Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
методическая разработка (биология) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_elektivnogo_kursa.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа элективного курса
«Поселок, в котором я живу»
(Экологические проблемы современного поселка)
Составитель Ерхова Любовь Михайловна
учитель биологии
2012
Пояснительная записка.
Актуальность курса.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обе6спечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа-общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.
Программа предполагает изучение поселка в различных аспектах: биологических, гигиенических, эстетических, инженерно-технических.
Биологические аспекты экологии имеют особое значение, так как аутэкологические знания отражают биологические основы жизнедеятельности человека в индустриальном обществе.
Гигиенические аспекты. Гигиена объединяет соответствующие знания о здоровье человека в целостную систему, что позволяет управлять процессом сохранения и укрепления здоровья людей с учетом многообразия социальных и биологических факторов.
Эстетический аспект. В последнее время все шире начинает использоваться эстетический анализ территории при проектировании зон отдыха. Цель такого анализа – выявление эстетических свойств ландшафта и использование их в проектных решениях.
Инженерно-технические аспекты. Особую актуальность приобретают инженерные и технологические методы, как совершенствование транспортных систем, систем связи, др.
Предлагаемое распределение времени по темам достаточно условно, так как курс предполагает выполнение большого количества работ. Учитель самостоятельно устанавливает периодичность и продолжительность занятий в зависимости от условий учебного заведения и возможностей школьников.
Цель курса: сформировать у учащихся представление о высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.
Задачи: - помочь школьникам освоить методики, позволяющие выявлять наиболее актуальные для современного поселка экологические проблемы;
- способствовать формированию системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
- способствовать закреплению в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла и использовать их для прогнозирования дальнейших изменений и поиска решения экологических проблем своего поселка;
- способствовать формированию у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины;
-освоение новых форм поиска, обработка и анализ информации;
- развитие коммуникативных навыков;
- приобретение навыков работы в команде.
Методы работы:
- лекции;
-объяснительные рассказы – беседы;
-практические работы;
-самостоятельная работа с литературой по заданию учителя, обработка информации, анализ и т.д.;
-анкетирование, социологический опрос.
Курс имеет практическую направленность. В нем используются интерактивные, деятельностные методы и приемы, различные формы занятий (лекции, конференции и т. д), предполагается выполнение практических работ, это способствует прочному усвоению знаний и умению обрабатывать собранный материал, что может пригодиться в будущей профессиональной деятельности, а также при подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.
После прохождения курса учащиеся должны знать:
-экологические проблемы современного поселка;
-влияние различных факторов на здоровье человека;
Учащиеся должны уметь:
-получать необходимую информацию, работая с литературой, с Интернетом;
-выполнять различные виды творческих работ;
-работать в команде, группе;
-анализировать полученную информацию, обрабатывать, сравнивать, делать выводы.
У учащихся должны быть сформированы следующие компетенции
- Учебно-познавательные:
–самостоятельно оценивать свою деятельность;
–уметь выделять причинно-следственные связи;
–творчески решать практические задачи.
- Коммуникативные:
- вести диалог, выступать публично;
- участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
- убеждать, доказывать, формулировать выводы.
3. Общекультурные:
- управлять своим поведением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ.
4. Информационные:
-описывать полученные результаты во время практических работ;
-конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы.
Форма контроля уровня достижений учащихся:
Для стимуляции личностного роста учащихся можно использовать балльную систему мониторинга достижений, оценки каждого учащихся фиксируются в его рабочей тетради, а в конце выставляется «зачет» или «незачет». Индивидуальный подход состоит в выполнении проектов по тематике курсов. Защита проектов происходит в конце курса. Курс заканчивается конференцией, презентацией работ учащихся.
Содержание программы.
Введение (1ч).
Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни на селе.
Тема 1. Экосистемы поселка.
Подсистемы поселка: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения. Теоретические методы изучения состояния и динамики развития различных элементов подсистем поселка. Социологические методы: опросы, анкетирование.
Практические работы:
- Изучение восприятия человеком отдельных элементов сельского и городского ландшафта, в сравнении. Выявление районов поселка и города, вызывающих топофильные и топофобные образы.
- «Привлекательность и неповторимость моего поселка» (написание мини-сочинений)
- «Каким был мой поселок полвека назад?»: интервью дают старожилы.
- «Экологические проблемы моего поселка»: социологический опрос (определение рейтинга экологических проблем поселка)
- Разработка проектов озеленения территории школы, поселка.
- Участие в практической деятельности по улучшению состояния территории поселка.
Тема 2. Водная проблема.
Снабжение поселка питьевой водой. Система водоочистки. Экономное и рациональное использование воды в быту.
Практические работы:
- Социологический опрос «Экономно ли мы расходуем воду?»
- Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей.
- Сравнительная характеристика расхода воды городского и сельского жителя.
- Разработка рекомендаций по экономному расходованию воды.
- Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.
Тема 3. Бытовые отходы.
Общая классификация отходов. Способы избавления от отходов: частичная утилизация, захоронения на полигонах, свалки и др.
Направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор компонентов бытового мусора, компостирование.
Практические работы:
- Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю.
- Социологический опрос «Как сделать наш поселок чистым?»
- Конкурс рисунков «Очистим планету от мусора»
- Оформление фотовыставки «Все на борьбу с мусором!»
Тема 4. Образ жизни человека и его здоровье.
Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни круглый год. Домашние животные и человек. Комнатные растения – обязательный элемент домашнего интерьера.
Практические работы:
- Тест на определение остроты слуха.
- Отдых в пришкольном лагере.
- Оформление экологического паспорта школы по результатам предварительного обследования здания.
- «Мое здоровье и экология», тест.
- «Мое любимое дерево», творческая работа.
Тема 5. Расходование энергии.
Наблюдения и измерения расходования энергии.
Передача электрической энергии от источников к потребителям.
Прибором для учета электроэнергии.
Практические работы.
- Подготовительный этап – работа с литературой;
- “Полевой” этап – экскурсия по объектам сельской электрической сети;
- Сбор информации:
– измерение расхода электроэнергии дома
– выявление всех электропотребляющих приборов дома и в школе
– тесты на сбережение энергии (по СПИРЭ); - Обработка собранной информации;
- Обобщение собранной информации, подведение итогов, выводы и предложения по сокращению энергопотребления в школе и дома.
Тема 6. Автомобиль в поселке.
Определение свинца в растениях.
Практическая работа.
- Автомобиль в поселке: анкетирование владельцев легковых автомобилей.
Тематическое планирование.
Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | теория | практика | |||
Введение | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспект, схема | |
Тема 1. Экосистемы поселка. | 7 | 2 | 5 | ||
| 1 | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспект, устные ответы на вопросы | |
2Изучение восприятия человеком отдельных элементов сельского и городского ландшафта, в сравнении. Выявление районов поселка и города, вызывающих топофильные и топофобные образы. | 1 | 1 | Практикум | Фото с топофильными и топофобными образами ландшафта поселка и города | |
| 1 | 1 | Урок-конкурс | Написание сочинения | |
| 1 | 1 | интервью | Результаты интервью | |
| 1 | 1 | Анкетирование | Результаты анкетирования | |
6.Разработка проектов озеленения территории школы, поселка. | 1 | 1 | Творческая работа | Создание проекта | |
| 1 | 1 | Трудовой десант по уборке территории поселка. | Фотоотчет | |
Тема 2. Водная проблема. | 6 | 1 | 5 | ||
| 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект, схема. | |
| 1 | 1 | Опрос населения | Результаты опроса | |
| Вычисления водопотребления. | Анализ результатов вычислений, выводы. | |||
| 1 | 1 | Сравнительная характеристика | Анализ результатов , выводы | |
| 1 | 1 | Групповой практикум | Анализ и собственное решение проблемы. | |
| 1 | 1 | экскурсия | Отчет | |
Тема 3. Бытовые отходы. | 4 | 1 | 3 | ||
1. Общая классификация отходов. Способы избавления от отходов: частичная утилизация, захоронения на полигонах, свалки и др. направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор компонентов бытового мусора, компостирование. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы, групповая работа | Конспект, тезисы, собственное решение проблемы. | |
2.Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю. | 1 | 1 | Индивидуальная работа. | Таблица , проект «Вторая жизнь ненужных вещей». | |
| 1 | 1 | Творческая работа. | Рисунки учащихся. | |
4 Оформление фотовыставки «Все на борьбу с мусором!» | 1 | 1 | Фотосъемка | фотоотчет | |
Тема 4. Образ жизни человека и его здоровье. | 4 | 1 | 3 | ||
| 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект, устные ответы на вопросы. | |
| 1 | 1 | Практическая работа. | Анализ результатов. | |
| 1 | 1 | Тест | Результаты теста | |
| 1 | 1 | Творческая работа. | Проект. | |
Тема 5. Автомобиль в поселке. | 2 | 2 | |||
1. Определение содержания свинца в растениях. | 1 | 1 | Практическая работа. | Анализ результатов. | |
| 1 | 1 | Анкетирование. | Результаты анкетирования. | |
Конференция | 1 | Презентация работ. | |||
Резерв | 2 |
Приложение.
Введение.
Цель: Дать сравнительную характеристику городской и сельской среде. Назвать положительные и отрицательные стороны жизни в городе и селе.
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.
Тема 1. Экосистемы поселка.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями подсистем поселка: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения, динамика их развития.
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.
Практические работы:
- Изучение восприятия человеком отдельных элементов сельского и городского ландшафта, в сравнении. Выявление районов поселка и города, вызывающих топофильные и топофобные образы.
Инструктивная карточка:
Цель: Влияние среды на здоровье человека и его эмоциональное состояние.
Оборудование: фотоаппарат
- Изучите различные районы вашего поселка и города, выявите и сфотографируйте разнообразные элементы ландшафта, вызывающие топофильные и топофобные образы.
- Изучите помещения вашей школы, сфотографируйте элементы интерьера рекреаций, учебных классов и т.д., которые могут быть отнесены к гомогенным и агрессивным.
- «Привлекательность и неповторимость моего поселка» (написание мини-сочинений)
Цель: Описать особенности поселка, определяющие его индивидуальность.
- «Каким был мой поселок полвека назад?» интервью дают старожилы.
Цель: Изучить историю своего поселка.
- «Экологические проблемы моего поселка»: социологический опрос.
Цель: Определение рейтинга экологических проблем поселка.
- Разработка проектов озеленения территории школы и поселка.
Цель: Разработать и осуществить проекты озеленения и территории школы, проект повышения комфортности визуальной среды школы, используя при этом различные приемы фитодизайна (вертикальное озеленение, овощные и пряные культуры в интерьере столовой и т. д)
- Участие в практической деятельности по улучшению состояния территории поселка.
Цель: Озеленить поселок, высаживая саженцы деревьев, очистить улицы от мусора.
Тема 2. Водная проблема.
Цель: Показать необходимость охраны пресной воды. Особенности водоснабжения поселка питьевой водой, ее экономное расходование.
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.
Практические работы:
- Социологический опрос «Экономно ли мы расходуем воду?»
Цель: - выяснить, как жители поселка расходуют воду, представляют ли они реальные затраты воды, знают ли о стоимости воды.
- Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей.
Цель: Выяснить сколько воды затрачивается одной семьей за сутки.
- Сравнительная характеристика расхода воды городского и сельского жителя.
Цель: - сравнить расход воды городского и сельского жителя.
- Разработка рекомендаций по экономному расходованию воды.
Цель: составить рекомендации для экономного расходования воды.
- Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.
Цель: познакомиться с процессом водоснабжения и очистки воды.
Тема 3. Бытовые отходы.
Цель: Дать классификацию отходам. Способам избавления от отходов: частичная утилизация, захоронения на полигонах, свалки и др. Показать направления решения проблемы бытовых отходов.
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.
Практические работы:
- Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю.
Цель: провести наблюдение в течение недели за накоплением мусора, сделать записи, определить вес различных видов отходов.
- Социологический опрос «Как сделать наш поселок чистым?»
Цель: - изучить мнение жителей поселка о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии поселка, связанным с замусориванием.
- Конкурс рисунков «Очистим планету от мусора!»
Цель: показать остроту проблемы глазами детей через их рисунки.
- Оформление фотовыставки «Все на борьбу с мусором!»
Цель: - показать через фотографии отрицательное влияние мусора на человека и окружающую среду.
Тема 4. Образ жизни человека и его здоровье.
Цель: выявить факторы, влияющие на здоровье человека.
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.
Практические работы:
- Тест на определение остроты слуха.
Цель: определить остроту слуха у группы учащихся.
2 Тест «Мое здоровье и экология»
Цель: осознание подростками влияния окружающей среды и привычек на здоровье человека.
3 Проект «Мое любимое дерево»
Цель: обследовать район школы или поселка, найти дерево и составить паспорт дерева.
Тема 5. Автомобиль в поселке.
Цель: определить уровень загрязнения окружающей среды свинцом.
Практические работы:
- Определение содержания свинца в растениях.
Цель: определить наличие свинца в растительности.
- Анкетирование владельцев легковых автомобилей.
Цель: собрать информацию о влиянии автотранспорта на окружающую среду нашего поселка.
Конференция. Презентация работ, проектов.
Литература.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 2001.
- Газета «Биология». Издательский дом «Первое сентября».
- Ермаков Д. С, Зверев И.Д, Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2002. – 112с. Библиотека журнала «Биология в школе».
- Журнал «Биология в школе»№6 2001
- Экология (Энциклопедия). – М.: Аванта+,2001.
Для учащихся
- Вронский В.А. Экология: словарь- справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Экология: учебное пособие/ Под общей редакцией проф. С.А. Боголюбова. – М.: Знание, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...
Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"
Ханты-Мансийский автономный округ Югра богат своими традициями. В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...
Программа социализации "Мир, в котором я живу"
Программа социализации обучающихся «Мир, в котором я живу» является подпрограммой Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Озерищенская СОШ.Программа разработана для обучающихс...
Программа спецкурса "Край, в котором я живу"
Основы экологической культуры могут быть заложены в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Программа курса «Край, в котором я живу» предусматривает различ...
Рабочая программа кружка "Край, в котором я живу"
Дополнительная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу» имеет туристско – краеведческую направленность, уровень – базовый, вид – модифицированный.Программа &laq...