Главные вкладки
Бельтюкова Ольга Александровна
Сайт учителя биологии
Профессия: Директор
Профессиональные интересы: Проводить уроки на современном уровне
Увлечения: Садоводство
Регион: Свердловская область
Населенный пункт: Екатеринбург
Место работы: МБОУ-СОШ № 36
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/beltyukova-olga-aleksandrovnaТолько вперед!
В храме успеха нет открытых дверей. Каждый входящий пробивает свою дверь, которая плотно затворяется за ним для всех других и не пропускает даже его собственных детей. - О. Марден
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Мир, в котором я живу Экология среды обитания человека» предназначена для учащихся 9 классов, рассчитана на 9 часов.
Данный элективный курс по экологии относится к межпредметному (ориентационному) виду и способствует развитию функции познавательных возможностей девятиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и профессиональной мотивации.
Учебный материал курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки в области экологии, воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность
Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населённого пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.
Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении, выделяют газы, изменяющие состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требуют от человека соблюдения определённых правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление, на производстве всё новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенности микроклимата Освещенность, различные виды излучений. Химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.
Во всех этих вопросах современный выпускник профильной школы должен хорошо разбираться. Должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс по выбору « Мир, в котором живу. Экология среды обитания человека».
Цели курса:
- заложить основы экологического мировоззрения;
- сформировать, первоначальные, представления, о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.
Задачи курса
- научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
- познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
- помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.
ФОРМЫ и МЕТОДЫ организации деятельности учащихся:
- Теоретические и практические занятия.
- Анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности.
- Наблюдение.
- Приемы творческой деятельности.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим пособием:
М.В. Высоцкая «Экология.9 класс: элективные курсы», Волгоград, Учитель, 2008
Знания, приобретённые в процессе изучения данного курса:
-об особенностях городской среды;
- о классификации отходов и способах избавления от них;
- о влиянии городских свалок на здоровье человека;
-об экологических проблемах, связанных с автотранспортом и путях их решения;
- об особенностях квартиры, как экосистемы;
- о производственной среде и профессиональных заболеваниях.
Умения, сформированные на основе приобретённых заданий:
- разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора жилого дома;
- использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных веществ
- производить расчетную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;
проводить исследование собственной квартиры на соответствие её экологическим нормативам;
выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;
-представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.
Содержание учебной программы
Тема № 1 «Поселение как среда жизни» (2 часа)
Городской ландшафт и его зоны. Проблема бытового мусора. Проблема эксплуатации автомобилей
Тема №2 «Экология квартиры» (5 часов)
Строительные и отделочные материалы. Интерьер. Микроклимат жилища. Растения и животные. Препараты бытовой химии, их безопасное использование. Состав и качество питьевой воды. Компьютеры и здоровье.
Тема №3 «Производственная среда
и профессиональные заболевания» (2 часа)
Метеорологические условия производства. Ионизирующие и электромагнитные излучения. Воздействие токсических веществ. Плюсы и минусы биотехнологических процессов.
Перечень практических работ
№ п/п | Название практической работы |
Тема № 1 «Поселение как среда жизни» | |
1. | Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города. |
2. | Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. |
Тема №2 «Экология квартиры» | |
3. | Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры. |
4. | Методика исследования качества питьевой воды в квартире |
Тема №3 «Производственная среда и профессиональные заболевания» | |
5 | Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении. |
|
|
Литература
1. Алексеев С. В, Груздева, Н.В. Практикум по экологии. М. АО «МДС», 1996г.
2. Вёличковский Б. Т., Кирдачёв В. Й., Суравегина И. Т. «Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – M. «Новая школа», 1997.
3. Миркин Б. М, Наумова Л. .Г. Экология - России, - М. АО «МДС», 1996г.
4. Самкова В. А.. Прутченков А. С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9-1О классов. – М. Новая школа 1996.
5. Энциклопедия комнатного цветоводства – М. Колос, 1993.
6.Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности Волгоград, Центр экологического обучения, 2001г.
7. Еремина О. А. «Экология « здоровье: викторина для 10-х, классов». Биология 1 сентября: газ. - 2011.
8. Кузнецов В.Н. «Экология дома» Биология 1 сентября: газ. - 2010.
9. Пономарёва О. Н. «Методические рекомендации к учебнику экологии» Биология в школе: журнал. - 2003. - № 1.
10. Федорова М.К. «Комнатные лекарственные растения» Биология 1 сентября: газ. - 2011.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Оптимистка
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Русские народные сказки
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
Жизнь прекрасна
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/dostizh.png)
Мои достижения
Любимые дети, внуки. Любимая работа.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
1. Значение проверки знаний учащихся по биологии
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов ( тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.
В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.
3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями
Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.
Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты