Программа "Основы музейного дела"
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
Уровень программы: традиционный. Возраст учащихся: 12-17 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_shkolnyy_muzey_21-22.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 города Тюмени
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета директор МАОУ СОШ №17 города Тюмени
от 28.08.2020 г. ______________ В.А. Кулик
протокол №1 01.09.2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
Уровень программы: традиционный
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Составитель:
Заякина М.С.,
учитель истории и обществознания,
педагог дополнительного образования
Тюмень
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 | |
Цель и задачи программы | 4 | |
Содержание программы | 7 | |
Планируемые результаты освоения образовательной программы | 9 | |
Организационно-педагогические условия реализации программы | 10 | |
Условия реализации программы | 11 | |
Список литературы | 12 |
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» (далее – Программа) туристско-краеведческой
направленности способствует возрождению духовности,
развитию творческих способностей обучающихся, дает им дополнительные
знания по истории своего края, обычаям, культуре, воспитывает патриотизм,
чувство ответственности за настоящее и будущее Родины, формирует
потребность сохранить исторические материалы и культурные ценности.
Актуальность Программы
В большинстве школ созданы и действуют краеведческие, военно-исторические, мемориальные, художественные и другие музеи. В условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей показывает способность включаться в образовательный процесс, способствует формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, предоставляет возможность реализовать творческие способности детей, прививает навыки специальной научно-профессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой. Включение музеев в образовательное пространство школы делает необходимым подготовку заинтересованных кадров из числа обучающихся, способных профессионально организовать работу школьного музея.
Данная Программа актуальна, т.к. направлена на усиление роли школьного музея как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности обучающегося, формирующей системную картину мира, предоставляющей каждому обучающемуся равные права и возможности для развития творческих способностей и реализации себя в наиболее интересных видах деятельности.
Новизна Программы основана на комплексном подходе в подготовке
обучающихся к овладению набором знаний, умений и навыков, необходимых
квалифицированным музейным кадрам. Обучающиеся осваивают основы
музейного дела, знакомятся с экскурсоводческой деятельностью, правилами
этикета, грамотной и культурной речи, основами исследовательской работы.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том,
что при ее реализации школьный музей становится важным компонентом в
образовательном и воспитательном пространстве школы, своеобразным
центром, способствующим формированию исторического и гражданского
сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к
людям, дающим возможность прививать навыки профессиональной
деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой,
литературоведческой, музееведческой.
Программа разработана на основе следующих документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.
-Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226).
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.).
Цель Программы – через музейную деятельность способствовать
воспитанию патриотизма, формированию исторического самопознания,
нравственной и творческой личности, способной к самореализации.
Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи Программы
Обучающие:
∙ знакомить с военным прошлым страны;
∙ формировать представления об особенностях музейной работы, музейных профессиях, музеях разного типа и профиля;
∙ формировать навыки работы с документацией, описанием музейных предметов, разработкой экскурсионных маршрутов;
∙ обучать формам работы с различными источниками информации, сопоставлять, давать сравнительный анализ, структурировать текст, использовать справочный аппарат, проводить самостоятельную исследовательскую работу;
∙ формировать умения применять знания, полученные обучающимися на уроках истории, информатики, литературы, при работе в музее;
∙ формировать умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения.
Развивающие:
∙ стимулировать проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества;
∙ развивать умения и навыки работы с историческими источниками и документами;
∙ формировать у обучающихся грамотную и культурную речь, умение свободно общаться с различной возрастной аудиторией;
∙ расширять кругозор обучающихся;
∙ развивать творческие способности обучающихся;
∙ развивать исследовательские и практические умения, коммуникативную культуру;
∙ развивать интерес обучающихся к научно-исследовательской работе, музейному делу.
Воспитательные:
∙ воспитывать уважительное отношение к музеям как к уникальным хранилищам предметного мира, истории и культуры;
∙ воспитывать личностное отношение и ценностный подход к культурно-историческим явлениям;
∙ формировать целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
∙ формировать навыки, необходимые для жизни в демократическом обществе: социальную активность и дисциплину, инициативность, нравственность и трудолюбие.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает организацию деятельности от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурнообразовательной и экспозиционной работы.
Возраст обучающихся по Программе
Адресатом дополнительной общеразвивающей программы «Школьный музей» является возрастная категория обучающихся 12-17 лет.
Механизм и срок реализации Программы
Срок реализации Программы – 1 учебный год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 80 часов.
Набор на обучение по Программе производится по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Для комплектации групп по Программе отбор детей не производится. Группа комплектуется в составе не менее 14 человек.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 час.
Деятельность музея основывается на основных принципах:
- принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы;
- принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.
Механизм реализации программы развития школьного музея:
музей организует свою работу на основе самоуправления.
Совет содействия:
директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, руководитель школьного музея, руководитель МО классных руководителей, учитель истории.
Основные направления деятельности музея:
- Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов);
- Поисковая, научно-исследовательская работа, экскурсионно-просветительская работа;
- Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее;
- Работа с ветеранами;
- Развитие сетевого взаимодействия;
- Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность и др.).
- Повышение интереса детей и их родителей к жизни музея; принятие учащимися морально-нравственных ценностей; активное и успешное участие школьников в различных видах музейной деятельности; проведение встреч с интересными людьми; создание нового, ранее не существовавшего, социально-значимого продукта (стенды, экспозиции). Проведение экскурсионной работы.
Содержание программы.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Основные разделы программы | Общее количество часов | В том числе | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2 | Музей – хранитель наследия веков | 12 | 6 | 6 | Проведение экскурсий, практикумы |
3 | Научная организация музейных фондов | 10 | 5 | 5 | Проведение экскурсий, практикумы |
4 | Музейная экспозиция | 12 | 6 | 6 | Проведение экскурсий, практикумы |
5 | Итоговое занятие. Конкурс проектов | 5 | - | 5 | Итоговое тестирование |
6 | Культурно-образовательная деятельность музеев | 12 | 6 | 6 | Проведение экскурсий, практикумы |
7 | Экскурсионная работа | 12 | 6 | 6 | Проведение экскурсий, практикумы |
8 | Экскурсовод – руководитель экскурсии | 10 | 5 | 5 | Проведение экскурсий, практикумы |
9 | Итоговое занятие. Зачетная работа | 5 | - | 5 | Итоговое тестирование |
Итого: | 80 часов | 36 | 44 |
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Музей – хранитель наследия веков
Тема 2.1. История музейного дела
Теория. Понятие музея. История возникновения музеев. Художественное коллекционирование в XVII веке. Рождение науки музеографии. Формирование концепции публичного музея. Музеи и общества в России. Коллекционирование в России конца XVIII – первой половине XIX веков. Первые учреждения музейного типа. Классификация музеев. Структура музея. Словарь музейных терминов. Музейное пространство. «Виртуальный музей». Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия.
Практика. Выполнение теста «Музей – это…». Подготовка творческих заданий «Музей будущего», «Мой музей».
Тема 2.2. Знаменитые музеи мира
Теория. Музеи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Эпоха Просвещения. Естественно-научные кабинеты XVI-XVII веков. Эпоха модерна. Западноевропейские музеи в XVIII в. Музеи и картинные галереи Европы. Лувр (Париж). Британский музей (Лондон). Прадо (Мадрид). Мюнхенская пинакотека (Мюнхен). Музей Д′ Орсэ (Париж). Музей мадам Тюссо (Лондон). Дрезденская галерея (Дрезден). Музей сказок «Юнибаккен» (Стокгольм). Галерея Уффици (Флоренция). Музей Ватикана.
Практика. Составление и решение кроссворда «Величайшие музеи мира». Подготовка эссе по истории музеев мира. Игра «Хранитель прошлого – музей».
Тема 2.3. У истоков музеев России
Теория. Начало коллекционирования древностей. Кунсткамера, история возникновения, особенности экспозиции. Коллекционеры древностей и памятников искусства в XVIII – XIX веках. Научные общества и музеи в XIX веке. Создание крупных публичных музеев (Русский музей). Музеи в советское время. Государственная музейная сеть и ее современное состояние.
Практика. Представление домашних коллекций учащихся. Выполнение тестовых заданий «Музеи России».
Тема 2.4. Музейные профессии
Теория. Специалисты музея – историки, архитекторы, искусствоведы, реставраторы, хранители, биологи, климатологи, экскурсоводы, выполняемые ими функции.
Практика. Игра «В мире музейных профессий».
Тема 2.5. Музей в школе – хранитель памяти
Теория. Школьный музей как организационно-методический центр образовательной организации. Полифункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и обучающихся; способ документирования истории родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации. Формы деятельности школьного музея: музей-клуб, музей-театр и др. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательной организации» – основной документ, регламентирующий деятельность школьного музея. Понятия «профиль и тематика музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.
Практика. Посещение школьного музея, знакомство с его организацией.
Раздел 3. Научная организация музейных фондов.
Тема 3.1. Фонды музея. Музейный экспонат.
Теория. Понятие «фонды музея». Основной фонд (первоисточники) и фонд научно-вспомогательных материалов. Вещественные, изобразительные, письменные источники, фонозаписи, кинофильмы и др. Требования к фондам музея. Организация фондов музея. Состав и структура фондов. Основные направления фондовой работы. Музейный предмет (экспонат), коллекция, экспозиция. Группы и типы музейных предметов. Понятие «ценность музейного предмета». Уникальные и типовые музейные предметы. Виды и профили музеев: исторический, военно-исторический, художественный, литературный, этнографический, мемориальный, краеведческий, естественнонаучный и др.
Практика. Практикум. Идентификация доступного предмета как музейного экспоната.
Тема 3.2. Комплектование музейных фондов.
Теория. Значение и основные задачи комплектования фондов. Этапы, тематичность, научность поиска. Формы собирательской работы: экскурсии, походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка. Методика изучения музейных предметов. Определение (атрибуция) музейных предметов – выявление присущих предмету признаков. Классификация и систематизация музейных предметов. Системы классификаций. Интерпретация предметов – синтез результатов определения и классификации. Организация работы по комплектованию фондов. Этапы комплектования фондов. Источники, организационные формы и планирование комплектования фондов.
Практика. Зачет. Атрибуция музейного экспоната (на выбор).
Тема 3.3. Учёт и хранение фондов музея.
Теория. Задачи и цель учёта музейных фондов. Фондовая документация как информационная система. Учёт фондов и учетная документация. Постоянное и временное хранение. Акты приема предметов на постоянное хранение и возврата предметов временного хранения. Регистрационные книги первичного учета. Научное определение и описание предметов. Инвентаризация – научные инвентари. Вспомогательные картотеки
(тематические, топографические, именные, хронологические, библиографические, алфавитные). Каталогизация музейных фондов. Шифровка и систематизация музейных предметов. Коллекционная опись. Движение музейных предметов (отчет и переучет). Задачи и цель хранения музейных фондов. Режимы хранения фондов (температурный, влажностный, световой и др.). Система и особенности хранения музейных фондов. Организация хранения. Требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Практика. Практикум. Проведение инвентаризации, шифровки музейных предметов и заполнение учётной документации.
Тема 3.4. Консервация и реставрация музейных предметов.
Теория. Задачи консервации и реставрации. Осмотр и отбор предметов для реставрации. Средства и методы реставрации музейных предметов.
Практика. Практикум. Знакомство с работой реставрационной мастерской «Китеж». Тема 3.5. Фонды школьного музея.
Теория. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее. Сущность понятия «домашний музей». Семейный архив, фотоальбом: фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.
Практика. Практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».
Раздел 4. Музейная экспозиция.
Тема 4.1. Методы построения экспозиций. Экспозиционные материалы.
Теория. Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи заповедники, музеи под открытым небом). Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции.
Практика. Знакомство с постоянной экспозицией школьного музея. Анализ существующей экспозиции по содержанию, приемам построения и оформления. Практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея.
Тема 4.2. Приемы оформления сменной экспозиции.
Теория. Классификация экспозиций. Музейная экспозиция – текст (музейные предметы – вещи) и подтекст (понятия – ценностная ориентация, этноконфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработки и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
Практика. Практикум. Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор материалов для экспозиции.
Раздел 5. Итоговое занятие. Конкурс проектов.
Практика. Итоговая аттестация. Конкурс проектов. Планирование проекта сменной экспозиции в школьном музее. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
Раздел 6. Культурно-образовательная деятельность музеев.
Тема 6.1. Основные формы культурно-образовательной деятельности.
Теория. Экскурсия как форма презентации, уходящая своими корнями в глубокую древность. Лекционная работа (тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лекции). Консультации (компьютерные справочно-информационные программы). Кружок, студия, клуб – общность и различия. Массовые мероприятия: образовательные (конкурсы, олимпиады, викторины) и досуговые (встречи с интересными людьми, концерты, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры и др.). Простые и комплексные формы культурно-образовательной деятельности.
Тема 6.2. Музейная аудитория и ее изучение.
Теория. Параметры характеристики музейной аудитории. Музейный менеджмент. Перспективный план – один из основных инструментов менеджмента. Формулирование желаемых целей и определение путей их достижения. Стадии разработки перспективного плана: формулирование миссии музея; анализ существующего положения дел; определение общего направления развития (актуального, приемлемого, реального); разработка стратегии; обеспечение финансовой базы; разработка механизма мониторинга и оценки эффективности работы.
Практика. Практикум. Составление перспективного плана школьного музея.
Тема 6.3. Музейный маркетинг.
Теория. Фандрайзинг. Маркетинг. Две формы ресурсов: прямой и опосредованный. Два стратегических направления: презентация и продвижение музея и его деятельности; презентация и продвижение товаров и услуг музея. Выпуск полиграфической (книги каталоги, буклеты) и сувенирной продукции. PR-деятельность (пресс-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции). Использование мультимедиа.
Практика. Практикум. Разработка стратегии продвижения школьного музея.
Раздел 7. Экскурсионная работа.
Тема 7.1. Классификация экскурсий.
Теория. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Функции экскурсии: пропаганда научных знаний, информирование, расширение кругозора, формирование интересов, организация культурного досуга. Признаки экскурсии: протяженность по времени, наличие экскурсантов и экскурсовода, наличие заранее составленного маршрута, наглядность, целенаправленность, активная деятельность участников. Классификация экскурсий по месту проведения и объектам показа: в музее, вне музея, загородные, природоведческие, осмотр музея, мемориальных мест, объектов историко-культурного значения, объектов природы, промышленных объектов и др. Классификация экскурсий по характеру тематики: обзорные (вводные), профильные (тематические) и специальные. Классификация экскурсий по целенаправленности: культурно образовательные, учебные, методические. Классификация экскурсий по составу аудитории: для детей, взрослых, студентов, туристов, местных жителей, смешанных групп. Классификации экскурсий по продолжительности. Классификации экскурсий по способу передвижения. Классификации экскурсий по форме проведения.
Практика. Практикум. Прослушивание экскурсии с заданием классифицировать ее по всем признакам.
Тема 7.2. Методика подготовки экскурсии.
Теория. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Классификация экскурсионных объектов: по тематическому признаку (археологические, этнографические, исторические, архитектурные, природные, производственные и т.п.); по природе (материальные и духовные); по содержанию (плановые и многоплановые); по функциональному назначению в экскурсии (основные и дополнительные); по степени сохранности (полностью сохранившиеся, сохранившиеся со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившиеся, утраченные, восстановленные). Паспорт объекта.
Практика. Практикум. Работа по отбору и изучению экскурсионных объектов. Составление паспорта объекта.
Тема 7.3. Составление маршрута экскурсии.
Теория. Основные композиционные принципы построения маршрута: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический. Требования к маршруту: экскурсионные объекты не должны располагаться слишком близко друг к другу, не заслонять один другой и не контрастировать друг с другом; маршрут должен быть компактным (переезд или переход между объектами не должен превышать 10-15 мин.); повторные проезды или проходы по одному и тому же месту недопустимы; необходимо учитывать эстетическую ценность застройки и ландшафта. На маршруте должны находиться благоустроенные остановки; маршрут должен быть безопасным. Объезд или обход маршрута.
Практика. Практикум. Составление маршрута экскурсии с учетом всех требований.
Тема 7.4. «Портфель экскурсовода».
Теория. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемом проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста экскурсии. Прием-сдача экскурсии. Утверждение экскурсии.
Практика. Открытое занятие. Работа по сбору материалов для «портфеля экскурсовода». Защита самостоятельно разработанных экскурсионных маршрутов.
Тема 7.5. Методика проведения экскурсии. Показ.
Теория. Образовательное и воспитательное значение экскурсии. Специфика экскурсии – органическое сочетание показа и рассказа во время экскурсии. Подтемы экскурсии. Объекты экскурсии. Осмотр объекта. Показ объекта. Основные методические приемы показа: прием предварительного осмотра; прием зрительного анализа; прием зрительной реконструкции; прием локализации событий; прием зрительного сравнения; прием панорамного показа; прием восполнения; прием переноса внимания.
Практика. Подготовка конспекта разрабатываемой темы с фиксацией собранных материалов.
Тема 7.6. Методика проведения экскурсии. Рассказ.
Теория. Основные методические приемы рассказа. Экскурсионная справка. Характеристика. Объяснение. Репортаж. Комментирование. Цитирование. Описание. Дискуссия. Персонификация. Формы представления экскурсий: реальные и виртуальные экскурсии. Вступительная беседа. Знакомство с группой, краткие сведения о музее. Содержание основной части экскурсии – разрабатывается в соответствии с ее планом и маршрутом. Заключительная беседа – обобщение материала экскурсии.
Практика. Алгоритм построения обзорной экскурсии по школьному музею
Раздел 8. Экскурсовод – руководитель экскурсии.
Тема 8.1. Профессиональные навыки экскурсовода.
Теория. Личностные качества экскурсовода: воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость и тактичность в общении, чувство юмора, умение установить прочные контакты с аудиторией, определить ее интересы, уровень знаний и исходя из этого вести показ и рассказ по теме, умение предупреждать и локализовывать конфликтные ситуации. Внешний вид: скромность в одежде, прическе, чувство меры в косметике. Четыре вида способностей: конструктивные, организаторские,
коммуникативные и аналитические.
Практика. Практикум. Создание текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции. Проведение экскурсии в школьном музее.
Тема 8.2. Культура речи – главное профессиональное требование к экскурсоводу.
Теория. Голос. Сила голоса. Темп речи. Дикция. Эмоциональность и выразительность речи. Умение кратко, образно, эмоционально выражать свои мысли. Говорить короткими и несложными предложениями, легче воспринимаемыми на слух. Передача чувств в интонациях. Тембр. Пауза. Правильность произношения слов и ударения. Умение избегать речевых штампов и канцеляризмов.
Практика. Разработка маршрута. Проведение пешеходной экскурсии по памятным местам населённого пункта с вовлечением зрителей в диалог.
Тема 8.3. Развитие навыков общения при проведении экскурсий.
Теория. Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудностей. Единство рационального и эмоционального в экскурсии. Использование различных словесных методов и приёмов в ходе экскурсии. Этика взаимоотношений. Пути овладения коммуникативной культурой.
Практика. Проведение экскурсии по экспозиции музея с элементами театрализованного представления. Разработка сценария с вовлечением зрителей в представление. Подготовка костюмов.
Раздел. 9. Итоговое занятие. Зачетная работа.
Практика. Итоговая аттестация. Разработка, подготовка и публичная защита обзорной экскурсии для школьников младшего школьного возраста.
Планируемые результаты освоения образовательной программы.
Предметные результаты программы.
Развитие познавательных, творческих потребностей школьников, реализация их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого; сформированность нравственных принципов, ценно-смысловой, коммуникативной компетенции; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к истории предыдущих поколений, потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
Метапредметные результаты.
Личностные результаты: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.
Познавательные: владение способами анализ, рефлексии, самооценки, целеполагания, планирования, организации; навыками самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях. Проявлять инициативу.
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок. Приобретение навыка саморегуляции.
Коммуникативные: умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении учебных проблем. Умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Владение монологической и диалогической формами речи. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
По итогам реализации Программы года обучающиеся
будут знать:
∙ историю возникновения музеев;
∙ крупнейшие музеи России и мира;
∙ основные типы и виды музеев;
∙ структуру организации музея, в зависимости от его предназначения;
∙ основную музейную терминологию;
∙ основную учетную документацию музея;
∙ требования к организации фонда музея;
∙ требования к составлению коллекции, экспозиции, выставки;
∙ правила работы с архивными и музейными экспонатами;
∙ методы музейного архитектурно-художественного проектирования
экспозиции.
будут уметь:
∙ определять вид и тип музея;
∙ ориентироваться в музейной терминологии;
∙ собирать, систематизировать и обобщать материал, оформлять и хранить его;
∙ составлять тематико-экспозиционные планы;
∙ оформлять музейные экспозиции, выставки;
∙ заполнять инвентарные книги, составлять паспорта экспонатов, музейные учетные карточки;
∙ владеть навыками самостоятельной работы в научно-фондовом отделе музея.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Формы подведения итогов реализации Программы.
Для определения результативности освоения Программы два раза в год проводится аттестация: промежуточная – по итогам I полугодия, итоговая – по окончании реализации программы.
Формы проведения аттестации:
∙ тестирование;
∙ опрос;
∙ зачет;
∙ игра;
∙ конкурс;
∙ проведение экскурсий.
Формами промежуточной аттестации являются:
- Повышение интереса детей и их родителей к жизни музея; принятие учащимися морально - нравственных ценностей; активное и успешное участие школьников в различных видах музейной деятельности; проведение встреч с интересными людьми; создание нового, ранее не существовавшего, социально- значимого продукта (стенды, экспозиции). Проведение экскурсионной работы.
- Учёт личностных достижений учащихся на научно-практических конференциях различного уровня.
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение.
- Музей Боевой славы.
- Библиотека с читальным залом.
- Компьютерный класс с выходом в Интернет.
Календарный учебный график.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2021-2022 | 01.09.2021 | 30.06.2022 | 40 | 80 | 2 часа в неделю |
Кадровое обеспечение.
Учитель истории и обществознания, имеющий высшее профессиональное образование.
- Список литературы.
1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2002.
2. Банников А.В., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного. – М.: Центрполиграф, 2007.
3. Борисова В.А., Аксенов Д.В. Говори и властвуй. Ораторское искусство для каждого. – М.: АСТ, 2007.
4. Бурганов И.А. Музей в XXI веке. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
5. Все музеи России. Энциклопедический справочник в 3-х т. – М.: Бестселлер, 2006.
6. Голиков А.Г. Методика работы с историческими источниками. Учебное пособие. – М.: Academia, 2014.
7. Добрина Н.А. Экскурсоведение. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.
8. Долженко Г.И. Экскурсионное дело. – М.: МарТ, 2008.
9. Дмитриева О.И. Музейное дело России. – М.: ВК, 2010.
10. Дубов И.В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. – СПб: Издательство СПбГУ, 2004.
11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...
Планирование работы кружка Музейное дело
Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педа...
Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов
Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...
элективный курс "Основы музейного дела"
программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов....
Программа работы школьного кружка «Музейное дело»
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.....
Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...
Проект «Школьный клуб – Музейное дело»
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает...