Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
статья (география) по теме

Асанова Ирина Валерьевна

Охрана природы - задача современных людей...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация педагогами школы основных направлений деятельности окружной экологической площадки  

« Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития».

Аннотация:  

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной . Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде , но многие из нас считают их неприятными, но неизбежным порождением  цивилизации и полагают что, мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду продолжает принимать угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение , требуется целенаправленные и продуманные действия, как со стороны общественных организаций и учебных заведений.

 

Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, образованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком , и активно будем реализовывать эти методы. В этих условиях особое значение имеет определение направлений работы каждого учебного заведения, выбор программ , позволяющих реализовать стратегию взаимодействия общества с природной средой и организовать экологическое воспитание подрастающего  поколения.

Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития – это современная программа, которая начала реализовываться педагогами нашей школы в 2008    

году.

За направления реализации идей экологического образования в интересах устойчивого развития взяты такие направления как : урочная и внеурочная деятельность , кружковая работа, дополнительное образование, элективные курсы , конференции.

Еще в апреле 1996 году была утверждена концепция перехода России на модель устойчивого развития,  в которой образование рассматривалось как важнейший фактор устойчивого развития. Затем в марте 2005 года министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования в интересах устойчивого развития.

Поэтому перед школой в сложившейся ситуации стоит задача осуществить   реализацию непрерывного экологического образования и переосмыслить содержание образования в целях наиболее эффективной подготовки всех обучающихся, а в особенности выпускников, для жизни в современном обществе. Конечно, главная цель в экологическом воспитании достигается урочной деятельностью. Ведь многие темы различных предметов имеют возможность реализовать экологическое образование через тематические беседы, предметные модули или элективные курсы.

          Такие модули и элективные курсы составлены учителями физики, биологии, химии, географии, информатики, математики. На занятиях, реализующих программы моделей и курсов , обучающиеся находят общие и отличительные признаки предмета и природы, учатся наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети учатся правильно определять свое отношение к природе и, главное, отвечают на вопрос, что мы можем сделать в той или иной ситуации, как можем помочь ей и какие природные ценности они могут использовать для себя не во вред природной среде.

Большую роль в экологическом воспитании играют экскурсии. На экскурсии в ботанический сад, в котором еще Петр 1 – сажал деревья, дети узнали, что в природе каждый объект неповторим, а такие сады сохраняют генетическое разнообразие. Кроме того, дети узнали о пыле- и звуко- ветрозадерживающей роли растений и их лечебных свойствах. На экскурсии в теплицы ООО «Дашковский» детей удивило то, что такая глобальная экологическая проблема, как парниковый эффект, служит человеку помогая выращивать овощи. На экскурсии в Приокско-Террасном заповеднике дети узнали о соотношении видов животных и растений в различных природных зонах России.  Важно, что после такого общения с природой дети участвуют в акциях «Посади дерево», «Изготовь и установи экологический знак», «Вырасти цветок», «Растения и животные Красной книги».

С целью реализации основных направлений экологического образования, написана программа  дополнительного образования «Окружающий мир».

Ребята, занимающиеся в группах дополнительного образования, выполнили ряд проектных работ, четыре из них экзаменационные. Эти и другие работы представлены для участия в ежегодном «Всероссийском конкурсе проектов и программ социально-экологической направленности в здравоохранении, образовании, науке и культуре».

Мы сотрудничаем с такими организациями как Губернский Профессиональный колледж,  центром экологического образования городского дворца детского и юношеского творчества. Такое сотрудничество имеет очень большое значение для раскрытия связей между человеком и природой, формированием убеждения, что если человек экологически образован, то природные ценности у него будут выше материальных ценностей, ведущих к истреблению природы. Вся работа педагогов формирует в детях убеждение, что именно они и ныне живущие люди несут ответственность за современное состояние окружающей среды, за ее устойчивое развитие. Такая деятельность школы и является залогом успешности реализации основных направлений окружной экологической площадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития

В статье "Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития" описываются новшества вводимые для развития экологического...

Концепция образования в интересах устойчивого развития

Теоретическое обоснование программы экспериментальной деятельности педагогического коллектива в рамках Десятилетия ОУР ООН 2005 - 2014 гг....

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования

В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети».  Наша школа в Караг...

Преподавание географии в интересах устойчивого развития на основе ФГОС ООО

В данной презентации вы ознакомитесь с основными нормативными актами, регулирующими преподавание географии в основной школе. Также вы раскороете для себя поняти "устойчивое развитие" и необходимость п...