Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Зайка-развивайка"
рабочая программа

Кирюшкина Елена Викторовна

 Развивающая программа для детей 4 лет социально-гуманитарной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayka-razvivayka.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

 «Зайка-развивайка».

Возраст обучающихся –4 года

Срок реализации – 1 год

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

  1. Пояснительная записка

Программа "Зайка-развивайка» имеет социально-гуманитарную направленность.

Нормативно-правовая основа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО  ЦДТ

Актуальность данной программы заключается в том, что она определяет  формирование не только познавательных процессов, но и развитие творческого мышления детей. Актуальность данной программы в том, что, она разработана на основании программы «Майнд-фитнес», ориентированной на развитие возможностей мозга и гармонично встраивается в курс развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Данная программа обусловлена практической значимостью: способности, навыки и умения, приобретенные на занятиях, дети успешно переносят на другие виды деятельности, в повседневную жизнь, и раскрытие их творческих способностей.

Сказочный персонаж – зайка любим дошкольниками. Предполагается, что чтение, инсценирование сказок, просмотр мультфильма с любимым персонажем создаст вокруг ребенка положительную эмоциональную атмосферу, помогающую раскрепощению его личности, активизирует творческий потенциал.

Адресат программы: программа разработана для детей 4 лет.

Возрастные особенности обучающихся:

В возрасте 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Игра становится ведущим видом деятельности.  Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку взрослого.

Объем и срок реализации программы:

Срок реализации 9 месяцев.

Совокупный объем – 144 часа.

Формы занятий – мини-группа.  

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения: очная

Формы организации занятий:
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом;

- Практическая, творческая, исследовательская деятельность;

- Дидактическая игра;

- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, индивидуальными магнитными досками;

- Моделирование и разрешение проблемных ситуаций;

- Коллективная, совместная деятельность детей, детей и взрослого, детей и родителей;

Цель: развить интеллектуальные и творческие способности детей  посредством реализации комплекса практических  занятий  на основе работы со сказками.

Задачи:  

Обучающие задачи:

формировать первичные представления об окружающем мире

обогащать активный и пассивный словарь.

Развивающие:

развивать коммуникативные и рефлексивные навыки;

Развивать познавательный интерес

Развивать воображение, память, коммуникативные способности.

Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные:

  Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

 Формировать навыки здорового образа жизни, научить соблюдать правила  техники безопасности.

Планируемые результаты

Предметные.

Сформированы: первичные представления об окружающем мире.

Обогащен активный и пассивный  словарный запас

Метапредметные (на весь период обучения).  

Развиты предпосылки  познавательного интереса,

Развиты достаточно для своего возраста воображение, память, коммуникативные способности.

Обладают достаточной для своего возраста развитой мелкой моторикой.

Личностные: (на весь период обучения)

Сформированы навыки здорового образа жизни, соблюдают правила техники безопасности

Расширены представления об окружающем мире, с опорой на личный жизненный опыт ребёнка

  1. Содержание программы.

Учебный план

Наименование раздела, тема

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Теория

Практик а

Всег о

1

Вводное занятие

1

1

Опрос

2

«Лиса и заяц»

 

4

15

19

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

3

«Мешок яблок»

6

21

27

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

4

«Заяц  Коська и родничок»

5

12

17

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

5

«Малышарики: Крошик»

4

12

16

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

6

Ушастик и его друзья

5

12

17

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

И так сойдёт

5

12

17

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

Про зайчика и буквы

6

16

22

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

Заяц-хваста

2

5

7

педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание

6

Итоговое занятие

1

1

квест «Зайкины вопросы»

ИТОГО:

38

106

144

Содержание учебного плана.

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с обучающимися, задачами и планом работы объединения. Инструктаж по ТБ И ТППБ. Организация рабочего места.

Практика: Игры и упражнения на знакомство и сплочение коллектива.

  1. «Лиса и заяц»

 Теория: Чтение сказки, просмотр. Человек и его окружение. Профессии

Практика: Обсуждение мультипликационного фильма,  составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях; драматизация сказок. Геометрические фигуры как строительный материал. «Домашние помощники». Волшебные кубики.

  1. «Мешок яблок»

Теория: просмотр мультфильма.

Практика: Обсуждение мультипликационного фильма,  составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях. Счет. Последовательность.

  1. Заяц  Коська и родничок

Теория: Кто плавает. Водный транспорт. Родники и речки. Моря и океаны

Практика: опыты с водой. Лепка. Аппликация «Рыбы»

составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях

  1. Малышарики: Крошик

Теория: просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Башня», составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях.

 «Ёлка», «Солнышко», Попрыгушки (твердое-мягкое), «Шмяк» (высокое-низкое), «Цветок», «Самолётик» (далеко-близко). «Рыбалка», «Мозаика», «Обруч» (фигуры), «Ушки»(внутри-снаружи), «Стёклышко», «Зеленуха» (цвета) и другие

Практика:

Рисование, получение нового цвета, аппликация, исследования, подвижные тематические игры, пространственная ориентация.

  1. Ушастик и его друзья.

Теория: Дикие и домашние животные. Что в лесу растет? Кто в лесу живет

Практика: Выполнение «Цветных страниц» Работа с пластилином и красками.

Образование  слова приставочным и суффиксальным способами; расширение словарного запаса

  1. И так сойдёт

Теория: Просмотр мультфильма. Беседа о персонажах сказки.

Практика: составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных        наблюдениях; инсценировка. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи

  1. Про зайчика и буквы:

 Теория: просмотр мультфильма

               Практика: Обсуждение мультипликационного фильма.  Игры и упражнения на              развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи.

  1. Заяц-хваста: чтение сказки, просмотр мультфильма\

Птицы.

Практика: Обсуждение мультипликационного фильма,  составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях. Кто еще летает? Изготовление аппликаций.

Образование  слова  суффиксальным способом; расширение словарного запаса

  1. Контрольное занятие

Практика: квест «Зайкины вопросы».

Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеются:

материально-техническое обеспечение:

Материально – техническое обеспечение:

оборудование: столы, стулья, доска для записей, мел и маркеры, ноутбук, мультимедийный проектор, экран переносной ,стулья и столы детские, магнитная доска;

дидактический материал: сюжетные картинки, дидактические

карточки, иллюстративные наглядные материалы, методическая литература.

раздаточные материалы

Информационное обеспечение:

Информационное обеспечение:

- использование фото, видео ресурсов мультипликационных фильмов о зайцах

Кадровое обеспечение:

- программу реализует педагог дополнительного образования, который имеет высшее педагогическое образование по профилю программы.

  1. Формы аттестации

В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения

соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Квест –игра «Зайкины вопросы».

Формы        предъявления        образовательных результатов: аналитический материал по итогам мониторинга.

  1. Оценочные материалы.

Оценивается деятельность ребенка в игре путём наблюдения.

2.1.Методическое обеспечение

Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в очной форме.

Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся.

Методы обучения, используемые на занятиях:

Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры- конкурсы).Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, мультфильмов)

 Показ мультимедийных материалов

Методы , используемые на занятиях: учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста;

уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

комплексный подход;

систематичность и последовательность;

наглядность.

Форма организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, игра-путешествие, викторина.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы:

игровые технологии.

Развивающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия . Структура занятия:

Приветствие. Игры и упражнения в группе и создание положительного эмоционального фона.

Основная часть. Задания, направленные на знакомство с новым материалом.

Физминутка.

Игры, задания и упражнения Майнд-фитнес:  развитие и тренировка внимания, памяти, наглядно-образного мышления, развитие зрительно-моторной координации, а также развитие мелкой моторики пальцев рук.

Подведение итогов. Прощание.

Дидактические материалы : карточки с заданием на развитие внимания, плакат с различными изображениями. Раздаточный материал на каждого ребёнка.

Список литературы для педагога

  1. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочена Поурочные разработки по курсу окружающий мир+ азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх М: ВАКО, 2004, 320 с.»
  2. Педагогический опыт: сб. мет. Разработок. Вып.51 Находками делюсь с коллегами/ Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России». Саратов, 2017 – 400 с.

                Список литературы для детей и родителей

  1. Н.А. Ткаченко, М.П. Тумановская «Букварь для малышей»
  2. Е.В.Колесникова. «Я начинаю считать». Математика для детей 3-4 лет, рабочая тетрадь.

Электронные ресурсы

Мультипликационные фильмы «Лиса и заяц»

 «Мешок яблок»

«Заяц  Коська и родничок»

«Малышарики: Крошик»

«Ушастик и его друзья»

«И так сойдёт».

Оценочные материалы. Мониторинг результатов.

В рамках квеста «Зайкины вопросы» учащимся будут предложены задания по темам курса. Оценивается через наблюдение:

Умение: составлять рассказ о персонажах мультфильмов;   пересказывать их содержание; рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать; составлять описательные рассказы.

обводить контуры и заштриховывать фигуры; слышать отдельные звуки в словах; правильно держать ручку, карандаш; рисовать и лепить.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...