Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "
элективный курс по биологии (11 класс) по теме
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Социальная экология "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология " | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № __ от ____20__г. | Согласовано зам. директора по УВР _________Вантеева Е.А. | Утверждено Директор школы ________Ю.А. Ребзон |
____________/___________/ | __________ 2013 г. | _____________ 2013 г. |
Рабочая программа
элективного курса «Социальная экология»
для 11 класса
Учитель первой квалификационной категории
Красинская Елена Валентиновна
Рабочая программа составлена на основе:
Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Новый учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология, или охрана природы.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (34 ч), а также изучение взаимосвязей природных и социальных явлений (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч) на втором этапе обучения.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.
В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «общество—природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Содержание рабочей программы элективного курса «Социальная экология» для 11 класса
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов на изучение тем: «Экологические связи человека» до 8 вместо 6 часов, «Экологическая демография» до 8 часов вместо 7 часов, данные часы взяты из темы: «Экологические основы охраны природы», количество часов уменьшено с 16 до 15, исключена тема «Экологическая перспектива» (материал данной темы дублируется при изучении других тем курса). Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала элективного курса «Общая экология»
Учебно-тематическое планирование элективного курса «Социальная экология» для 11 класса
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение темы | В том числе: | Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования) | ||
Уроки | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | ||||
1 | Экологические связи человека | 8 | 7 | 1 | Учащиеся должны знать: предмет изучения социальной экологии Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; | |
2. | Диалектика отношений «природа - общество» | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: основные виды взаимодействий общества и природы Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; | ||
3. | Экологическая демография | 8 | 8 | Учащиеся должны знать: о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; строить графики простейших экологических зависимостей; | ||
4. | Экологические основы охраны природы | 15 | 14 | 2 | 1 | Учащиеся должны знать: об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в обществе); о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); — о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи); — о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы); — социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи; — современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); — о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология); Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; определять уровень загрязнения воздуха и воды; устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии; бороться с ускоренной эрозией почв использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества; |
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Социальная экология» для 11 класса
Календарно тематическое планирование составлено на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов
Учебник Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Эксперимент, материально-техническое оснащение урока |
1. | Экологические связи человека (8 часов) | |||||
1. | 1. | Человек как биосоциальный вид | 1.09-7.09 сентябрь | Д. схема строения биосферы, карты населения Земли | ||
2. | 2. | Особенности пищевых и информационных связей человека | 08.09-14.09 сентябрь | |||
3. | 3. | Использование орудий и энергии | 15.09-21.09 сентябрь | |||
4. | 4. | История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды | 22.09-28.09 сентябрь | Экскурсия в краеведческий музей | ||
5. | 5. | История развития экологических связей человечества. Человек разумный | 29.09-5.10 октябрь | |||
6. | 6. | История развития экологических связей человечества. Современность | 06.10-12.10 октябрь | Фильм «Охрана окружающей среды города» | ||
7. | 7. | История развития экологических связей человечества. Будущее | 13.10-19.10 октябрь | |||
8. | 8. | Экологические связи человека. Обобщение | 20.10-26.10 октябрь | |||
2. | Диалектика отношений «природа - общество» (3 часа) | |||||
9. | 1. | Противоречивость системы «природа-общество» | 27.10-02.11 ноябрь | |||
10 | 2. | Принципы смягчения напряженности в системе «природа-общество» | 10.11-16.11 ноябрь | Т. «Производство серной кислоты», схема доменного процесса | ||
11. | 3. | Принципы смягчения напряженности в системе «природа-общество». Решение экологических задач | 17.11-23.11 ноябрь | Д. схема очистных сооружений и замкнутых циклов воды и воздуха | ||
3. | Экологическая демография (8 часов) | |||||
12. | 1. | Социально-экологические особенности демографии человечества | 24.11-30.11 ноябрь | Д. карта плотности населения разных регионов планеты | ||
13. | 2. | Социально-экологические особенности демографии человечества. Решение экологических задач | 01.12-07.12 декабрь | |||
14. | 3. | Рост численности человечества | 08.12-14.12 Декабрь | |||
15. | 4. | Социально-географические особенности демографии человека | 15.12-21.12 декабрь | |||
16. | 5. | Демографические перспективы | 22.12-28.12 декабрь | |||
17. | 6. | Демография России | 13.01-19.01 январь | Д. карта административного деления России | ||
18. | 7. | Социально-экономические предпосылки стабилизации мирового населения | 20.01-26.01 январь | |||
19. | 8. | Социально-экономические предпосылки стабилизации мирового населения. Закрепление. | 27.01-02.02 февраль | |||
4. | Экологические основы охраны природы (15 часов) | |||||
20. | 1. | Современные проблемы охраны природы | 03.02-09.02 Февраль | Фильм «Биосфера и человечество» | ||
21. | 2. | Современное состояние и охрана атмосферы | 10.02-16.02 февраль | Схема строения атмосферы и безотходного производственного цикла воздуха | ||
22. | 3. | Определение степени загрязнения воздуха | 17.02-23.02 февраль | Лабораторная работа. | ||
23. | 4. | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | 24.02-02.03 март | Схема распространения воды на Земле, фильм «Гидросфера» | ||
24. | 5. | Определение степени загрязнения воды | 03.03-09.03 март | Лабораторная работа. | ||
25. | 6. | Использование и охрана недр | 10.03-16.03 март | Карта полезных ископаемых, фильм «Охрана природы» | ||
26. | 7. | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | 04.04-10.04 апрель | Почвенный профиль , карта почвенных ресурсов России | ||
27. | 8. | Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Решение экологических задач | 11.04-17.04 Апрель | |||
28. | 9. | Современное состояние растительности. | 18.04-24.04 апрель | Карта растительности, фильм «Природные сообщества», «Биосфера и человек» | ||
29. | 10. | Охрана растительности | 25.04-01.05 апрель | |||
30. | 11. | Современное состояние животного мира | 02.05-08.05 май | Карта животного мира, Красной книги России | ||
31. | 12. | Охрана животного мира | 09.05-15.05 май | |||
32. | 13. | От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию | 16.05-22.05 Май. | |||
33. | 14. | Экология и здоровье | 23.05-29.05 Май | |||
34. | 15. | Наблюдение за различными видами эрозии почв | 23.05-29.05 Май | Экскурсия |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.
3. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.
4. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.
5. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.
6. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.
Оборудование и приборы:
- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;
- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»;
- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ, тематические тесты, УМП учебных проектов.
Список литературы
Литература для учителя
- Атлас Иркутской области. М.: ГУГК, 1978
- Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.
- Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104
- Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.
Литература для учащихся
1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270 с.
- Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса "Экология животных"...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
Рабочая программа элективного курса по биологии " Экология растительного мира" для 6 класса
Рабочая программа элективного курса «Экология растительного мира» по биологии для 6 класса, составлена на основе следующих документов:- Федерального государственного образовате...