Адаптированная образовательная программа по экологии для 5 кл
рабочая программа по экологии (5 класс) по теме
Программа "Экология родного края" разработана на основе программ «Омское Прииртышье»/авторыН.А. Ждан, Т. С. Горбунова и др., раздел «Природа и экология Омского Прииртышья» /авторы-составители: И.В. Бекишева, Г.И. Саренко, Н.В. Черемнова, Е.А. Смирнова, О. А. Шагова, 2007 г., из-во Омск, ГОУДПО «ИРООО»/ и практикума «Лес и человек» /автор В. А. Самкова, 1993 г., из-во М., «Просвещение»/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii__dlya_5_klassa.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Называевска, Омской области
« »__________ 2008 г.
«Утверждаю»_____________
Заместитель директора по УВР
« »__________ 2008 г.
«Утверждаю»_____________
Председатель ШМО учителей
естественно-гуманитарного цикла
Адаптированная образовательная программа по экологии для 5 класса
«Экология родного края»
разработана на основе программ «Омское Прииртышье»/авторы Н.А. Ждан, Т. С. Горбунова и др., раздел «Природа и экология Омского Прииртышья» /авторы-составители: И.В. Бекишева, Г.И. Саренко, Н.В. Черемнова,
Е.А. Смирнова, О. А. Шагова, 2007 г., из-во Омск, ГОУДПО «ИРООО»/ и практикума «Лес и человек» /автор В. А. Самкова, 1993 г., из-во М., «Просвещение»/
Разработала: Т. А. Удилова –
учитель экологии, биологии МОУ «СОШ № 4»
г. Называевска Омской области
-2008 г.-
Пояснительная записка
Программа «Экология родного края» (автор Т. А. Удилова) разработанная на основе практикума «Лес и человек» (автор В. А. Самкова, Москва, «Просвещение», 1993г) и региональной программы «Омское Прииртышье» (авторы Н.А. Ждан, Т. С. Горбунова и др., ГОУ ДПО «ИРООО», 2007 г.). На изучение курса отводится 34 часа.
Согласно Концепции общего среднего экологического образования под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Наиболее качественно обеспечить такой непрерывный процесс обучения и воспитания позволяет однопредметная модель изучения экологии в рамках самостоятельного предмета, начиная с пятого класса.
Предлагаемый к изучению курс «Экология родного края» можно считать пропедевтическим как для дальнейшего изучения курса экологии, так и плодотворной реализации региональной программы «Омское Прииртышье».
Целью курса является формирование экологически грамотной личности с чётко выраженной активной гражданской позицией, соблюдающей правила природопользования и поведения в природе.
Программа ориентирована на достижение следующих образовательных задач:
- Создание положительного образа Называевского района в сознании учащихся – воспитание гордости за свой край;
- Углубление знаний учащихся о многообразии организмов, их взаимодействии со средой;
- Формирование и развитие экологической культуры, осознание красоты, гармонии, ценности природы;
- Формирование умений исследовательской деятельности, необходимых для изучения и охраны окружающей среды и природы родного края;
- Развитие критического мышления в процессе поиска решений экологических проблем края;
- Воспитание готовности к практическим действиям по разрешению экологических проблем;
- Пропаганда экологических знаний.
Основные методы и формы организации изучения курса
- Рассказ – беседа в сопровождении мультимедиа презентации;
- Экскурсия; наблюдение;
- Работа с контурной картой и атласом Омской области;
- Проектная деятельность;
- Практическое исследование;
- Творческая работа (сказка; рисунок; сочинение);
- Моделирование экологических проблем с дальнейшим поиском их решений.
Учебно-тематический план
№ темы | Тема и её краткое содержание | Кол-во час. |
1 | Край родной – Называевский край. История родного края. Живая природа земли Называевской. Наши земляки. Экологические «болезни» родного края. /проектная деятельность/ | 6 |
2 | Географическое положение Называевского района. | 3 |
3 | Климат Называевского района. Характерные природные явления по временам года. /наблюдение, творческая работа/ | 2 |
4 | Почвы Называевского района. | 2 |
5 | Природные биоценозы Называевского района. Сравнительная характеристика ведущих биоценозов района: леса, болота. Многообразие и значение флоры и фауны данных биоценозов. Растения и животные индикаторы качества окружающей среды. Растения и животные синоптики. | 15 |
6 | Экосистема города Называевска. Флора и фауна города Называевска. Проблема загрязнения бытовым мусором./проектная деятельность/ | 5 |
7 | Итоговое обобщение знаний | 1 |
Итого: | 34 |
Ожидаемые результаты
учащиеся должны знать:
- Причины возникновения населённого пункта «г. Называевск» на географической карте нашей страны
- Исторические достопримечательности Называевского района и г. Называевска
- Фамилии талантливых земляков и их вклад в развитие Называевского района
- Экологические проблемы родного края
- Границы Называевского района относительно других районов Омской области и граничащих областей
- Условия формирования климата Называевского района
- Влияние климата на жизнедеятельность флоры, фауны и населения Называевского района
- Характерные природные явления различных времён года в нашей местности
- Типы почвы, распространённые на территории Называевского района
- Особенности условий обитания в почве, её свойства
- Источники загрязнений почвы
- Понятия «биоценоз» и «экосистема»
- Характерные признаки, флору и фауну биоценоза леса, и его значение в экономике района
- Характерные признаки, флору и фауну биоценоза болота, и его значение в природе
- Отличия экосистемы города от природных биоценозов
- Флора и фауна города Называевска
- Способы решения экологической проблемы загрязнения бытовым мусором среды обитания человека
учащиеся должны уметь:
- Представлять индивидуальные и групповые результаты проектной деятельности
- Определять местонахождение города Называевск и Называевского района на карте Омской области
- Наблюдать природные явления по временам года
- Прогнозировать весенние, летние, осенние заморозки по наблюдениям за ходом температуры на протяжении суток
- Прогнозировать изменения погоды на основании народных примет
- Определять типы почв по внешним характерным признакам
- Определять кислотность почвы по видовому составу растений обитающих на изучаемой почве
- Определять биоценотическую принадлежность представителей флоры и фауны по внешним признакам
- Описывать древостой 1-го, 2-го яруса леса
- Определять причины повреждений древесных пород по внешним отличительным чертам
- Устанавливать причинно-следственные связи антропогенной деятельности и состояния природного биоценоза и городской экосистемы
- Экологически грамотно утилизировать бытовой мусор
Рекомендуемая литература
- Н.И.Ананьев В.Т. Семеняк П.А.Дубок С.В.Костарёв «Экология растений, животных и человека в Омской области», 2000
- И.В. Бекишева, Н.В. Черемнова, М.В. Винарский учебная хрестоматия «Природа Омского Прииртышья, 2007 - основной учебник
- Т.К. Горышина «Растения в городе», 1991
- Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина «Учимся решать экологические проблемы» методическое пособие для учителя,2002
- А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева «Экология» учебник 7 - 9, 2002
- «Земля, на которой мы живём. Природа и природопользование Омского Прииртышья», 2002, 2006
- Б. Клаусницер «Экология городской фауны», 1990
- А.А. Кожухарь и др. «Атлас Омской области», 2001
- А.А. Кожухарь, А.Г. Зинченко «География Омской области», 2001
- «Красная книга Омской области», 2005
- М.В. Куроедов «История Называевска и Называевского района», 2003
- А.И.Никишин, В.Н. Кузнецов, Д.Л, Теплов учебник «Экология 5 (6)», 2000
- В.С. Новиков, И.А. Губанов «Школьный атлас – определить высших растений», 1985
- А.П. Ошмарин, В.И. Ошмарина «Экология. Школьный справочник», 1998
- В.В. Петров «Растительный мир нашей родины»,1991
- И.Н Понамарева «Экология» - библиотека учителя, 2001
- Д.Л. Теплов «Экологический практикум 5 (6)», 2000
- В.П. Чащин «Природопользование и охрана природы на территории Омской области» книга для учителя, часть 1 – 2 ,1999
Тематическое планирование курса
Край родной – Называевский край
- Историю родного городка узнаем мы, листая памяти страницы
- Люди земли Называевской – нам есть, кем гордиться, нам есть на кого равняться
- Живая природа родного края. Особо охраняемые природные территории Называевского района
- Творческая работа № 1 «Живая природа родного края в устном народном творчестве»
- Экологические «болезни» города Называевска
- Защита индивидуальных и семейных проектов по теме «Край родной – Называевский край»
Географическое положение Называевского района
- Называевский район на карте Омской области
- Практическая работа № 1 (с контурной картой) «Называевский район на карте Омской области»
- Полезные ископаемые Называевского района /творческая работа № 2 «Изготовление глиняной игрушки»/
Климат Называевского района
- Природные явления различных времён года на территории Называевского района /практическая работа № 2 «Прогноз заморозков по наблюдениям за ходом температуры»
- Влияние климата на жизнедеятельность флоры, фауны и населения Называевского района /творческая работа № 3 «Прогнозирование изменений погоды на основании народных примет»/
Почвы Называевского района
- Почвы Называевского района. Источники их загрязнения /практическая работа № 3 «Определение типов почв по внешним признакам»/
- Обитатели почвы /практическая работа № 4 «Определение кислотности почвы по видовому составу растений»/
Природные биоценозы Называевского района
- Лес – основной биоценоз Называевского района
- Многообразие и значение флоры лесного биоценоза
- Практическая работа № 5 «Описание древостоя 1-го, 2-го яруса леса»
- Многообразие и значение фауны лесного биоценоза
- Практическая работа № 6 «Описание повреждений древесных пород вредителями»
- Лесные обитатели синоптики и индикаторы окружающей среды
- Лесные ремёсла /творческая работа № 4 «Изготовление поделок из природного материала»/
- Лес в наших ощущениях /творческая работа № 5 «Цвета и звуки леса»/
- Тестовый контроль по теме «Лес – основной биоценоз Называевского района»
- Болото – характерный биоценоз Называевского района
- Многообразие и значение флоры болота
- Многообразие и значение болотной фауны
- Болотные обитатели синоптики и индикаторы окружающей среды
- Экологическая проблема – подтопление и заболачивание территории Называевского района
- Тестовый контроль по теме «Болото – характерный биоценоз Называевского района»
Экосистема города Называевска
- Виртуальная экскурсия «Многообразие и значение растений в черте города Называевска»
- Виртуальная экскурсия «Многообразие и значение животных в черте города Называевска»
- Экологическая проблема – загрязнение окружающей среды бытовым мусором – кто виноват, и что делать?
- Практическая работа № 7 « Бытовые отходы в доходы»
- Защита коллективного проекта «Я люблю тебя город, за что и не знаю…»
- Конкурс знатоков экологии родного края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...
«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству
Пояснительная записка. Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...
Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»
Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 2. Условия обучения для детей с особенностями развития и с ОВЗ. Развивающая и адаптированная образовательные программы
Модуль 2. Условия обучения для детей с особенностями развития и с ОВЗ. Развивающая и адаптированная образовательные программы...