Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа. Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»
рабочая программа
Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ 4
«СКАЗКОТЕРАПИЯ»
Составитель программы:
педагог-психолог, воспитатель:
Т. А. Ткаченко
Москва 2021 год
Содержание программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка……………………………………………….…......…3
1.2. Цель программы……………………………………………………...…....…4
1.3. Задачи программы…………………………………………………….....…...4
1.4. Принципы к формированию программы………………….……….....….…4
1.5. Нормативно – правовая база……………………………………….……..….5
.
1.6. Характеристика детей, для которых реализуется программа……….…….6
1.7. Планируемые результаты освоения программы……………………….…..7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, способы, методы реализации программы……………….…..……9
2.2. Содержание учебного материала………………………………….…....….10
2.3. Учебно - тематическое планирование……………………………….....….10
2.4. Календарно - тематическое планирование…………..……………....…….11
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим проведения занятий…………………………………………..….….21
3.2. Программное – методическое обеспечение……………………..….……..21
3.3. Организация предметно – развивающей среды…………….…….……….21
3.4. Оценка знаний, умений и навыков…………………………...……………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….….........23
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
«Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки» В.А. Сухомлинский.
Психолого-педагогические особенности умственной отсталости характеризуются стойкими нарушениями всей психической сферы, которые особенно отчётливо прослеживаются в области познавательных процессов, с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта. Эмоции у детей непостоянны, изменчивы. Сказка играет важную роль в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Игры, имитирующие действия сказочных героев, помогают развивать координацию движений, согласованности действий рук, способствуют развитию ловкости, точности движений. А также театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать свои и чужие ошибки. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сопереживать, но и побуждает их к речевому контакту. В связи с этим коррекция нарушений, исправляемых данной программой, является необходимой в структуре работы с данной категорией детей. Коррекционно-развивающие занятия направлены на реализацию особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью.
Программа «Сказкотерапия» рассчитана на 1 год. Общее количество часов составляет 38 часов в год (1 раз в неделю).
1.2. Цель программы
Цель программы:
- коррекция основных психических процессов (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение, эмоционально-волевая сфера).
1.3. Задачи программы
Задачи программы:
- Развить зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
- Формирование психологического и физического здоровья детей.
- Формирование умения анализировать полученную информацию.
- Развитие индивидуальных способностей у детей.
- Развивать интерес к окружающим явлениям и предметам.
- Овладение рефлексивными умениями.
- Формировать навыки речевого общения.
- Воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
1.4 Принципы к формированию программы
В основу программы «Сказкотерапия» были положены методологические принципы:
Принцип доступности.
Принцип системности.
Принцип увлекательности.
Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.
Принцип коллективизма.
1.5. Нормативно – правовая база
Дополнительная общеразвивающая программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации"№ 273 – ФЗ от 26.12.2012г;
2. Постановления Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
4. Устава ГКУ ЦССВ «Сколковский»
1.6. Характеристика детей, для которых реализуется программа.
Дети имеют тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Для этой категории детей характерны следующие особенности познавательного развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагментарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая;
- дети с УО имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии.
1.7. Планируемые результаты освоения программы
Личностные и предметные результаты: в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
ДООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок;
ответы на вопросы педагога по их содержанию, с опорой на иллюстративный материал;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок,
чтение сказки, после предварительного анализа, вслух, целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, способы, методы реализации программы
Формы организации работы учащихся:
1. Индивидуальная
2. Коллективная - фронтальная - парная - групповая
Формы учебных занятий
игры ролевые
диалоги и беседы
викторины
настольные игры
прослушивание и просматривание сказок
рисование сказочных персонажей
Основные этапы работы над сказкой
1. Знакомство с персонажами сказки.
2. Знакомство с главным героем сказки.
3. Первичное рассказывание сказки.
4. Вторичное рассказывание сказки.
5. Анализ сказки.
6. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.
7. Проведение игр
2.2. Содержание учебного материала
Программа « Сказкотерапии» включает следующие направления.
Приучение ребенка слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные сказки и произведения. Сопровождать рассказывание, чтение показом театра картинок, игрушек, куклами настольного театра, пальчикового театра, игровыми действиями.
Приучение ребенка слушать сказки и без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность эмоциональной реакции.
Формирование у ребёнка умения концентрировать внимание на игрушке, на картинке, на кукле настольного театра, наблюдая за действиями педагога.
2.3. Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Волк и козлята | 6 |
2 | Маша и медведь | 5 |
3 | Кот, петух и лиса | 5 |
4 | Три медведя | 5 |
5 | Заюшкина избушка | 6 |
6 | Снегурушка и лиса | 5 |
7 | Как коза избушку построила | 6 |
| Итого: | 38 |
2.4. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | дата | Коррекционно - развивающие задачи | Обязательный минимум | |
|
|
| Знать | уметь | ||
6 | Знать содержание сказки | |||||
1 | Мир сказок. (Вводная беседа) | 1 |
| Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. | Названия сказок. | Слушать небольшую сказку |
2 3 4 5 6 | Сказка "Волк и козлята" Рисуем сказочного персонажа Любимые сказки. (Просмотр сказок) Настольный театр сказка "Волк и козлята" Рассказываем сказку "Волк и козлята" | 1 1 1 1 1 |
| Развитие слухового восприятия. Развить творческую фантазию. Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. | Знать героев сказки. Знать текст сказки | Выполнять простые речевые инструкции. Подражать простым движениям. Уметь слушать текст и наблюдать за действиями педагога. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать. Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. Имитировать сказочных героев Рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета |
5 |
| . | Знать содержание сказки | |||
1 2 3 4 5 | Сказка "Маша и медведь" Рисуем сказочного персонажа Любимые сказки. (Просмотр сказок) Настольный театр сказка "Маша и медведь" Рассказываем сказку "Маша и медведь" | 1 1 1 1 1 |
| Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. | Знать содержание сказки, знать героев сказки | Давать полные ответы на поставленные вопросы Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. Имитировать сказочных героев Рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета |
5 | Знать содержание сказки | |||||
1 2 3 4 5 | Сказка "Кот, петух и лиса" Рисуем сказочного персонажа Любимые сказки. (Просмотр сказок) Настольный театр сказка "Кот, петух и лиса" Викторина по сказкам. | 1 1 1 1 1 |
| Развитие слухового восприятия. Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти. Активизация и обогащение словарного запаса. Коррекция памяти, внимания, мышления, диалогической речи, мелкой и общей моторики | Знать наизусть отрывки из сказок | Уметь слушать. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки. Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных |
| 5 |
|
| Знать содержание сказки |
| |
1 2 3 4 5 | Сказка "Три медведя" Рисуем сказочного персонажа Любимые сказки. (Просмотр сказок) Дорисуй сказку Рассказываем сказку "Три медведя" | 1 1 1 1 1 |
| Развитие слухового восприятия. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их | Знать героев сказки. | Уметь слушать. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки. Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных |
6 | Знать содержание сказки | |||||
1 2 3 4 5 | Сказка "Заюшкина избушка" Прослушивание сказок. Любимые сказки. (Просмотр сказок) Дорисуй сказку Рисуем сказочного персонажа
| 1 1 1 2 1 | Развитие слухового восприятия. Воспитание добрых чувств. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. | Знать героев сказки. | Уметь слушать сказки. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки. Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных | |
5 | Знать содержание сказки | |||||
1 2 3 4 5 | Сказка "Снегурушка и лиса" Рисуем сказочного персонажа Любимые сказки. (Просмотр сказок) Настольный театр сказка "Снегурушка и лиса" Рассказываем сказку "Снегурушка и лиса" | 1 1 1 1 1 1 | Развитие слухового восприятия. Развить творческую фантазию. Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. | Знать героев сказки. Знать текст сказки | Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать. Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. Имитировать сказочных героев Рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета | |
6 | Знать содержание сказки | |||||
1 2 3 4 5 | Сказка "Как коза избушку построила" Рисуем сказочного персонажа Любимые сказки. (Просмотр сказок) Настольный театр сказка "Как коза избушку построила" Викторина по сказкам. | 1 1 2 1 1 | Развитие слухового восприятия. Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти. Активизация и обогащение словарного запаса. Коррекция памяти, внимания, мышления, диалогической речи, мелкой и общей моторики | Знать героев сказки. Знать текст сказки | Уметь слушать. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать сказки. Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим проведения занятий
Индивидуальная работа проводится не менее одного раза в неделю. Продолжительность занятия зависит от психосоматического состояния ребёнка и может составлять 20 минут.
3.2. Программно – методическое обеспечение
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2000
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г.
5. Ивановская О.Г. "Читаем сказки с логопедом" Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.
3.3. Организация предметно - развивающей среды
Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- би-ба-бо (перчаточный)
- магнитный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
Технические средства обучения
- ноутбук, колонки.
- только качественная аудиозапись музыки
3.4. Оценка знаний, умений и навыков
Оценка достижения обучающимися предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: Дет. лит.,1986. – 143 с.
2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 192с.(Серия «Вмести с детьми».)
3. История развития кукольного театра. Москва. Изд. – “Нева”. 2000 г.
4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.(Детские праздники и развлечения).
5. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - М.: Малыш, 1983.
6. Рахно М.О. Хусаинова Я.Ю. Домашний кукольный театр. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 215,с.: (Мир вашего ребёнка).
7. Смирнова Н. ...И оживают куклы - М.; Дет. лит., 1982.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
10. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2000
11. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
12. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
13. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
14. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.
Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью. ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Гончарное дело»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа«Гончарное дело»...
Адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС ООО для детей с ЗПР
Адаптированная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее - школа) представляет собой нормативно-уп...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография"
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография". Цель: развитие творческой деятельности и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ посре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермерство»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермерство»...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»
Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НОВЫЙ ВЗГЛЯД»
Театральное направление представляет собой занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перев...
- Мне нравится (1)