Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
элективный курс по экологии (9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_elektivnomu_kursu.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 36 имени М. П. Одинцова
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Директор муниципального |
Протокол № ______ от « » сентября 2012 г Руководитель МО________________________ | бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова . ____________________ Приказ № |
от «5» сентября 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.
ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
9 КЛАСС.
Учитель: Бельтюкова Ольга Александровна
Высшая кв. категория
г. Екатеринбург
2012
Пояснительная записка
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Мир, в котором я живу Экология среды обитания человека» предназначена для учащихся 9 классов, рассчитана на 9 часов.
Данный элективный курс по экологии относится к межпредметному (ориентационному) виду и способствует развитию функции познавательных возможностей девятиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и профессиональной мотивации.
Учебный материал курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки в области экологии, воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность
Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населённого пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.
Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении, выделяют газы, изменяющие состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требуют от человека соблюдения определённых правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление, на производстве всё новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенности микроклимата Освещенность, различные виды излучений. Химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.
Во всех этих вопросах современный выпускник профильной школы должен хорошо разбираться. Должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс по выбору « Мир, в котором живу. Экология среды обитания человека».
Цели курса:
- заложить основы экологического мировоззрения;
- сформировать, первоначальные, представления, о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.
Задачи курса
- научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
- познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
- помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.
ФОРМЫ и МЕТОДЫ организации деятельности учащихся:
- Теоретические и практические занятия.
- Анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности.
- Наблюдение.
- Приемы творческой деятельности.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим пособием: М.В. Высоцкая «Экология.9 класс: элективные курсы», Волгоград, Учитель, 2008
Знания, приобретённые в процессе изучения данного курса:
-об особенностях городской среды;
- о классификации отходов и способах избавления от них;
- о влиянии городских свалок на здоровье человека;
-об экологических проблемах, связанных с автотранспортом и путях их решения;
- об особенностях квартиры, как экосистемы;
- о производственной среде и профессиональных заболеваниях.
Умения, сформированные на основе приобретённых заданий:
- разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора жилого дома;
- использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных веществ
- производить расчетную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;
проводить исследование собственной квартиры на соответствие её экологическим нормативам;
выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;
-представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.
Содержание учебной программы
Тема № 1 «Поселение как среда жизни» (2 часа)
Городской ландшафт и его зоны. Проблема бытового мусора. Проблема эксплуатации автомобилей
Тема №2 «Экология квартиры» (5 часов)
Строительные и отделочные материалы. Интерьер. Микроклимат жилища. Растения и животные. Препараты бытовой химии, их безопасное использование. Состав и качество питьевой воды. Компьютеры и здоровье.
Тема №3 «Производственная среда
и профессиональные заболевания» (2 часа)
Метеорологические условия производства. Ионизирующие и электромагнитные излучения. Воздействие токсических веществ. Плюсы и минусы биотехнологических процессов.
Перечень практических работ
№ п/п | Название практической работы |
Тема № 1 «Поселение как среда жизни» | |
1. | Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города. |
2. | Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. |
Тема №2 «Экология квартиры» | |
3. | Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры. |
4. | Методика исследования качества питьевой воды в квартире |
Тема №3 «Производственная среда и профессиональные заболевания» | |
5 | Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении. |
Литература
1. Алексеев С. В, Груздева, Н.В. Практикум по экологии. М. АО «МДС», 1996г.
2. Вёличковский Б. Т., Кирдачёв В. Й., Суравегина И. Т. «Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – M. «Новая школа», 1997.
3. Миркин Б. М, Наумова Л. .Г. Экология - России, - М. АО «МДС», 1996г.
4. Самкова В. А.. Прутченков А. С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9-1О классов. – М. Новая школа 1996.
5. Энциклопедия комнатного цветоводства – М. Колос, 1993.
6.Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности Волгоград, Центр экологического обучения, 2001г.
7. Еремина О. А. «Экология « здоровье: викторина для 10-х, классов». Биология 1 сентября: газ. - 2011.
8. Кузнецов В.Н. «Экология дома» Биология 1 сентября: газ. - 2010.
9. Пономарёва О. Н. «Методические рекомендации к учебнику экологии» Биология в школе: журнал. - 2003. - № 1.
10. Федорова М.К. «Комнатные лекарственные растения» Биология 1 сентября: газ. - 2011.
Календарно – тематическое планирование учебного материала
по элективному курсу
«Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека»
для 9 класса.
№ урока | Название разделов и тем | Дата | Контрольные мероприятия. | Примечание Дом. Задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема № 1 «Поселение как среда жизни». 2 часа | ||||
1 | Городской ландшафт и его зоны. Проблема бытового мусора | 16.01 | Практическая работа № 1 «Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города». | Провести анкетирование жителей города. |
2 | Проблема эксплуатации автомобилей | 23.01 | Практическая работа № 2. «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта». | Провести анкетирование владельцев автомобилей. |
Тема №2 «Экология квартиры» 5 часов | ||||
3 | Строительные и отделочные материалы. Интерьер. | 30.01 | Практическая работа № 3 «Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры». | Оценить освещенность своей квартиры |
4 | Микроклимат жилища. Растения и животные. | 06.02 | ||
5 | Препараты бытовой химии, их безопасное использование. | 13.02 | ||
6 | Состав и качество питьевой воды. | 20.02 | Практическая работа № 4 «Методика исследования качества питьевой воды в квартире» | Исследовать качество воды дома |
7 | Компьютеры и здоровье. | 27.02 | ||
Тема №3 «Производственная среда и профессиональные заболевания» (2 часа) | ||||
8 | Метеорологические условия производства | 06.03 | Практическая работа № 5 Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении. | Состояние организма в дом. условиях. |
9 | Плюсы и минусы биотехнологических процессов. | 13.03 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....
Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»
Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...
Элективный курс "Мир , в котором я живу.Экология среды обитания человека и его здоровье"
Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания. ...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Социальная экология "...
Рабочая программа элективного курса "Мир, в котором я живу. Экология чреды обитания человека". 9 класс.
Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.Если вы хотите побольше...
Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)
Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...