Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рогнединская средняя общеобразовательная школа»
Рогнединского района Брянской области
«Рассмотрено» на методическом совете от _______________ № _______________ | «Согласовано» зам. директора школы по УВР __________ /И.В.Зуева/ от_____________ | «Утверждено» приказом директора От____________ №_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ШАХМАТЫ 1-4 классы»
(общеинтеллектуальное направление)
2022-2023 учебный год
Разработала учитель биологии:
Астахова Татьяна Егоровна
рп. Рогнедино
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы» для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.);
- примерной программой внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2012
- с образовательными потребностями и запросами участников образовательного процесса, особенностями обучающихся, профессиональными возможностями учителя, состоянием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В. Барский. Шахматная школа для учителя. Методическое пособие для учителя. Библиотека РШФ, Москва, 2016.
2. В. Барский. Шахматная школа. Учебник для младших классов. Поляндрия, библиотека РШФ, 2016.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Наглядные пособия
Коврики с пластиковыми шахматами
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Рабочие тетради и учебники «Шахматная школа» автор В.Барский.
Программа тесно связана почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория множеств, информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления.
Основные направления: кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Продолжительность реализации программы с недельной нагрузкой – 1 час в неделю. В соответствии c учебным планом школы для учащихся 2-4 классов 34 учебных недели.
Сроки реализации программы: 1год.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав кружка «Шахматы»
Возраст детей от 6,5 лет до 10 лет, численность 15 человек.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
- наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
К концу 1 учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры, обозначение ходов при записи партиии
- наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Предметные результаты освоения программы курса.
К концу 1 учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры, обозначение ходов при записи партии
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программой “Шахматная школа ” предусматривается 34 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс такие темы: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Урок 1. Волшебный мир шахмат.
Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре.
Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки.
В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь – любит свой цвет, а король – чужой цвет».
Урок 2. Шахматная нотация.
Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля как пересечение вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля.
Урок 3. Ладья и слон.
Ладья: как ходит и бьет белые фигуры соперника ладья. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Слон: как ходит и бьет слон. Чернопольные и белопольные слоны – разноцветные и одноцветные слоны. Диагонали.
Урок 4. Нападение и взятие.
Нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем.
Урок 5. Пешка.
Пешка – душа шахматной партии. Сколько пешек на доске и как они называются. Как ходит и бьет пешка.
Урок 6. Король.
Король: как ходит и бьет фигуры противника (незащищенные!) король. Король – самая главная фигура.
Урок 7.Ферзь
Ферзь: как ходит и бьёт ферзь. Ферзь, ладья, слон - дальнобойные фигуры. Ферзь самая сильная фигура.
Урок 8. Конь.
Конь: как ходит и бьёт. Как выглядит фигура (внешнее сходство с настоящими лошадьми) по сравнению с другими фигурами абстрактного дизайна.
Урок 9. Ценность фигур.
Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о выгодном и невыгодном размене.
Урок 10 Особые ходы пешки
Превращения пешки после достижения последней горизонтали. «Пешка идёт в .. ферзи». Процедура превращения: поставить пешку на последнюю горизонталь, а затем поменять на выбранную фигуру того же цвета. Взятие на проходе, битое поле.
Урок 11. Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур.
Как ходят и бьют все фигуры и пешка, сравнительная ценность фигур – игра «шахматный базар»
Урок 12. Коррекционное занятие.
Турнир по пешечным шахматам (в игре участвуют только пешки и короли)
Урок 13. Защита от нападения.
Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.
Урок 14. Шах и защита от него.
Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры или пешки.
Урок 15. Мат.
Цель шахматной партии. Что такое мат. Отличие мата от шаха. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной позиции.
Урок 16. Простейшие матовые конструкции.
Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат ферзём, которого поддерживают слон, конь, ладья, король и пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления.
Урок 17. Пат. Ничья.
Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша с обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов.
Урок 18. Повторение: задания на шах, мат и пат.
Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате. Практический материал для тренировки.
Урок 19. Коррекционное занятие или турнир по шахматам.
Важны – без четкого усвоения их учениками невозможно продолжать обучение. Уроки 18 и 19 помогают «подтянуть» отстающих. А для самых сильных учеников можно организовать в этот день небольшой турнир.
Урок 20. Особый ход – рокировка.
Определение и роль рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая и длинная. Как делается рокировка. Когда можно рокироваться. Как записывается ход рокировка.
Урок 21. Двойной удар.
Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар. Коневая вилка. Двойные удары ферзём, ладьёй, слоном, пешкой, королём. Самый опасный двойной удар – с нападением на короля соперника.
Урок 22. Мат королем и ферзем.
Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут встречаться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки.
Урок 23. Мат ферзем и ладьей.
Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзём и ладьёй. Внимательная игра помогает избежать пата.
Урок 24. Мат двумя ладьями.
Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй) горизонтали при стеснённом положении короля.
Урок 25. Повторение: матование одинокого короля разными фигурами.
Повторение различных способов матования короля: ферзём и королём; ферзём и ладьёй, двумя ладьями
Урок 26. Коррекционное занятие или турнир.
Проведение шахматных партий от начала до конца. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).
Урок 27. Правила поведения во время игры.
Принятые правила поведения во время шахматной партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул – ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода.
Урок 28. Шахматные часы.
Отличие шахматных часов от обычных. Устройство часов и принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени. Цейтнот.
Урок 29. Запись партии.
Отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращённые названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки. Как записывают ходы пешки. Пример записи партии.
Урок 30. Вилка.
Двойной удар конём – коневая вилка. На какой стадии встречаются такие удары. Внимание к коням соперника помогает избежать попадания под вилку. Шах с выигрышем фигуры.
Урок 31. Сквозной удар.
Что такое сквозной удар. Когда может возникнуть возможность для двойного удара. Предпосылки для двойного удара.
Урок 32. Повторение- итоговый тест.
Решение заданий: атака, защита, выгодный обмен, защита от шаха, мат, пат, двойное нападение, сквозной удар, запись партии. Повторение: стандартные позиции и приёмы игры.
Урок 33. Подведение итогов года.
Урок 34. Турнир по окончанию обучения.
Шахматная викторина. Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы».
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п | Темы | Количество часов | Дата проведения | ||
1 | Волшебный мир шахмат | 1 | |||
2 | Шахматная нотация | 1 | |||
3 | Ладья и слон | 1 | |||
4 | Нападение и взятие | 1 | |||
5 | Пешка | 1 | |||
6 | Король | 1 | |||
7 | Ферзь | 1 | |||
8 | Конь | 1 | |||
9 | Ценность фигур | 1 | |||
10 | Особые ходы пешки | 1 | |||
11 | Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур | 1 | |||
12 | Коррекционное занятие Турнир по пешечным шахматам | 1 | |||
13 | Защита от нападения | 1 | |||
14 | Шах и защита от него | 1 | |||
15 | Мат | 1 | |||
16 | Простейшие матовые конструкции | 1 | |||
17 | Пат. Ничья | 1 | |||
18 | Повторение: задания на шах, мат, пат | 1 | |||
19 | Коррекционное занятие или турнир по шахматам | 1 | |||
20 | Особый ход - рокировка | 1 | |||
21 | Двойной удар | 1 | |||
22 | Мат королём и ферзём | 1 | |||
23 | Мат ферзём и ладьёй | 1 | |||
24 | Мат двумя ладьями | 1 | |||
25 | Повторение: матование одинокого короля разными фигурами | 1 | |||
26 | Коррекционное занятие или турнир | 1 | |||
27 | Правила поведения во время игры | 1 | |||
28 | Шахматные часы | 1 | |||
29 | Запись партии | 1 | |||
30 | Вилка. Двойной удар конём – коневая вилка. | 1 | |||
31 | Сквозной удар | 1 | |||
32 | Повторение – итоговый тест | 1 | |||
33 | Подведение итогов года | 1 | |||
34 | Шахматная викторина. Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы» | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...