Адаптированная образовательная программа по экологии для 5 кл
рабочая программа по экологии (5 класс) по теме

Удилова Татьяна Александровна

 Программа "Экология родного края" разработана на основе  программ «Омское Прииртышье»/авторыН.А. Ждан, Т. С. Горбунова и др., раздел «Природа и экология Омского Прииртышья» /авторы-составители: И.В. Бекишева, Г.И. Саренко, Н.В. Черемнова, Е.А. Смирнова, О. А. Шагова, 2007 г., из-во Омск, ГОУДПО «ИРООО»/ и практикума «Лес и человек» /автор В. А. Самкова, 1993 г., из-во М., «Просвещение»/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii__dlya_5_klassa.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Называевска, Омской области

«     »__________ 2008 г.

 «Утверждаю»_____________

Заместитель директора по УВР  

«     »__________ 2008 г.

 «Утверждаю»_____________

Председатель ШМО учителей

 естественно-гуманитарного цикла  

Адаптированная образовательная программа по  экологии для 5 класса

«Экология родного края»

разработана на основе  программ «Омское Прииртышье»/авторы Н.А. Ждан, Т. С. Горбунова и др., раздел «Природа и экология Омского Прииртышья» /авторы-составители: И.В. Бекишева, Г.И. Саренко, Н.В. Черемнова,

Е.А. Смирнова, О. А. Шагова, 2007 г., из-во Омск, ГОУДПО «ИРООО»/ и практикума «Лес и человек» /автор В. А. Самкова, 1993 г., из-во М., «Просвещение»/

Разработала: Т. А. Удилова –

учитель экологии, биологии МОУ «СОШ № 4»

г. Называевска Омской области

-2008 г.-

Пояснительная записка

Программа  «Экология родного края» (автор Т. А. Удилова) разработанная на основе практикума «Лес и человек» (автор В. А. Самкова, Москва, «Просвещение», 1993г)  и региональной программы «Омское Прииртышье» (авторы Н.А. Ждан, Т. С. Горбунова и др., ГОУ ДПО «ИРООО», 2007 г.). На  изучение курса отводится 34 часа.

Согласно Концепции общего среднего экологического образования под  экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.  Наиболее  качественно обеспечить такой непрерывный процесс обучения и воспитания  позволяет однопредметная модель изучения экологии   в рамках самостоятельного предмета,  начиная с пятого класса.

Предлагаемый к изучению  курс «Экология родного края» можно считать пропедевтическим как для дальнейшего изучения  курса  экологии, так и плодотворной реализации региональной программы «Омское Прииртышье».

Целью курса является формирование экологически грамотной личности с чётко выраженной активной гражданской позицией, соблюдающей правила природопользования и поведения в природе.

Программа ориентирована на достижение следующих образовательных задач: 

  1. Создание положительного образа Называевского района в сознании учащихся – воспитание  гордости за свой край;
  2. Углубление знаний учащихся о многообразии организмов, их взаимодействии со средой;
  3. Формирование  и развитие экологической культуры, осознание красоты, гармонии, ценности природы;
  4. Формирование умений исследовательской деятельности, необходимых для изучения и охраны окружающей среды  и природы родного края;
  5. Развитие  критического мышления  в процессе поиска решений экологических проблем края;
  6. Воспитание готовности к практическим действиям по разрешению экологических проблем;
  7. Пропаганда экологических знаний.

Основные методы и формы организации изучения курса

  1. Рассказ – беседа в сопровождении мультимедиа презентации;
  2. Экскурсия; наблюдение;
  3. Работа с контурной картой и атласом Омской области;
  4. Проектная деятельность;
  5. Практическое исследование;
  6. Творческая работа (сказка; рисунок; сочинение);
  7. Моделирование экологических проблем с дальнейшим поиском их решений.

Учебно-тематический план

№ темы

Тема и её краткое содержание

Кол-во час.

1

Край родной – Называевский край.

История  родного края.

 Живая природа земли Называевской. Наши земляки.

Экологические «болезни» родного края.

/проектная деятельность/

6

2

Географическое положение Называевского района.

3

3

Климат Называевского района.

Характерные природные явления по временам года. /наблюдение, творческая работа/

2

4

Почвы Называевского района.

2

5

Природные биоценозы Называевского района.

 Сравнительная характеристика ведущих биоценозов района: леса,  болота. Многообразие  и значение  флоры и фауны данных биоценозов. Растения и животные индикаторы качества окружающей среды.  Растения и животные синоптики.

15

6

Экосистема города Называевска.

 Флора и фауна города Называевска. Проблема загрязнения бытовым мусором./проектная деятельность/

5

7

Итоговое обобщение знаний

1

Итого:

34

Ожидаемые результаты

учащиеся должны знать:

  1. Причины возникновения населённого пункта  «г. Называевск» на географической карте нашей страны
  2. Исторические достопримечательности Называевского района и г. Называевска
  3. Фамилии талантливых земляков и их вклад в развитие Называевского района
  4. Экологические проблемы родного края
  5. Границы Называевского района относительно других районов Омской области и граничащих областей
  6. Условия формирования климата Называевского района
  7. Влияние климата на жизнедеятельность флоры, фауны и населения Называевского района
  8. Характерные природные явления различных времён года в нашей местности
  9. Типы почвы, распространённые на территории Называевского района
  10. Особенности  условий обитания в почве,  её свойства
  11. Источники загрязнений  почвы
  12. Понятия  «биоценоз» и «экосистема»
  13. Характерные признаки, флору и фауну биоценоза леса, и его значение в экономике района
  14. Характерные признаки, флору и фауну биоценоза болота, и его значение в природе
  15. Отличия экосистемы города от природных биоценозов
  16. Флора и фауна города Называевска
  17. Способы решения экологической проблемы загрязнения бытовым мусором среды обитания человека

учащиеся должны уметь:

  1. Представлять индивидуальные и групповые результаты  проектной деятельности
  2. Определять  местонахождение города Называевск и Называевского района на карте Омской области
  3. Наблюдать природные явления по временам года
  4. Прогнозировать весенние, летние, осенние заморозки по наблюдениям за ходом температуры на протяжении суток
  5. Прогнозировать изменения погоды на основании народных примет
  6. Определять типы почв по внешним характерным признакам
  7. Определять кислотность почвы по видовому составу растений обитающих на  изучаемой почве
  8. Определять биоценотическую принадлежность представителей флоры и фауны по внешним признакам
  9. Описывать древостой 1-го, 2-го яруса  леса
  10. Определять причины повреждений древесных пород по внешним отличительным чертам
  11. Устанавливать причинно-следственные связи антропогенной деятельности и состояния природного биоценоза и городской экосистемы
  12. Экологически грамотно утилизировать бытовой мусор

Рекомендуемая литература

  1. Н.И.Ананьев В.Т. Семеняк П.А.Дубок С.В.Костарёв «Экология растений, животных и человека в Омской области», 2000
  2. И.В. Бекишева, Н.В. Черемнова, М.В. Винарский учебная хрестоматия «Природа Омского Прииртышья,  2007  - основной учебник
  3. Т.К. Горышина «Растения в городе», 1991
  4. Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина «Учимся решать экологические проблемы» методическое пособие для учителя,2002
  5. А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева «Экология» учебник 7 - 9,  2002
  6. «Земля, на которой мы живём. Природа и природопользование Омского Прииртышья»,  2002, 2006
  7. Б. Клаусницер «Экология городской фауны», 1990
  8. А.А. Кожухарь и др. «Атлас Омской области», 2001
  9. А.А. Кожухарь, А.Г. Зинченко «География Омской области», 2001
  10. «Красная книга Омской области», 2005
  11.  М.В. Куроедов «История Называевска и Называевского района», 2003
  12.  А.И.Никишин, В.Н. Кузнецов, Д.Л, Теплов  учебник «Экология 5 (6)», 2000
  13.  В.С. Новиков, И.А. Губанов «Школьный атлас – определить высших растений», 1985
  14.   А.П. Ошмарин, В.И. Ошмарина «Экология. Школьный справочник», 1998
  15. В.В. Петров «Растительный мир нашей родины»,1991
  16.  И.Н Понамарева «Экология» - библиотека учителя, 2001
  17. Д.Л. Теплов «Экологический практикум 5 (6)», 2000
  18. В.П. Чащин «Природопользование и охрана природы на территории Омской области» книга для учителя, часть 1 – 2 ,1999

Тематическое планирование курса

Край родной – Называевский край

  1. Историю родного городка узнаем мы, листая памяти страницы
  2. Люди земли Называевской – нам есть, кем гордиться, нам есть на кого равняться
  3. Живая природа родного края. Особо охраняемые природные территории Называевского района
  4. Творческая работа № 1 «Живая природа родного края в устном народном творчестве»
  5. Экологические «болезни» города Называевска
  6. Защита индивидуальных и семейных  проектов по теме «Край родной – Называевский край»

Географическое положение Называевского района

  1. Называевский район на карте Омской области
  2. Практическая работа № 1 (с контурной картой) «Называевский район на карте Омской области»
  3. Полезные ископаемые Называевского района  /творческая работа № 2 «Изготовление глиняной игрушки»/

Климат Называевского района

  1. Природные явления различных времён года на территории Называевского района /практическая работа № 2  «Прогноз заморозков по наблюдениям за ходом температуры»
  2. Влияние климата на жизнедеятельность флоры, фауны и населения Называевского района /творческая работа № 3 «Прогнозирование изменений погоды  на основании народных примет»/

Почвы Называевского района

  1.  Почвы Называевского района. Источники их загрязнения  /практическая работа № 3 «Определение типов почв по внешним признакам»/
  2.  Обитатели почвы /практическая работа № 4 «Определение кислотности почвы по видовому составу растений»/

Природные биоценозы Называевского района

  1.  Лес – основной биоценоз Называевского района
  2. Многообразие и значение  флоры лесного биоценоза
  3. Практическая работа № 5 «Описание  древостоя 1-го, 2-го яруса леса»
  4. Многообразие и значение  фауны лесного биоценоза
  5. Практическая работа № 6 «Описание повреждений  древесных пород вредителями»
  6. Лесные обитатели синоптики и индикаторы окружающей среды
  7. Лесные ремёсла /творческая работа № 4 «Изготовление поделок из природного материала»/
  8. Лес в наших ощущениях /творческая работа № 5 «Цвета и звуки леса»/
  9. Тестовый контроль по теме «Лес – основной биоценоз Называевского района»
  10. Болото – характерный биоценоз Называевского района
  11. Многообразие и значение  флоры болота
  12. Многообразие и значение   болотной фауны
  13. Болотные обитатели синоптики и индикаторы окружающей среды
  14. Экологическая проблема –  подтопление  и заболачивание территории Называевского района
  15. Тестовый контроль по теме «Болото – характерный биоценоз Называевского района»

Экосистема города Называевска

  1. Виртуальная экскурсия «Многообразие и значение растений в черте города Называевска»
  2. Виртуальная экскурсия «Многообразие и значение животных  в черте города Называевска»
  3. Экологическая проблема – загрязнение  окружающей среды  бытовым мусором – кто виноват,  и что делать?
  4. Практическая работа № 7 « Бытовые отходы в доходы»
  5. Защита коллективного проекта «Я люблю тебя город, за что  и не знаю…»
  6. Конкурс знатоков экологии родного края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...