Авторская программа по экологии "Растения вокруг нас" 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме

Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на один год для учащихся 6 классов. Для усиления практической направленности программы в ее содержании включены практические работы,  экскурсии, игры, конкурсы,  что отражено в календарно-тематическом планировании

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avt.pr_._po_ekologii_rasteniya_vokrug_nas.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 с углубленным изучением отдельных предметов  г.о. Самара

Авторская программа по экологии для  учащихся 6 класса "Растения вокруг нас"

                                                                                               Автор программы:                                                                                Учитель биологии  Королькова Л.Н.

                                                                                              МОУ Школы № 82 Промышленного района г.о.Самара

Руководитель учреждения:

       Чирочкин В.П.

Самара, 2010 г

Авторская программа по экологии для  учащихся 6 класса "Растения вокруг нас"

Пояснительная записка

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколого-биологического кружка школьников по предложенной программе призваны способствовать формированию у школьников любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу. Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на один год для учащихся 6 классов. Для усиления практической направленности программы в ее содержании включены практические работы,  экскурсии, игры, конкурсы,  что отражено в календарно-тематическом планировании

Цели программы

  1. Формирование экологической культуры личности школьника в особо ответственный период ее развития - период самоопределения собственных возможностей в процессе реализации их в будущих жизненных ситуациях.
  2. Развитие у учащихся чувство красоты и целесообразности в отношениях человека и природы.
  3. Сформировать эстетический вкус и этическое чувство единства с природой.

Задачи:

Образовательные

  1. Углубить и закрепить знания по биологии географии, экологии и родного края;
  2. Формировать навыки самостоятельной работы по изучению объектов природы и ее анализ.

Развивающие

  1. Развить у школьника познавательный интерес к изучению краеведческих проблем биолого-экологического содержания;
  2. На основе межпредметных связей развивать умственные способности школьников в использовании методов научного анализа природных явлений;
  3. Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных знаний, развивая интеллектуальные способности, применяя принцип индивидуальности и дифференцирования.

Воспитательные

  1. Создание дружеской творческой среды вокруг самоопределяющейся личности, воспитание любви к Родине;
  2. Формирование уверенности в правильности принятых природоохранительных актов государства на основе уважения законов развития природы и общества;
  3. Формирование активной жизненной позиции школьника.

Содержание программы

Раздел 1. Природа - наш дом

Разнообразие представителей царства « Растения», изучение разнообразия растений на пришкольном участке; комнатные растения – гости и хозяева нашего быта, правила ухода за комнатными растениями; значение культурных растений в естественных биогеоценозах; условия, необходимые для существования растений в природе

Раздел 2. Водный режим Самарской области. Гидрография области. Биоценозы, связанные с водным режимом.

Гидросфера планеты. Вода как основа жизни и как сырье для народного хозяйства. Общая характеристика гидрографии области. Реки, озера, болота, водоемы и др. Охрана водных ресурсов. Растения и животные естественных и искусственных водоемов Самарской области. Растения местных водоемов и их изменения под влиянием внешней среды. Охрана использования водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Вымирающие редкие виды растений.

Раздел 3. Они нас любят. Они нас лечат.

Значение растений в жизни человека. Они нас лечат. Растения, которые человек использует в качестве лечебных средств. Растения - "скорая помощь" при ушибах, порезах, головной боли, насморке, боли в желудке и кишечнике. Растения, которые лечат ожоги и гнойные раны. Растения - кладезь витаминов. Растения - яды, растения-хищники. Значение растений в природе Самарской области. Лекарственные растения Самарской области

Раздел 4. Растения и красота жилищ

Комнатные растения как символ биологической и исторческой культуры общества. Растения в интерьере помещения

Раздел 5. Заповедные Зоны России. Заказники и памятники природы Самарской области

Охранные природные места России; Жигулевский Государственный  заповедник; национальный парк «Самарская лука»; растения Красной книги Самарской области; реликтовое растение Самарской области; памятники природы Самарской области; охрана природы и промышленные объекты города.

Заключительное занятие проводится в виде научно-практической конференции или семинаре в школе.

Календарно – тематическое планирование                                                                                (1 час в неделю – 34 учебных часа)

6 класс            

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

Дата

I

Природа – наш дом (8 часов)

1

Разнообразие представителей царства

 « Растения»

Игра-путешествие

1 час

сентябрь

2

Разнообразие растений на пришкольном участке

экскурсия

1 час

сентябрь

3

Растения в доме и в школе

Рассказ, сообщения учащихся

1 час

сентябрь

4

Комнатные растения – гости и хозяева нашего быта

Рассказ, сообщения учащихся

1 час

сентябрь

5

Правила ухода за комнатными растениями

Практическая работа

1 час

октябрь

6

Значение культурных растений в естественных биогеоценозах

Решение кроссвордов, викторина

1 час

октябрь

7

Условия, необходимые для существования растений в природе

Практическая работа

1 час

октябрь

8

Конкурс «Золотая осень»

Изготовление поделок из природного материала

1 час

октябрь

II

Водный режим Самарской области и биогеоценозы, связанные с ним (4 часа)

9

Растения в природных и естественных биогеоценозах

Просмотр видеофильма

1 час

ноябрь

10 -11

Растения местных водоемов

Рассказ, сообщения учащихся

2 часа

ноябрь

12

Конкурс «Почему нужно беречь природу»

игра

1 час

декабрь

III

Они нас любят. Они нас лечат (7 часов)

13

Растения – сырье для лечебных средств

Экскурсия в аптеку

1 час

декабрь

14

Как собирать и хранить лекарственные растения

Беседа, сообщения учащихся

1 час

декабрь

15

Растения – скорая помощь при ушибах и порезах

Компьютерная презентация

1 час

январь

16

Растения – помощники при головных болях

Компьютерная презентация

1 час

январь

17

Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях

Компьютерная презентация

1 час

февраль

18

Растения – кладезь витаминов

Просмотр видеофильма

1 час

февраль

19

Игра  - спектакль «Поезд Здоровья»

Игра

1 час

февраль

IV

Растения и красота жилищ (5 часа)

20

Комнатные растения и их география

Работа с Интеренет-ресурсами

1 час

февраль

21

Изготовление карты распространения комнатных растений

Практическая работа «Составление  контурных карт распространения комнатных растений»

1 час

март

22

Растения в интерьере помещений

Составление цветкового интерьера городской квартиры

1 час

март

23

Растения и аллергия

Беседа

1 час

март

24

Условия жизни растений в оранжерее

Экскурсия в оранжерею

1 час

март

V

Заповедные зоны России (10 часов)

25-26

Охранные природные места России

Работа с контурной картой

2 часа

апрель

27-28

Жигулевский Государственный  заповедник

Составление карты заповедника

2 часа

апрель

29

Национальный парк «Самарская лука»

Виртуальные экскурсии

1 час

апрель

30

Растения Красной книги Самарской области

Компьютерная презентация

1 час

апрель

31

 Реликтовое растение Самарской области

Компьютерная презентация

1 час

май

32

Памятники природы Самарской области

Виртуальные экскурсии

1 час

май

33

Охрана природы и промышленные объекты города

Сообщения учащихся

1 час

май

34

Заключительное занятие

отчет

1 час

май

Литература для учителя

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Фрумэн Н. Д., Эльпонин Б. Д. "Образовательное пространство как пространство развития"/ж - л "Вопросы психологии" №1 - 93.
  3. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2002.
  4. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2001.

Литература для ученика

  1. Панарков М. А. "Школьные походы в природу". М.: Просвещение, 2005.
  2. Дроздов Н. Н. "Определитель птиц Фауны России". Просвещение, 2000.
  3. Склеревский Л. Я., Губанов Н. А. "Лекарственные растения в быту". М.: Наука, 2002.
  4. Гладков И. А., Рустамов А. К. "Животные культурных ландшафтов". М.: Мысль, 2006.

Способы контроля результатов обученности школьников

Составляется таблица на начало и конец года обучения по разделам.

  1. Умение связно передать наизусть текст 25-30 предложений (5 класс) и 40-50 предложений (7-8 класс).
  2. Умение построить планы выступления.
  3. Умение составить кроссворд на 10 понятий из темы.
  4. Умение составить дидактическое задание, запрограммировав 6-8 ошибок.
  5. Умение подбирать познавательный материал для загадок.
  6. Умение делать гербарии.
  7. Умение работать с микроскопом.
  8. Умение находить на карте Самарскую область и ее границы.
  9. Умение вести дискуссию.
  10. Умение взять интервью.
  11. Знание основных экологических терминов.
  12. Знание флоры Самарской области.
  13. Знание заповедных  реликтовых растений.
  14. История Жигулевского заповедника.
  15. Знание основных комнатных растений.
  16. Знание о природоохранных учреждениях города.
  17. Выпуск газеты, статьи, бюллетеня.
  18. Участие в конкурсах и семинарах.
  19. Участие в олимпиадах.
  20. Участие в экологических движениях (эко-шоу).
  21. Самостоятельные исследовательские работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая авторская программа по физике для 11 класса(профиль), 175 час

Рабочая программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 № 309-...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Авторская программа по информатике для 1 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Авторская программа по информатике для 2 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Авторская программа факультативного курса "Вокруг тебя- мир.."

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методические ресурсы. Факультатив разработан для уч-ся 5-8 классов....