Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"
рабочая программа

Лиманская Юлия Александровна

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_sbo.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа по социально – бытовой ориентировке

«Мир, в котором мы живем»

Автор: Лиманская Юлия Александровна

2019-2020уч.гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел Программы.

  1. Направленность программы………………………………… …………3
  2. Актуальность программы………………………………………………. 3
  3. Новизна программы…………………………………………………..      3
  4. Педагогическая целесообразность……………………………………  . 3
  5. Нормативно – правовые документы…………………………………      4
  6. Цель программы……………………………………………………….  .  4
  7. Задачи программы………………………………………………………   4

Содержательный раздел Программы.

2.1 Методы……………………………………………………………………... 5

2.2 Формы организации деятельности…………………………… …………..5

2.3 Особенности организации развивающей предметно –

пространственной среды……………………………………………………..     5

2.4 Ожидаемые результаты…………………………………………………...   6

2.5 Формы контроля……………………………………………………………  6

2.6 Режим занятий………………………………………………………………  6          

2.7 Общие мероприятия для детей……………………………….. …………... 6

Организационный раздел Программы.

3.1 Учебный план……………………………………………………………... 7

3.2 Календарно – тематическое планирование……………….. …………..    7-8

3.3 Список литературы……………………………………………………….   9

Целевой раздел Программы.

1.1  Направленность программы.

        Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа по социально – бытовой ориентировке «Мир, в котором мы живем» относится к программам, основанным на ведущих положениях общеобразовательной программы  и дополнительной общеобразовательной  и общеразвивающей адаптированной программы ГКУ ЦССВ «Сколковский».

Программа имеет практико-ориентированную направленность.

1.2  Актуальность программы.

        Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

 

1.3  Новизна программы.

    Новизна программы состоит в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья учатся специальным умениям и навыкам, необходимым им для дальнейшей успешной социализации и интеграции в общество.

1.4  Педагогическая целесообразность.

На занятиях кружка осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на уроках, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

1.5  Нормативно – правовые документы.

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.,

- Постановление правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. № 1598;

- Устав государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.1015 г. № 950

1.6  Цель программы:

    Основная цель кружка: привитие интереса к культуре быта.

1.7  Задачи программы:

Образовательные:

- формировать представления детей о предметах и объектах окружающего мира, - учить детей правильно принимать на себя различные социальные роли.

Развивающие:

- развитие творческих способностей детей, воображения;

-развитие системы трудовых навыков.

Коррекционные:

-развитие и коррекция высших психических функций

Содержательный раздел программы.

2.1    Методы.

     Практические, словесные, наглядные.

  • Демонстрация, наблюдение
  • Дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры
  • Решение логических и практических задач, чтение и обсуждение произведений художественной литературы

Принципы работы.

  1. Уважительное и доброжелательное отношение к детям, к их потребностям и возможностям.
  2. Положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.
  3. Постепенность коррекционно – развивающего процесса.

2.2  Формы организации деятельности:

Индивидуальная и групповая.

Коллективно-творческие дела.

2.3  Особенности организации развивающей предметно –

пространственной среды.

Вид программы: коррекционно – развивающий.

Предметно – развивающая среда должна:

  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда  должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

  • Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом

      При организации предметно – развивающей среды важнейшим условием является учет возрастных особенностей и особенностей психофизического развития детей.

2.4  Ожидаемые результаты:

  1. Дети получат дополнительные знания по темам «Семья», «Профессии», «Мебель», «Продукты питания»  и т.д.
  2. Овладеют навыками работы с инструментами, научатся планировать свою трудовую деятельность.

2.5  Формы контроля.

      Проведение коллективных игр – соревнований по изученным темам.

2.6  Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю 20 - 30 минут.

2.7 Общие мероприятия для детей.

    Дети участвуют в коллективных досуговых  мероприятиях, поездках, экскурсиях.

Организационный раздел Программы.

3.1  Учебный план на 2019-2020 гг.

Кружок

Кол-во часов в неделю

Всего за год

1

«Мир, в котором мы живем»

1

36

3.2   Календарно – учебный график  

Тема занятия

Практическая  работа

«Моя семья»

1

Я, моя семья, мой дом                                      

Конкурс рисунков

2

Взаимоотношения в семье

«

«Мой дом»

3

Мой адрес, маршрут домой

Написание письма

4

Комнаты моей квартиры

Конструирование

5

Помощники в быту (электроприборы)

Работа с пылесосом и др

«Транспорт»

6

Виды транспорта

Работа с таблицей

7

Правила дорожного движения

Экскурсия

«Личная гигиена»

8

Предметы личной гигиены, порядок в ванной комнате

Мытье зубной щетки и стаканчика, чистка расчески, складывание полотенца.

9

Уход за телом, руками и ногами

Правила мытья рук и ног

10

Уход за зубами и волосами

Чистка зубов и расчесывание волос

11

Правила ЗОЖ

Тест, рисование

«Одежда и обувь»

12

Виды одежды и обуви

Работа с таблицей

13

Уход за одеждой

Складывание вещей

14

Уход за обувью

Мытье и чистка обуви

«Питание, продукты питания»

15

Режим дня, время приема пищи

Работа с таблицей

16

Моя кухня, порядок на ней

Экскурсия на кухню

17

Посуда, сервировка стола

Сервировка стола

18

Виды продуктов, их совместимость

Работа с таблицей

19

Напитки. Приготовление чая

Приготовление чая

20

Приготовление салатов и бутербродов

Приготовление бутербродов

21

Правила мытья посуды

Мытье посуды

«Мебель»

22

Меблировка комнат в квартире

Работа с таблицей

23

Заправление кровати

Складывание одеяла

24

Влажная уборка, проветривание

Протирание пыли

«Профессии»

25

Разнообразие профессий

Работа с таблицей

26

Продавец, врач

Экскурсии

27

Парикмахер, водитель

Экскурсии

28

Выбор профессии

Тест

«Культура поведения»

29

Формы обращения ко взрослым и сверстникам

Работа с таблицей

30

Правила поведения в своей квартире

Разбор ситуаций, игра

31

Правила поведения за столом

Разбор ситуаций, игра

32

Приглашение гостей в дом

Сервировка стола

33

Правила поведения в общественных местах

Экскурсии

34

Правила поведения в общественном транспорте

Экскурсии

35-36

Подведение итогов

тестирование

Используемая литература:

  • Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

  • Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

  • Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.

  • Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

  • Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010– Сб.1.

  • Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!»

Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более усп...

Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Арт-гармония»

    Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее...