Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Арт-гармония»
рабочая программа

Елена Викторовна Шутова

      Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивость, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечается глубокие нарушения письменной и устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Рассмотрена и утверждена

Методическим объединением 28.08.2022 г.

                                                

Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности

«Арт-гармония»

   

Направление: художественно-эстетическое

Автор: Шутова Елена Викторовна

Уровень программы: базовый

Возрастная группа: дети с ТМНР 8-18 лет.

Срок реализации: 1 год.

                                        

2022-2023уч.гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел Программы.

  1. Направленность программы………………………………… …………3
  2. Актуальность программы………………………………………………. 3
  3. Новизна программы………………………………………………….. 3 - 4
  4. Педагогическая целесообразность……………………………………. 4
  5. Нормативно – правовые документы………………………………… 4- 5
  6. Цель программы………………………………………………………..  5
  7. Задачи программы………………………………………………………  5

Содержательный раздел Программы.

2.1 Методы……………………………………………………………………... 6

2.2 Формы организации деятельности…………………………… …………..6

2.3 Особенности организации развивающей предметно –

пространственной среды…………………………………………………….. 6 -7

2.4 Ожидаемые результаты…………………………………………………...  7

2.5 Формы контроля…………………………………………………………… 7

2.6 Режим занятий……………………………………………………………… 7          

2.7 Общие мероприятия для детей……………………………….. …………...7

Организационный раздел Программы.

3.1 Учебный план……………………………………………………………... 8

3.2 Календарно – тематическое планирование……………….. …………..8 - 10

3.3 Список литературы………………………………………………………. 10

Целевой раздел Программы.

  1. Направленность программы.

 Данная адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Арт-гармония» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Программа имеет художественно – эстетическая направленность.

  1. Актуальность программы.

      Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивость, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечается глубокие нарушения письменной и устной речи.

Представления об окружающем мире ограничены. Неразвиты механизмы управления своим поведением.

Для детей данной группы характерно отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в общении, неадекватная самооценка, гипертрофированный эгоцентризм.

У всех детей отмечается выраженное недоразвитие двигательной сферы, которое обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях центра содействия семейному воспитанию. Стабилизация эмоциональной сферы, снижению тревожности. Неуверенности в себе, агрессивности.

  1. Новизна программы

Уникальность программы «Арт-гармония» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребёнка, т.е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа «Арт-гармония» успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения. Программа «Арт-гармония» включает 4 блока: сказкотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, изотерапия.

  1.  Педагогическая целесообразность.

В целях эффективного организации комплексного сопровождения необходимо создать условия для инициации внутреннего потенциала детей, стабилизация эмоциональной сферы и успешной адаптации в условиях центра.

Программа педагогической арт-терапии «Арт -гармония» представляет собой комплекс, включающий следующие блоки:

-сказкотерапия

-музыкотерапия

-танцетерапия

-изотерапия

Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение. В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой психического развития и умственной отсталость осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Занятия рисованием для детей с ОВЗ способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечиваю развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Занятия театрализованной деятельностью детей с ОВЗ дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Танцетерапия, включающая танец, пластику. Ритмику — это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмических движений.

Воздействие искусством слова на детей с различными нарушениями развития, особенно средствами сказки, расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определённые переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

1.5 Нормативно – правовые документы.

- Конституция Российской Федерации;

- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.,

- Постановление правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. № 1598;

- Устав государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.1015 г. № 950

1.6 Цель программы

Основная цель программы – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях временного коллектива средствами художественных видов деятельности.

  1. Задачи программы
  1. Создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей в условиях центра.
  2. Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности.
  3. Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства.
  4. Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности.
  5. Способствовать повышению адаптационных способностей личности в условиях центра, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.

Содержательный раздел программы.

2.1    Методы.

1.     Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

2.     Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

3.     Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

4.     Танцетерапия- дает возможность: выплеснуть энергию, перебороть свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, совместно пережить волнующие ситуации, пробудить положительные эмоции;

Принципы работы.

Основными принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития».

1. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода.

2. Диалогический принцип.

3. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейшие достижения.

4. Принцип всеобщности художественно-эстетического развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.

5. Принцип опоры на положительное.

6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

7. Принцип событийности.

2.2 Формы организации деятельности:

Индивидуальная и групповая.

Коллективно-творческие дела.

2.3 Особенности организации развивающей предметно –

пространственной среды.

Общую методологическую основу программы составляет психолого-педагогическая концепция о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, логического и эмоционально-ассоциативного мышления, о наличии потребности детей в самореализации личностного потенциала, активном личностном росте и саморазвитии; психологические представления о сущности и возможностях художественной деятельности и ее роли в развитии человечества и отдельной личности. Вид программы: коррекционно – развивающий.

Предметно – развивающая среда должна:

•        Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

•        Снимать утомляемость

•        Положительно влиять на эмоциональное состояние

•        Помогать ребенку, индивидуально познавать окружающий мир

•        Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

•        Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;

•        Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом

      При организации предметно – развивающей среды важнейшим условием является учет возрастных особенностей и особенностей психофизического развития детей.

2.4 Ожидаемые результаты:

Программа обеспечивает наиболее оптимальное достижение поставленной цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности детей в условиях центра содействия семейному воспитанию.

  • Выявление и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка
  • Обогащения новым опытом художественной деятельности
  • Развития эмоциональной сферы и творческой активности
  • Повышения мотивации к различным видам искусства
  • Максимально быстрой адаптации средствами искусства в коллективе
  • Развития и коррекции коммуникативных качеств личности. Навыков конструктивного общения

2.5 Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Суббота 09.00-09.30

Воскресенье 09.00-09.30

Организационный раздел Программы.

3.1 Учебный план на 2021-2022 гг. 2.5 Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Суббота 09.00-09.30

Воскресенье 09.00-09.30

Организационный раздел Программы.

3.1 Учебный план на 2021-2022 гг.

Кружок

Кол-во часов в неделю

Всего за год

1

«Арт-гармония»

2

72

3.2   Календарно – тематическое планирование  

Тема занятия

дата

1

«Мир сказок»

2

Настольный театр сказка «Курочка ряба».

3

Инсценировка сказки «Теремок».

4

Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зернышко». Обсуждение

5

Настольный театр «Репка»

6

Просмотр сказки «Рукавичка"

7

Просмотр сказки «Снеговик – почтовик».

8

Чтение сказки «Муха –Цокотуха».

9

Просмотр сказки «Три медведя» Обсуждение.

10

Кукольный театр «Колобок»

11

Чтение сказок К.И. Чуковского «Айболит»

12

Чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о Золотом Петушке»

13

Чтение сказок А.С. Пушкина У Лукоморья дуб зеленый

14

Игра «Угадай героя сказки».

15

Чтение сказок С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

16

Викторина по русским народным сказкам.

17

Игра на свежем воздухе «Гуси-лебеди».

18

Вводное занятие «Давайте танцевать»

19

«Веселый хоровод». Игра, направленная на сплочение группы, внимание, воображение, быстроту мышления и сообразительность.

20

Танец осенних листочков

21

«Отражение». Игра-импровизация

22

Игра «Зеркальный танец»

23-24

Танец с зонтиками

25-26

Танец «Лавата»

27-28

Танец «Маленьких утят»

29-30

Танец снежинок

31-32

Новогодний хоровод

33-34

Русский народный хоровод «По малину в сад пойдем»

35

«Осенние контрасты»,

36

«Прогулка в лес»,

37

«Песни осени»

38

«Весёлая зима»

39

«Весело - грустно»

40

Празднуем Рождество. Колядки.

41

Путешествие по временам года.

42

Музыкальные пейзажи

43

«Приди, весна!»

44

Сюрприз для мамы

45

Весна пришла – праздник светлый принесла.

46

Волшебный колокольчик

47

Путешествие в сказочную страну

48

Праздник «День Земли»

49

Ах, вы, сени! (Слушание)

50

Музыкальная шкатулка.

51

Знакомство с песком. Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

52

Песочные сказки

53

Узоры на песке

54

Простые очертания «Овощи»

55

Простые очертания «Фрукты»

56

«Печать листьев»

57

«Гроздь рябины»

58

«Новогодняя Ёлка»

59

«Праздничный салют»

60

Пальцевая живопись «Разноцветные пятна»

61

"Веселые и грустные кляксы"

62

«Волшебная губка»

63

«Дорисуй-ка»

64

«Рисунок по кругу»

65

«Цветные эмоции»

66

«Волшебные камушки»

67

«Звёздное небо»

68

«Рисуем волшебный мир»

69

«Радуга»

70

«Сказочная птица»

71

«Волшебные пузырьки», «Воздушные шары»

72

«Краски моего настроения»

3.3 Список использованной литературы

1.  Ю. Андреева «Танцетерапия», М.: 2014 - 256 с., «ДИЛЯ».

2.  Э. Грендлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб.: Речь, 2015 г.

3.  Авторский сайт О. Киенко Хореографическая помощь хореографам и музыкальным руководителям: http://secret-terpsihor.com.ua/ 

4. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Пер. с нем. – СПб.: Питер, 2003

 5. Захарова И.Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. – 2001 - № 4 – с. 95-135.

6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб «Речь», 2010

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб. «Речь», 1998

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. - СПб. «Речь», 2006

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб «Речь», 2000 310с.

10.  Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» учебно-методическое пособие для педагогов. Москва, 2010 г.

11. Константинова И.С. Музыкальные занятия как средство психолого-психологической помощи детям с множественными нарушениями развития: Дисс. … канд. Психол. Наук. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2011

12. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2010

13. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой всероссийской

14. Медведева Е. А., Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.

15. Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. 2013.

16. С. В. Трифонова. «Танцетерапия для детей как метод оздоровления». – М.: Музыка, 2007 г.

17. Е. Ю. Черемнова. «Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей». Ростов-на-Дону, 2008 - 123 с., изд. ФЕНИКС, серия «Мир вашего ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...

Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!»

Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более усп...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа "Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет

Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»

Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.Дополнительная общеобразовательная общеразвиваю...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности разработана с целью организации получения качественного об...