Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»
рабочая программа

Долгова Елена Владимировна
  1. Муниципальное казенное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

     

     

    РАССМОТРЕНО

     

    На заседании педагогического совета

    Протокол от  17.05.2024 г № 3

    РАССМОТРЕНО

     

    На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5

    г. Бирюсинска

     

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий МКДОУ             детским садом № 5 г.     Бирюсинска

    ___________ Батурина Е.А.

     

    Приказ от 22.07.2024 г  № 58

     

     

     

     

    Дополнительная общеобразовательная программа

    по художественно-эстетическому развитию

     «Юный художник»

     

               

     

     

                                Адресат программы 

    Обучающиеся 5-7 лет

                Срок реализации –  2 года

     

     

                Разработчик программы:

                      Долгова Елена Владимировна,

     педагог дополнительного образования

    МКДОУ детского сада № 5 г.Бирюсинска                         

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Бирюсинск, 2024-2025 г.

     

    СОДЕРЖАНИЕ:

     

     

     

     

     

    1. Целевой раздел

    3

    1.1 Пояснительная записка

    3

    1.2 Цель, задачи

    4

    1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность

    4

    1.4 Комплекс основных характеристик

    5

    II.      Содержательный раздел

    6

    2.1. Учебный план

    6

    2.2. Календарный-учебный график

    7

    2.3 Содержание программы

    7

    2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы

    12

    2.5 Методическое обеспечение программы

    14

    III.     Используемая литература

    17

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Целевой раздел

     

    1. Пояснительная записка

    Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

    1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».

    2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

    3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.

    4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

    5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

    6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.

    Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. Василий Александрович Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

    Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Формирует духовный мир детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.                                            

    Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно сочетание традиционного и нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    1.2 Цель и задачи

     

    Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования.

    Сформировать интерес к познанию истории культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

    Основные задачи программы:

    Развивающие:

    • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
    • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

    Воспитательные:

    • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
    • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

    Образовательные:

    • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
    • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), учить понимать выразительные средства искусства;
    • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
    • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
    • Формировать умение оценивать созданные изображения;
    • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
    • Развивать творческие способности детей;
    • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
    • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
    • Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
    •  

    1.3 Актуальность программы.

    Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

    Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

    Педагогическая целесообразность

    Творчество неразрывно связано с воображением - своеобразной формой отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Поэтому развитие творческого воображения является необходимой составляющей в формировании художественно-творческих способностей у ребенка.

    Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия, затем возникает интерес к результату, к продукту деятельности. Этот продукт-рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Дети получают удовольствие от рисования в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий близких игре.

     

    1.4 Комплекс основных характеристик

    Программа направлена на обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с нетрадиционными техниками рисования. В ходе занятий детям будут даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров, таких как пейзаж, портрет, натюрморт.

    Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5 - 7 лет

    Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии групповая (10-15 человек)

    Режим занятий:

    Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раза в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей группы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.

    Объем и срок освоения программы:

    Первый год обучения - 38 часов, (2 группы);

    Второй год обучения – 38 часов, (2 группы).

    1. Содержательный раздел

     

    2.1. Учебный план

    Первый год обучения

     

    Название разделов, тем

    Количество часов

    Форма промежу

    точной (итоговой)

    аттестации

    всего

    теория

    практика

    1.

    «Условия безопасной работы»

    Знакомство с чудо помощниками

     

    1

    1

    0

     

    2.

    Печать листьями

    3

    1

    2

    Выставка работ

    3.

    Рисование пальчиками, ладошкой

    3

    1

    2

    Выставка работ

    4.

    Кляксография

    3

    1

    2

    Выставка работ

    5.

    Оттиск мятой бумагой

    3

    1

    2

    Выставка работ

    6.

    Набрызг

    3

    1

    2

    Выставка работ

    7.

    Восковые мелки (свеча) + акварель

    3

    1

    2

    Выставка работ

    8.

    Монотипия

    3

    1

    2

    Выставка работ

    9.

    Декоративно прикладное искусство

    4

    1

    3

    Выставка работ

    10.

    Оттиск поролоном

    3

    1

    2

    Выставка работ

    11.

    Орнамент

    3

    1

    2

    Выставка работ

    12.

    Рисование солью, манной крупой

    3

    1

    2

    Выставка работ

    13.

    Граттаж

    3

    1

    2

    Выставка работ

     

    Итого:

    38

    13

    25

     

     

     

    Второй год обучения

     

    Название разделов, тем

    Количество часов

    Форма промежу

    точной (итоговой)

    аттестации

    всего

    теория

    практика

    1.

    Пейзаж

    9

    2

    7

    Выставка работ

    2.

    Портрет

    9

    2

    7

    Выставка работ

    3.

    Натюрморт

    9

    2

    7

    Выставка работ

    4.

    Декоративно прикладное искусство

    11

    2

    9

    Выставка работ

     

    Итого:

    38

    8

    30

     

     
    1. Календарный-учебный график

     

    Первый год обучения

    Раздел/

    месяц

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    Раздел 1

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 2

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 3

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 4

     

    2

    1

     

     

     

     

     

     

    Раздел 5

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

    Раздел 6

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    Раздел 7

     

     

     

    1

    2

     

     

     

     

    Раздел 8

     

     

     

     

    2

    1

     

     

     

    Раздел 9

     

     

     

     

     

    3

    1

     

     

    Раздел 10

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

    Раздел 11

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

    Раздел 12

     

     

     

     

     

     

     

    2

    1

    Раздел 13

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

    Промежуточная аттестация

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Всего

    4

    5

    4

    4

    4

    4

    4

    5

    4

     

     

     

    Второй год обучения

     

    Раздел/

    месяц

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    Раздел 1

    4

    5

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 2

     

     

    4

    4

    1

     

     

     

     

    Раздел 3

     

     

     

     

    3

    4

    2

     

     

    Раздел 4

     

     

     

     

     

     

    2

    5

    4

    Промежуточная аттестация

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Всего

    4

    5

    4

    4

    4

    4

    4

    5

    4

     

    2.3 Содержание программы

    Первый год обучения

    Введение в образовательную программу.

    Количество часов - 1. Теория-1, практика-0.

    Теория: «Условия безопасной работы».

    Знакомство с учащимися. Беседа об изобразительном искусстве, нетрадиционных техниках и средствах рисования.

    Знакомство с инструментами, приспособлениями и материалами.

    Инструктаж по технике безопасности.

    1. Печать листьями.

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «печать листьями». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осенний пейзаж», «Пейзаж. Река осенняя», «Друзья наши меньшие».

    1. «Рисование пальчиками, ладошкой»

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Рисование пальчиками, ладошкой». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Волшебная ладонь», «Подводный мир», «Зимующие птицы».

    1. Кляксография

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Весёлые кляксы», «Сам себе парикмахер», «Цветы в вазе».

    1. Оттиск мятой бумагой

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск мятой бумагой». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осенний лес», «Зимний лес», «Ваза с цветами».

    1. Набрызг

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Необычный космос», «Ночной город», «Зимний пейзаж».

    1. Восковые мелки (свеча) + акварель

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Восковые мелки и акварель». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Морозный узор», «Аквариум», «Подводный мир».

    1. Монотипия

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «На лесной опушке», «Бабочка прилетела», «Букет цветов».

    1. Декоративно прикладное искусство

    Количество часов - 4. Теория-1, практика-3.

    Теория: это широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, совмещающих утилитарную и художественную функции. Объяснение последовательности работы, правил выполнения элементов росписи.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Дымковская игрушка», «Голубая гжель», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома».

    1. Оттиск поролоном

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск поролоном». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Зимний пейзаж», «Радужный мир», «Натюрморт (шаблон)».

    1.  Орнамент

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с узором, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Украшаем платьице», «Платок для бабушки», «Чайный сервиз».

    1.  Рисование солью, манной крупой

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Рисование солью (манной крупой)». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Первые цветы», «Зайка под деревом», «Цветик семицветик».

    1.  Граттаж

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Граттаж». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Букет цветов», «Лесной массив», «Космос».

     

    Второй год обучения

    1. Пейзаж

    Количество часов – 9. Теория-2, практика -7

    Цель: познакомить учащихся с жанром живописи «Пейзаж»

    Развивать художественные способности, творческое мышление, воображение.

    Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин с изображением пейзажа. На занятиях учащиеся выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами (акварельными цветными карандашами, цветными мелками и т.п.). Большое внимание уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т.д.), методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски.

    Теория:

    Беседа о живописи, её видах и направлениях. Закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж. Отражение средствами живописи или графики естественной, или измененной человеком природы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Правила выполнения пейзажа», «Весенний пейзаж», «Осенний пейзаж», Летний пейзаж», «Горный массив», «Зимний пейзаж», «Пейзаж (графика)», «Городской пейзаж», «Пейзаж полей».

    1.  Портрет

    Количество часов – 9. Теория-2, практика -7

    Цель: познакомить учащихся с жанром живописи «Портрет»

    Развивать художественные способности, творческое мышление, воображение.

    Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин с изображением портрета. На занятиях учащиеся выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами (акварельными цветными карандашами, цветными мелками и т.п.). Большое внимание уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т.д.), методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски.

    Теория:

    Беседа о живописи, её видах и направлениях. Закрепить знания детей о жанре живописи – портрет. Знания о пропорциях лица человека. Форме и пропорциях тела человека.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Правила рисования портрета», «Дорисую», «Автопортрет», «Портрет моего друга», «Моя семья», «Рисунок куклы с натуры», «Сам себе парикмахер», «Портрет папы (мамы) на роботе», «Портрет сказочного героя».

    1. Натюрморт

    Количество часов – 9. Теория-2, практика -7

    Цель: познакомить учащихся с жанром живописи «Натюрморт»

    Развивать художественные способности, творческое мышление, воображение.

    Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин с изображением натюрморта. На занятиях учащиеся выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами (акварельными цветными карандашами, цветными мелками и т.п.). Большое внимание уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т.д.), методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски.

    Теория:

    Беседа о живописи, её видах и направлениях. Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Учить детей рисовать с натуры различные овощи и фрукты подбирая нужные цвета.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Правила рисования натюрморта», «Букет в вазе», «Блюдо с овощами», «Рисуем глядя на картину», «Блюдо с фруктами», «Фрукты на столе», «Ваза с цветами», «Композиция», «Корзина с дарами из леса».

    1. Декоративно прикладное искусство

    Количество часов – 11. Теория-2, практика -9

    Это широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, совмещающих утилитарную и художественную функции.

    Теория: закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве. Цветовом строе русской росписи, элементах росписи. Истории возникновения изучаемой росписи используя технологию Н.А. Коротковой «Река времени».

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Гжельские мотивы», «Гжельская посуда», Хохломские мотивы», «Волшебная птица», «Блюдо хохлома», «Дымковская барышня», «Дымковская игрушка», «Матрёшка из села Дымково», «Досточка городецкая», «Городецкий конь», «Городецкая посуда».

     

    1.  Планируемые результаты и оценочные материалы

     

    Первый учебный год:

    • Радоваться созданным индивидуальным и коллективным работам.
    • Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета и их оттенки.
    • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
    • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
    • Правильно пользоваться средствами изображения.
    • Использовать нетрадиционные техники рисования.

     

    Второй учебный год:

    • закрепят знания о нетрадиционной технике рисования, средствах и способов изображения;
    •  проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, объектов и явлений природы;
    • Знать жанры живописи, определённые программой.

     

    Формы проведения итогов реализации образовательной программы

    К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированность изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

    Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

    Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

    Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью (рисование)

     

    Имя ребенка

    Форма

    Изображение предметов

    Пропорции

    Композиция

    Аккуратность

    Передача движения

    Цвет

     

    Общее число баллов

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Итого  баллов по критериям

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием

    Передача формы:

    -форма передана точно

    Изображение предмета:

    Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

    Передача пропорций предмета в изображении:

    Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

    Композиция:

    Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

    Аккуратность:

    Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

    Передача движений:

    Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

    Цвет: Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов)

    Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

    Программой предусмотрены три уровня усвоения программы

    Первый уровень – допустимый. Ребёнок при выполнении задания опирается на помощь педагога. Нуждается в дополнительных пояснениях, помощи, поощрении.

    Второй уровень – средний. Учащийся может работать самостоятельно, опираясь на словесный комментарий и демонстрацию. Иногда нуждается в пояснениях педагога.

    Третий уровень – высокий. Ребёнок справляется с поставленной задачей. Не нуждается в дополнительной помощи.

     

    2.5 Методическое обеспечение программы

    Материально-техническое обеспечение программы:

    Занятия по освоению программы проходят в изостудии;

    Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

    Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра.

    Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.

    Методическое сопровождение

    • учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
    • работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
    • массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки).

    Виды дидактических материалов:

    Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

    • схематический  (рисунки, шаблоны)
    • картинный  (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
    • дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
    • тематические подборки материалов, игр.

     

    Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

    Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.

     Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:

    • методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
    • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (копирование, выполнение отдельных элементов по образцу); частично-поисковые (разработка сюжета одной или коллективной работы по заданной теме).

    Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.

     

    Алгоритм учебного занятия

     

    1. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).

    2. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.

    3. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.

     

    Кадровое обеспечение

      Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    III.     Используемая литература

    1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
    2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
    3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
    4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
    5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
    6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
    7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
    8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
    9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
    10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
    11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
    12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
    13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
    14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»

      Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...

Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 15.05.2024г. № 3 РАССМОТРЕНО...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Я рисую солнце» Для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024г.№ 3РАССМОТРЕНО На ...