Главные вкладки
Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Арт-гармония»
рабочая программа
Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивость, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечается глубокие нарушения письменной и устной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
Рассмотрена и утверждена
Методическим объединением 28.08.2022 г.
Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности
«Арт-гармония»
Направление: художественно-эстетическое
Автор: Шутова Елена Викторовна
Уровень программы: базовый
Возрастная группа: дети с ТМНР 8-18 лет.
Срок реализации: 1 год.
2022-2023уч.гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел Программы.
- Направленность программы………………………………… …………3
- Актуальность программы………………………………………………. 3
- Новизна программы………………………………………………….. 3 - 4
- Педагогическая целесообразность……………………………………. 4
- Нормативно – правовые документы………………………………… 4- 5
- Цель программы……………………………………………………….. 5
- Задачи программы……………………………………………………… 5
Содержательный раздел Программы.
2.1 Методы……………………………………………………………………... 6
2.2 Формы организации деятельности…………………………… …………..6
2.3 Особенности организации развивающей предметно –
пространственной среды…………………………………………………….. 6 -7
2.4 Ожидаемые результаты…………………………………………………... 7
2.5 Формы контроля…………………………………………………………… 7
2.6 Режим занятий……………………………………………………………… 7
2.7 Общие мероприятия для детей……………………………….. …………...7
Организационный раздел Программы.
3.1 Учебный план……………………………………………………………... 8
3.2 Календарно – тематическое планирование……………….. …………..8 - 10
3.3 Список литературы………………………………………………………. 10
Целевой раздел Программы.
- Направленность программы.
Данная адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Арт-гармония» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программа имеет художественно – эстетическая направленность.
- Актуальность программы.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивость, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечается глубокие нарушения письменной и устной речи.
Представления об окружающем мире ограничены. Неразвиты механизмы управления своим поведением.
Для детей данной группы характерно отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в общении, неадекватная самооценка, гипертрофированный эгоцентризм.
У всех детей отмечается выраженное недоразвитие двигательной сферы, которое обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений.
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях центра содействия семейному воспитанию. Стабилизация эмоциональной сферы, снижению тревожности. Неуверенности в себе, агрессивности.
- Новизна программы
Уникальность программы «Арт-гармония» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребёнка, т.е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа «Арт-гармония» успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения. Программа «Арт-гармония» включает 4 блока: сказкотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, изотерапия.
- Педагогическая целесообразность.
В целях эффективного организации комплексного сопровождения необходимо создать условия для инициации внутреннего потенциала детей, стабилизация эмоциональной сферы и успешной адаптации в условиях центра.
Программа педагогической арт-терапии «Арт -гармония» представляет собой комплекс, включающий следующие блоки:
-сказкотерапия
-музыкотерапия
-танцетерапия
-изотерапия
Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение. В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой психического развития и умственной отсталость осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.
Занятия рисованием для детей с ОВЗ способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечиваю развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Занятия театрализованной деятельностью детей с ОВЗ дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.
Танцетерапия, включающая танец, пластику. Ритмику — это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмических движений.
Воздействие искусством слова на детей с различными нарушениями развития, особенно средствами сказки, расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определённые переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
1.5 Нормативно – правовые документы.
- Конституция Российской Федерации;
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.,
- Постановление правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. № 1598;
- Устав государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.1015 г. № 950
1.6 Цель программы
Основная цель программы – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях временного коллектива средствами художественных видов деятельности.
- Задачи программы
- Создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей в условиях центра.
- Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности.
- Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства.
- Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности.
- Способствовать повышению адаптационных способностей личности в условиях центра, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.
Содержательный раздел программы.
2.1 Методы.
1. Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
4. Танцетерапия- дает возможность: выплеснуть энергию, перебороть свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, совместно пережить волнующие ситуации, пробудить положительные эмоции;
Принципы работы.
Основными принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития».
1. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода.
2. Диалогический принцип.
3. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейшие достижения.
4. Принцип всеобщности художественно-эстетического развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.
5. Принцип опоры на положительное.
6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
7. Принцип событийности.
2.2 Формы организации деятельности:
Индивидуальная и групповая.
Коллективно-творческие дела.
2.3 Особенности организации развивающей предметно –
пространственной среды.
Общую методологическую основу программы составляет психолого-педагогическая концепция о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, логического и эмоционально-ассоциативного мышления, о наличии потребности детей в самореализации личностного потенциала, активном личностном росте и саморазвитии; психологические представления о сущности и возможностях художественной деятельности и ее роли в развитии человечества и отдельной личности. Вид программы: коррекционно – развивающий.
Предметно – развивающая среда должна:
• Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• Снимать утомляемость
• Положительно влиять на эмоциональное состояние
• Помогать ребенку, индивидуально познавать окружающий мир
• Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
• Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
• Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом
При организации предметно – развивающей среды важнейшим условием является учет возрастных особенностей и особенностей психофизического развития детей.
2.4 Ожидаемые результаты:
Программа обеспечивает наиболее оптимальное достижение поставленной цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности детей в условиях центра содействия семейному воспитанию.
- Выявление и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка
- Обогащения новым опытом художественной деятельности
- Развития эмоциональной сферы и творческой активности
- Повышения мотивации к различным видам искусства
- Максимально быстрой адаптации средствами искусства в коллективе
- Развития и коррекции коммуникативных качеств личности. Навыков конструктивного общения
2.5 Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Суббота 09.00-09.30
Воскресенье 09.00-09.30
Организационный раздел Программы.
3.1 Учебный план на 2021-2022 гг. 2.5 Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Суббота 09.00-09.30
Воскресенье 09.00-09.30
Организационный раздел Программы.
3.1 Учебный план на 2021-2022 гг.
№ | Кружок | Кол-во часов в неделю | Всего за год |
1 | «Арт-гармония» | 2 | 72 |
3.2 Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | дата |
1 | «Мир сказок» | |
2 | Настольный театр сказка «Курочка ряба». | |
3 | Инсценировка сказки «Теремок». | |
4 | Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зернышко». Обсуждение | |
5 | Настольный театр «Репка» | |
6 | Просмотр сказки «Рукавичка" | |
7 | Просмотр сказки «Снеговик – почтовик». | |
8 | Чтение сказки «Муха –Цокотуха». | |
9 | Просмотр сказки «Три медведя» Обсуждение. | |
10 | Кукольный театр «Колобок» | |
11 | Чтение сказок К.И. Чуковского «Айболит» | |
12 | Чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о Золотом Петушке» | |
13 | Чтение сказок А.С. Пушкина У Лукоморья дуб зеленый | |
14 | Игра «Угадай героя сказки». | |
15 | Чтение сказок С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» | |
16 | Викторина по русским народным сказкам. | |
17 | Игра на свежем воздухе «Гуси-лебеди». | |
18 | Вводное занятие «Давайте танцевать» | |
19 | «Веселый хоровод». Игра, направленная на сплочение группы, внимание, воображение, быстроту мышления и сообразительность. | |
20 | Танец осенних листочков | |
21 | «Отражение». Игра-импровизация | |
22 | Игра «Зеркальный танец» | |
23-24 | Танец с зонтиками | |
25-26 | Танец «Лавата» | |
27-28 | Танец «Маленьких утят» | |
29-30 | Танец снежинок | |
31-32 | Новогодний хоровод | |
33-34 | Русский народный хоровод «По малину в сад пойдем» | |
35 | «Осенние контрасты», | |
36 | «Прогулка в лес», | |
37 | «Песни осени» | |
38 | «Весёлая зима» | |
39 | «Весело - грустно» | |
40 | Празднуем Рождество. Колядки. | |
41 | Путешествие по временам года. | |
42 | Музыкальные пейзажи | |
43 | «Приди, весна!» | |
44 | Сюрприз для мамы | |
45 | Весна пришла – праздник светлый принесла. | |
46 | Волшебный колокольчик | |
47 | Путешествие в сказочную страну | |
48 | Праздник «День Земли» | |
49 | Ах, вы, сени! (Слушание) | |
50 | Музыкальная шкатулка. | |
51 | Знакомство с песком. Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое. | |
52 | Песочные сказки | |
53 | Узоры на песке | |
54 | Простые очертания «Овощи» | |
55 | Простые очертания «Фрукты» | |
56 | «Печать листьев» | |
57 | «Гроздь рябины» | |
58 | «Новогодняя Ёлка» | |
59 | «Праздничный салют» | |
60 | Пальцевая живопись «Разноцветные пятна» | |
61 | "Веселые и грустные кляксы" | |
62 | «Волшебная губка» | |
63 | «Дорисуй-ка» | |
64 | «Рисунок по кругу» | |
65 | «Цветные эмоции» | |
66 | «Волшебные камушки» | |
67 | «Звёздное небо» | |
68 | «Рисуем волшебный мир» | |
69 | «Радуга» | |
70 | «Сказочная птица» | |
71 | «Волшебные пузырьки», «Воздушные шары» | |
72 | «Краски моего настроения» |
3.3 Список использованной литературы
1. Ю. Андреева «Танцетерапия», М.: 2014 - 256 с., «ДИЛЯ».
2. Э. Грендлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб.: Речь, 2015 г.
3. Авторский сайт О. Киенко Хореографическая помощь хореографам и музыкальным руководителям: http://secret-terpsihor.com.ua/
4. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Пер. с нем. – СПб.: Питер, 2003
5. Захарова И.Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. – 2001 - № 4 – с. 95-135.
6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб «Речь», 2010
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб. «Речь», 1998
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. - СПб. «Речь», 2006
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб «Речь», 2000 310с.
10. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» учебно-методическое пособие для педагогов. Москва, 2010 г.
11. Константинова И.С. Музыкальные занятия как средство психолого-психологической помощи детям с множественными нарушениями развития: Дисс. … канд. Психол. Наук. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2011
12. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2010
13. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой всероссийской
14. Медведева Е. А., Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.
15. Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. 2013.
16. С. В. Трифонова. «Танцетерапия для детей как метод оздоровления». – М.: Музыка, 2007 г.
17. Е. Ю. Черемнова. «Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей». Ростов-на-Дону, 2008 - 123 с., изд. ФЕНИКС, серия «Мир вашего ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности "Поделки из природного материала"
программа кружковой деятельности...
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...
Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!»
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более усп...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа. Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»
Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа "Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет
Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»
Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.Дополнительная общеобразовательная общеразвиваю...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности разработана с целью организации получения качественного об...