Формирование основ семейных ценностей через приобщение к изобразительному искусству.
статья на тему
Формирование основ семейных ценностей через приобщение к изобразительному искууству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ped.sovet_2016.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ семейных ценностей через приобщение к изобразительному искусству.
Семья-« тот надежный причал», который спасает от невзгод, помогает в трудной ситуации , дает нравственные ориентиры. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовного развития личности ребенка, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство. Общение с изобразительным искусством, отражающим действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания, то есть позволяет ребенку корректировать свой эстетический идеал художника, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Для решения задачи формирования основ семейных ценностей через приобщение к изобразительному искусству необходимо обратиться к вопросу возникновения семейных ценностей.
История художественного отображения темы семьи начинается с первых наскальных рисунков.
На протяжении многих веков, вплоть до наших дней, осмысление роли семьи находит свое отражение в произведениях крупнейших мастеров изобразительного искусства. История искусства полна примеров раскрытия этой темы через мифологические и библейские сюжеты: «Святое семейство с Иоаном Крестителем»1540 и «Святое семейство и ангелы»1645.
Уже в 17 столетии фламандские мастера стали одними из первых изображать быт и жизнь своих современников.
Нидерландские художники 17 века рассказывают о размеренной жизни дома, укладе быта, котором традиционно занималась женщина как мать, хозяйка, хранительница очага. Важнейшей разновидностью жанровой живописи стали семейные портреты.
Просветительские идеи Жана-Жака Руссо, Дени Дидро вдохновляли живописцев того времени.
В 18 веке был издан педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании» Жана-Жака Руссо, где есть такие слова:
«Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становиться приятной; она делает отца и мать более необходимыми, более дорогими друг другу; она крепче завязывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа»
Иллюстрации идиллии семейного быта в картинах европейских художников 18 века формировали у современников уважение к семье, традициям семейного уклада, учили «добрым нравам». Живописцы Жан-Батист Греза, Жан Оноре Фрагонар, Маргерит Жерар оставили для потомков изображения трогательных сценок семейной жизни. В жанровых композициях, идеализирующих тему счастливой многодетности, возможно, присутствует доля художественного вымысла. На полотнах мы видим счастливых, полных любви к своим детям молодых женщин – хранительниц домашнего очага.
История развития темы семьи в изобразительном искусстве на протяжении многих веков отражала важнейшую нравственную идею о том, что семья – это надежная опора и поддержка для человека. А в графике У.Хагарта (серия из шести гравюр «Модный брак») можно проследить схожесть сюжетных линий с жанровыми композициями П.Федотова. История неравного брака предостерегает зрителя о последствиях легкомыслия и распутства.
В России иная история развития семейного портрета и темы семьи. В начале с фотографической точностью порой в ущерб художественной цельности изображались члены семьи (например, «Семейный портрет» Ф Славянского).
На картинах А.Венецианова и В. Тропинина уже другая трактовка этой темы, далее нашедшей отражение в творчестве передвижников.
20 век, принесший колоссальные изменения в устройство общества и семьи как в России, так и в Европе, рассказывает нам о материнстве и семейном укладе с философским подтекстом. Изменение морально-нравственных отношений в обществе нашло свое отражение в художественном мире. Изменилось положение женщины в обществе. На картине К. Петрова-Водкина образ женщины с ребенком изображен на фоне революционного Петрограда. Женщина не только мать и хранительница очага – она вовлечена в общественную и политическую жизнь общества.
Краткий экскурс в историю искусства показывает нам тесную взаимосвязь развития государства, обществ и его малой ячейки – семьи. Можно сказать, что эта тема вечна, как само человечество.
Жизнь человека, так или иначе, связана с семьей. Что такое семья? Семья – это дом. Семья – это мама и папа. Это любовь и счастье. Семья – это та необходимая среда, «маленькое государство», которое готовит человека к успешной жизнедеятельности в обществе. Семья строится на нравственных ценностях. А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»:
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»
Несомненно, что семья и семейное воспитание становятся основой для развития личности, и за воспитание детей несут ответственность родители.
Какую же роль может играть изобразительное искусство в формировании семейных ценностей?
У изобразительного искусства есть большие возможности для воспитания. Ведь на примерах мирового изобразительного искусства можно формировать морально-нравственные критерии, систему ценностей, учить детей различать добро и зло.
Рисование – очень важный вид детского развития, оно прививает такие ценные психические качества, как образное мышление, воображение, Кроме того, эта деятельность для детей доступна и привлекательна.
Отражение своего миропонимания – самое важное для рисующего. Все дети любят рисовать – язык красок чудесным образом позволяет им выразить свой восторг или неприятие окружающего мира. Детский рисунок позволяет увидеть связь между детской душой и миром взрослых, увидеть его отношение к этому миру. Поэтому по рисунку ребенка можно судить о самостоятельности его мышления. И чем меньше влияния взрослого, тем самобытнее композиция юного художника.
Моя задача – постепенно, бережно, шаг за шагом сохранять и развивать драгоценную способность воспринимать мир во всем его богатстве. А детский взгляд видит больше, понимает сложнее. Он активно наблюдает и изучает этот таинственный мир. Он в нем впервые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству
Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству Введение « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как ...
Формирование традиционных семейных ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода
Аннотация:К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейны...
Воспитание семейных ценностей на занятиях по изобразительному искусству
Тема семьи и семейных ценностей в контексте современного образования имеет немаловажное значение, так как семья явля...
Воспитание семейных ценностей через организацию досуговой деятельности
Семейные ценности - это общие интересы всей семьи: это любовь, верность, доверие, уважение, дом, дети....
Педагогический проект: воспитание семейных ценностей школьников на занятиях изобразительного искусства
В данной презентации раскрывается проблема воспитания семейных ценностей детей школьного возраста посредством занятий изобразительного искусства....
Формирование основ экологической культуры через развитие эмоционально-личностного отношения к домашним животным
Дорогие друзья, задумайтесь, сколько бездомных животных вынуждены скитаться по холодным улицам города и страдать от голода и болезней? Сколько животных ютятся в маленьких клетках, не видя ласки и вним...
«Приобщение детей к традиционным семейным ценностям через знакомство с обычаями и обрядами русской народной свадьбы».
Статья содержит краткое описание цикла занятий, посвящённого знакомству детей 3 года обучения с обычаями и обрядами традиционной русской народной свадьбы в рамках освоения дополнительной общеразвивающ...