Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренного ребенка
статья

Макеева Лариса Анатольевна

В статье представлен опыт работы с одаренными детьми  через создание индивидуальных образовательных маршрутов, целью  которых является формирование благоприятных условий обучения и создание  психологической комфортной обстановки  для успешного развития индивидуальности ребёнка  и его одаренности.

Также представлены  результаты работы учителя с одаренными детьми  за три года и трудности, с которыми может  столкнуться  педагог в  своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makeeva_l.a_statya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Макеева Лариса Анатольевна

МОБУ «Русская школа»

г. Минусинск, Красноярский край

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренного ребенка

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.

А. Бебель

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важное государственное значение. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что одной из задач системы образования является выявление и поддержание   наиболее одарённых, талантливых детей.[1]

Несмотря на активную позицию государства, мы понимаем, что невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные школы, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. А это значит, что необходимо «создание эффективной системы работы школы, учителя  с одарёнными детьми, их всестороннее развитие и поддержка».[2]

Я работаю в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 «Русская школа». Одним из  направлений моей работы является освоение новых методов, технологий  в  работе с одаренными детьми. Мой девиз: «Чтобы учить других,  нужно постоянно учиться самой». Поэтому  постоянно занимаюсь самообразованием, повышением квалификации, внедрением  новых идей. Огромную роль в поисках эффективной системы работы с такими учениками сыграло обучение на курсах по теме: «Работа с одаренными детьми. Развитие и совершенствование системы работы в условиях ФГОС». Как учитель  я должна  увидеть и выявить грани одаренности и создать все условия для ее развития и реализации. Это стало возможным через индивидуализацию работы с одаренными детьми. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся и создаются условия для реализации потенциальных возможностей одаренных детей.[3]

Для одаренных детей составляется индивидуальный образовательный маршрут, который обеспечивает учащемуся возможность развиваться в определенных предметных областях, способствует самопознанию, помощи и поддержке со стороны учителя. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного учащегося. Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося.

Для себя я открыла такую  форму организации работы с одаренными детьми и стала активно применять в своей педагогической практике. Моя задача как педагога -  предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор для достижения образовательного результата, удовлетворения потребностей и развития одаренности. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка  включает в себя  7 этапов:

1. Этап - диагностический (углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей);

2.  Этап - разработка индивидуального  маршрута;

3. Этап – прогнозирование  «Я выбираю предметы для  углубленного изучения»;

4. Этап - интеграция с другими  учителями - предметниками, связь с родителями одаренного ребенка;

5.Этап - проектирование  «Я составляю программу образовательной деятельности»;

6. Этап - дополнительное образование в образовательном маршруте;

7.Этап - определение способов оценки и самооценки успехов одаренного ученика. (см. Приложение).

Конечно, в такой  работе  есть ряд трудностей.  

Во-первых, образовательный маршрут нужно разрабатывать ежегодно, так как  могут изменяться  потребности и интересы одаренного ребенка. Особенно это ярко прослеживается в 10-11 классах, когда идет интенсивная подготовка к ЕГЭ, выбору будущей профессии. Приоритетом становится выбор предметов, необходимых для поступления в вуз.

Во-вторых, поиск психологических и педагогических подходов к таким детям, ведь одаренный ребенок более уязвим, требует к себе особого внимания, дополнительного времени педагога.

В-третьих, для работы с одаренными  детьми нужна единая команда учителей-профессионалов, заинтересованных в своей работе, мотивированных на результат.

В-четвертых, работа с родителями и поиск  взаимопонимание, ведь зачастую высокие результаты ребенка требуют от семьи не только моральной поддержки, но и финансовых вложений. Хочется представить мои  результаты работы с одаренными детьми за три года.

Достижения

2020-2021

уч. год

2021-2022-уч.год

2022-2023

уч.год

Результаты ЕГЭ по русскому языку  от 90 баллов и выше

5

4

4

Победители и призеры муниципального этапа  ВОШ по русскому языку и литературе

3

3

3

Победители и призеры творческих конкурсов

Муниципальный уровень

4

4

5

Краевой

уровень

1

1

1

Российский уровень

1

2

Победители и призеры в исследовательской деятельности

Муниципальный уровень

5

2

2

Краевой

уровень

2

2

2

Российский уровень

1

1

1

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут  является средством  развития одаренных детей, позволяет учитывать  особенности  в реализации их потенциальных возможностей.

       Список литературы

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/. Дата обращения: 15.11.2020.

2.  Концепция поддержки одаренных детей.  [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/164/30058/ . Дата обращения: 15.11.2020.

      3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2004.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями  может осу...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...