Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"
рабочая программа
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_sbo.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа по социально – бытовой ориентировке
«Мир, в котором мы живем»
Автор: Лиманская Юлия Александровна
2019-2020уч.гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел Программы.
- Направленность программы………………………………… …………3
- Актуальность программы………………………………………………. 3
- Новизна программы………………………………………………….. 3
- Педагогическая целесообразность…………………………………… . 3
- Нормативно – правовые документы………………………………… 4
- Цель программы………………………………………………………. . 4
- Задачи программы……………………………………………………… 4
Содержательный раздел Программы.
2.1 Методы……………………………………………………………………... 5
2.2 Формы организации деятельности…………………………… …………..5
2.3 Особенности организации развивающей предметно –
пространственной среды…………………………………………………….. 5
2.4 Ожидаемые результаты…………………………………………………... 6
2.5 Формы контроля…………………………………………………………… 6
2.6 Режим занятий……………………………………………………………… 6
2.7 Общие мероприятия для детей……………………………….. …………... 6
Организационный раздел Программы.
3.1 Учебный план……………………………………………………………... 7
3.2 Календарно – тематическое планирование……………….. ………….. 7-8
3.3 Список литературы………………………………………………………. 9
Целевой раздел Программы.
1.1 Направленность программы.
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа по социально – бытовой ориентировке «Мир, в котором мы живем» относится к программам, основанным на ведущих положениях общеобразовательной программы и дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адаптированной программы ГКУ ЦССВ «Сколковский».
Программа имеет практико-ориентированную направленность.
1.2 Актуальность программы.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
1.3 Новизна программы.
Новизна программы состоит в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья учатся специальным умениям и навыкам, необходимым им для дальнейшей успешной социализации и интеграции в общество.
1.4 Педагогическая целесообразность.
На занятиях кружка осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на уроках, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
1.5 Нормативно – правовые документы.
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.,
- Постановление правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. № 1598;
- Устав государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.1015 г. № 950
1.6 Цель программы:
Основная цель кружка: привитие интереса к культуре быта.
1.7 Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления детей о предметах и объектах окружающего мира, - учить детей правильно принимать на себя различные социальные роли.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей, воображения;
-развитие системы трудовых навыков.
Коррекционные:
-развитие и коррекция высших психических функций
Содержательный раздел программы.
2.1 Методы.
Практические, словесные, наглядные.
- Демонстрация, наблюдение
- Дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры
- Решение логических и практических задач, чтение и обсуждение произведений художественной литературы
Принципы работы.
- Уважительное и доброжелательное отношение к детям, к их потребностям и возможностям.
- Положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.
- Постепенность коррекционно – развивающего процесса.
2.2 Формы организации деятельности:
Индивидуальная и групповая.
Коллективно-творческие дела.
2.3 Особенности организации развивающей предметно –
пространственной среды.
Вид программы: коррекционно – развивающий.
Предметно – развивающая среда должна:
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость
- Положительно влиять на эмоциональное состояние
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
- Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
- Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом
При организации предметно – развивающей среды важнейшим условием является учет возрастных особенностей и особенностей психофизического развития детей.
2.4 Ожидаемые результаты:
- Дети получат дополнительные знания по темам «Семья», «Профессии», «Мебель», «Продукты питания» и т.д.
- Овладеют навыками работы с инструментами, научатся планировать свою трудовую деятельность.
2.5 Формы контроля.
Проведение коллективных игр – соревнований по изученным темам.
2.6 Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 20 - 30 минут.
2.7 Общие мероприятия для детей.
Дети участвуют в коллективных досуговых мероприятиях, поездках, экскурсиях.
Организационный раздел Программы.
3.1 Учебный план на 2019-2020 гг.
№ | Кружок | Кол-во часов в неделю | Всего за год |
1 | «Мир, в котором мы живем» | 1 | 36 |
3.2 Календарно – учебный график
№ | Тема занятия | Практическая работа |
«Моя семья» | ||
1 | Я, моя семья, мой дом | Конкурс рисунков |
2 | Взаимоотношения в семье | |
« | ||
«Мой дом» | ||
3 | Мой адрес, маршрут домой | Написание письма |
4 | Комнаты моей квартиры | Конструирование |
5 | Помощники в быту (электроприборы) | Работа с пылесосом и др |
«Транспорт» | ||
6 | Виды транспорта | Работа с таблицей |
7 | Правила дорожного движения | Экскурсия |
«Личная гигиена» | ||
8 | Предметы личной гигиены, порядок в ванной комнате | Мытье зубной щетки и стаканчика, чистка расчески, складывание полотенца. |
9 | Уход за телом, руками и ногами | Правила мытья рук и ног |
10 | Уход за зубами и волосами | Чистка зубов и расчесывание волос |
11 | Правила ЗОЖ | Тест, рисование |
«Одежда и обувь» | ||
12 | Виды одежды и обуви | Работа с таблицей |
13 | Уход за одеждой | Складывание вещей |
14 | Уход за обувью | Мытье и чистка обуви |
«Питание, продукты питания» | ||
15 | Режим дня, время приема пищи | Работа с таблицей |
16 | Моя кухня, порядок на ней | Экскурсия на кухню |
17 | Посуда, сервировка стола | Сервировка стола |
18 | Виды продуктов, их совместимость | Работа с таблицей |
19 | Напитки. Приготовление чая | Приготовление чая |
20 | Приготовление салатов и бутербродов | Приготовление бутербродов |
21 | Правила мытья посуды | Мытье посуды |
«Мебель» | ||
22 | Меблировка комнат в квартире | Работа с таблицей |
23 | Заправление кровати | Складывание одеяла |
24 | Влажная уборка, проветривание | Протирание пыли |
«Профессии» | ||
25 | Разнообразие профессий | Работа с таблицей |
26 | Продавец, врач | Экскурсии |
27 | Парикмахер, водитель | Экскурсии |
28 | Выбор профессии | Тест |
«Культура поведения» | ||
29 | Формы обращения ко взрослым и сверстникам | Работа с таблицей |
30 | Правила поведения в своей квартире | Разбор ситуаций, игра |
31 | Правила поведения за столом | Разбор ситуаций, игра |
32 | Приглашение гостей в дом | Сервировка стола |
33 | Правила поведения в общественных местах | Экскурсии |
34 | Правила поведения в общественном транспорте | Экскурсии |
35-36 | Подведение итогов | тестирование |
Используемая литература:
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
- Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
- Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010– Сб.1.
- Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...
Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»
Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности "Поделки из природного материала"
программа кружковой деятельности...
Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!»
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более усп...
Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Арт-гармония»
Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее...