Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»
рабочая программа
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического совета
Протокол от 17.05.2024 г № 3
РАССМОТРЕНО
На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5
г. Бирюсинска
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ детским садом № 5 г. Бирюсинска
___________ Батурина Е.А.
Приказ от 22.07.2024 г № 58
Дополнительная общеобразовательная программа
по художественно-эстетическому развитию
«Юный художник»
Адресат программы
Обучающиеся 5-7 лет
Срок реализации – 2 года
Разработчик программы:
Долгова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
МКДОУ детского сада № 5 г.Бирюсинска
Бирюсинск, 2024-2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Целевой раздел
3
1.1 Пояснительная записка
3
1.2 Цель, задачи
4
1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность
4
1.4 Комплекс основных характеристик
5
II. Содержательный раздел
6
2.1. Учебный план
6
2.2. Календарный-учебный график
7
2.3 Содержание программы
7
2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы
12
2.5 Методическое обеспечение программы
14
III. Используемая литература
17
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. Василий Александрович Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Формирует духовный мир детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.
Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно сочетание традиционного и нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
1.2 Цель и задачи
Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования.
Сформировать интерес к познанию истории культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), учить понимать выразительные средства искусства;
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- Формировать умение оценивать созданные изображения;
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- Развивать творческие способности детей;
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
1.3 Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Педагогическая целесообразность
Творчество неразрывно связано с воображением - своеобразной формой отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Поэтому развитие творческого воображения является необходимой составляющей в формировании художественно-творческих способностей у ребенка.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия, затем возникает интерес к результату, к продукту деятельности. Этот продукт-рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Дети получают удовольствие от рисования в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий близких игре.
1.4 Комплекс основных характеристик
Программа направлена на обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с нетрадиционными техниками рисования. В ходе занятий детям будут даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров, таких как пейзаж, портрет, натюрморт.
Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5 - 7 лет
Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии групповая (10-15 человек)
Режим занятий:
Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раза в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей группы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.
Объем и срок освоения программы:
Первый год обучения - 38 часов, (2 группы);
Второй год обучения – 38 часов, (2 группы).
- Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Первый год обучения
№
Название разделов, тем
Количество часов
Форма промежу
точной (итоговой)
аттестации
всего
теория
практика
1.
«Условия безопасной работы»
Знакомство с чудо помощниками
1
1
0
2.
Печать листьями
3
1
2
Выставка работ
3.
Рисование пальчиками, ладошкой
3
1
2
Выставка работ
4.
Кляксография
3
1
2
Выставка работ
5.
Оттиск мятой бумагой
3
1
2
Выставка работ
6.
Набрызг
3
1
2
Выставка работ
7.
Восковые мелки (свеча) + акварель
3
1
2
Выставка работ
8.
Монотипия
3
1
2
Выставка работ
9.
Декоративно прикладное искусство
4
1
3
Выставка работ
10.
Оттиск поролоном
3
1
2
Выставка работ
11.
Орнамент
3
1
2
Выставка работ
12.
Рисование солью, манной крупой
3
1
2
Выставка работ
13.
Граттаж
3
1
2
Выставка работ
Итого:
38
13
25
Второй год обучения
№
Название разделов, тем
Количество часов
Форма промежу
точной (итоговой)
аттестации
всего
теория
практика
1.
Пейзаж
9
2
7
Выставка работ
2.
Портрет
9
2
7
Выставка работ
3.
Натюрморт
9
2
7
Выставка работ
4.
Декоративно прикладное искусство
11
2
9
Выставка работ
Итого:
38
8
30
- Календарный-учебный график
Первый год обучения
Раздел/
месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Раздел 1
1
Раздел 2
3
Раздел 3
3
Раздел 4
2
1
Раздел 5
3
Раздел 6
3
Раздел 7
1
2
Раздел 8
2
1
Раздел 9
3
1
Раздел 10
3
Раздел 11
3
Раздел 12
2
1
Раздел 13
3
Промежуточная аттестация
Всего
4
5
4
4
4
4
4
5
4
Второй год обучения
Раздел/
месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Раздел 1
4
5
Раздел 2
4
4
1
Раздел 3
3
4
2
Раздел 4
2
5
4
Промежуточная аттестация
Всего
4
5
4
4
4
4
4
5
4
2.3 Содержание программы
Первый год обучения
Введение в образовательную программу.
Количество часов - 1. Теория-1, практика-0.
Теория: «Условия безопасной работы».
Знакомство с учащимися. Беседа об изобразительном искусстве, нетрадиционных техниках и средствах рисования.
Знакомство с инструментами, приспособлениями и материалами.
Инструктаж по технике безопасности.
- Печать листьями.
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «печать листьями». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осенний пейзаж», «Пейзаж. Река осенняя», «Друзья наши меньшие».
- «Рисование пальчиками, ладошкой»
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Рисование пальчиками, ладошкой». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Волшебная ладонь», «Подводный мир», «Зимующие птицы».
- Кляксография
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Весёлые кляксы», «Сам себе парикмахер», «Цветы в вазе».
- Оттиск мятой бумагой
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск мятой бумагой». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осенний лес», «Зимний лес», «Ваза с цветами».
- Набрызг
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Необычный космос», «Ночной город», «Зимний пейзаж».
- Восковые мелки (свеча) + акварель
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Восковые мелки и акварель». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Морозный узор», «Аквариум», «Подводный мир».
- Монотипия
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «На лесной опушке», «Бабочка прилетела», «Букет цветов».
- Декоративно прикладное искусство
Количество часов - 4. Теория-1, практика-3.
Теория: это широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, совмещающих утилитарную и художественную функции. Объяснение последовательности работы, правил выполнения элементов росписи.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Дымковская игрушка», «Голубая гжель», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома».
- Оттиск поролоном
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск поролоном». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Зимний пейзаж», «Радужный мир», «Натюрморт (шаблон)».
- Орнамент
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с узором, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Украшаем платьице», «Платок для бабушки», «Чайный сервиз».
- Рисование солью, манной крупой
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Рисование солью (манной крупой)». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Первые цветы», «Зайка под деревом», «Цветик семицветик».
- Граттаж
Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.
Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Граттаж». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Букет цветов», «Лесной массив», «Космос».
Второй год обучения
- Пейзаж
Количество часов – 9. Теория-2, практика -7
Цель: познакомить учащихся с жанром живописи «Пейзаж»
Развивать художественные способности, творческое мышление, воображение.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин с изображением пейзажа. На занятиях учащиеся выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами (акварельными цветными карандашами, цветными мелками и т.п.). Большое внимание уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т.д.), методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски.
Теория:
Беседа о живописи, её видах и направлениях. Закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж. Отражение средствами живописи или графики естественной, или измененной человеком природы.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Правила выполнения пейзажа», «Весенний пейзаж», «Осенний пейзаж», Летний пейзаж», «Горный массив», «Зимний пейзаж», «Пейзаж (графика)», «Городской пейзаж», «Пейзаж полей».
- Портрет
Количество часов – 9. Теория-2, практика -7
Цель: познакомить учащихся с жанром живописи «Портрет»
Развивать художественные способности, творческое мышление, воображение.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин с изображением портрета. На занятиях учащиеся выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами (акварельными цветными карандашами, цветными мелками и т.п.). Большое внимание уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т.д.), методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски.
Теория:
Беседа о живописи, её видах и направлениях. Закрепить знания детей о жанре живописи – портрет. Знания о пропорциях лица человека. Форме и пропорциях тела человека.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Правила рисования портрета», «Дорисую», «Автопортрет», «Портрет моего друга», «Моя семья», «Рисунок куклы с натуры», «Сам себе парикмахер», «Портрет папы (мамы) на роботе», «Портрет сказочного героя».
- Натюрморт
Количество часов – 9. Теория-2, практика -7
Цель: познакомить учащихся с жанром живописи «Натюрморт»
Развивать художественные способности, творческое мышление, воображение.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин с изображением натюрморта. На занятиях учащиеся выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами (акварельными цветными карандашами, цветными мелками и т.п.). Большое внимание уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т.д.), методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски.
Теория:
Беседа о живописи, её видах и направлениях. Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Учить детей рисовать с натуры различные овощи и фрукты подбирая нужные цвета.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Правила рисования натюрморта», «Букет в вазе», «Блюдо с овощами», «Рисуем глядя на картину», «Блюдо с фруктами», «Фрукты на столе», «Ваза с цветами», «Композиция», «Корзина с дарами из леса».
- Декоративно прикладное искусство
Количество часов – 11. Теория-2, практика -9
Это широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, совмещающих утилитарную и художественную функции.
Теория: закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве. Цветовом строе русской росписи, элементах росписи. Истории возникновения изучаемой росписи используя технологию Н.А. Коротковой «Река времени».
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Гжельские мотивы», «Гжельская посуда», Хохломские мотивы», «Волшебная птица», «Блюдо хохлома», «Дымковская барышня», «Дымковская игрушка», «Матрёшка из села Дымково», «Досточка городецкая», «Городецкий конь», «Городецкая посуда».
- Планируемые результаты и оценочные материалы
Первый учебный год:
- Радоваться созданным индивидуальным и коллективным работам.
- Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета и их оттенки.
- Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
- Правильно пользоваться средствами изображения.
- Использовать нетрадиционные техники рисования.
Второй учебный год:
- закрепят знания о нетрадиционной технике рисования, средствах и способов изображения;
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, объектов и явлений природы;
- Знать жанры живописи, определённые программой.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированность изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью (рисование)
№
Имя ребенка
Форма
Изображение предметов
Пропорции
Композиция
Аккуратность
Передача движения
Цвет
Общее число баллов
1
2
3
Итого баллов по критериям
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием
Передача формы:
-форма передана точно
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
Цвет: Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
Программой предусмотрены три уровня усвоения программы
Первый уровень – допустимый. Ребёнок при выполнении задания опирается на помощь педагога. Нуждается в дополнительных пояснениях, помощи, поощрении.
Второй уровень – средний. Учащийся может работать самостоятельно, опираясь на словесный комментарий и демонстрацию. Иногда нуждается в пояснениях педагога.
Третий уровень – высокий. Ребёнок справляется с поставленной задачей. Не нуждается в дополнительной помощи.
2.5 Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия по освоению программы проходят в изостудии;
Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра.
Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.
Методическое сопровождение
- учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
- работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
- массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки).
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
- схематический (рисунки, шаблоны)
- картинный (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
- тематические подборки материалов, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (копирование, выполнение отдельных элементов по образцу); частично-поисковые (разработка сюжета одной или коллективной работы по заданной теме).
Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).
2. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.
3. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
III. Используемая литература
- Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
- Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
- Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
- Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...
Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 15.05.2024г. № 3 РАССМОТРЕНО...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Я рисую солнце» Для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024г.№ 3РАССМОТРЕНО На ...