Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа "Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет
рабочая программа
Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_boglaeva_s.r.23-24.docx | 120.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат »
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ «Калачинская
адаптивная школа-интернат»
____________Н.В. Козицкая
(подпись)
Приказ №___ от « » ___2023г.
Дополнительная
адаптированная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»
художественной направленности для обучающихся 7-12 лет
Срок реализации программы -3 года
Составитель: воспитатель____________ С.Р. Боглаева
(подпись)
Рассмотрена на заседании МО «__» _____2023 г., протокол № 1
Руководитель МО________С.В. Степанова
(подпись)
Согласовано на МС протокол № 1 «__» _______2023 г.
Согласована зам. директора по ВР __________И. В. Малышева
( подпись)
Калачинск, 2023 г
Содержание
1.Основные характеристики программы:
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………...3-4
1.2. Цель, задачи программы………………………………………………….4-5
1.3. Содержание программы………………………………………………....5-12
1.4. Планируемые результаты программы………………………….……..12-13
2. Организационно-педагогические условия:
2.1. Календарно-учебный график……………………………………………...13
2.2. Условия реализации программы …………….......................................13-14
2.3. Формы аттестации в дополнительном образовании…………………14-15
2.4. Методические материалы……………………………………………........15
3.Список литературы………………………………………………...15-16
Приложение 1…………………………………………………………......17-18
Приложения 2…………………………………………………….….........19-20
1.Основные характеристики программы:
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Радость творчества» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе нормативно-правовой документации:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказа Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
-Учебный план КОУ «Калачнская адаптивная школа-интернат»
- Устава КОУ «Калачинская адаптивная школа - интернат».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Радость творчества» имеет художественную направленность и является адаптированной для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Реализация программы «Радость творчества» позволяет разрешить проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Программа предоставляет возможность детям с ОВЗ освоить различные виды декоративно-прикладного творчества в соответствии с индивидуальными особенностями в развитии. Обучаясь прикладному искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Программа дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей.
Актуальность программы
Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни таких детей. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, появляется чувство гордости за себя, вера в свои силы и возможности. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. У детей расширяется круг общения, развиваются коммуникативные способности. Они реализовывают себя, не замыкаются, радуются своим успехам и желают продолжения и укрепления своих достижений. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.
Отличительная особенность программы
Отличительною особенностью общеразвивающей (адаптированной) программы является ее адаптированность под запросы конкретных детей. Программа ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Постоянная смена видов творческой деятельности в течение учебного года, чередование которых позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны, даёт возможность систематически работать над овладением умений и навыков по работе с различными материалами в разных техниках, постоянно переходить от простого к сложному, выбирать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Новизна программы
В программе «Радость творчества» используются литературный, музыкальный и игровой материал для создания доступных, интересных, содержательных и познавательных занятий, в ходе которых дети создают новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его реализации.
Адресат программы
Программа «Радость творчества» разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 7 до 12 лет. Количество детей в группе 15 человек.
Программа «Радость творчества» рассчитана на 68 часов в год. За 3 года -204 часа. Обучение по данной программе подразумевает очную форму.
Методы работы. Методы, используемые в ходе реализации программы «Радость
творчества»:
- наглядные (показ образца педагогом, пример, помощь);
- словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок,
пословиц и поговорок);
-практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
-иллюстративные (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
Тип занятия. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую
деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий, интернет- ресурсов). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
В практической части дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия, умению работать в коллективе. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая подарки от детей.
В конце занятий, дети устраивают мини-выставки в группе. Главное – дети получают моральное удовлетворение от того, что их творчество и умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
Формы работы.
-индивидуальная;
- фронтальная;
-групповая.
Срок освоения программы: 3 года. Продолжительность одного учебного года -34 недели.
Режим занятий
Занятия проводится один раз в неделю с каждой группой по 2 часа, во второй половине дня. Продолжительность одного учебного часа 40 минут, перемена между занятиями составляет 10 минут.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: развитие творческих способностей и познавательной активности детей с нарушением интеллекта через освоение технологий декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
-обучить приемам работы с различными материалами;
- научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами;
- формировать навык работы выполнения работы по плану и с опорой на шаблон;
-развивать творческие способности учащихся, мелкую моторику рук;
-Развивать художественный вкус, эстетические чувства и понимание прекрасного;
-воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, ответственность;
-воспитывать у ребенка умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
1.3. Содержание программы
Разделы программы (1 год обучения)
Раздел № 1 Работа с природным материалом (8 ч.)
Теоретическая часть программы (1 час) состоит из вводного занятия, где дети знакомятся с техникой безопасности, а также диагностика.
Темы раздела (7 часов): Изготовление панно «Цветы». Аппликация «Осеннее дерево» из листьев. Аппликация «Бабочка» из кленовых «парашютиков».
Практическая часть: Изготовление композиций с использованием еловых и сосновых шишек. Аппликация из листьев. Последовательность работы. Правила наклеивания листвы. Изготовление предметной аппликации из листьев.
Раздел № 2 Работа с бумагой (36 ч.)
Теоретическая часть программы (1 час): дети узнают из чего делается бумага, сколько у неё родственников. Освоение технологии плоских и объемных форм. Технология мятой бумаги. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Темы раздела (35 часов): Обрывная аппликация в технике мозаика «Цветик-семицветик».
Поделка из кружков «Краб». Аппликация из бумажных комочков «Светофор». Объемная аппликация из бумажных колечек «Виноградная гроздь». Закладка для книг. Игрушка –топотушка. Поделка «Ёжик». Новогодние снежинки. Изготовление елочки. Изготовление новогодней гирлянды. Изготовление новогодних игрушек. Открытка для папы. Открытка для мамы. Поделка «Ракета». Поделка «Голуби». Поделка «Лисичка». Поделка «Пасхальное яйцо»
Практической часть: Дети учатся выполнять аппликации из бумаги, поделки в технике обрывной аппликации.
Вырезание полосок, снежинок, различных фигур. Изготовление открыток к праздникам. Экономному расходованию материала.
Раздел № 3 Нетрадиционная техника рисования (6ч.)
Теоретическая часть программы (1 час): знакомство с видами техник рисования.
Темы раздела (5 часов): Рисование ватными палочками «Смешарики». «Розы» в технике штамп. «Тюльпаны» (рисование вилками)
Практическая часть: знакомство с техниками рисования ватными палочками, вилками, печати поролоном.
Раздел № 4. Пластилинография (16 ч.)
Теоретическая часть программы (1 час): знакомство со свойствами пластилина, инструменты, используемые при работе с пластилином, приемы работы с пластилином, знакомство с симметрией, композиция.
Темы раздела (15 часов): «Петушок» рисуем пластилином. «Красочные матрешки».
Пластилиновое панно «Паучок». «Цветочки и пчелки». «Котики». Поделка Черепашка»
Пластилиновая аппликация-мозаика. «Ромашка». «Солнечный дождик с радугой»
Практическая часть: лепка объемных и плоскостных изделий из пластилина.
(2 год обучения)
Раздел № 1 Работа с природным материалом (10ч.)
Теоретическая часть программы (1ё час) состоит из вводного занятия, где дети знакомятся с техникой безопасности, а также диагностика.
Темы раздела (9 часов): Открытка «Кот» из листьев. Открытка «Осенний листок»
Осеннее дерево из листьев. Панно «Цветочная поляна» (скотч)
Практическая часть: Изготовление композиций с использованием цветов и листьев, трав, использование скотча. Аппликация из листьев. Последовательность работы. Правила наклеивания листвы.
Раздел № 2 Работа с бумагой (32ч.)
Темы раздела (32 часа): Бумажная объемная поделка «Котик». «Осеннее дерево» из полосок бумаги. Аппликация «Арбуз». Поделка из бумаги «Букет цветов»
Объемная аппликация из бумаги, сложенной гармошкой «Ежик». Бумажные бабочки.
Игрушка –топотушка. Объемные аппликации из сердечек. Изготовление новогодних игрушек
Изготовление новогодней гирлянды. Изготовление елочки. Вырезание новогодних снежинок
Открытка к 23 февраля. Открытка к 8 марта. Голуби из бумаги. Букет тюльпанов в технике оригами.
Практическая часть: Технология изготовления аппликаций; Цветов из салфеток и гофрированной бумаги, изготовление открыток, объемные аппликации; изготовление поделок к новому году.
Раздел № 3 Работа с бросовым материалом (16 ч.)
Теоретическая часть программы (1час) состоит из вводного занятия, где дети узнают, что мешковина представляет собой ткань повышенной прочности, изготовленную из натуральных и синтетических волокон путем полотняного переплетения.
Темы раздела (15 часов): Поделки из мешковины. Цветы из пакетов. Поделки из спичек
Топиарий из ватных дисков. «Сердечко» ко дню Валентина (одноразовые тарелки).
Поделка «Новогодняя варежка». «Пингвин» из одноразовой ложки.
Поделка «Мишка на севере».
Практическая работа: изготовления поделок и одноразовых тарелок, фантиков, ватных дисков, спичек, пакетов.
Раздел № 4. Работа с тканью (10 ч.)
Теоретическая часть программы (1час) состоит из вводного занятия, где дети познакомятся с видами ткани.
Темы раздела (9 часов): «Домовенок». Аппликация из ткани. Цветы из ткани. Аппликация из ниток. Бабочки из ткани. Диагностика.
Практическая часть: аппликации из ткани, работа с нитками, изготовление цветов из ткани. Диагностика.
(3 год обучения)
Раздел № 1 Работа с природным материалом (4 ч.)
Теоретическая часть программы (2 часа): знакомство с законами композиции, с правилами безопасности при работе с природным материалом и проводится диагностика.
Темы раздела (2 часа): Картины из листьев.
Практическая часть: выполнение работ с использованием разных семян и косточек от простых аппликаций до сложных композиций. Подбор материала по форме, цвету, фактуре. Выполнение схем.
Раздел № 2 Работа с бумагой (32 ч.)
Теоретическая часть программы (1 час): знакомство с техникой айрис фолдинг.
Темы раздела (31 час): Аппликация айрис фолдинг. Бумажные веера. Бумажная объёмная картина. Букет из цветов. Цветы в технике бумагопластика. Астры из бумаги.
Айрис фолдинг «Сердечко». Бумагопластика «Виноградная гроздь». Изготовление новогодних игрушек.Изготовление новогодней гирлянды. Елочка в технике оригами.
Объемные снежинки. Открытка к 23 февраля. Открытка к 8 марта.Открытка к 9 мая
Гвоздика из бумаги.
Практическая часть: Выполнение простых и сложных модулей. Учимся сочетать цвет, форму, размер.
Раздел № 3 Работа с бросовым материалом (12.ч.)
Теоретическая часть программы (1 час): Беседа на тему экологические проблемы земли.
Темы раздела (11 часов): Поделки из одноразовых тарелок. Веер из одноразовых вилок
Цветы из пакетов. Бабочки из пластиковой бутылки. Поделка из спичек. Цветы из коктельных трубочек.
Практическая часть: Изготовление сувениров из бросового материала.
Раздел № 4. Работа с фетром (10 ч.)
Теоретическая часть программы (1 час): знакомство с материалом «Фетр», виды фетра, приемы работы с фетром.
Темы раздела (9 часов): Игрушки из фетра «Сердечко». Панно «Домик» из фетра
Цветочная композиция из фетра. Брошь «Матрешка из фетра». Подставка под стакан
Практическая часть: изготовление плоских и объемных аппликаций из фетра.
Раздел № 5 Работа с тканью (10 ч.)
Теоретическая часть (1 час): знакомство с понятием что такое мандала, виды, плетение.
Темы раздела (9 часов): Плетение мандалы из ниток на зубочистках, шпажках. Аппликация из ниток. Поделка из мешковины «Сердечко». Поделка из мешковины «Шляпка».
Подведение итогов. Диагностика.
Практическая часть: изготовление более сложных изделий, шитье. Диагностика в конце года.
Учебно-тематический план
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Раздел, наименование тем | Всего часов | теория | Практика | Дата |
РАЗДЕЛ 1. Работа с природным материалом (8 ч.) | |||||
1-2 | Вводное занятие. Техника Безопасности. Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
3-4 | Изготовление панно «Цветы». (скотч) | 2 | |||
5-6 | Аппликация «Осеннее дерево» из листьев | 2 | |||
7-8 | Аппликация «Бабочка» из кленовых «парашютиков». | 2 | |||
Итого: | 8 | 1 | 7 | ||
РАЗДЕЛ 2. Работа с бумагой (36 ч.) | |||||
9-10 | Вводное занятие. Поделка из бумажных полосок «Лебедь» | 2 | 1 | 1 | |
11-12 | Обрывная аппликация в технике мозаика «Цветик-семицветик» | 2 | |||
13-14 | Поделка из кружков «Краб» | 2 | |||
15-16 | Аппликация из бумажных комочков «Светофор» | 2 | |||
17-18 | Объемная аппликация из бумажных колечек «Виноградная гроздь» | 2 | |||
19-20 | Закладка для книг | 2 | |||
21-22 | Игрушка -топотушка | 2 | |||
23-24 | Поделка «Ёжик» | 2 | |||
25-26 | Новогодние снежинки | 2 | |||
27-28 | Изготовление елочки | 2 | |||
29-30 | Изготовление новогодней гирлянды | 2 | |||
31-32 | Изготовление новогодних игрушек | 2 | |||
33-34 | Открытка для папы | 2 | |||
35-36 | Открытка для мамы | 2 | |||
37-38 | Поделка «Ракета» | 2 | |||
39-40 | Поделка «Голуби» | 2 | |||
41-42 | Поделка «Лисичка» | 2 | |||
43-44 | Поделка «Пасхальное яйцо» | 2 | |||
Итого: | 36 | 1 | 35 | ||
РАЗДЕЛ 3. Нетрадиционная техника рисования (6 ч.) | |||||
45-46 | Вводная занятие. Рисование ватными палочками «Смешарики» | 2 | 1 | 1 | |
47-48 | «Розы» в технике «Штамп» (поролон) | 2 | |||
49-50 | «Тюльпаны» (рисование вилками) | 2 | |||
Итого: | 6 | 1 | 5 | ||
РАЗДЕЛ 4. Пластилинография (16.ч.) | |||||
51-52 | Вводное занятие. «Петушок» рисуем пластилином | 2 | 1 | 1 | |
53-54 | «Красочные матрешки» | 2 | |||
55-56 | Пластилиновое панно «Паучок» | 2 | |||
57-58 | «Цветочки и пчелки» | 2 | |||
59-60 | «Котики» | 2 | |||
61-62 | Поделка Черепашка» | 2 | |||
63-64 | Пластилиновая аппликация-мозаика «Ромашка». | 2 | |||
65-66 | «Солнечный дождик с радугой» | 2 | |||
Итого: | 16 | 1 | 15 | ||
67-68 | Итоговое занятие. Диагностика. | 2 | |||
Итого: | 68 | 4 | 64 |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Раздел, наименование тем | Всего часов | теория | практика | Дата |
РАЗДЕЛ № 1 Работа с природным материалом (10 ч.) | |||||
1-2 | Вводное занятие. Техника Безопасности. Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
3-4 | Открытка «Кот» из листьев. | 2 | |||
5-6 | Открытка «Осенний листок» | 2 | |||
7-8 | Осеннее дерево из листьев | 2 | |||
9-10 | Панно «Цветочная поляна» (скотч) | 2 | |||
Итого: | 10 | 1 | 9 | ||
РАЗДЕЛ № 2 Работа с бумагой (32ч.) | |||||
11-12 | Бумажная объемная поделка «Котик» | 2 | |||
13-14 | «Осеннее дерево» из полосок бумаги | 2 | |||
15-16 | Аппликация «Арбуз» | 2 | |||
17-18 | Поделка из бумаги «Букет цветов» | 2 | |||
19-20 | Объемная аппликация из бумаги, сложенной гармошкой «Ежик» | 2 | |||
21-22 | Бумажные бабочки | 2 | |||
23-24 | Игрушка -топотушка | 2 | |||
25-26 | Объемные аппликации из сердечек | 2 | |||
27-28 | Изготовление новогодних игрушек | 2 | |||
29-30 | Изготовление новогодней гирлянды | 2 | |||
31-32 | Изготовление елочки | 2 | |||
33-34 | Вырезание новогодних снежинок | 2 | |||
35-36 | Открытка к 23 февраля | 2 | |||
37-38 | Открытка к 8 марта | 2 | |||
39-40 | Голуби из бумаги | 2 | |||
41-42 | Букет тюльпанов в технике оригами | 2 | |||
Итого: | 32 | 32 | |||
РАЗДЕЛ № 3 Работа с бросовым материалом (16ч.) | |||||
43-44 | Вводное занятие. Поделки из мешковины | 2 | 1 | 1 | |
45-46 | Цветы из пакетов | 2 | |||
47-48 | Поделки из спичек | 2 | |||
49-50 | Топиарий из ватных дисков | 2 | |||
51-52 | «Сердечко» ко дню Валентина (однор. тарелки) | 2 | |||
53-54 | Поделка Новогодняя варежка | 2 | |||
55-56 | «Пингвин» из одноразовой ложки | 2 | |||
57-58 | Поделка «Мишка на севере» | 2 | |||
Итого: | 16 | 1 | 15 | ||
РАЗДЕЛ № 4.Работа с тканью ( 10 ч.) | |||||
59-60 | Вводное занятие. «Домовенок» | 2 | 1 | 1 | |
61-62 | Аппликация из ткани | 2 | |||
63-64 | Цветы из ткани | 2 | |||
65-66 | Аппликация из ниток | 2 | |||
67-68 | Бабочки из ткани. Диагностика. | 2 | |||
Итого: | 10 | 1 | 9 | ||
Всего: | 68 | 3 | 65 |
3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Раздел, наименование темы | Всего часов | теория | практика | Дата |
РАЗДЕЛ № 1 Работа с природным материалом (4 ч.) | |||||
1-2 | Вводное занятие. Техника Безопасности. Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
3-4 | Картины из листьев (скотч) | 2 | |||
Итого: | 4 | 1 | 3 | ||
РАЗДЕЛ № 2 Работа с бумагой ( 32 ч.) | |||||
5-6 | Вводное занятие. Аппликация айрис фолдинг. | 1 | 1 | ||
7-8 | Бумажные веера | 2 | |||
9-10 | Бумажная объёмная картина | 2 | |||
11-12 | Букет из цветов | 2 | |||
13-14 | Цветы в технике бумагопластика | 2 | |||
15-16 | Астры из бумаги | 2 | |||
17-18 | Айрис фолдинг «Сердечко» | 2 | |||
19-20 | Бумагопластика «Виноградная гроздь» | 2 | |||
21- 22 | Изготовление новогодних игрушек | 2 | |||
23-24 | Изготовление новогодней гирлянды | 2 | |||
25-26 | Елочка из оригами | 2 | |||
27-28 | Объемные снежинки | 2 | |||
29-30 | Открытка к 23 февраля | 2 | |||
31-32 | Открытка к 8 марта | 2 | |||
33-34 | Открытка к 9 мая | 2 | |||
35-36 | Гвоздика из бумаги | 2 | |||
Итого: | 32 | 1 | 31 | ||
РАЗДЕЛ № 3 Работа с бросовым материалом(12.ч.) | |||||
37-38 | Вводное занятие. Поделки из одноразовых тарелок | 1 | 1 | ||
39-40 | Веер из одноразовых вилок | 2 | |||
41-42 | Цветы из пакетов | 2 | |||
43-44 | Бабочки из пластиковой бутылки | 2 | |||
45-46 | Поделка из спичек | 2 | |||
47-48 | Цветы из коктельных трубочек | 2 | |||
Итого: | 12 | 1 | 11 | ||
РАЗДЕЛ № 4. Работа с фетром ( 10 ч.) | |||||
49-50 | Вводное занятие. Игрушки из фетра «Сердечко» | 1 | 1 | ||
51-52 | Панно домик из фетра | 2 | |||
53-54 | Цветочная композиция из фетра | 2 | |||
55-56 | Брошь «Матрешка из фетра» | 2 | |||
57-58 | Подставка под стакан | 2 | |||
Итого: | 10 | 1 | 9 | ||
РАЗДЕЛ № 5 Работа с тканью (10ч.) | |||||
59-60 | Вводное занятие. Плетение мандалы из ниток на зубочистках, шпажках. | 2 | 1 | 1 | |
61-62 | Аппликация из ниток | 2 | |||
63-64 | Поделка из мешковины «Сердечко» | 2 | |||
65-66 | Поделка из мешковины «Шляпка» | 2 | |||
67-68 | Подведение итогов. Диагностика. | 2 | |||
Итого: | 10 | 1 | 9 | ||
Всего: | 68 | 5 | 63 |
1.4. Планируемые результаты освоения программы
1 год обучения
Предметные результаты:
учащиеся должны знать:
-технику безопасности с ножницами, клеем;
-правила безопасности труда и личной гигиены;
-организация и уборка рабочего места в конце занятия.
Уметь:
-убирать свое рабочее место;
-уметь выбирать лучшие работы;
-уметь выполнять аппликации;
-уметь работать разными способами с пластилином.
Личностные результаты
- познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду;
2 год обучения:
Предметные результаты:
Знать:
-названия инструментов, приспособлений;
-правила подготовки материала к работе;
-правила безопасной работы с инструментами.
-пользоваться инструментами, предназначенными для выполнения конкретной работы;
Уметь:
-оформлять элементы рисунка, выполненного одним из способов, в целую композицию;
-выполнять художественные панно в технике квиллинга;
-оформить готовое изделие соответственно его назначению;
-самостоятельно владеть техникой изготовления украшений из бумаги, открыток, панно;
Личностные результаты
грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
-организовывать и содержать в порядке рабочее место;
-проявлять трудолюбие доброжелательность, чувство товарищества, чувство личной ответственности по отношению к окружающим.
3 год обучения:
Предметные результаты:
Знать:
- изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей;
- эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами;
- применять технические приемы для обработки материала;
-проявлять аккуратность, бережливость, самостоятельность, фантазию, эстетический и художественный вкус при изготовлении изделий;
- знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
-работать самостоятельно, индивидуально и в коллективе.
Уметь:
-уметь работать с различными видами бумаги;
- уметь выполнять объёмные поделки;
- составлять художественные композиции;
- работа с тканью.
Личностные результаты:
-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
-способен художественно оформлять работы с сохранением характерных особенностей разных видов искусства;
2. Организационно-педагогические условия:
2.1. Календарно- учебный график
Календарные периоды учебного года:
-Дата начала учебного года: 1 сентября 2023 года.
-Дата окончания учебного года -24 мая 2024 года
Продолжительность учебного года 33 (1-е классы) или 34 (2-3 классы) учебные недели в зависимости от направленности программы.
Продолжительность учебной недели: 5 дней.
2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся в классе. Для хранения различных материалов, карточек имеется шкаф.
Средства обучения и воспитания, приобретённые в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образования»
1.Ноутбук
2. МФУ принтер;
3. Выставочные шкафы;
4. Гладильная доска;
5.Утюг;
6.Отпариватель;
7.Канва;
8. Пряжа для вышивания;
9.Спицы (комплект);
10. Крючки (комплект);
11.Ножницы;
12.Пяльцы для вышивания ;
13.Бумага А4 (4 упаковки);
14. Набор белого картона;
15. Набор цветного картона;
16.Клеевой пистолет;
17.Клей -карандаш;
18. Застежки;
19. Швензы;
20.Набор цветного бисера;
2.3 Формы аттестации в дополнительном образовании
Для выявления и предупреждения возможных отклонений от прогнозируемого результата необходимо проводить контроль: входящий, и итоговый.
Входящий контроль– проводится в начале учебного года с целью выявления имеющихся, знаний и умений детей по программе на начало учебного года;
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года с целью определения уровня усвоения теоретических знаний и практических умений детей по программе на конец учебного года.
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Выставка в группе
- Творческие конкурсы
- Отчетная выставка
- Участие в конкурсах различного уровня
- Фотосессии готовых работ.
Критерии качества работы учащихся отслеживаются в форме:
1. Тестирования и выставок различного уровня
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых
обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Отличается точностью, доступностью, возможностью автоматизации.
Применяется несколько разновидностей тестовых заданий:
-задания, требующие конкретных коротких ответов, - задания, в которых надо заполнять пропуски, - тестовые задания с выбором ответа.
2. Определение творческих способностей учащихся отражается в тестовой диагностике личностного роста по методика определения творческих способностей учащихся (Опросник Г. Дэвиса) (приложение 1)
3. Уровень воспитанности учащихся исследуется методом наблюдения, опираясь на методику Н.П. Капустина (качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха). (приложение 2)
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение отличает: определяются задачи, выделяются объекты. Разрабатывается схема наблюдения; результаты фиксируются, полученные данные обрабатываются. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение применяется в сочетании с другими методами.
Диагностика личностного роста, познавательного интереса проводятся в начале реализации программы и в конце года обучения, согласно методикам.
2.4. Методические материалы
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
- Дидактические материалы (карточки, шаблоны для выполнения аппликаций, рисунки, образцы изделий);
-инструкция по технике безопасности;
видеоматериалы;
- электронное пособие по организации самостоятельной работы обучающихся;
- компьютерная поддержка программы;
-презентации к темам.
Природные материалы: листья, овощи, сухие ветки, шаблоны.
3. Список литературы
1.Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и
картона. – М.: ОООИКТЦ «Лада», 2009г.
2.Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и
другие игрушки из бумаги и картона. / М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2009г
3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры –занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: Союз, 2005. – 103с.
4.Бакланова Л.В. Поделки из природного материала. – М. : Родничок, 2008.
5. Белецкая Л.Б. Креативные картины из природного материала. – М. : Изд-во Эксмо, 2006.
6. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: МОСКВА, 2009.
7.Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях до-полнительного образования детей: Программа.– М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-14 с.
8.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 116 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства: Монография. – М.: Педагогика, 1987. – 345 с.
10. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
11. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселые игры. Делай и играй: Практикум. – М.: Росмэн, 1999.- 130 с.
12.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги: Книга.- Ярославль: Академия, 2000. -143 с.
13.Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: Методическое пособие.– Самара, 1998. – 36 с.
14. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для сузов / М. Э. Вайнер [и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. – Москва: Аcademia, 2001. – 314 с. – (Педагогическое образование). – Текст: непосредственный.
15.Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для педагогов.– М.: Айрис-пресс, 2003. -94 с.
16.Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160
Приложение 1
Тестовая диагностика
ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
учащихся 1 года обучения (входящий контроль)
Методика определения творческих способностей учащихся
(Опросник Г. Дэвиса)
Описание методики.
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных.
Инструкция.
«Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».
Утверждения:
- Я думаю, что я аккуратен(тна).
- Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
- Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
- Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
- Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
- В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
- Я иногда поступаю по-детски.
- Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
- Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
- Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
- Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ.
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4,
6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Приложение 2
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустина
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
- Любознательность
- Трудолюбие
- Бережное отношение к природе
- Отношение к школе
- Красивое в жизни школьника
- Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности. Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы.
Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
2шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен.
Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно, отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарногигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников2. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Цветные ладошки»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа художественной направленности «Цветные ладошки»...
«Сувенир с Востока» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 6 - 18 лет Срок реализации: 3 года
Лепить игрушки можно из разных материалов. Игрушки из глины гремят, свистят, тарахтят – разговаривают, ходят, летают, поют, колоколят – одним словом создают театральное действо, которое бы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»
Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.Дополнительная общеобразовательная общеразвиваю...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности разработана с целью организации получения качественного об...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...