии достижения обучающимися воспитательных результатов по направлению 1

  1. элементарные представления об институтах гражданско го общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страни цах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданско го и патриотического долга;
  2. начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.  ценностное отношение к России, своему народу, свое му краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  1. первоначальный опыт постижения ценностей гражданс кого общества, национальной истории и культуры;

  1. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданс кой, патриотической позиции;
  2. опыт социальной и межкультурной коммуникации;

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования ....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  на 2015 – 2019 учебный год...