Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми
статья (5 класс)

Силютина Элина Владимировна

Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Индивидуальный образовательный маршрут в работе

                                         с одаренными детьми.

Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Если воспитанник, занимающийся в объединении дополнительного образования, сможет реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для максимального учета индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании, идеальным может считаться индивидуализация образования. Предельно  индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты.

Внедрение маршрутной системы позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые стимулируют у одаренной личности самоценной образовательной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и способности.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения и действовать примерно по такой схеме:

  • Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);
  • Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
  • Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
  • Определить способы оценки успехов воспитанника.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам включает в себя следующие этапы:

  1. Диагностика уровня развития и интересов ребенка.
  2. Определение целей и задач, видов деятельности.
  3. Определение времени.
  4. Разработка содержания, форм работы и оценивания знаний.
  5. Определение способов оценивания успехов.

На этапе диагностики выясняется круг познавательных интересов ребенка, развитие его способностей и индивидуальные особенности.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником  определяет направление деятельности,  цели и задачи маршрута. Исходя из целей и задач, определяются виды деятельности.

На третьем этапе в индивидуальном порядке, по согласованию с воспитанником, в соответствии с поставленными целями и задачами определяется срок действия маршрута.

На четвертом  этапе  определяются содержание, формы занятий, приемы и методы, формы определения итогов. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт, характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

  • Исследовательская деятельность (например: реферат по истории изобразительной культуры, исследование народного песенного творчества родного края).
  • Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания
  • Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
  • Работа по разработке новых идей или уже существующих.
  • Сложные и сравнительно долговременные задания.
  • Задания   по анализу собственной или чужой деятельности
  • Задания  по ведению летописи, собирание материала для музея.

Педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

Заключительный  этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа.

Это может быть: участие в НПК, фестивалях, конкурсах, олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одарёнными детьми

        Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жи...

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одарёнными детьми.

В публикации говориться расскрывается понятие индивидального образовательного маршрута. Мне хотелось затронуть раздел, неразрывно связанный с педагогическим творчеством - личностные качества и професс...

Индивидуальная образовательная программа при работе с одаренными детьми

Индивидуальная образовательная программа при работе с одаренными детьми...

Индивидуальный маршрут для работы с одаренными детьми

Индивидуальный маршрут для работы с одаренными детьми...

Индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - мигрантами

Индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - мигрантами...