Карта педагогического опыта Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.
статья по экологии на тему
Человек, живущий в городе, часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни. Первые годы своей жизни человек тратит на изучение, освоение знаний, накопленных человеческим обществом, формируется как творческая гармонически развитая личность.
Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание школьников, оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся природным объектам.Городское школьное лесничество «Нягань», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ МО г.Нягань «СОШ №4»и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г.Нягань, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_pedagogicheskogo_opyta_2_freze_v.ya_._2013_g._11.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Карта педагогического опыта
Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.
Автор: Фрезе Валерий Яковлевич
учитель биологии
МБОУ МО г.Нягань СОШ № 4
г.Нягань
2013
1. Содержательные параметры:
1.1. Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованность в практике). | Человек, живущий в городе, часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни. Первые годы своей жизни человек тратит на изучение, освоение знаний, накопленных человеческим обществом, формируется как творческая гармонически развитая личность. Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание школьников, оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся природным объектам.Городское школьное лесничество «Нягань», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ МО г.Нягань «СОШ №4»и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г.Нягань, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения. В ФГОС НОО и ООО большое внимание уделяется формированию экологической культуры школьников. |
1.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т. д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме | Педагогический опыт представлен в форме практико-ориентированного проекта, с описанием методики организации и работы школьного лесничества МБОУ «СОШ №4». Он представляет собой подробный анализ по организации работы школьного лесничества, по разработке направлений деятельности. Особый упор делается на практическую направленность, на увлечение детей конкретными делами экологического направления, на планирование и достижение конкретных задач по улучшению экологической ситуации в г.Нягань. Широко применяются исследовательские иформационно-комуникационные, мультимидийные и другие технологии. Они развивают у школьников диалогические,коммуникативные,творческие качества. Учащиеся самостоятельно проводят наблюдения, исследования разрабатывают проекты-презентации на экологическую тематику. Примеры подобных проектов имеются в приложении. На школьном сайте 86 sch4-nyagan.eduste.ru освещены материалы по организации и результатам работы школьного лесничества «Нягань», которые могут быть использованы широкой аудиторией. Видеофильмы о школьном лесничестве и регулярные статьи в городских газетах, трансляция по городскому телевидению, подтверждают важность и нужность данной формы экологического образования и обучения школьников. Часть материалов о школьном лесничестве представлена на личном сайте Фрезе В.Я. |
1.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Одним из вариантов организации внеклассной работы школьников экологического направления является школьное лесничество. Представляя собой очень интересную и полезную форму работы, она требует от учителя очень много творчества, глубоких знаний, желания и умения работать во внеурочное время с экологическими объектами. Поэтому далеко не в каждой школе имеется такая форма организации. Новизной опыта является то, что работа школьного лесничества распространяется на все школьные возрастные группы детей с первого по одиннадцатый классы. В МБОУ СОШ №4 на базе школьного лесничества создана непрерывная система экологического воспитания школьников, причем в этот процесс вовлечена большая часть коллектива школы. Особенно интересен и нов наш опыт работы тем, что главным объектом работы школьного лесничества является родной город, его улицы, скверы, растения и животные. Новизной является то, что очень большая роль отводится практической работе с четко поставленными целями. Это позволяет увлечь детей интересной работой, вызывает гордость за полученные результаты. Практическая и исследовательская деятельность экологического направления развивает детей как творческих, целеустремленных личностей полезных и нужных обществу. Это часто помогает им сделать осознанный выбор соответствующей профессии. |
1.4. Методологическая база педагогического опыта. | Теоретико - методологической основой педагогического опыта планированию и деятельности являются: теоретические труды по психологии и педагогики личности (Г.М. Анохина, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, В.Д.Шадриков);теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);основные положения системного подхода (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.Б. Орлов, Н.Г. Свинина, А.В. Усова, Б.М. Теплов); теории применения инновационных технологий (В.П. Беспалько, В.В. Васильев, В.В. Гузеев, Т.Ф. Гурова, М.В. Кларин, В.И Лещинский, Е.С. Полат, Н.Г. Свинина, Г.К. Селевко И.С. Якиманская, и др.) В основу проектирования педагогического опыта положены личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, а также гуманистическая модель экологического образования, ориентированная на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. Очень важным является индивидуальный подход к детям, каждый из которых является личностью со своими особенностями, потребностями, убеждениями. В процессе работы школьного лесничества из отдельных индивидуумов, формируется коллектив, способный решать различные экологические задачи и проблемы. |
1.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического опыта. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки. | Модернизация и инновационное развитие, а также поддержание и улучшение экологических и экономических условий жизни – вот основное направление развития Российского общества. Здесь на первый план выходит подрастающее поколение, которое благодаря полученным знаниям, умениям, высокому профессионализму сможет все это осуществить. Исходя из этих задач, мною сформулирована тема педагогического опыта «Городское школьное лесничество как эффективная форма организации не прерывного экологического образования». Цель: Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к Природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях, воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины. Задачи: - смотивировать детей к участию в экологических мероприятиях; - обновить, разнообразить внеурочную деятельность детей путем вовлечения их в работу школьного лесничества; - вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу; - разработать и внедрить в МБОУ «СОШ №4» систему непрерывного экологического образования с 1 по 11 класс; - повысить собственный уровень квалификации в вопросах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся; - привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности посредством широкого привлечениях их к интересной и результативной работе; - организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах проектов и исследовательских работ. Процесс работы в школьном лесничестве строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, занимающиеся в школьном лесничестве, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу. |
1.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлечённые в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников). | Теоретические знания о природе полученные на уроках природоведения, биологии, экологии, географии, ОБЖ, физики и других не могут научить детей любить природу, беречь ее объекты, правильно пользоваться ее дарами. Любая теория только тогда становиться значимой и эффективной, когда она подтверждена и закреплена практикой. Практическая работа по экологии углубляет теоретические знания, осуществляет конкретную взаимосвязь природы и человека, пробуждает в душе положительные эмоции, учит любви к красивому, целесообразному, живому. Высаживая растения, выращивая цветы, создавая ландшафтные парки в городе, ухаживая за родником, участвуя в походах в лес, на реку, изготавливая и вывешивая искусственные гнездовья для птиц, проводя биотехнические мероприятия, дети реально общаются с природой, ее объектами. Работа с детьми начинается уже с начальной школе. В 1 классах дети два часа в неделю во внеурочное время занимаются по составленной руководителем школьного лесничество программе «Природа. Родина. Мы», где знакомятся с разными сторонами жизни природы и ее субъектами. Следующими возрастными группами школьного лесничества являются дети 5-7 , затем 8-9 и, наконец, 10-11 классов. Работа школьного лесничества строится в соответствии с программой и календарным планом работы (см. приложение). Дети разделены на группы и в соответствии с этим работа в школьном лесничестве строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Пять дней в неделю «стены» школьного лесничества открыты для любознательных,творческих детей. |
1.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта. | Работа школьного лесничества в городской школе дает возможность сделать внеклассную работу с учениками более разнообразной. Она расширяет творческий потенциал, как учителя, так и учеников, способствует частому общению городских детей с природными объектами, повышает мотивацию к обучению, а у некоторых и к осознанному выбору экологических и биологических профессий. Участвуя в походах в лес, на реку и т.п. ребята из школьного лесничества закаляют свое здоровье, укрепляют иммунитет, учатся взаимоотношениям в коллективе. Практическая исследовательская деятельность с природными объектами в городе, развивает в детях их интеллект, творчество, способствует их социальному развитию. В городе нами озеленены 10 территорий предприятий и 4 детских площадки это вызывает у детей из школьного лесничества «Нягань» и других школьников МБОУ «СОШ №4» гордость за проделанный труд, за свое умение плодотворно трудиться.Организованная работа школьного лесничества «Нягань» по непрерывному экологическому образованию дает определенные конкретные практические результаты. Высокая оценка этой работы в средствах массовой информации на городском, окружном уровне приносит удовлетворение проделанной работой, вызывает стремление совершенствовать собственный опыт учителя в экологическом воспитании детей, формировании из них активных, творческих личностей, любящих природу России, берегущих ее, умеющих строить свои взаимоотношения с ней. |
1.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта. | В школах Югры работают более 60 школьных лесничеств. Большая часть их работает в сельских школах, где возможность общения детей с природой гораздо больше. В городской школе тоже вполне возможна работа школьного лесничества. Но тут на первый план выходят свои специфические особенности. Педагог – руководитель школьного лесничества должен обладать глубокими знаниями по работе с растениями, иметь творческих подход к своей деятельности, постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать с детьми, увлекать их новыми интересными делами. Большая часть времени его работы приходится на внеурочное время, более того, его рабочим днем должно быть воскресенье. Только в воскресный день можно пойти в поход в лес или на реку, провести какую-то экологическую акцию, не нарушая при этом педагогического процесса в школе. Руководитель школьного лесничества должен быть сам творческой личностью. Только тогда это даст высокие результаты в практической и исследовательской работе школьного лесничества. Он должен быть очень коммуникабельным, уметь контактировать, общаться как с детьми, так и со взрослыми для решения множества задач, возникающих в работе школьного лесничества. Организация школьного лесничества не требует много материальных затрат, но требует очень много творческого, специфического труда педагога. Накопленный опыт позволяет делиться им с другими коллегами. Так ежегодно я выступаю с докладами на окружных совещаниях руководителей школьных лесничеств округа. В 2012 году такое совещание было в ноябре в городе Нижневартовске на базе школьного лесничества «Бурундучок». Так же в ноябре 2012 года я был приглашен поделиться своим практическим опытом на Всероссийском совещании руководителей школьных лесничеств в город Москву (см. приложение). С результатами работы школьного лесничества «Нягань» я выступал на VII региональной конференции филиала Тюменского государственного университета в г.Нягань по теме «Взаимодействие образовательных учреждений и других социальных институтов в целях воспитания и профессиональной ориентации молодежи» (см.приложение: сборник материалов конференции стр.133-137). В городе был выпущен краеведческий календарь юбилейных и памятных дат города Нягани. В разделе «Город и люди» в числе других был представлен мой опыт работы по экологическому воспитанию молодежи (см.приложение). |
1.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. | Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Опыт проблемы и перспективы развития непрерывного экологического образования» город Ханты-Мансийск, 2001 г. (см. приложение); материалы отдела информатизации и защиты информации «Управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО», курирующего работу школьных лесничеств округа; ежегодные окружные слеты школьных лесничеств и ежегодные окружные совещания руководителей школьных лесничеств округа, где я знакомлюсь с передовым опытом работы школьных лесничеств. В 2011 году участвовал в трехдневном семинаре в городе Екатеринбурге, организованном Уральской лесотехнической академией для руководителей школьных лесничеств округа. Здесь был получен большой объем практических знаний и умений по работе с природными объектами по организации работы школьных лесничеств. Материально-техническое обеспечение руководителя школьного лесничества: имеется доступ в Интернет, компьютер, сканер, принтер, необходимо техническое оборудование, и садово-парковый инвентарь. Нормативные документы: проект организации лесного хозяйства школьного лесничества «Нягань», Новосибирск, 2000 г.,94 с; положение о школьном лесничестве в МБОУ «СОШ №4»; должностная инструкция руководителя школьного лесничества «Нягань»; паспорт общественного экологического объединения школьного лесничества «Нягань» ХМАО-Югры МБОУ «СОШ №4»; программа деятельности школьного лесничества «Нягань» на 2011-2012 г.; календарно-тематическое планирование школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 г.; план работы школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 г.; сборник рекомендаций по организации деятельности школьного лесничества п.Правдинский, 2012 г. |
2. Результативные параметры:
Директор МБОУ МО г.Нягань СОШ№4 И.П.Кунцов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана пририды - задача нашего века........
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана пририды - задача нашего века........
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана природы - задача современных людей......
Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"
Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей, в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Школьное лесничество «Пойма» (опыт работы по экологическому образованию, воспитанию и профессиональной ориентации)
Школьное лесничество – добровольное объединение учащихся (5-11 классов) МКОУ «Покровская СОШ», организуемое в целях воспитания учащихся, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, ге...
«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»
Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...