Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Зайка-развивайка"
рабочая программа
Развивающая программа для детей 4 лет социально-гуманитарной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayka-razvivayka.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Зайка-развивайка».
Возраст обучающихся –4 года
Срок реализации – 1 год
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка
Программа "Зайка-развивайка» имеет социально-гуманитарную направленность.
Нормативно-правовая основа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО ЦДТ
Актуальность данной программы заключается в том, что она определяет формирование не только познавательных процессов, но и развитие творческого мышления детей. Актуальность данной программы в том, что, она разработана на основании программы «Майнд-фитнес», ориентированной на развитие возможностей мозга и гармонично встраивается в курс развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Данная программа обусловлена практической значимостью: способности, навыки и умения, приобретенные на занятиях, дети успешно переносят на другие виды деятельности, в повседневную жизнь, и раскрытие их творческих способностей.
Сказочный персонаж – зайка любим дошкольниками. Предполагается, что чтение, инсценирование сказок, просмотр мультфильма с любимым персонажем создаст вокруг ребенка положительную эмоциональную атмосферу, помогающую раскрепощению его личности, активизирует творческий потенциал.
Адресат программы: программа разработана для детей 4 лет.
Возрастные особенности обучающихся:
В возрасте 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Игра становится ведущим видом деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку взрослого.
Объем и срок реализации программы:
Срок реализации 9 месяцев.
Совокупный объем – 144 часа.
Формы занятий – мини-группа.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная
Формы организации занятий:
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- Практическая, творческая, исследовательская деятельность;
- Дидактическая игра;
- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, индивидуальными магнитными досками;
- Моделирование и разрешение проблемных ситуаций;
- Коллективная, совместная деятельность детей, детей и взрослого, детей и родителей;
Цель: развить интеллектуальные и творческие способности детей посредством реализации комплекса практических занятий на основе работы со сказками.
Задачи:
Обучающие задачи:
формировать первичные представления об окружающем мире
обогащать активный и пассивный словарь.
Развивающие:
развивать коммуникативные и рефлексивные навыки;
Развивать познавательный интерес
Развивать воображение, память, коммуникативные способности.
Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Формировать навыки здорового образа жизни, научить соблюдать правила техники безопасности.
Планируемые результаты
Предметные.
Сформированы: первичные представления об окружающем мире.
Обогащен активный и пассивный словарный запас
Метапредметные (на весь период обучения).
Развиты предпосылки познавательного интереса,
Развиты достаточно для своего возраста воображение, память, коммуникативные способности.
Обладают достаточной для своего возраста развитой мелкой моторикой.
Личностные: (на весь период обучения)
Сформированы навыки здорового образа жизни, соблюдают правила техники безопасности
Расширены представления об окружающем мире, с опорой на личный жизненный опыт ребёнка
Содержание программы.
Учебный план
№ | Наименование раздела, тема | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Теория | Практик а | Всег о | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Опрос | |
2 | «Лиса и заяц»
| 4 | 15 | 19 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание |
3 | «Мешок яблок» | 6 | 21 | 27 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание |
4 | «Заяц Коська и родничок» | 5 | 12 | 17 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание |
5 | «Малышарики: Крошик» | 4 | 12 | 16 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание |
6 | Ушастик и его друзья | 5 | 12 | 17 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание |
И так сойдёт | 5 | 12 | 17 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание | |
Про зайчика и буквы | 6 | 16 | 22 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание | |
Заяц-хваста | 2 | 5 | 7 | педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание | |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | квест «Зайкины вопросы» | |
ИТОГО: | 38 | 106 | 144 |
Содержание учебного плана.
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с обучающимися, задачами и планом работы объединения. Инструктаж по ТБ И ТППБ. Организация рабочего места.
Практика: Игры и упражнения на знакомство и сплочение коллектива.
- «Лиса и заяц»
Теория: Чтение сказки, просмотр. Человек и его окружение. Профессии
Практика: Обсуждение мультипликационного фильма, составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях; драматизация сказок. Геометрические фигуры как строительный материал. «Домашние помощники». Волшебные кубики.
- «Мешок яблок»
Теория: просмотр мультфильма.
Практика: Обсуждение мультипликационного фильма, составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях. Счет. Последовательность.
- Заяц Коська и родничок
Теория: Кто плавает. Водный транспорт. Родники и речки. Моря и океаны
Практика: опыты с водой. Лепка. Аппликация «Рыбы»
составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях
- Малышарики: Крошик
Теория: просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Башня», составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях.
«Ёлка», «Солнышко», Попрыгушки (твердое-мягкое), «Шмяк» (высокое-низкое), «Цветок», «Самолётик» (далеко-близко). «Рыбалка», «Мозаика», «Обруч» (фигуры), «Ушки»(внутри-снаружи), «Стёклышко», «Зеленуха» (цвета) и другие
Практика:
Рисование, получение нового цвета, аппликация, исследования, подвижные тематические игры, пространственная ориентация.
- Ушастик и его друзья.
Теория: Дикие и домашние животные. Что в лесу растет? Кто в лесу живет
Практика: Выполнение «Цветных страниц» Работа с пластилином и красками.
Образование слова приставочным и суффиксальным способами; расширение словарного запаса
- И так сойдёт
Теория: Просмотр мультфильма. Беседа о персонажах сказки.
Практика: составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях; инсценировка. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи
- Про зайчика и буквы:
Теория: просмотр мультфильма
Практика: Обсуждение мультипликационного фильма. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи.
- Заяц-хваста: чтение сказки, просмотр мультфильма\
Птицы.
Практика: Обсуждение мультипликационного фильма, составление рассказов вместе с детьми о событиях, об интересных фактах и о собственных наблюдениях. Кто еще летает? Изготовление аппликаций.
Образование слова суффиксальным способом; расширение словарного запаса
- Контрольное занятие
Практика: квест «Зайкины вопросы».
Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Условия реализации программы
Для успешной реализации программы имеются:
материально-техническое обеспечение:
Материально – техническое обеспечение:
оборудование: столы, стулья, доска для записей, мел и маркеры, ноутбук, мультимедийный проектор, экран переносной ,стулья и столы детские, магнитная доска;
дидактический материал: сюжетные картинки, дидактические
карточки, иллюстративные наглядные материалы, методическая литература.
раздаточные материалы
Информационное обеспечение:
Информационное обеспечение:
- использование фото, видео ресурсов мультипликационных фильмов о зайцах
Кадровое обеспечение:
- программу реализует педагог дополнительного образования, который имеет высшее педагогическое образование по профилю программы.
Формы аттестации
В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения
соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Квест –игра «Зайкины вопросы».
Формы предъявления образовательных результатов: аналитический материал по итогам мониторинга.
Оценочные материалы.
Оценивается деятельность ребенка в игре путём наблюдения.
2.1.Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в очной форме.
Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся.
Методы обучения, используемые на занятиях:
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры- конкурсы).Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, мультфильмов)
Показ мультимедийных материалов
Методы , используемые на занятиях: учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста;
уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход;
систематичность и последовательность;
наглядность.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, игра-путешествие, викторина.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы:
игровые технологии.
Развивающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия . Структура занятия:
Приветствие. Игры и упражнения в группе и создание положительного эмоционального фона.
Основная часть. Задания, направленные на знакомство с новым материалом.
Физминутка.
Игры, задания и упражнения Майнд-фитнес: развитие и тренировка внимания, памяти, наглядно-образного мышления, развитие зрительно-моторной координации, а также развитие мелкой моторики пальцев рук.
Подведение итогов. Прощание.
Дидактические материалы : карточки с заданием на развитие внимания, плакат с различными изображениями. Раздаточный материал на каждого ребёнка.
Список литературы для педагога
- Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочена Поурочные разработки по курсу окружающий мир+ азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх М: ВАКО, 2004, 320 с.»
- Педагогический опыт: сб. мет. Разработок. Вып.51 Находками делюсь с коллегами/ Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России». Саратов, 2017 – 400 с.
Список литературы для детей и родителей
- Н.А. Ткаченко, М.П. Тумановская «Букварь для малышей»
- Е.В.Колесникова. «Я начинаю считать». Математика для детей 3-4 лет, рабочая тетрадь.
Электронные ресурсы
Мультипликационные фильмы «Лиса и заяц»
«Мешок яблок»
«Заяц Коська и родничок»
«Малышарики: Крошик»
«Ушастик и его друзья»
«И так сойдёт».
Оценочные материалы. Мониторинг результатов.
В рамках квеста «Зайкины вопросы» учащимся будут предложены задания по темам курса. Оценивается через наблюдение:
Умение: составлять рассказ о персонажах мультфильмов; пересказывать их содержание; рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать; составлять описательные рассказы.
обводить контуры и заштриховывать фигуры; слышать отдельные звуки в словах; правильно держать ручку, карандаш; рисовать и лепить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...