Дополнительная общеобразовательная программа "Краеведческий"
рабочая программа (8 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристическо - краеведческой направленности «Краеведческий» направлена на организацию индивидуальной и коллективно - творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, а также на творческую переработку информации и создание самостоятельных исследований и проектов.
Программа призвана:
- обогатить знаниями об историческом прошлом посёлка, культурных традициях прошлого и настоящего;
- воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости;
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа рассчитана на детей 14,15 лет и реализуется в течении 1 года и 1 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_kraevedcheskiy.docx | 238.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Светлогорская основная школа»
Утверждаю:
Директор школы:
__________________
Приказ от .08.2023 г. №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа туристическо- краеведческой направленности
«Краеведческий»
Возраст учащихся: 14,15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Маляева Валентина Ивановна,
учитель истории
п. Светлогорск, 2023 г.
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С.Пушкин
Пояснительная записка
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наши села: Хирино, Елховка, Паново, и п. Светлогорск хранят богатую историю.
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным.
К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному
краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Краеведческий».
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края; сведения о жизни и деятельности земляков
уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними; высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой.
Цели и задачи программы
Цель программы:
- Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей страны в целом.
- Развитие мотивации школьника к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Задачи программы:
Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и
культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение
общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление,
речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
· системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение
преемственности обучения;
· научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития
современных научных знаний;
· доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
· наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
· деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
· активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
· прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым
занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
· принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы
выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы проведения занятий:
Работа кружка «Краеведческий» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическим (беседа, беседы - встречи, лекции, доклады, кроссворды, викторины, участие в конкурсах, сообщения, конкурсы, конференции, самостоятельные работы).
2. Практическим (экскурсии, практикумы в музее, презентации,
творческие отчёты, записи, уход за памятниками, конкурсы рисунков).
Занятия кружка делятся на три группы:
- Занятия, на которых участники выступают в роли потребителей
информации (лекции, экскурсии, встречи с представителями
администрации и другими интересными людьми).
- Занятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке
(игры, праздники, выставки творческих работ).
- Занятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные
ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская
работа, поисковая работа).
Такое сочетание форм позволяет получить наиболее полную информацию об истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Участники программы
В реализации программы участвуют учащиеся 8-9 класса.
Сроки реализации программы: 1 год
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения -34 часа, 1 час в неделю.
Время проведения кружка пятница 1500-1545
Планируемые результаты
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории родного края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Условия реализации программы
Ожидаемый результат:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Содержание программы
1.Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)
2. Изучение родного края. (10 часов)
Территория и границы родного края. Понятие родной край. Родной край сегодня, перспективы его развития. Сбор материала по истории села, встреча с односельчанами. Работа с документами.
3. Родная школа. Ее история (7 часов)
Знакомство с историей возникновения школы. Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Учителя, прославившие Светлогорскую школу. Поисковая работа, проводимая в Светлогорской (Совхозской) школе.
4. Мой дом. Родословная семьи (4 часа)
Генеалогическое древо и его значение для семьи. Семейная фотография – особая реликвия семьи. Семейные документы – как источник исторической информации.
5. Военно-патриотическая работа (11 часов)
Составление буклетов и презентаций по афганской войне, сбор информации об участии наших земляков в сражениях ВОв. Встреча со старожилами села. Беседа о земляках - участниках ВОв. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков. История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОв.
6. Итоговое занятие (1 час)
Учебно- тематический план курса «Краеведческий» 34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Изучение родного края | 10 | 5 | 5 |
3 | Родная школа. Ее история | 7 | 1 | 6 |
4 | Мой дом. Родословная семьи | 4 | 2 | 2 |
5 | Военно-патриотическая работа | 11 | 2 | 9 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1/1 | Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка | 1 |
Изучение родного края | 10 | |
2/1 | Территория и границы родного края. Понятие «родной край» | 1 |
3/2 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 |
4/3 | Родной край сегодня, перспективы его развития | 1 |
5/4 | Поисковая деятельность. Сбор материала о национальных традициях жителей села. | 1 |
6/5 | Беседа «Наше село: прошлое и современность» | 1 |
7/6 | Встреча со старожилами села, ветеранами труда. | 1 |
8/7 | Краеведческая викторина «История села в названиях» | 1 |
9/8 | Экскурсия в храм «Иоанна Предтечи» в с. Хирино | 1 |
10/9 | Экскурсия в Шатковский историко – краеведческий музей | 1 |
11/10 | Защита исследовательской работы «История моего села (посёлка)» | 1 |
Родная школа. Ее история | 7 | |
12/1 | Знакомство с историей возникновения школы | 1 |
13/2 | Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний | 1 |
14/3 | История Светлогорской средней школы | 1 |
15/4 | Оформление альбомов, стендов, папок | 1 |
16/5 | Учителя, прославившие Светлогорскую школу | 1 |
17/6 | Оформление электронного альбома о выпускниках школы | 1 |
18/7 | Создаем летопись истории Светлогорской школы | 1 |
Мой дом. Родословная семьи | 4 | |
19/1 | Генеалогическое древо и его значение для семьи | 1 |
20/2 | Практикум «Мое генеалогическое древо» | 1 |
21/3 | Семейная фотография – особая реликвия семьи | 1 |
22/4 | Семейные документы – как источник исторической информации | 1 |
Военно-патриотическая работа | 11 | |
23/1 | Герой – это слово особое… (сбор материала) | |
24/2 | «По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне | 1 |
25/3 | Практикум «Моя семья в Великой Отечественной войне» | 1 |
26/4 | Проект «Летопись о ветеранах Вов» | 1 |
27/5 | Оформление выставки «Письма с фронта» | 1 |
28/6 | Наш край в годы ВОВ. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков | 1 |
29/7 | Уход за памятником – обелиском павшим односельчанам в годы ВОв | 1 |
30/8 | Встреча со старожилами села. Беседа о земляках - участниках ВОв | 1 |
31/9 | История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОв | 1 |
32/10 | Промежуточная аттестационная работа. Тестирование. | 1 |
33/11 | Выставка «Эхо той войны» | 1 |
34/1 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | факт. провед. | |||
1/1 | Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка | 1 | ||
Изучение родного края | 10 | |||
2/1 | Территория и границы родного края. Понятие «родной край» | 1 | ||
3/2 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 | ||
4/3 | Родной край сегодня, перспективы его развития | 1 | ||
5/4 | Поисковая деятельность. Сбор материала о национальных традициях жителей села | 1 | ||
6/5 | Беседа «Наше село: прошлое и современность» | 1 | ||
7/6 | Встреча со старожилами села, ветеранами труда | 1 | ||
8/7 | Краеведческая викторина «История села в названиях» | 1 | ||
9/8 | Экскурсия в храм «Иоанна Предтечи» в с. Хирино | 1 | ||
10/9 | Экскурсия в Шатковский историко - краеведческий музей | 1 | ||
11/10 | Защита исследовательской работы «История моего села (посёлка)» | 1 | ||
Родная школа. Ее история | 7 | |||
12/1 | Знакомство с историей возникновения школы | 1 | ||
13/2 | Встречи с педагогами-ветеранами, запись воспоминаний | 1 | ||
14/3 | История Светлогорской школы | 1 | ||
15/4 | Оформление альбомов, стендов, папок. | 1 | ||
16/5 | Учителя, прославившие Светлогорскую школу | 1 | ||
17/6 | Оформление электронного альбома о выпускниках школы | 1 | ||
18/7 | Создаем летопись истории Светлогорской школы | 1 | ||
Мой дом. Родословная семьи | 4 | |||
19/1 | Генеалогическое древо и его значение для семьи | 1 | ||
20/2 | Практикум «Мое генеалогическое древо» | 1 | ||
21/3 | Семейная фотография – особая реликвия семьи | 1 | ||
22/4 | Семейные документы – как источник исторической информации | 1 | ||
Военно-патриотическая работа | 11 | |||
23/1 | Герой – это слово особое… (сбор материала) | |||
24/2 | «По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне | 1 | ||
25/3 | Практикум «Моя семья в Великой Отечественной войне» | 1 | ||
26/4 | Проект «Летопись о ветеранах ВОв» | 1 | ||
27/5 | Оформление выставки «Письма с фронта» | 1 | ||
28/6 | Наш край в годы ВОВ. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков | 1 | ||
29/7 | Уход за памятником – обелиском павшим односельчанам в годы ВОв | 1 | ||
30/8 | Встреча со старожилами села. Беседа о земляках - участниках ВОв | 1 | ||
31/9 | Промежуточная аттестационная работа. Тестирование. | 1 | ||
32/10 | История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОв | 1 | ||
33/11 | Выставка «Эхо той войны» | 1 | ||
34/1 | Итоговое занятие | 1 |
Список литературы
- Болдырев Р.Д., М.И. Ковальский Наш край М.1992г.
- Боржов В.А. Занимательное краеведение М.1998г.
- Валкин М.Х. Историческое краеведение 2001г. Ульяновск
- Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
- Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
- Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.
- Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
- Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
- Лотышев И.П. Путешествия по родному краю М.1996г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Под ред Н.С.Борисова , М.1982г.
- Чернышева М.В. Краеведческий материал на уроках по предметам гуманитарного цикла М.1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
- Мне нравится (1)