Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа. Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»
рабочая программа

Ткаченко Татьяна Анатольевна

Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ 4

«СКАЗКОТЕРАПИЯ»

Составитель программы:

 педагог-психолог, воспитатель:

Т. А. Ткаченко

Москва  2021 год

Содержание программы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка……………………………………………….…......…3

1.2. Цель программы……………………………………………………...…....…4

1.3. Задачи программы…………………………………………………….....…...4

1.4. Принципы к формированию программы………………….……….....….…4

1.5. Нормативно – правовая база……………………………………….……..….5

.

1.6. Характеристика детей, для которых реализуется программа……….…….6

1.7. Планируемые результаты освоения программы……………………….…..7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы, способы, методы реализации программы……………….…..……9

2.2. Содержание учебного материала………………………………….…....….10

2.3. Учебно - тематическое планирование……………………………….....….10

2.4. Календарно - тематическое планирование…………..……………....…….11

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим проведения занятий…………………………………………..….….21

3.2. Программное – методическое обеспечение……………………..….……..21

3.3. Организация предметно – развивающей среды…………….…….……….21

3.4. Оценка знаний, умений и навыков…………………………...……………22

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….….........23

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

«Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки» В.А. Сухомлинский.

Психолого-педагогические особенности умственной отсталости характеризуются стойкими нарушениями всей психической сферы, которые особенно отчётливо прослеживаются в области познавательных процессов, с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта. Эмоции у детей непостоянны, изменчивы. Сказка играет важную роль в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Игры, имитирующие действия сказочных героев, помогают развивать координацию движений, согласованности действий рук, способствуют развитию ловкости, точности движений. А также театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать свои и чужие ошибки. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сопереживать, но и побуждает их к речевому контакту. В связи с этим коррекция нарушений, исправляемых данной программой, является необходимой в структуре работы с данной категорией детей. Коррекционно-развивающие занятия направлены на реализацию особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью.

Программа «Сказкотерапия» рассчитана на 1 год. Общее количество часов составляет 38 часов в год (1 раз в неделю).

1.2. Цель программы

Цель программы:

- коррекция основных психических процессов (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение, эмоционально-волевая сфера).

1.3. Задачи программы

Задачи программы:

- Развить зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

- Формирование психологического и физического здоровья детей.

- Формирование умения анализировать полученную информацию.

- Развитие индивидуальных способностей у детей.

- Развивать интерес к окружающим явлениям и предметам.

- Овладение рефлексивными умениями.

- Формировать навыки речевого общения.

- Воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

1.4  Принципы к формированию программы

В основу программы «Сказкотерапия» были положены методологические принципы:

Принцип доступности.

Принцип системности.

Принцип увлекательности.

Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.

Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.

Принцип коллективизма.

1.5. Нормативно – правовая база

Дополнительная общеразвивающая программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации"№ 273 – ФЗ от 26.12.2012г;

2. Постановления Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

4. Устава ГКУ ЦССВ «Сколковский»

1.6. Характеристика детей, для которых реализуется программа.

Дети имеют тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Для этой категории детей характерны следующие особенности познавательного развития:

             - дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;

- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической;

- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;

 - восприятие детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагментарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;

- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;

- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;

- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая;

- дети с УО имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии.

1.7. Планируемые результаты освоения программы

Личностные и предметные результаты: в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

ДООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. 

Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок;

ответы на вопросы педагога  по их содержанию, с опорой на иллюстративный материал;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок,

чтение сказки, после предварительного анализа,  вслух,  целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы, способы, методы реализации программы

Формы организации работы учащихся:

1. Индивидуальная

2. Коллективная - фронтальная - парная - групповая

Формы учебных занятий

игры ролевые

диалоги и беседы

викторины

настольные игры

прослушивание и просматривание сказок

рисование сказочных персонажей

Основные этапы работы над сказкой

1. Знакомство с персонажами сказки.

2. Знакомство с главным героем сказки.

3. Первичное рассказывание сказки.

4. Вторичное рассказывание сказки.

5. Анализ сказки.

6. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.

7. Проведение игр

2.2. Содержание учебного материала

Программа « Сказкотерапии» включает следующие направления.

Приучение ребенка слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные сказки и произведения. Сопровождать рассказывание, чтение показом театра картинок, игрушек, куклами настольного театра, пальчикового театра, игровыми действиями.

Приучение ребенка слушать сказки и без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность эмоциональной реакции.

Формирование у ребёнка умения концентрировать внимание на игрушке, на картинке, на кукле настольного театра, наблюдая за действиями педагога.

2.3. Учебно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Волк и козлята

6

2

Маша и медведь

5

3

Кот, петух и лиса

5

4

Три медведя

5

5

Заюшкина избушка

6

6

Снегурушка и лиса

5

7

Как коза избушку построила

6

 

Итого:

38

2.4. Календарно - тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

дата

Коррекционно - развивающие задачи

Обязательный минимум

 

 

 

Знать

уметь

6

Знать содержание сказки

1

Мир сказок. (Вводная беседа)

1

 

Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей.

Названия сказок.

Слушать небольшую сказку

2

3

4

5

6

Сказка "Волк и козлята"

Рисуем сказочного персонажа

Любимые сказки. (Просмотр сказок)

Настольный театр сказка "Волк и козлята"

Рассказываем сказку "Волк и козлята"

1

1

1

1

1

 

Развитие слухового восприятия.

Развить творческую фантазию.

Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам

Активизация и обогащение словарного запаса.

Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их.

Знать героев сказки. Знать текст сказки

Выполнять

простые

речевые

инструкции.

Подражать

простым

движениям.

Уметь

слушать текст и наблюдать за действиями

педагога.

Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать.

Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.

Имитировать сказочных героев

Рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета

5

 

.

Знать содержание сказки

1

2

3

4

5

Сказка "Маша и медведь"

Рисуем сказочного персонажа

Любимые сказки. (Просмотр сказок)

Настольный театр сказка "Маша и медведь"

Рассказываем сказку "Маша и медведь"

1

1

1

1

1

 

Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их.

Знать содержание сказки, знать героев сказки

Давать полные ответы на поставленные вопросы

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка

Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.

Имитировать сказочных героев

Рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета

5

Знать содержание сказки

1

2

3

4

5

Сказка "Кот, петух и лиса"

Рисуем сказочного персонажа

Любимые сказки. (Просмотр сказок)

Настольный театр сказка "Кот, петух и лиса"

Викторина по сказкам.

1

1

1

1

1

 

Развитие слухового восприятия.

Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти.

Активизация и обогащение словарного запаса.

Коррекция памяти, внимания, мышления, диалогической речи, мелкой и общей моторики

Знать наизусть отрывки из сказок

Уметь слушать. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки.

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним

Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.

Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных

 

5

 

 

Знать содержание сказки

 

1

2

3

4

5

Сказка "Три медведя"

Рисуем сказочного персонажа

Любимые сказки. (Просмотр сказок)

Дорисуй сказку

Рассказываем сказку "Три медведя"

1

1

1

1

1

 

Развитие слухового восприятия.

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их

 Знать героев сказки.

Уметь слушать. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки.

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним

Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.

Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных

6

Знать содержание сказки

1

2

3

4

5

Сказка "Заюшкина избушка"

Прослушивание сказок.                 Любимые сказки. (Просмотр сказок)

Дорисуй сказку

Рисуем сказочного персонажа

        

1

1

1

2

1

Развитие слухового восприятия.

Воспитание добрых чувств.

Развитие слуховой и зрительной памяти.

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.        

Знать героев сказки.

Уметь слушать сказки. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки.

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним

Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.

Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных

5

Знать содержание сказки

1

2

3

4

5

Сказка "Снегурушка и лиса"

Рисуем сказочного персонажа

Любимые сказки. (Просмотр сказок)

Настольный театр сказка "Снегурушка и лиса"

Рассказываем сказку "Снегурушка и лиса"

1

1

1

1

1

1

Развитие слухового восприятия.

Развить творческую фантазию.

Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам

Активизация и обогащение словарного запаса.

Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их.

Знать героев сказки. Знать текст сказки

Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать.

Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.

Имитировать сказочных героев

Рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета

6

Знать содержание сказки

1

2

3

4

5

Сказка "Как коза избушку построила"

Рисуем сказочного персонажа

Любимые сказки. (Просмотр сказок)

Настольный театр сказка "Как коза избушку построила"

Викторина по сказкам.

1

1

2

1

1

Развитие слухового восприятия.

Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти.

Активизация и обогащение словарного запаса.

Коррекция памяти, внимания, мышления, диалогической речи, мелкой и общей моторики

Знать героев сказки. Знать текст сказки

Уметь слушать. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки.

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним

Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.

Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим проведения занятий

Индивидуальная работа проводится не менее одного раза в неделю. Продолжительность занятия зависит от психосоматического состояния ребёнка и может составлять 20 минут.

3.2. Программно – методическое обеспечение

1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2000

2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г.

5. Ивановская О.Г.  "Читаем сказки с логопедом" Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.

3.3. Организация предметно - развивающей среды

Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- конусный

- би-ба-бо (перчаточный)

- магнитный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

Технические средства обучения

- ноутбук, колонки.

- только качественная аудиозапись музыки

3.4. Оценка знаний, умений и навыков

Оценка достижения обучающимися предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую

функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: Дет. лит.,1986. – 143 с.

2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 192с.(Серия «Вмести с детьми».)

3. История развития кукольного театра. Москва. Изд. – “Нева”. 2000 г.

4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.(Детские праздники и развлечения).

5. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - М.: Малыш, 1983.

6. Рахно М.О. Хусаинова Я.Ю. Домашний кукольный театр. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 215,с.: (Мир вашего ребёнка).

7. Смирнова Н. ...И оживают куклы - М.; Дет. лит., 1982.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

10. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2000

11. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

12. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

13. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).

14. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.

Реализация  внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.    ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Гончарное дело»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа«Гончарное дело»...

Адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС ООО для детей с ЗПР

Адаптированная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее - школа) представляет собой нормативно-уп...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография"

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография". Цель: развитие творческой деятельности и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ посре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермерство»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк адаптированной дополнительной  общеобразовательной программе «Сити-фермерство»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»

Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НОВЫЙ ВЗГЛЯД»

Театральное направление представляет собой занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перев...