Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»
план-конспект

Ковалева Наталья Викторовна

Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_krupenichka.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

Объединение: «Народное творчество»

Ф.И.О. педагога: Ковалева Наталья Викторовна

Группа 1 года обучения. Возраст обучающихся: 7лет.

Количество человек на занятии:15

Тема занятия группы: Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка».

Цель занятия: создать условия для реализации творческого потенциала учащихся

Задачи :

обучающие

развивающие

воспитательные

Систематизировать знания об осенних заботах, труде; формировать умения и навыки работы с природными материалами, применяемыми для изготовления игрушек.

способствовать развитию художественного вкуса; развивать умение работать в группе- воспитывать любовь и уважение к природе

воспитывать бережное отношение к природе, чувствовать и понимать красоту окружающего мира.

Место проведения занятия: ОБУДО «Курский областной центр туризма»

Учебный кабинет №6

Время и дата проведения:21.09.2024г. 13:20

Методические, дидактические пособия: Крупа, нитки, ножницы, лоскуты ткани, при необходимости видео мастер-класс https://vk.com/video-190870334_456239091.

Ход занятия:

№ п/п

Содержание урока

Дозировка мин.

Организационно-методические указания

1.

Организационная

2

Добрый день, ребята! Подготовьте свои рабочие места к занятию и давайте вспомним правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

2.

Проверочная

3

Проверка усвоенного ранее материала

Давайте вспомним был ли у наших предков бумажный календарь?

Как они отслеживали дни и сезоны? (Они все держали в голове, и передавали из поколения в поколение информацию о том, когда нужно приступать к тем или иным сельскохозяйственным работам. Пахать, сеять, жать.)

Когда начинался новый год у наших предков? (Календарь раньше начинался с марта. Весна – начало обновления природы и разгорания солнца. Её первый месяц – март – раньше открывал новолетие, новый год.)

3.

Подготовительная часть

5

Мальчишки и девчонки с ранних лет помогали родителям, а в свободные минутки обязательно играли. И со временем у них появился свой календарь, его традиции тоже переходили их поколения в поколение, от подраставших к младшим.

Были сезонные развлечения, игрушки самоделки по временам и месяцам года.

Весной пускали кораблики, встречали ледоход, катали мячи из шерсти животных. Летом мастерили свистульки, дудки, брызгалки из разных растений, строили шалаши из веток и соломы. Осенью играли с картофельными шариками и ягодами рябины, устраивали кукольные свадьбы. Зимой играли в льдинки, строили снежные крепости, собирали крестики и звёздочки из лучины, жевали берёзовую жвачку.

А в какие сезонные игры играете вы сейчас, может бы те, которые я перечислила, или совершенно новые?

Наши с вами занятия в течении учебного года тоже построены на основе детского народного календаря наших предков.

4.

Основная часть

45

Давайте вспомним, какое сейчас время года?

Первый месяц осеннего календаря - сентябрь. В народе этот месяц считается щедрым, урожайным. Не зря народная мудрость гласит:

«Лето со снопами, а осень с пирогами».

Как вы понимаете эту пословицу? Осень-это время сбора урожая, к этому времени хлеб на полях был убран.

Ребята, а какой хлеб? Как вы думаете батоны и булки?

Совершенно верно, хлеб в значении-зерно.

Сегодня мы изготовим куколку-оберег «Крупеничка». Ее делали, как раз из свежесобранного отборного зерна.

«Крупеничка» считалась главной куклой в семье. Были у не и другие имена «Зернушка», «Горошинка», «Зерновушка». Наши предки богато наряжали её и бережно хранили в течение года на самом видном месте в доме.

 Берем прямоугольник плотной светлой ткани, отступаем от края пол сантиметра и прошиваем с обеих сторон наметочным швом, оставляя длинные хвостики ниток, для того, чтобы мы смогли их затянуть мешочек и надежно завязать. Сворачиваем пополам и прошиваем длинный край наметочным швом.

Использую оставленную нить затягиваем нижний край мешочка и плотно завязываем, вворачиваем мешочек и засыпаем крупу и завязываем верхний край мешочка.

Традиционно «Крупеничку» наполняли гречихой, которая символизировала сытость и богатство, однако возможно наполнение и другими крупами (например, рисом – «праздничным» дорогим зерном, или овсом – зерном силы). 

Молодцы, ребята! Первый этап мы завершили. Основа куклы готова.

Разминка

Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А. Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:

  • Как у дерева растут ветви?
  • Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?
  • Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону
  • Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья с одной и другой стороны.
  • Буря затихла и снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.

Молодцы! Присаживайтесь за рабочие столы и продолжаем работу по оформлению куколки.

Отмеряем из ткани нижнюю рубаху. Рубашка должна закрывать 2/3 нашей куколки, т.е. скрывать её от «шеи» до «пят», Прикладываем изнаночной стороной, завязываем нитью оставляя место для личика.

Располагаем края ткани внахлест, закрывая, задний шов мешочка. Шов будет у нас затылком куколки.

Опускаем юбку. Она аккуратно сидит и плотно зафиксирована и хорошо.

Берем вторую юбку и подвернув с короткой стороны по сантиметру оборачиваем поверх нижней рубахи таким образом, чтобы с лицевой стороны края рубахи не смыкались, оставляя просвет примерно в 6 см.

Фартук прошиваем наметочным швом и надеваем на куколку.

Для зипуна скручиваем лоскут от краев к центру рукава-ручки. Получившийся зипун надеваем на куколку. Плотно обматываем и закрепляем зипун нитью.

Для повойника берем атласную ленту и повязываем вокруг головы. Дополнительно можно украсить кружевной лентой.

Теперь покрываем платок на куколку. Хвостики платка должны быть длинными и достаточно узкими, иначе его будет очень сложно повязать. 

И вот наша куколка готова. Принимайте хозяева помощницу в дом.

5.

Подведение итогов, рефлексия

3

Подведение итогов занятия. Вопросы по усвоенному материалу.

6.

Заключительная часть

2

Задание для работы в свободное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....

Конспект занятия по «Ракетомоделированию» Тема: Изготовление учебной ракеты в классе S с системой спасения лента

Дать понятия основных частей модели; познакомить с технологией изготовления модели; ознакомление с пусковой установкой и правильным запуском модели ракет....

Методическая разработка по изготовлению русской народной игрушки-оберега «Кубышка-травница»

Данная методическая разработка предназначена для детей и взрослых кто любит рукодельничать. Обучая детей в кружковом объединении, я применяю различные техники пошива мягких игрушек в процессе изготовл...

Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»

Конспект занятия Способы и приёмы изготовления народной игрушки-оберега «Крупеничка»...