Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»
план-конспект
Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
Объединение: «Народное творчество»
Ф.И.О. педагога: Ковалева Наталья Викторовна
Группа 1 года обучения. Возраст обучающихся: 7лет.
Количество человек на занятии:15
Тема занятия группы: Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка».
Цель занятия: создать условия для реализации творческого потенциала учащихся
Задачи :
обучающие | развивающие | воспитательные |
Систематизировать знания об осенних заботах, труде; формировать умения и навыки работы с природными материалами, применяемыми для изготовления игрушек. | способствовать развитию художественного вкуса; развивать умение работать в группе- воспитывать любовь и уважение к природе | воспитывать бережное отношение к природе, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. |
Место проведения занятия: ОБУДО «Курский областной центр туризма»
Учебный кабинет №6
Время и дата проведения:21.09.2024г. 13:20
Методические, дидактические пособия: Крупа, нитки, ножницы, лоскуты ткани, при необходимости видео мастер-класс https://vk.com/video-190870334_456239091.
Ход занятия:
№ п/п | Содержание урока | Дозировка мин. | Организационно-методические указания |
1. | Организационная | 2 | Добрый день, ребята! Подготовьте свои рабочие места к занятию и давайте вспомним правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами. |
2. | Проверочная | 3 | Проверка усвоенного ранее материала Давайте вспомним был ли у наших предков бумажный календарь? Как они отслеживали дни и сезоны? (Они все держали в голове, и передавали из поколения в поколение информацию о том, когда нужно приступать к тем или иным сельскохозяйственным работам. Пахать, сеять, жать.) Когда начинался новый год у наших предков? (Календарь раньше начинался с марта. Весна – начало обновления природы и разгорания солнца. Её первый месяц – март – раньше открывал новолетие, новый год.) |
3. | Подготовительная часть | 5 | Мальчишки и девчонки с ранних лет помогали родителям, а в свободные минутки обязательно играли. И со временем у них появился свой календарь, его традиции тоже переходили их поколения в поколение, от подраставших к младшим. Были сезонные развлечения, игрушки самоделки по временам и месяцам года. Весной пускали кораблики, встречали ледоход, катали мячи из шерсти животных. Летом мастерили свистульки, дудки, брызгалки из разных растений, строили шалаши из веток и соломы. Осенью играли с картофельными шариками и ягодами рябины, устраивали кукольные свадьбы. Зимой играли в льдинки, строили снежные крепости, собирали крестики и звёздочки из лучины, жевали берёзовую жвачку. А в какие сезонные игры играете вы сейчас, может бы те, которые я перечислила, или совершенно новые? Наши с вами занятия в течении учебного года тоже построены на основе детского народного календаря наших предков. |
4. | Основная часть | 45 | Давайте вспомним, какое сейчас время года? Первый месяц осеннего календаря - сентябрь. В народе этот месяц считается щедрым, урожайным. Не зря народная мудрость гласит: «Лето со снопами, а осень с пирогами». Как вы понимаете эту пословицу? Осень-это время сбора урожая, к этому времени хлеб на полях был убран. Ребята, а какой хлеб? Как вы думаете батоны и булки? Совершенно верно, хлеб в значении-зерно. Сегодня мы изготовим куколку-оберег «Крупеничка». Ее делали, как раз из свежесобранного отборного зерна. «Крупеничка» считалась главной куклой в семье. Были у не и другие имена «Зернушка», «Горошинка», «Зерновушка». Наши предки богато наряжали её и бережно хранили в течение года на самом видном месте в доме. Берем прямоугольник плотной светлой ткани, отступаем от края пол сантиметра и прошиваем с обеих сторон наметочным швом, оставляя длинные хвостики ниток, для того, чтобы мы смогли их затянуть мешочек и надежно завязать. Сворачиваем пополам и прошиваем длинный край наметочным швом. Использую оставленную нить затягиваем нижний край мешочка и плотно завязываем, вворачиваем мешочек и засыпаем крупу и завязываем верхний край мешочка. Традиционно «Крупеничку» наполняли гречихой, которая символизировала сытость и богатство, однако возможно наполнение и другими крупами (например, рисом – «праздничным» дорогим зерном, или овсом – зерном силы). Молодцы, ребята! Первый этап мы завершили. Основа куклы готова. Разминка Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А. Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:
Молодцы! Присаживайтесь за рабочие столы и продолжаем работу по оформлению куколки. Отмеряем из ткани нижнюю рубаху. Рубашка должна закрывать 2/3 нашей куколки, т.е. скрывать её от «шеи» до «пят», Прикладываем изнаночной стороной, завязываем нитью оставляя место для личика. Располагаем края ткани внахлест, закрывая, задний шов мешочка. Шов будет у нас затылком куколки. Опускаем юбку. Она аккуратно сидит и плотно зафиксирована и хорошо. Берем вторую юбку и подвернув с короткой стороны по сантиметру оборачиваем поверх нижней рубахи таким образом, чтобы с лицевой стороны края рубахи не смыкались, оставляя просвет примерно в 6 см. Фартук прошиваем наметочным швом и надеваем на куколку. Для зипуна скручиваем лоскут от краев к центру рукава-ручки. Получившийся зипун надеваем на куколку. Плотно обматываем и закрепляем зипун нитью. Для повойника берем атласную ленту и повязываем вокруг головы. Дополнительно можно украсить кружевной лентой. Теперь покрываем платок на куколку. Хвостики платка должны быть длинными и достаточно узкими, иначе его будет очень сложно повязать. И вот наша куколка готова. Принимайте хозяева помощницу в дом. |
5. | Подведение итогов, рефлексия | 3 | Подведение итогов занятия. Вопросы по усвоенному материалу. |
6. | Заключительная часть | 2 | Задание для работы в свободное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).
Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет....

Конспект занятия по сказкотерапии «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Знакомство со сказкой "ГУСИ - ЛЕБЕДИ"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....

Конспект занятия по «Ракетомоделированию» Тема: Изготовление учебной ракеты в классе S с системой спасения лента
Дать понятия основных частей модели; познакомить с технологией изготовления модели; ознакомление с пусковой установкой и правильным запуском модели ракет....

Методическая разработка по изготовлению русской народной игрушки-оберега «Кубышка-травница»
Данная методическая разработка предназначена для детей и взрослых кто любит рукодельничать. Обучая детей в кружковом объединении, я применяю различные техники пошива мягких игрушек в процессе изготовл...

Конспект занятия "Арт-терапевтические приёмы закрепления пространственных представлений у ребёнка с ТМНР"
Занятие по развитию творческих спобосностей у ребёнка с ТМНР....

Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»
Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»...