Дополнительная общеобразовательная программа "Краеведческий"
рабочая программа (8 класс)

Маляева Валентина Ивановна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристическо - краеведческой  направленности «Краеведческий» направлена на организацию  индивидуальной и коллективно - творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, а также на творческую переработку информации и создание самостоятельных исследований и проектов.

Программа призвана:

- обогатить знаниями об историческом прошлом посёлка, культурных традициях прошлого и настоящего;

- воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости;

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа рассчитана на детей 14,15 лет и реализуется в течении 1 года и 1 раза в неделю.

 

 

 

 

          

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Светлогорская основная школа»

Утверждаю:

Директор школы:

__________________

Приказ от    .08.2023 г. №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа туристическо- краеведческой  направленности

«Краеведческий»

Возраст учащихся:  14,15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Маляева Валентина Ивановна,

учитель истории

п. Светлогорск, 2023 г.

Народ, не знающий своего прошлого,

                                                              не имеет права на будущее.

А.С.Пушкин

Пояснительная записка

   В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наши села: Хирино, Елховка, Паново, и п. Светлогорск хранят богатую историю.

     В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным.

   К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села.

   В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному

краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Краеведческий».

      Учащиеся должны знать:

даты событий, термины, понятия истории родного края; сведения о жизни и деятельности земляков

 уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;  высказывать собственное суждение владеть компетенциями:  коммуникативной;  информационно-поисковой;  рефлексивной; ·учебно-познавательной;  трудовой. hirino_1b

http://ia100.mycdn.me/image?id=632779131911&bid=632779131911&t=0&plc=WEB&tkn=GaOvwUjU2Tp3JR3O2yV2ziMVuiA

Цели и задачи программы

Цель программы:

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
  • Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей  страны в целом.
  • Развитие мотивации школьника к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.
  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну. 

Задачи программы:

Образовательные 

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и

 культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

 2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение

общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление,

 речь и т.д.)

 2. Развитие кругозора учащихся.

 Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

·   системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение

преемственности обучения;

·   научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития

современных научных знаний;

·   доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

·   наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,

 дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

·   деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

·   активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

·   прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым

занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

·   принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы

 выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы проведения занятий: 

Работа кружка «Краеведческий» осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическим (беседа, беседы - встречи, лекции, доклады, кроссворды, викторины, участие в конкурсах, сообщения, конкурсы, конференции, самостоятельные работы).
2.   Практическим (экскурсии, практикумы в музее, презентации,
творческие отчёты, записи,
уход за памятниками, конкурсы рисунков).

Занятия кружка  делятся на  три группы:

- Занятия, на которых участники выступают в роли потребителей

   информации (лекции, экскурсии, встречи с представителями

   администрации и другими интересными людьми).

- Занятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке

  (игры, праздники, выставки творческих работ).

- Занятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные

  ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская

  работа, поисковая работа).

  Такое сочетание  форм позволяет получить  наиболее полную информацию об истории        своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Участники программы

В реализации программы участвуют учащиеся  8-9  класса.

Сроки реализации программы: 1 год

 Режим занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения -34 часа, 1 час в неделю.

Время проведения кружка пятница 1500-1545

        

Планируемые результаты

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории родного края  и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к  истории родного края, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Условия реализации программы

Ожидаемый результат:

- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
-   способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах

Содержание программы

1.Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)   

2. Изучение родного края.   (10 часов)

Территория и границы родного края. Понятие родной край. Родной край сегодня, перспективы его развития. Сбор материала  по истории села, встреча с односельчанами. Работа с документами.

3. Родная школа. Ее история (7 часов)

Знакомство с историей возникновения школы. Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Учителя, прославившие Светлогорскую школу. Поисковая работа, проводимая в Светлогорской (Совхозской) школе.

4. Мой дом. Родословная семьи  (4 часа)

Генеалогическое древо и его значение для семьи. Семейная фотография – особая реликвия семьи. Семейные документы – как  источник исторической информации.

5. Военно-патриотическая работа (11 часов)

 Составление буклетов и презентаций по афганской войне, сбор информации об участии наших земляков в сражениях ВОв. Встреча со старожилами села. Беседа о земляках - участниках ВОв. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков. История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим  в годы ВОв.

6. Итоговое занятие  (1 час)

Учебно- тематический план курса «Краеведческий» 34 часа

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Изучение родного края 

10

5

5

3

Родная школа. Ее история

7

1

6

4

Мой дом. Родословная семьи

4

2

2

5

Военно-патриотическая работа

11

2

9

6

Итоговое занятие

1

Тематическое планирование

 №   п/п

                     Тема занятий

Кол-во

часов

1/1

Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка

1

Изучение родного края

10

2/1

Территория и границы родного края. Понятие «родной край»

1

3/2

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1

4/3

Родной край сегодня, перспективы его развития

1

5/4

Поисковая деятельность. Сбор материала о национальных традициях жителей села.

1

6/5

Беседа  «Наше село: прошлое и современность»

1

7/6

Встреча со старожилами села, ветеранами труда.

1

8/7

Краеведческая викторина «История  села в названиях»

1

9/8

Экскурсия в храм «Иоанна Предтечи» в с. Хирино

1

10/9

Экскурсия в Шатковский историко – краеведческий музей

1

11/10

Защита исследовательской работы «История моего села (посёлка)»

1

Родная школа. Ее история

7

12/1

Знакомство с историей возникновения школы

1

13/2

Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний

1

14/3

История Светлогорской средней школы

1

15/4

Оформление альбомов, стендов, папок

1

16/5

Учителя, прославившие Светлогорскую школу

1

17/6

Оформление электронного  альбома о выпускниках школы

1

18/7

Создаем летопись истории Светлогорской школы

1

Мой дом. Родословная семьи

4

19/1

Генеалогическое древо и его значение для семьи

1

20/2

Практикум «Мое генеалогическое древо»

1

21/3

Семейная фотография – особая реликвия семьи

1

22/4

Семейные документы – как  источник исторической информации

1

Военно-патриотическая работа

11

23/1

Герой – это слово особое… (сбор материала)

24/2

«По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне

1

25/3

Практикум «Моя семья в Великой Отечественной войне»

1

26/4

Проект «Летопись о ветеранах Вов»

1

27/5

Оформление выставки «Письма с фронта»

1

28/6

Наш край в годы ВОВ. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков

1

29/7

Уход за памятником – обелиском  павшим односельчанам в годы ВОв

1

30/8

Встреча со старожилами села. Беседа о земляках - участниках ВОв

1

31/9

История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим  в годы ВОв

1

32/10

Промежуточная аттестационная работа. Тестирование.

1

33/11

Выставка «Эхо той войны»

1

34/1

Итоговое занятие

1

Календарно- тематическое планирование

 №   п/п

                     Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

проведения

по плану

факт.

провед.

1/1

Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка

1

Изучение родного края

10

2/1

Территория и границы родного края. Понятие «родной край»

1

3/2

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1

4/3

Родной край сегодня, перспективы его развития

1

5/4

Поисковая деятельность. Сбор материала о национальных традициях жителей села

1

6/5

Беседа  «Наше село: прошлое и современность»

1

7/6

Встреча со старожилами села, ветеранами труда

1

8/7

Краеведческая викторина «История  села в названиях»

1

9/8

Экскурсия в храм «Иоанна Предтечи» в с. Хирино

1

10/9

Экскурсия в Шатковский историко - краеведческий музей

1

11/10

Защита исследовательской работы «История моего села (посёлка)»

1

Родная школа. Ее история

7

12/1

Знакомство с историей возникновения школы

1

13/2

Встречи с педагогами-ветеранами, запись воспоминаний

1

14/3

История Светлогорской  школы

1

15/4

Оформление альбомов, стендов, папок.

1

16/5

Учителя, прославившие Светлогорскую школу

1

17/6

Оформление электронного  альбома о выпускниках школы

1

18/7

Создаем летопись истории Светлогорской школы

1

Мой дом. Родословная семьи

4

19/1

Генеалогическое древо и его значение для семьи

1

20/2

Практикум «Мое генеалогическое древо»

1

21/3

Семейная фотография – особая реликвия семьи

1

22/4

Семейные документы – как  источник исторической информации

1

Военно-патриотическая работа

11

23/1

Герой – это слово особое… (сбор материала)

24/2

«По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне

1

25/3

Практикум «Моя семья в Великой Отечественной войне»

1

26/4

Проект «Летопись о ветеранах ВОв»

1

27/5

Оформление выставки «Письма с фронта»

1

28/6

Наш край в годы ВОВ. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков

1

29/7

Уход за памятником – обелиском  павшим односельчанам в годы ВОв

1

30/8

Встреча со старожилами села. Беседа о земляках - участниках ВОв

1

31/9

 Промежуточная аттестационная работа. Тестирование.

1

32/10

История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим  в годы ВОв

1

33/11

Выставка «Эхо той войны»

1

34/1

Итоговое занятие

1

                                 

Список литературы

  1. Болдырев Р.Д., М.И. Ковальский Наш край  М.1992г.
  2. Боржов В.А. Занимательное краеведение М.1998г.
  3. Валкин М.Х. Историческое краеведение  2001г. Ульяновск
  4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
  5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 
  6. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 
  7. Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
  8. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 
  9. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
  10. Лотышев И.П. Путешествия по родному краю  М.1996г.
  11. Методика историко-краеведческой работы в школе. Под ред Н.С.Борисова , М.1982г.
  12. Чернышева М.В.  Краеведческий материал на уроках по предметам гуманитарного цикла М.1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...