Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренного ребенка
статья
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми через создание индивидуальных образовательных маршрутов, целью которых является формирование благоприятных условий обучения и создание психологической комфортной обстановки для успешного развития индивидуальности ребёнка и его одаренности.
Также представлены результаты работы учителя с одаренными детьми за три года и трудности, с которыми может столкнуться педагог в своей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makeeva_l.a_statya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Макеева Лариса Анатольевна
МОБУ «Русская школа»
г. Минусинск, Красноярский край
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренного ребенка
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.
А. Бебель
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важное государственное значение. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что одной из задач системы образования является выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей.[1]
Несмотря на активную позицию государства, мы понимаем, что невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные школы, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. А это значит, что необходимо «создание эффективной системы работы школы, учителя с одарёнными детьми, их всестороннее развитие и поддержка».[2]
Я работаю в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 «Русская школа». Одним из направлений моей работы является освоение новых методов, технологий в работе с одаренными детьми. Мой девиз: «Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самой». Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием, повышением квалификации, внедрением новых идей. Огромную роль в поисках эффективной системы работы с такими учениками сыграло обучение на курсах по теме: «Работа с одаренными детьми. Развитие и совершенствование системы работы в условиях ФГОС». Как учитель я должна увидеть и выявить грани одаренности и создать все условия для ее развития и реализации. Это стало возможным через индивидуализацию работы с одаренными детьми. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся и создаются условия для реализации потенциальных возможностей одаренных детей.[3]
Для одаренных детей составляется индивидуальный образовательный маршрут, который обеспечивает учащемуся возможность развиваться в определенных предметных областях, способствует самопознанию, помощи и поддержке со стороны учителя. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного учащегося. Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося.
Для себя я открыла такую форму организации работы с одаренными детьми и стала активно применять в своей педагогической практике. Моя задача как педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор для достижения образовательного результата, удовлетворения потребностей и развития одаренности. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка включает в себя 7 этапов:
1. Этап - диагностический (углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей);
2. Этап - разработка индивидуального маршрута;
3. Этап – прогнозирование «Я выбираю предметы для углубленного изучения»;
4. Этап - интеграция с другими учителями - предметниками, связь с родителями одаренного ребенка;
5.Этап - проектирование «Я составляю программу образовательной деятельности»;
6. Этап - дополнительное образование в образовательном маршруте;
7.Этап - определение способов оценки и самооценки успехов одаренного ученика. (см. Приложение).
Конечно, в такой работе есть ряд трудностей.
Во-первых, образовательный маршрут нужно разрабатывать ежегодно, так как могут изменяться потребности и интересы одаренного ребенка. Особенно это ярко прослеживается в 10-11 классах, когда идет интенсивная подготовка к ЕГЭ, выбору будущей профессии. Приоритетом становится выбор предметов, необходимых для поступления в вуз.
Во-вторых, поиск психологических и педагогических подходов к таким детям, ведь одаренный ребенок более уязвим, требует к себе особого внимания, дополнительного времени педагога.
В-третьих, для работы с одаренными детьми нужна единая команда учителей-профессионалов, заинтересованных в своей работе, мотивированных на результат.
В-четвертых, работа с родителями и поиск взаимопонимание, ведь зачастую высокие результаты ребенка требуют от семьи не только моральной поддержки, но и финансовых вложений. Хочется представить мои результаты работы с одаренными детьми за три года.
Достижения | 2020-2021 уч. год | 2021-2022-уч.год | 2022-2023 уч.год |
Результаты ЕГЭ по русскому языку от 90 баллов и выше | 5 | 4 | 4 |
Победители и призеры муниципального этапа ВОШ по русскому языку и литературе | 3 | 3 | 3 |
Победители и призеры творческих конкурсов | |||
Муниципальный уровень | 4 | 4 | 5 |
Краевой уровень | 1 | 1 | 1 |
Российский уровень | 1 | 2 | |
Победители и призеры в исследовательской деятельности | |||
Муниципальный уровень | 5 | 2 | 2 |
Краевой уровень | 2 | 2 | 2 |
Российский уровень | 1 | 1 | 1 |
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут является средством развития одаренных детей, позволяет учитывать особенности в реализации их потенциальных возможностей.
Список литературы
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/. Дата обращения: 15.11.2020.
2. Концепция поддержки одаренных детей. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/164/30058/ . Дата обращения: 15.11.2020.
3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями может осу...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с разными учебными возможностями
выступление на заседании ШМО...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...