Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одарёнными детьми.
статья

В публикации говориться расскрывается понятие индивидального образовательного маршрута. Мне хотелось затронуть раздел, неразрывно связанный с педагогическим творчеством - личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности, в частности, - умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одарёнными детьми.

В каждом ребёнке спит величайший гений, творец.

 Работа учителя состоит в том,  чтобы разбудить этого Великого спящего. 

Способности формируются

в деятельности и в ней же проявляются.

 С.Л.Рубинштейн.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.  Л.Н. Толстой

В профессиональном стандарте педагога есть такие слова:

«В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества».

В своем выступлении я бы хотела затронуть раздел, неразрывно связанный с педагогическим творчеством - личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности, в частности, - умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

 Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута  ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать педагогический  процесс.

Но прежде чем компетентные специалисты разберутся с этим вопросом, мы, исходя из нашего опыта работы, постараемся разобраться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Индивидуальный образовательный маршрут – это всегда индивидуальный путь, или точнее, маршрут образования ребёнка под влиянием взрослого, с его помощью и соучастием. Речь идёт не только о «поддержании педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительно – эмоционального настроя воспитанников, побуждающего их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений», сколько о педагогических тактиках помощи самореализации ребёнка в ситуации проблемы, содействия и взаимодействия в развитии способности ребёнка сделать  выбор. Мы, педагоги, даём не только поддерживающую информацию, главное – мы включаем его в деятельность.

Так что же такое индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Он должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Основаниями для выбора индивидуального образовательного маршрута являются:

  • достижение учащимися уровня образованности, необходимого для их успешного продвижения по данному образовательному маршруту;
  • успехи в творческой, социальной деятельности;
  • состояние здоровья ребёнка.
  •  жизненные планы учащихся;

Развитие ребенка в процессе освоения им индивидуального образовательного маршрута осуществляется в трех направлениях:

  • личностный рост ребенка;
  • совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно - деятельностной сфере;
  • повышение его функциональной грамотности (приспособление ребенка к эффективному функционированию в сфере обитания: это коммуникативная, лингвистическая, психологическая,  валеологическая  грамотности и т.д.)

Базовыми принципами для построения индивидуального образовательного маршрута являются:

  • вариативность;
  • гибкость;
  • ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и в многообразии человеческой деятельности.

Индивидуальные образовательные маршруты ориентированы  на:

  • динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;
  • стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
  • обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;
  • самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;
  • новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в группах юных исследователей;

           В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.

 Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.

Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Индивидуально образовательные маршруты незаменимы в организации  проектной и творческой деятельности, когда следует предоставлять воспитанникам возможность выбора. Проектирование ИОМ – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

Индивидуально образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации учащихся и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной  личности.

          Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:

  1. оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;
  2. желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
  3. согласие родителей.

Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входят:

  1. оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
  2. выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
  3. регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю);
  4. корректировка образовательного маршрута;
  5. контакты с родителями ученика;
  6. оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.
  3. Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. Результату желательно придать конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление на кружке, изготовление конкретного изделия (с теоретическим описанием или рефератом), компьютерное тестирование и т.п.

При разработке индивидуального образовательного маршрута надо использовать следующие рекомендации.

1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.

2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.

3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.

4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.

5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.

6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.

7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.

Используя данные рекомендации, учитель составляет планирование индивидуальной работы по выбранному предмету с одаренным ребенком.

Схема построения

индивидуального образовательного маршрута

для одаренных детей в системе дополнительного образования.

        

        В первую очередь учащиеся проходят этап диагностики. Это различные анкеты и тесты по выявлению и определению вида одаренности. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап нашей схемы - «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на соревнованиях, покупка инструментов и материалов для выполнения заданий и др. Часто родители оказывают именно финансовую помощь.)

На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу - «Определение содержания учебно- тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Мы предлагаем проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа:

Схема самоанализа обучающегося,

реализующего индивидуальный образовательный маршрут.

  1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) ______________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _______________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)

Примерная схема

индивидуального образовательного маршрута

  1. Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения индивидуального образовательного маршрута (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

- название учебного курса вида деятельности;

- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего индивидуальный образовательный маршрут;

- год обучения;

- фамилию и имя, возраст обучающегося, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут;

- год составления индивидуального образовательного маршрута.

2. Пояснительная записка включает:

  • - актуальность и педагогическую целесообразность (диагностика, цели и задачи)
  •  название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработан индивидуальный образовательный маршрут;
  • цели и задачи индивидуального образовательного маршрута в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;
  • особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;
  • ожидаемые результаты;

Элемент структуры индивидуального образовательного маршрута «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

«Учебный план» включает название разделов (тем, модулей), Ф.И.О. педагога (в случае, если индивидуальный образовательный маршрут носит интегрированную форму), количество часов по разделам и ожидаемые результаты.  

«Календарно-тематический план» индивидуального образовательного маршрута самый объемный раздел, отражает реализацию учебного плана в течение учебного года. Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.

В разделе «Учебно-методические средства» указываются используемые учебные и методические пособия для педагога и обучающегося; список литературы составляется отдельно для педагога и обучающегося, а также для родителей.

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника,

обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей

и умений самостоятельно получать знания.

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимость, не давайте прямых инструкций, относительно того, чем они должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.

        Хочется в конце вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одарёнными детьми

        Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жи...

Индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - мигрантами

Индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - мигрантами...

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми

Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено ...