Формирование традиционных семейных ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода
статья (11 класс) на тему
Аннотация:
К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейными традициями или, скорее, ориентированные на них.
В современном обществе наблюдается кризис в отношениях детей и родителей, вызванный утратой традиционных отношений внутри семьи, непониманием духовно-нравственных семейных ценностей. И родители, и педагоги нуждаются в помощи по проблемам семьи, семейного воспитания, духовно-нравственного становления личности подростка. Множество традиций закладывается в семье. Миссия семейных традиций - подсказать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Образование системы ценностей феномена семьи привело к определению данного понятия в системе научного познания.
Ключевые слова: «формирование», «традиция», «семья», «ценность», «семейные ценности», «социокультурный
подход».
Semyachkova E.A.
Annotation:
Material and spiritual values can be related to the elements or objects of a social and cultural heritage. This research studies spiritual values which are connected with family traditions or, rather focused on them.
In modern society there is a crisis in relations between children and their parents caused by a loss of traditional relations inside a family, misunderstanding of spiritual and moral family values.
Parents as well as teachers need help concerning family problems, family upbringing, spiritual-moral formation of a teenager's personality. There are many traditions laid in a family. The mission of family traditions is to advise how to behave in different life situations. Formation of value system of the phenomenon of family led to a definition of this concept in the system of scientific knowledge.
Keywords: “formation”, “tradition”, “family”, “value”, “family values”, “sociocultural approach”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semyachkova_e.a.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семячкова Е.А.,
магистр педагогики духовно-нравственного воспитания
преподаватель русского языка и литературы
Промышленно-технологического колледжа
Формирование традиционных семейных
ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода
Аннотация:
К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейными традициями или, скорее, ориентированные на них.
В современном обществе наблюдается кризис в отношениях детей и родителей, вызванный утратой традиционных отношений внутри семьи, непониманием духовно-нравственных семейных ценностей. И родители, и педагоги нуждаются в помощи по проблемам семьи, семейного воспитания, духовно-нравственного становления личности подростка. Множество традиций закладывается в семье. Миссия семейных традиций - подсказать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Образование системы ценностей феномена семьи привело к определению данного понятия в системе научного познания.
Ключевые слова: «формирование», «традиция», «семья», «ценность», «семейные ценности», «социокультурный
подход».
Semyachkova E.A.
Annotation:
Material and spiritual values can be related to the elements or objects of a social and cultural heritage. This research studies spiritual values which are connected with family traditions or, rather focused on them.
In modern society there is a crisis in relations between children and their parents caused by a loss of traditional relations inside a family, misunderstanding of spiritual and moral family values.
Parents as well as teachers need help concerning family problems, family upbringing, spiritual-moral formation of a teenager's personality. There are many traditions laid in a family. The mission of family traditions is to advise how to behave in different life situations. Formation of value system of the phenomenon of family led to a definition of this concept in the system of scientific knowledge.
Keywords: “formation”, “tradition”, “family”, “value”, “family values”, “sociocultural approach”.
Современное общество диктует определённый образ жизни, особые стереотипы поведения. Однако сегодня как никогда востребован человек с устойчивой духовно-нравственной культурой, актуально духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи. «Важнейшей задачей педагогики сегодня становится формирование ценностных семейных установок учащихся, как укоренение мировоззренческой основы семьи» [3,37]. Социокультурный подход утверждает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру. Следовательно, социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию), обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Главной становится идея развития личности через присвоение общекультурных ценностей, понимание ей природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это свидетельствует об ориентации педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) сказано: «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [8,9].
Анализ содержания понятия «формирование традиционных семейных ценностей» включает в себя характеристику таких понятий как: «формирование», «традиция», «семья», «ценность», «семейные ценности». Рассмотрим и проанализируем эти понятия.
Формировать – «1. Придавать определённую форму, законченность; порождать. (Ф. модель). 2. Создавать, составлять, организовывать (коллектив)» [10,844].
Следовательно, развиваясь под влиянием родителей, учителей, среды, личность учащегося как бы принимает определенную форму: у нее начинают появляться некоторые задуманные свойства. С точки зрения философии формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности и «оформлению человека в устойчивую и целостную новую сущность – личность».
Таким образом, формирование – это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, совершенных способов действия, видов деятельности по освоению различных областей культуры, а также процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания.
Понятие «традиция» подразумевает некое «воспроизводство», то есть воссоздание уже существовавших ранее норм, обычаев, правил и т. п.
Традиция – «(от лат. Traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени» [13,84].
Следовательно, к элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. Семейные традиции — «принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение» [9,125].
Множество традиций закладывается в семье. Память об этом остаётся у человека на всю жизнь. Повзрослевшие дети, обзаведясь своей семьёй, переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме. Значительно позже они создают собственные. Традиции есть в каждой семье. Миссия семейных традиций - подсказать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
«Сегодня российское общество находится в поиске интеграционного и мобилизационного потенциала традиции. Для нашего общества в настоящее время жизненно важно достичь равновесия, баланса и в какой-то степени синтеза современных рационально-технологических ценностей и институтов с традиционными духовными ценностями» [5,64]. Далее И.В. Метлик приходит к выводу, что «неверным было бы радикально во всём противопоставлять традиционное и современное», как это делают сторонники модели модернизации России на основе полного отказа от своего прошлого, не только дореволюционного, но и советского.
Ценностный подход в социологической теории обозначился в начале XX века в произведениях таких социальных мыслителей, как Г.3иммель, В.Зомбарт и М.Вебер через обращение к аксиологии неокантианцев баденской школы (В.Виндельбанда и Г.Риккерта). «Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - слово, понятие, учение) — учение о ценностях, ставящее своей целью исследовать высшие смыслообразующие принципы, которые являются условием возможности необходимого и общезначимого различения истинного и ложного в сфере познания, добра и зла в этической сфере, прекрасного и безобразного в области эстетики и т.д.» [7,259].
Среди исследовательских проблем в рамках ценностной проблематики русских философов в первую очередь привлекала ценностная триада - Истина (Правда), Добро и Красота. Наиболее разработана данная проблема в работах русских религиозных философов В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, Н.О.Лосского и др. Природа ценности представителями этого направления трактуется как божественная. В.С.Соловьев пишет о том, что в Боге воплощается величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота.
Ценности (values) – «1. Этические идеалы и убеждения. Термин часто используется для отличия научного знания от «ценностей», особенно там, где «этические» идеалы, «долг» и т.д. не принимаются как «научные» или способные когда-либо стать таковыми… 2. Основные убеждения и цели индивидуума либо общества» [2,431].
Рассмотрим понятия «семья» и «семейные ценности».
Образование системы ценностей феномена семьи привело к определению данного понятия в системе научного познания. Безусловно, что начальным этапом формирования личности является семья. Семья – это та среда, где закладываются личностные качества человека. «Отношение к семье как ценности стало возможно в процессе становления системы деятельности и человека-субъекта, формирующего природную и культурную среду, а также формирующего себя в этом процессе» [1,4].
В настоящее время изучение проблем семьи становится комплексным, интегративным. Понятие «семья» рассматривается с разных позиций: семья как основа общества; семья как малая социально-психологическая группа; семья как социальный институт; семья как институт формирования и воспитания личности; семья как духовный союз. По мнению иерея Дмитрия Моисеева и монахини Нины (Крыгиной) появилась новая интегральная область знаний о человеке как существе семейном – семейная антропология. Существенная черта семейной антропологии – её метапредметность. Исследователи различают два подхода к изучению семьи: структурно-функциональный и системный. Первый изучает семью с внешней точки зрения (исторической, экономической, социальной, экзистенциальной). Второй – с позиции цельности семьи как единой системы.
Между тем отношение к семье как безусловной ценности в современном обществе является спорным. Об этом свидетельствует отсутствие общепризнанного определения сущности семьи в современном мире. В любом обществе семья имеет двойственное значение. Во-первых, это социальный институт, во-вторых – малая группа, имеющая свои закономерности существования, функционирования и развития. Семья – это «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [12,311].
К многочисленным типам отношений партнёрства сводят сущность семьи, как некоторые социологи Запада, так и России. В данном исследовании анализируется совершенно другой подход к семье, который предполагает наличие в семье одновременно отношений супружества, родительства и родства; группы же, где имеется только один или два из указанных видов отношений, собственно семьёй считаться не могут. Данной позиции в отечественной социологии семьи придерживается демограф А.И.Антонов, а в западной – М.Сасмен (США).
Таким образом, социологи на первое место выдвигают такие существенные признаки семьи как: брачные или родственные отношения между членами данной социальной группы; общность быта; взаимную моральную ответственность членов семьи. Для демографов семья – это, прежде всего, общественный организм, через который общество решает вопросы рождаемости, народонаселения. Однако игнорирование в современном обществе других функций семьи ведёт к кризису семьи как социального института. «Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством» [1,5].
Об этом же писал русский философ И.А.Ильин. Он отмечал воздействие на семью переживаемого обществом идеологического и духовного кризиса. Семья для него – «источник духовного очищения человека». Основным фактором, влияющим на сплоченность семьи, И.А.Ильин называл силу духовной традиции. «Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее - а именно чувства взаимной духовной сопринадлежности» [6,57]. И.А.Ильин отводил семье главную роль в формировании христианской культуры, а, следовательно, культуры национального чувства и патриотической верности.
Семейные ценности должны прививаться ребёнку с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории. Следовательно, семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от отцов, дедов и прадедов. В основе культуры любого народа содержатся семейные традиции, обычаи и праздники, на них воспитывается каждое подрастающее поколение. Передача семейных ценностей, соблюдение и хранение традиций — способ единения семьи, её укрепления и большей сплочённости. Именно в семье, состоящей из людей нескольких поколений, сохраняются исконные, характерные для определённого народа, традиции и ценности. Семейная ценность — «это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям» [9,125].
Итак, формирование традиционных семейных ценностей у учащихся - это целенаправленный процесс становления у учащихся мировоззренческих представлений и нравственных установок, норм, манер поведения, обычаев и взглядов, которые передаются из поколения в поколение, направлены на понимание семьи как духовного союза, обеспечивающего культурное и демографическое воспроизводство российского общества.
Традиционные семейные ценности |
любовь (ценность личностного общения) |
уважение (почитание старших) |
верность (пожизненность брака) |
отзывчивость (милосердие, жалость) |
трудолюбие и принятие круга обязанностей (взаимопомощь) |
восприятие «семьи как крепости», «островка спасения» (семья – «малая церковь») |
кровное родство (соответствие семейным ролям) |
трезвость (отсутствие вредных привычек) |
традиционный семейный уклад, хранение семейных традиций, организация семейных праздников |
достаток, хозяйственность, рачительность |
защита интересов семьи, умение их отстоять |
стойкость, целеустремлённость (отсутствие вредных привычек) |
терпимость к недостаткам других |
соответствие образцам поведения мужчины и женщины |
духовное единение, родство душ |
любовь к Родине, служение Отечеству, общественное служение |
Таким образом, в образовании складывается самая благоприятная среда для формирования ценностных оснований личности учащегося, в первую очередь, духовно-нравственных. Одно из главных мест среди них занимают традиционные семейные ценности. Однако формирование данных невозможно без сотрудничества школы с семьёй, с родителями учащихся. Только во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса формирование традиционных семейных ценностей будет наиболее плодотворным.
Список литературы:
1. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореферат. Нижний Новгород, 2010. Интернет-ресурс: nauka-pedagogika.com›pedagogika…tsennostnogo…semi
2. Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джери, Джулия Джери (русско-английский, англо-русский).- М., 2001. – Том 2.
3. Бородина Е.Н. Формирование духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников во внеурочной деятельности // Теория и практика духовно-нравственного воспитания: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 5 октября 2012 г./Урал. гос. пед. ун-т, 2012. – (194с.), с.34-60
4. Дьячкова М.А., Калистратова Э.А. Времён связующая нить: учебное пособие. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 144 с.
5. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе./ И.В.Метлик, И.А.Галицкая, А.В.Ситников. Под ред. д.п.н. И.В.Метлика. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. – 264 с.
6. Ильин И.А. Борьба за Россию//Собр. соч.: В 10 т. М., 1999, т.9-10.
7. История теоретической социологии. Том 2.-М.,2002.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html
9. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник (5 класс), ФГОС. - М. Изд-во: «Русское слово», 2013 .- 180 с.
10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.
11. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. / М. А.Гулина, 2008.
12. Социология: Учебник / Отв.ред. П.Д.Павленок.- 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036с.
13. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.
Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления с основными приемами обучающих технологий, которые можно использую в обучен...
Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"
Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...
Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...
Методическая система «Формирование информационно – коммуникативной компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании»
Методическая система....
Выступление на МО по теме: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике".
Доклад на тему: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике"....
Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...
Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
Центральными проблемами модернизации обучения иностранному языку в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...