«Русские традиционные семейные ценности и нравственное здоровье» - конспект занятия.
план-конспект урока на тему
Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_traditsionnye_semeynye_tsennosti.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русские традиционные семейные ценности и нравственное здоровье»
Конспект занятия с использованием здоровье сберегающих технологий по программе «Русская традиционная празднично - обрядовая культура»
комплексной образовательной программы «Живая вода»
по русской традиционной культуре.
Педагог доп. образования - И.Б. Руннова
5 год обучения
Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания детей.
Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской крестьянской среде; сформировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье.
Задачи: - способствовать формированию полноценной творческой личности,
готовой жить по законам красоты, гармонии, разума, пользы;
- содействовать разностороннему развитию ребёнка и его духовно-
нравственного становления.
***
Для каждого из нас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родителями и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. В традиционной культуре существовала расшифровка понятия «семья». Это: семь — «я», то есть «я» повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение.
Давайте все вместе попробуем проанализировать семейные ценности и традиции крестьянской семьи в прошлом и попытаемся осознать собственные семейные ценности. Когда ни – будь, вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.
Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные традиции, ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
В неблагополучной семье все наоборот — психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях, проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи.
Наши предки не умели читать и писать, не сдавали экзаменов. Тем не менее, успешно растили детей, а по части трудового воспитания могли бы поделиться своим опытом и с нами. Не учились наши предки и в сельскохозяйственных университетах, однако не так уж плохо решали продовольственную проблему. Отсутствие формального обучения вовсе не говорит о том, что обучения не было. И секреты ремесла, и опыт воспитания передавались из «рук в руки». Народные традиции воспитания отражали многовековой нравственный опыт и отличались здравым смыслом. Они были направлены на подготовку к реальным суровым условиям жизни. И неграмотные люди могли обладать высоким интеллектом, основанным на жизненном трудовом опыте. Книжное образование заменялось устным. В воспитании детей немалую роль играл фольклор: сказки, легенды, былины, притчи, пословицы, поговорки, загадки, передававшиеся из «уст в уста». Старики были хранителями опыта и традиций, а семья, состоящая из нескольких поколений, обеспечивала преемственность нравственного и трудового опыта, передачу его от поколения к поколению. Прежде чем доверить ребенку дело, его учили, подвергали испытаниям. Особенно суровыми были испытания на зрелость. Быть может, самое важное в народных традициях воспитания – участие в этом важнейшем деле не только родителей, семьи, но и всего окружения: деревни, села. Никто не оставался равнодушным при нарушении обычаев, принятых норм поведения. Осуждение было всеобщим. Равнодушие считалось безнравственным.
Если в семье царит доброжелательность, все члены семьи любят, уважают и помогают друг другу, то без затруднений формируется человеколюбие, способность к сочувствию, сопереживанию. В прошлом в крестьянских семьях проблема воспитания, а особенно трудового воспитания решалась как бы сама собой. Крестьянские дети на Руси только по дому были заняты в 85 видах работ, не считая общего труда в поле, в огороде, в саду, в который дети втягивались с 5 – 6 лет. Во многих делах взрослые не нуждались в помощи детей, но вовлекали их сознательно, для обучения. Семья трудилась как единая производственная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания, и не только трудового.
В женщине, исстари ценились те качества, которые появились в ее натуре благодаря материнству: нежность, ласковость, заботливость, мягкость, терпимость, эмоциональная отзывчивость, трудолюбие. Издревле, прежде всего мужским считался долг перед государством, народом и семьей быть защитником. Утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека ощутимая потеря своего «я», нарушается вся система его отношений с другими людьми.
Трудовой народ проводил свободное от работы время…в работе. Девушки на посиделках пряли или вышивали свое приданое, при этом пели или разговаривали. Да и великосветские дамы считали хорошим тоном выехать в гости со своим рукоделием. Сегодня, когда зачастую нам некогда бывает собраться вместе, вполне можно, время от времени, просто посидеть рядом, каждому со своим делом. Такое молчаливое общение тоже способно отогреть душу. Женщине отводилась особое место в системе семейного воспитания в Древней Руси. За женщиной признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках. Данные допущения выведены на основе анализа одного из самых известных педагогических источников Древней Руси «Домостроя». «Благословляю я, грешный, и поучаю я, наставляю и вразумляю единственного сына своего и его жену. И детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божию и заповеди его, а себя, утверждая в страхе Божием и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденным, не битьем, не тяжкой работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому и всегда в порядке». Основным воспитательным кредо в данном произведении является любовь к человеку, которая сформулирована как алгоритм педагогических средств и условий. Приоритет отдается духовным составляющим, таким как «покой» и «тепло» - эмоционально-психологический комфорт - предусматривающие гармонию («всегда в порядке») семейной жизни без понуждения и физических наказаний. В то же время «Домострой» - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинением строгим. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность, и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность. Важной частью «Домостроя» являются его главы «О мирском строении»; «Как жить с женами, детьми и домочадцами», т. е. как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми. Прежде всего, это касалось вопросов взаимоотношений между мужем и женой. Размышляя о ведении домашнего хозяйства и управлении имением, автор переходит к рассказу о том, как надо воспитывает сыновей и дочерей. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение». Одной из значимых глав этого произведения семейных отношений является «Похвала мужьям, или Слово о добрых женах». «Если подарит кому то Бог жену хорошую - дороже камня многоценного, такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женой блажен муж, и число дней его удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего». Традиции семейных отношений, представленные в «Домострое», показывают их направленность на сохранность семьи и воспитание духовно-нравственного здоровья молодого поколения, характерные для русского общества.
Итак, содержание ценностей традиционного русского семейного воспитания:
Развитие детей. Ориентация на здоровье, потому что необходимо было выживать в суровых природных условиях.
Уважение старших. Послушание основано на почитании Бога.
Социализация. Соборность - коллективизм, условия выживания определили и ограничили коллективные принципы общежития.
Труд. Совместный труд, основанный на необходимом распределении обязанностей, соответствующих возрасту и силе.
Нравственность. Подчинение совести.
Эмоциональность. Душевность, основанная на любви как условии человеческого существования.
Свобода. Подавление греховной природы, основанное на понимании того факта, что ребенок может быть свободен по его силам.
Гражданственность. Уважение верховной власти на основе признания самодержавия, Божественного предопределения порядка в природе и обществе.
Источники:
«Русские девушки» альманах, И.Шангина, СПб. «Азбука», 2007г.
«Наши традиции» сборник, составитель П.Кузьменко, М. «Бекмэн», 1999г.
Статья «Традиционные ценности в эпоху отсутствия традиций»,
автор-А.Л. Анисин: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-70
« Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси» - автор Т. Власова: http://nansysan.narod.ru/index3021.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование традиционных семейных ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода
Аннотация:К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейны...
Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"
Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....
Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....
Разговоры о важном. Разработка по теме "Традиционные семейные ценности"
Разговоры о важном. Разработка по теме "Традиционные семейные ценности"...
Сценарий внеурочного мероприятия: "Традиционные семейные ценности"
Мероприятие направлено на формирование и развитие ценностей, способствующих укреплению Российской национальной идентичности, развитию взаимодействия педагогического сообщества ПСВУ и родителей суворов...
Презентация к занятию РоВ "Традиционные семейные ценности"
Презентация к занятию РоВ "Традиционные семейные ценности"...
«Приобщение детей к традиционным семейным ценностям через знакомство с обычаями и обрядами русской народной свадьбы».
Статья содержит краткое описание цикла занятий, посвящённого знакомству детей 3 года обучения с обычаями и обрядами традиционной русской народной свадьбы в рамках освоения дополнительной общеразвивающ...