Карта педагогического опыта Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.
статья по экологии на тему

Фрезе Валерий Яковлевич

Человек, живущий в городе,  часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни. Первые годы своей жизни человек тратит на изучение, освоение знаний, накопленных человеческим обществом, формируется как творческая гармонически развитая личность.

Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание школьников, оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся природным объектам.Городское школьное лесничество «Нягань», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся  в МБОУ МО г.Нягань «СОШ №4»и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки  в г.Нягань, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_pedagogicheskogo_opyta_2_freze_v.ya_._2013_g._11.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования  город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Карта  педагогического опыта

 Городское школьное лесничество как эффективная  форма организации непрерывного экологического образования.

Автор: Фрезе Валерий Яковлевич

учитель  биологии

МБОУ МО г.Нягань СОШ № 4

г.Нягань

2013

1. Содержательные параметры:

1.1.  

Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованность в практике).



Человек, живущий в городе,  часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни. Первые годы своей жизни человек тратит на изучение, освоение знаний, накопленных человеческим обществом, формируется как творческая гармонически развитая личность.

Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание школьников, оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся природным объектам.Городское школьное лесничество «Нягань», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся  в МБОУ МО г.Нягань «СОШ №4»и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки  в г.Нягань, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения.

В ФГОС НОО и ООО большое внимание уделяется формированию экологической культуры школьников.

1.2.

Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т. д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме


           Педагогический опыт представлен в форме    практико-ориентированного проекта, с описанием  методики организации и работы школьного лесничества  МБОУ «СОШ №4». Он представляет собой подробный анализ по организации работы школьного лесничества, по разработке направлений деятельности. Особый упор делается на практическую направленность, на увлечение детей конкретными делами экологического направления, на планирование и достижение конкретных задач по улучшению экологической ситуации в г.Нягань. Широко применяются исследовательские иформационно-комуникационные, мультимидийные и другие технологии. Они развивают у школьников диалогические,коммуникативные,творческие качества. Учащиеся самостоятельно проводят наблюдения, исследования разрабатывают проекты-презентации на экологическую тематику. Примеры подобных проектов имеются в приложении.  

          На  школьном  сайте 86 sch4-nyagan.eduste.ru      освещены материалы по организации и результатам работы школьного лесничества «Нягань», которые могут быть использованы широкой аудиторией. Видеофильмы о школьном  лесничестве и регулярные статьи в городских газетах, трансляция по городскому телевидению, подтверждают важность и нужность данной формы экологического образования и обучения школьников. Часть материалов о школьном лесничестве представлена на личном сайте Фрезе В.Я.

1.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна  педагогического опыта).  Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная  интерпретация этих критериев.

         Одним из вариантов организации внеклассной работы школьников экологического направления является школьное лесничество. Представляя собой очень интересную и полезную форму работы,  она требует от учителя очень много творчества, глубоких знаний, желания и умения работать во внеурочное время с экологическими объектами. Поэтому далеко не в каждой школе имеется такая форма организации.  Новизной опыта является то, что работа школьного лесничества распространяется на все школьные возрастные группы детей с первого по одиннадцатый классы. В МБОУ СОШ №4 на базе школьного лесничества создана непрерывная система экологического воспитания школьников, причем в этот процесс вовлечена большая часть коллектива школы.     Особенно интересен и нов наш опыт работы тем, что главным объектом работы школьного лесничества является родной город, его улицы, скверы, растения и животные. Новизной является то, что очень большая роль отводится практической работе с четко поставленными целями. Это позволяет увлечь детей интересной работой, вызывает гордость за полученные результаты.  

         Практическая и исследовательская деятельность экологического направления развивает детей как творческих, целеустремленных  личностей  полезных и нужных обществу. Это часто помогает им сделать осознанный выбор соответствующей профессии.

1.4.

Методологическая база педагогического опыта.

         Теоретико - методологической основой педагогического опыта  планированию и деятельности являются: теоретические труды по психологии и педагогики личности (Г.М. Анохина, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, В.Д.Шадриков);теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);основные положения системного подхода (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.Б. Орлов, Н.Г. Свинина, А.В. Усова, Б.М. Теплов); теории применения инновационных технологий (В.П. Беспалько, В.В. Васильев, В.В. Гузеев, Т.Ф. Гурова, М.В. Кларин, В.И Лещинский, Е.С. Полат, Н.Г. Свинина, Г.К. Селевко И.С. Якиманская, и др.) В основу проектирования педагогического опыта положены личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, а также гуманистическая модель экологического образования,  ориентированная на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем.  Очень важным является индивидуальный подход к детям, каждый из которых является личностью со своими особенностями, потребностями, убеждениями. В процессе работы школьного лесничества из отдельных индивидуумов,  формируется коллектив, способный решать различные экологические задачи и проблемы.

1.5.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического опыта. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки.

            Модернизация и инновационное развитие, а также поддержание и улучшение  экологических и экономических условий жизни – вот основное  направление развития Российского общества. Здесь на первый план выходит подрастающее поколение, которое благодаря полученным знаниям, умениям, высокому профессионализму сможет все это осуществить. Исходя из этих задач,  мною сформулирована тема педагогического опыта «Городское школьное лесничество как эффективная форма организации не прерывного экологического образования».

Цель: Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к  Природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях,  воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины.

Задачи:

- смотивировать детей к участию в экологических мероприятиях;

- обновить, разнообразить внеурочную деятельность детей путем вовлечения их в работу школьного лесничества;

- вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу;

- разработать и внедрить в МБОУ «СОШ №4» систему  непрерывного экологического образования с 1 по 11 класс;

- повысить собственный уровень квалификации в вопросах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности  посредством широкого привлечениях их к интересной и результативной работе;

- организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах  проектов и исследовательских работ.

Процесс работы в школьном лесничестве строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию  гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, занимающиеся в школьном лесничестве, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.

1.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлечённые в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).


           Теоретические знания о природе полученные на уроках природоведения, биологии, экологии, географии, ОБЖ, физики и других не могут научить детей любить природу, беречь ее объекты, правильно пользоваться ее дарами. Любая теория только тогда становиться значимой и эффективной, когда она подтверждена и закреплена практикой. Практическая работа по экологии углубляет теоретические знания, осуществляет конкретную взаимосвязь природы и человека, пробуждает в душе положительные эмоции, учит любви к красивому, целесообразному, живому.    Высаживая растения, выращивая цветы, создавая ландшафтные парки в городе, ухаживая за родником, участвуя в походах в лес, на реку, изготавливая и вывешивая искусственные гнездовья для птиц, проводя биотехнические мероприятия,  дети реально общаются с природой, ее объектами.          Работа  с детьми начинается уже с начальной школе. В 1 классах дети два часа в неделю во внеурочное время занимаются по составленной руководителем школьного лесничество программе «Природа. Родина. Мы», где знакомятся с разными сторонами жизни  природы и ее субъектами. Следующими возрастными группами школьного лесничества являются  дети 5-7 , затем 8-9  и, наконец, 10-11 классов.   Работа школьного лесничества строится в соответствии с  программой и календарным планом работы (см. приложение).  Дети разделены на группы и в соответствии с этим работа в школьном лесничестве  строится с учётом    возрастных и    индивидуальных особенностей учащихся. Пять дней в неделю «стены» школьного лесничества открыты для любознательных,творческих детей.

1.7.

Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.


         Работа школьного лесничества в городской школе дает возможность сделать внеклассную работу с учениками более разнообразной. Она расширяет творческий потенциал,  как учителя,  так и учеников, способствует частому общению городских детей  с природными объектами, повышает мотивацию к обучению, а у некоторых и к осознанному выбору экологических и биологических профессий.  Участвуя  в походах в лес, на реку и т.п. ребята из школьного лесничества закаляют свое здоровье, укрепляют иммунитет, учатся взаимоотношениям в коллективе.     Практическая исследовательская деятельность с природными объектами в городе, развивает в детях их интеллект, творчество, способствует их социальному развитию. В городе нами озеленены 10 территорий предприятий и 4 детских  площадки это вызывает у детей из школьного лесничества «Нягань» и других школьников МБОУ  «СОШ №4» гордость за проделанный труд, за свое умение плодотворно трудиться.Организованная работа школьного лесничества «Нягань» по непрерывному экологическому образованию дает определенные конкретные практические результаты. Высокая оценка этой работы в средствах массовой информации на городском, окружном уровне приносит удовлетворение проделанной работой, вызывает стремление  совершенствовать собственный опыт учителя в экологическом воспитании детей, формировании из них активных, творческих личностей, любящих природу России, берегущих ее, умеющих строить свои взаимоотношения с ней.

1.8.

Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие   материалов, подтверждающих использование данного опыта другими   педагогами.  Оценка возможности   воспроизведения   педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта.

        В школах Югры  работают более 60 школьных лесничеств. Большая часть их работает в сельских школах, где возможность общения детей с природой гораздо больше. В городской школе  тоже вполне возможна работа школьного лесничества. Но тут на первый план выходят свои специфические особенности.  Педагог – руководитель школьного лесничества должен обладать глубокими знаниями по работе с растениями, иметь творческих подход к своей деятельности, постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать с детьми, увлекать их новыми интересными делами. Большая часть времени его работы приходится на внеурочное время, более того, его рабочим днем должно быть воскресенье. Только в воскресный день можно пойти в поход в лес или на реку, провести какую-то экологическую акцию, не нарушая при этом педагогического процесса в школе. Руководитель школьного лесничества должен быть сам творческой личностью. Только тогда это даст  высокие результаты  в практической и исследовательской работе школьного лесничества. Он должен быть очень коммуникабельным, уметь контактировать, общаться как с детьми, так и со взрослыми для решения множества задач, возникающих в работе школьного лесничества.

          Организация школьного лесничества не требует много материальных затрат, но требует очень много творческого, специфического труда педагога. Накопленный опыт позволяет  делиться им с другими коллегами. Так ежегодно я выступаю с докладами на окружных совещаниях руководителей школьных лесничеств округа. В 2012 году такое совещание было в ноябре в городе Нижневартовске на базе школьного лесничества «Бурундучок». Так же в ноябре 2012 года я был приглашен  поделиться  своим практическим опытом  на Всероссийском совещании руководителей школьных лесничеств  в город Москву (см. приложение).    С результатами работы школьного лесничества «Нягань» я выступал на VII региональной конференции филиала Тюменского государственного университета в г.Нягань по теме «Взаимодействие образовательных учреждений и других социальных институтов в целях воспитания и профессиональной ориентации молодежи» (см.приложение: сборник материалов конференции стр.133-137). В городе был выпущен краеведческий календарь юбилейных и памятных дат города Нягани. В разделе «Город и люди» в числе других был представлен мой опыт работы  по экологическому воспитанию  молодежи (см.приложение).

1.9.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

 Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Опыт проблемы и перспективы развития непрерывного экологического образования» город Ханты-Мансийск, 2001 г. (см. приложение); материалы отдела информатизации и защиты информации «Управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Департамента природных ресурсов и  несырьевого сектора экономики ХМАО», курирующего работу школьных лесничеств округа; ежегодные окружные слеты школьных лесничеств и ежегодные  окружные совещания руководителей школьных лесничеств округа, где я знакомлюсь с передовым опытом работы школьных лесничеств. В 2011 году участвовал в трехдневном семинаре в городе Екатеринбурге, организованном Уральской лесотехнической академией для руководителей школьных лесничеств округа. Здесь был получен большой объем практических знаний и умений по работе с природными объектами по организации работы школьных лесничеств.

         Материально-техническое обеспечение руководителя школьного лесничества:  имеется доступ в Интернет, компьютер, сканер, принтер, необходимо техническое оборудование,  и садово-парковый инвентарь.
       Методическое обеспечение опыта: учебная и учебно-методическая литература, научная, справочная, статистическая, социологическая, экологическая литература.

Нормативные документы: проект организации лесного хозяйства школьного лесничества «Нягань», Новосибирск, 2000 г.,94 с; положение о школьном лесничестве в МБОУ «СОШ №4»; должностная инструкция руководителя школьного лесничества «Нягань»; паспорт общественного экологического объединения школьного лесничества «Нягань» ХМАО-Югры МБОУ «СОШ №4»; программа деятельности школьного лесничества «Нягань» на 2011-2012 г.; календарно-тематическое планирование школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 г.; план работы школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 г.; сборник рекомендаций по организации деятельности школьного лесничества п.Правдинский, 2012 г.

2. Результативные параметры:

2.1.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

       При формировании личности человека большую роль играет экологическая сторона  вопроса. Наиболее успешно  этот процесс идет, если он совершается по грамотно составленной программе, включающий в себя комплекс последовательных мероприятий по непрерывному экологическому воспитанию с 1 по 11 класс. Важным моментом этого процесса является вовлечение все большего количества детей в члены школьного лесничества. Здесь виден четкий положительный результат. Если 1999 году таких учеников было 16, то в 2012 году уже 62.                Подтверждением эффективности данного инновационного опыта является не только практический  след, оставленный школьным лесничеством в городе Нягани (здесь растут и украшают город 10 парков и 4 детских площадки, озелененных школьным лесничеством), но и высокий уровень проводимой исследовательской работы. Это позволяет нашим ученикам занимать призовые места в окружных и федеральных экологических конкурсах. Так в 2010 году Спешилова Светлана, заняла 1 место во Всероссийском юниорском лесном конкурса «Подрост», а Шарипова Альбина в мае 2012 года выступала со своим проектом на международной конференции «Спасти и сохранить» в городе Ханты-Мансийске. Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Это не только посадка деревьев и выращивание цветов, походы на природу, но и участие в различных экологических мероприятиях, где нужно показать свой интеллект, высокий уровень знаний по различным предметам. У детей, активно участвующих в работе школьного лесничества обычно хорошие результаты по  всем предметам. Это всегда творческие личности.

         Работа в школьном лесничестве помогает детям показывать высокие результаты, оказывает высокое внимание на личность детей. Так выпускница 2011 года Спешилова Светлана в 7-9 классах была обычной, незаметной девочкой, но став лесничим школьного лесничества, заняв 1 место во Всероссийском юниорском конкурсе «Подрост» заметно изменилась, повысила свою самооценку, стала яркой личностью в школе. Света написала статью в газету, и после окончания школы поступила в Новосибирский строительно-архитектурный университет на дизайнера. Активистка школьного лесничества Шарипова Альбина,  успешно выступила на международном форуме «Спасти и сохранить» в г.Ханты-Мансийске. Окончив школу в 2012 году, поступила по целевому направлению Октябрьского лесхоза в Уральскую лесотехническую академию по специальности лесоводство. Лесничий школьного лесничества «Нягань», ученик 11 класса Заяц Эдуард, является членом Малого жюри муниципального конкурса «Учитель года 2013». Иногда свое влияние школьное лесничество оказывает  и на выпускников других городских образовательных учреждений. Выпускница  гимназии 2011 года Краснолуцкая Настя три летних сезона  целенаправленно занималась работой в школьном лесничестве «Нягань».  Она решила стать ландшафтным архитектором и сейчас получает образование по данному профилю в г.Екатеринбурге. Трудно ожидать от выпускников городской школы, что многие из них выберут профессию работника лесного хозяйства, но то, что это ориентирует их на выбор биологических и творческих профессий это факт. В 2010 году из 45 выпускников МБОУ СОШ №4» 8 человек  выбрали профессию медика, и 4 из них были членами школьного лесничества.

В городских экологических мероприятиях всегда заметны ребята из школьного лесничества. В городской «Рождественской неделе природолюбия»,ставшей традиционной для  нашего  города с 2005 года, где проводятся самые различные конкурсы, нашу команду всегда выделяют высокие показатели и призовые места. Лучшие артисты МБОУ «СОШ №4», певцы, актеры - это ребята из школьного лесничества. На окружном и региональном слете школьных лесничеств в сентябре 2012 года агитбригада школьного лесничества «Нягань» заняла 2 место среди 19 лучших школьных лесничеств Уральского региона.

2.2.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

       Опыт, накопленный за 40 лет работы  экологического направления с детьми, позволяет  не только активно решать возникающие вопросы в  МБОУ «СОШ №4», но и позволяет делиться накопленным опытом с другими педагогами:        - Выступление на VII региональной научно-практической конференции филиала Тюменского госуниверситета г.Нягань «Взаимодействие образовательных учреждений и других социальных институтов в целях воспитания и профессиональной ориентации молодежи», 2005 г.,с.133-137.

- Буклет экологическое образование, в МОУ»СОШ №4», 2007 г. (см. приложение)

- Статьи  в газете «Вестник приобья»  :

-4 декабря 2008 г. Фрезе В.Я. « С любовью к Родине».

- 2 июня 2011 г., Фрезе В.Я.  «Зеленый мир Югры».

- 4 февраля 2010 г. статья лесничего школьного лесничества  Спешиловой Светланы «Пожелайте нам удачи».

- 6 октября 2012 г. ученицы 11 класса Шариповой Альбины «Сохраним цветущий мир Югры».

- 2010 -2012 год, 8 статей о работе школьного лесничества ( см.приложение).

- 2012 г. – выступление на Всероссийском совещании руководителей школьных лесничеств России с упором на практическую сторону работы в школьном лесничестве. (см.приложение)

- 2012 г. – отзыв О.С.Прокофьевой, кандидата филологических наук, доцента филиала ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» о практическом проекте выполненном в школьном лесничестве, с личной оценкой деятельности школьного лесничества «Нягань». (см.приложение)

- Благодарность от Муниципального образовательного учреждения муниципального образования города Нягани «Центр развития ребенка детский сад №4 «Веснянка».                       благодарность за полученные семена цветов, с оценкой труда школьного лесничества «Нягань» в городе. (см. приложение)

- Отзыв территориального управления Няганского лесничества о работе руководителя школьного лесничества, учителя биологии высшей категории Фрезе В.Я. (см. приложение).

 Руководитель школьного лесничества дважды приглашался в жюри по оценке экологических проектов в дошкольные образовательные учреждения города. Два года подряд является председателем комиссии по экологии на городской олимпиаде школьников. Трижды привлекался в качеств учителя-эксперта по биологии, при проверке варианта «С» в ЕГЭ  в г.Х-Мансийске.

На основе опыта школьного лесничества «Нягань», созданы два видеофильма в 2009 и 2010 годах, которые были широко распространены среди образовательных учреждений города Нягани и школьных лесничеств округа (см.приложение).

Фрезе В.Я. вместе с детьми школьного лесничества написал песню о городе Нягань, которую поет Продай Наташа, участница двух окружных слетов школьных лесничеств округа ( см.приложение)

          Результативность  работы подтверждают грамоты и дипломы: диплом первой степени школьному лесничеству «Нягань» за участие в окружном молодежном конкурсе «Просторы Сибири» «За лучшую программу деятельности » 2008 г.; диплом первой степени МОУ СОШ № 4 как победителю окружной акции-конкурса «Экология и мы» в рамках шестой международной акции «Спасти и сохранить» в номинации «Экология в образовании» 2008г.

На совещании  руководителей школьных лесничеств округа Фрезе В.Я.  был вручен диплом, за занятое 2 место в номинации «За практическую лесохозяйственную деятельность движения школьных лесничеств Югры и результативность профориентации молодежи» в конкурсе  «Лучшие школьные лесничества Югры».Так же   имею следующие награды: благодарственные письма и Почетные грамоты Комитета образования и науки города Нягани и МОУ «СОШ №4»; диплом  губернатора ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог, подготовивший получателей премий, утвержденных  президентом Российской Федерации, для поддержки талантливой молодежи», 2010г.;присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 2011 г.; Почетную грамоту Думы города Нягани  «За многолетний, добросовестный труд в городе Нягани, высокий профессиональный уровень, личный вклад в развитие сферы образования в городе Нягани, в связи с праздником Дня учителя», 2011 г.; Благодарность Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округа «За добросовестный труд по формированию экологического мировоззрения у молодого поколения и  вовлечение молодежи в природоохранную деятельность», 2012 год.

(см. приложение).

2.3.

Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определённого количества лет. Доказательства неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.

Дети из школьного лесничества регулярно  демонстрируют высокие показатели по участию в различных экологических мероприятиях, в числе лучших ежегодно приглашаются на окружные слеты школьных лесничеств, где в различных конкурсах показывают стабильно хорошие результаты, всегда выделяются своей активностью,целеустремленностью,общительность.  Проводимая исследовательская работа всегда является интересной, практически направленной и экологически целесообразной.Это подтверждают призовые места, занимаемые нашими экологическими проектами:

Год

Мероприятие

Место

2008

«За лучшую программу деятельности

Номинация «Экология в образовании»


Акция «Благословляю Вас леса»

Благодарственное письмо Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа

Диплом 1степени






Диплом 1 степени

2 место в конкурсе фотографии


2009

Рождественская неделя природолюбия

Окружной конкурс «Экология и мы»

Благодарственное письмо комитета образования и науки г.Нягань

1место


Диплом 3степени

За высокие достижения по экологическому образованию подрастающего поколения

2010

Видеофильм о школьном лесничестве «Нягань»

Окружной конкурс «Подрост»

Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»


1место


1место

2011

Окружная акция «Экология и мы»



Конкурс на лучшее школьное лесничество Югры

Диплом 1степени


1место в номинации «За эффективную лесохозяйственную деятельность и результативность в профориентации молодежи»

2012

Участие в  X международном форуме «Спасти и сохранить»

Слет школьных лесничеств УРФО

Конкурс среди школьных лесничеств округа






Создана молодежная песня о родном городе Нягани

4место

2место в номинации «За эффективную лесохозяйственную деятельность и результативность в профориентации молодежи»

2.4.Репрезентатив-ность внедрения педагогического опыта.

         Реализованная в рамках МБОУ «СОШ№4» программа непрерывного экологического образования требует участия в этом процессе большинства учителей и учеников школы.Особенно целеустремленно это проводится в начальных классах. Учителя начальных классов вовлекают детей в экологические мероприятия и акции: «Экологический десант», «Осенний бал», «Помоги лесным обитателям», «День птиц», «День  древонасаждений» и другие.  Экологическая работа в старших классах проводится на базе школьного лесничества. Очень важной является исследовательская работа, проводимая в школьном  лесничестве  по  шести направлениям. Она прививает интерес к окружающей природе, развивает мыслительные способности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, прогнозировать, работать с книгой и письменно оформлять полученные материалы. Более 80% всех школьников МБОУ «СОШ №4» ежегодно принимают участие в экологических мероприятиях.

2.5.

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

         Работа по непрерывному экологическому воспитанию школьников интересна и значима в городе Нягани. Опыт работы школьного лесничества освещался в материалах конференции «Взаимодействие образовательных учреждений и других социальных институтах в целях воспитания и профессионально ориентации молодежи», 2005 г., в буклете «Экологическое воспитание в МОУ «СОШ №4», 2007 г., в краеведческом календаре г.Нягань, 2009 г., в видеофильме о школьном лесничестве  2010 г., в выступлении  на совещании руководителей школьных лесничеств России в г.Москве, 2012 г. в газетах и на телевидении.

        Вывод: система непрерывного экологического образования образованная на базе школьного лесничества «Нягань» в МБОУ «СОШ №4» позволяет воспитать из детей любознательных, творческих личностей, любящих Природу Родины и бережно относящимся к  ее богатствам.

 

Директор МБОУ МО г.Нягань СОШ№4                                И.П.Кунцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Школьное лесничество «Пойма» (опыт работы по экологическому образованию, воспитанию и профессиональной ориентации)

Школьное лесничество – добровольное объединение учащихся (5-11 классов) МКОУ «Покровская СОШ», организуемое в целях воспитания учащихся, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, ге...

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...