Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnye_9_kl_podgotovka_k_oge.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Рассмотрено и рекомендовано Утверждено приказом к утверждению педагогическим советом по МАОУ СОШ №24 протокол №____________ от «__»____2018 №_____ от «___» ______2018 ________В.А.Дегтярев
Рабочая программа
по биологии сверх программ по данной дисциплине, предусмотренными федеральными государственными стандартами для 9 класса
на 2018/2019 учебный год
(платные услуги)
Составила Потапова Е.В.
Тамбов
2018г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Рассмотрено на заседании Согласовано с зам. директора по УВР м/о учителей естественно-математического цикла _______________________________ протокол №____ от ___________2018 г.
Календарно-тематическое планирование
по биологии сверх программ по данной дисциплине, предусмотренными федеральными государственными стандартами для 9 класса
на 2018/2019учебный год
(платные услуги)
Составила Потапова Е.В.
Тамбов
2018 г.
Программа элективного курса
«Система, многообразие и эволюция живой природы».
Пояснительная записка.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » предназначен для учащихся 9 классов.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции; строении организма человека и условий сохранения здоровья.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 70 учебных занятий из расчета 2 часа в неделю в 9 классах.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
- Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Особенности строения тканей растений и животных;
- Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
- Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
- Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
- определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
- распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
- распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
- характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
- изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 70ч.
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 12 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
- строение клетки и тканей высших растений;
- строение органов высших растений;
- основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
- многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
- многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
- многообразие и особенности строения лишайников.
Практические работы
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ.
Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
- съедобные и несъедобные грибы.
Практические работы
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ .
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Практические работы
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ .
Раздел 5. Царство Животные.(14 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки и тканей животного организма;
- многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
- многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Практические работы
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ .
Раздел 6. Человек и его здоровье (36ч.)
Происхождение человека. Строение и функции организма. Клеточное строение организма. Опорно-двигательная система.Внутренняя среда организма.Кровеносная и лимфатическая системы организма.Дыхательная система.Пищеварительная система.Обмен веществ и энергии.Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система.Нервная система.Анализаторы.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Индивидуальное развитие организма
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки, тканей и организма человека;
- особенности строения органов и их систем;
- особенности индивидуального развития организма человека.
Практические работы
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ.
Методические рекомендации по проведению занятий
Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ, заслушивание сообщений и докладов учащихся.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Тематический план
№ |
Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Царство Растения | 12 |
3 | Грибы | 2 |
4 | Царство Бактерии | 1 |
5 | Простейшие | 2 |
6 | Царство Животные | 14 |
7 | Человек и его здоровье | 36 |
Итого: | 70 |
Рекомендуемая литература для учащихся:
- Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
- Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
- Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
- Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
- Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
- Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.
Рекомендуемая литература для учителей:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия,2001.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4. Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО, 2005. (В помощь школьному учителю).
6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).
10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. : Мир, 1992.
12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001.
Используемая литература:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.
3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
4. Ресурсы Интернета http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html
Используемая литература:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.
3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
4. Ресурсы Интернета http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата фактическая 1 ГР. | Дата фактическая 2 ГР | Дата фактическая 3 ГР |
Введение (1 ч ) | ||||||
1. | Систематика живой природы. | 1 | 05.09- 11.09 | |||
Раздел 1. Царство Растения. (12 ч.) | ||||||
2. | Особенности строения растительной клетки. | 1 | 05.09- 11.09 | |||
3. | Ткани растений. | 1 | 12.09- 18.09 | |||
4 -5. | Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. | 2 | 12.09- 18.09 19.09- 24.09 | |||
6. | Особенности строения и отличительные признаки водорослей. | 1 | 19.09- 24.09 | |||
7. | Особенности строения и отличительные признаки мохообразных. | 1 | 26.09-01.10 | |||
8. | Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных | 1 | 26.09-01.10 | |||
9. | Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. | 1 | 03.10-08.10 | |||
10. | Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. | 1 | 03.10-08.10 | |||
11-12. | Семейства покрытосеменных растений | 2 | 10.10-15.10 | |||
13. | Лишайники – симбиотический организм. | 1 | 17.10-22.10 | |||
Раздел 2. Грибы.(2 ч.) | ||||||
14. | Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. | 1 | 17.10-22.10 | |||
15. | Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами . | 1 | 24.10-28.10 | |||
Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.) | ||||||
16. | Особенности строения бактериальной клетки. Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний | 1 | 24.10-28.10 | |||
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.) | ||||||
17-18 | Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. | 2 | 07.11-12.11 | |||
Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.) | ||||||
19. | Особенности строения животной клетки и тканей | 1 | 14.11-19.11 | |||
20. | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных | 1 | 14.11-19.11 | |||
21. | Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. | 1 | 21.11-26.11 | |||
22. | Особенности строения и жизнедеятельности, круглых червей | 1 | 21.11-26.11 | |||
23. | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | 1 | 28.11-03.12 | |||
24. | Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. | 1 | 28.11-03.12 | |||
25. | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. | 1 | 05.12-10.12 | |||
26. | Общая характеристика и классификация хордовых. | 1 | 05.12-10.12 | |||
27-28. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб. | 2 | 12.12-17.12 | |||
29. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные | 1 | 19.12-24.12 | |||
30. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся. | 1 | 19.12-24.12 | |||
31-32. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы. | 2 | 26.12-14.01 | |||
33-34. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие. | 2 | 16.01-21.01 | |||
Раздел 5.Человек и его здоровье.( 34 ч.) | ||||||
35 | Происхождение человека | 1 | 23.01-28.01 | |||
36 | Общий обзор организма человека. | 1 | 23.01-28.01 | |||
37 | Клеточное строение организма. | 1 | 30.01-04.02 | |||
38 | Ткани. | 1 | 30.01-04.02 | |||
39 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. | 1 | 06.02-11.02 | |||
40 | Скелет человека. | 1 | 06.02-11.02 | |||
41 | Строение мышц. | 1 | 13.02-18.02 | |||
42 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | 13.02-18.02 | |||
43 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 | 20.02-25.02 | |||
44 | Иммунитет | 1 | 20.02-25.02 | |||
45 | Транспортные системы организма. | 1 | 27.02-04.03 | |||
46 | Круги кровообращения | 1 | 27.02-04.03 | |||
47 | Строение и работа сердца. | 1 | 06.03-11.03 | |||
48 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | 06.03-11.03 | |||
49 | Значение дыхания. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание | 1 | 13.03-18.03 | |||
50 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | 13.03-18.03 | |||
51 | Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости | 1 | 20.03-24.03 | |||
52 | Пищеварение в желудке, тонком и толстом кишечнике. | 1 | 20.03-24.03 | |||
53 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | 03.04-09.04 | |||
54 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | 03.04-09.04 | |||
55 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. | 1 | 10.04-15.04 | |||
56 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | 10.04-15.04 | |||
57 | Выделение. | 1 | 17.04-22.04 | |||
58 | Значение нервной системы. | 1 | 17.04-22.04 | |||
59 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | 24.04-29.04 | |||
60 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | 1 | 24.04-29.04 | |||
61 | Анализаторы. | 1 | 24.04-29.04 | |||
62 | Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. | 1 | 01.05-07.05 | |||
63 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | 01.05-07.05 | |||
64 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | 01.05-07.05 | |||
65 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | 08.05-13.05 | |||
66 | Эндокринная система | 1 | 08.05-13.05 | |||
67 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | 15.05-21.05 | |||
68 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. | 1 | 15.05-21.05 | |||
69 | Тренинговое занятие | 1 | 22.05-25.05 | |||
70 | Тренинговое занятие | 1 | 22.05-25.05 | |||
70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Рабочая программа элективного курса "Многообразие живых организмов"
Элективный курс "Многообразие живых организмов" дает возможность наиболее тщательной обработке знаний по многообразию организмов, углублению знаний. Углубление и расширение знаний учащихся происходит ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)
Рабочая учебная программа элективного курса «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса...
Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл
Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл...
Рабочая программа элективного предмета "Решение задач по математике в системе подготовки к ЕГЭ"
Рабочая программа элективного курса для 11 класса (базовый и профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2...