«Приобщение детей к традиционным семейным ценностям через знакомство с обычаями и обрядами русской народной свадьбы».
статья

Кислова Ирина Алексеевна

Статья содержит краткое описание цикла занятий, посвящённого знакомству детей 3 года обучения с обычаями и обрядами традиционной русской народной свадьбы в рамках освоения дополнительной общеразвивающей программы "Основы народного вокально-хорового искусства". Данный цикл занятий был разработан с целью приобщения детей к традиционным семейным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagog_dop.obr_._kislova_i.a.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Кислова Ирина Алексеевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель ансамбля «Народная песня»

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Приобщение детей к традиционным семейным ценностям через знакомство с обычаями и обрядами русской народной свадьбы».

Семья как первичная ячейка общества является важнейшим элементом его самоорганизации и выступает фундаментальным условием его функционирования. Тема семьи и семейных ценностей не теряет своей актуальности и по сей день. Это сложное понятие, включающее как материальные ценности, так и духовно-нравственные. Вопрос воспитания в человеке понимания семьи и её традиционных ценностей имеет огромное значение не только в плане личного благополучия, но и оказывает значительное влияние на процветание всей страны. Семья исконно считается хранителем национальных и культурных ценностей, которые передаются из поколения в поколение, поэтому формирование данного представления выступает одной из важнейших задач образовательного и воспитательного процесса детей. 

Одним из значимых этапов в жизни формирующейся семьи является такой семейный ритуал как свадьба. В современном российском обществе значение и содержание данного ритуала видоизменились, что привело к утрате понимания его ценности. Поэтому так необходимо дать детям представление о глубоком смысле, что закладывали наши предки в это понятие. Для решения такой задачи в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Основы народного вокально-хорового искусства» был разработан цикл занятий, посвящённый знакомству детей 3 года обучения с обычаями и обрядами традиционной русской народной свадьбы.

Традиционная русская народная свадьба представляла собой сложный комплекс обрядовых действий, включающий как архаичные ритуалы, так и христианские. Свадьба являлась событием, которое касалось не только узкого круга семьи, но и всей общины. Внимание односельчан было направлено на процесс возникновения брачной пары, а затем и новой семьи. Но только с рождением ребенка молодожены переходили в статус полноценной взрослой семьи. Свадебный ритуал делился на три этапа: довенчальный, свадебный и послесвадебный. К каждому этапу относились определённые обычаи и обряды, которые могли варьироваться в зависимости от той или иной традиции. Свадебный фольклор выступал неотъемлемой частью свадебного цикла. Фольклорные тексты и песни имели определенные обрядовое значение, время и место в свадебном ритуале. Исполнялись конкретными свадебными чинами и участниками (сваты, свахи, дружка, тысяцкий, подружки невесты).

В ходе занятий разработанного цикла детям даётся материал в соответствии с каждым свадебным периодом.

Тема первого занятия: Введение в тему цикла занятий. Обычая и обряды довенчального этапа свадебного ритуала.

Дети знакомятся с понятием традиционной русской народной свадьбы и её значением в жизни общины. Также рассказывается об обычаях и обрядах довенчального этапа свадебного ритуала. Сватовство – обряд, включающий предварительные переговоры между представителями двух родов о заключении брака. Смотрины («дом смотреть») – обряд осмотра хозяйства жениха родителями и родственниками невесты. Сговор – переговоры между представителями двух родов касательно материальных вопросов свадьбы и брака. Богомолье – обряд обручения жениха и невесты. Рукобитье – древний обряд окончательного закрепления договора о браке.

Обучающиеся разучивают с педагогом величальную песню «Что не Волга-река разливалася».

Тема второго занятия: Обычаи и обряды довенчального этапа свадебного ритуала.

На втором занятии продолжается знакомство детей с обычаями и обрядами довенчального периода. Девичники – весь подготовительный период к свадьбе, включающий подготовку невестой с подругами приданного, подарков для жениха, его родственников и поезжан (участники свадебного поезда). Обрядовая баня невесты – обрядовое действие, которое устраивалось подругами невесты накануне свадьбы. Молодечник – посиделки жениха с товарищами.

К практической части относятся: разучивание и обыгрывание причета подруг невесты во время обрядовой бани, исполнение величальных песен «У нас ныне вечерок» и «Да у нас ныне белый день».

Тема третьего занятия: Обычаи и обряды свадебного этапа свадебного ритуала.

Третье занятие посвящено обычаям и обрядам свадебного этапа. Утро в доме невесты – комплекс обрядовых действий, обязательными элементами которого являлись прощание невесты с девичеством и родительским домом (причитания), одевание невесты в подвенечный наряд подругами и все приготовления для встречи свадебного поезда. Утро в доме жениха и свадебный поезд – обрядовые действия, включающие подготовку свадебного поезда и непосредственно его следование к дому невесты, осуществляющееся по строго определённым правилам. «Расплетение косы невесты» – обряд, совершаемый свахами в доме невесты, символизирующий прощание девушки с девичеством в связи с будущим замужеством.

Дети разучивают и обыгрывают приговор дружки в доме невесты.

Тема четвертого занятия: Обычаи и обряды свадебного этапа свадебного ритуала. Обычаи и обряды послесвадебного этапа свадебного ритуала.

На завершающем цикл занятии продолжается знакомство обучающихся с обычаями и обрядами свадебного этапа. Венчание – христианский ритуал, придающий юридическую силу заключенному браку. Повивание (окручение) – обряд первого надевания женского головного убора, символизирующий переход невесты в группу замужних женщин. Свадебный пир – комплекс обычаев и обрядов празднования свадьбы с доме жениха. Баня для новобрачных – обрядовое очищающее действие, подготовленное для молодых их близким окружением. Катание новобрачных – катание молодых по селу жениха в украшенной повозке, сопровождающееся шествием участников свадьбы и исполнением песен. «Сырный стол» – праздничное застолье, во время которого каждый из гостей свадьбы преподносил молодым деньги или подарки. Хождение новобрачной к источнику – обрядовое действие хождения молодой к источнику или колодцу в поселении мужа, символизирующее её окончательный переход в новый род. Испытание на хозяйственность – проверка трудовых умений молодожёнов, которую устраивали родственники со стороны молодого, свадебные чины и гости. «Поиск ярки» – обряд, символизирующий передачу новобрачной её родственниками в дом мужа.

Также даётся материал о послесвадебном периоде. Отводины – посещение молодыми всех родственников, гулявших на свадьбе. Беседы – устраивались для молодой родственницами мужа. «Тёщины блины» – поездка молодых в дом к тёще во время масленичной недели. Катание мужем подруг жены на лошадях. «Окликание молодых» или вьюнишник – обходной обряд, целью которого было коллективное чествование и поздравление молодожёнов, вступивших в брак.

В практическую часть входят разучивание и обыгрывание приговора дружки во время «сырного стола», исполнение свадебной песни «Из-за лесу, лесу тёмного».

Разработанный цикл занятий направлен на формирование у обучающихся познавательного интереса к традиционной русской народной свадьбе и расширение культурного кругозора. Дети получают представление об обычаях и обрядах традиционной русской народной свадьбы, приобретают знания о соответствующих терминах и понятиях, знакомятся с содержанием некоторых причетов, приговоров и разножанровых песен, относящихся к свадебному ритуалу. Вокально-хоровая работа, проводимая во время данных занятий, направлена на развитие музыкального слуха, певческого голоса, певческого дыхания, чувства темпо-ритма и дикции. Во время исполнения разученных произведений используются шумовые народные инструменты: трещотки, бубен, деревянные ложки, коробочка. Обыгрывание разножанрового музыкального материала способствует развитию артистизма и выразительности исполнительского мастерства. В ходе занятий дети взаимодействуют не только с педагогом, но и между собой, улучшают коммуникативные способности.

Полученные знания послужат базой для дальнейшего осмысления и понимания ценности свадебного ритуала в семейной жизни.

Список литературы:

1) Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.

2) Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001.

3) Тульцева Л. А. Вьюнишники // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л., 1978.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские традиционные семейные ценности и нравственное здоровье» - конспект занятия.

Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духов...

Формирование традиционных семейных ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода

Аннотация:К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейны...

Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"

Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....

Формирование основ семейных ценностей через приобщение к изобразительному искусству.

Формирование основ семейных ценностей через приобщение к изобразительному искууству...

Внеклассное мероприятие " Обычаи и обряды русского народа"

Класнный час подготовлен для ознакомления детей с русскими традициями, в ходе меропрития использованы предметы русского быта, а также традиционные костюмы. Меропритие требует предварительной подготовк...

Разговоры о важном. Разработка по теме "Традиционные семейные ценности"

Разговоры о важном. Разработка по теме "Традиционные семейные ценности"...