Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»
рабочая программа
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического совета
Протокол от 17.05.2024 г.
№ 3
РАССМОТРЕНО
На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5
г. Бирюсинска
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МКДОУ детским садом № 5 г. Бирюсинска
_________Батурина Е.А.
Приказ от 22.07.2024 г.
№ 58
Дополнительная общеобразовательная программа
по художественно-эстетическому развитию
«Чудеса из бумаги»
Адресат программы
Обучающиеся 5-7 лет
Срок реализации – 2 года
Разработчик программы:
Долгова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска
Бирюсинск, 2024-2025 г.
Содержание
- Целевой раздел
2
1.1 Пояснительная записка
2
1.2 Цель, задачи
3
1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность
4
1.4 Комплекс основных характеристик
5
II. Содержательный раздел
6
2.1. Учебный план
6
2.2. Календарный-учебный график
6
2.3 Содержание программы
7
2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы
9
2.5 Методическое обеспечение программы
10
III. Используемая литература
12
Приложение № 1
13
Приложение № 2
14
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа «Чудеса из бумаги» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3. Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года».
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642.
5. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196.
7. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1441.
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 года № 882/391.
9. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи)
12. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский Василий Александрович.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалом, дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
1.2 Цель и задачи
Цель: Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.
Задачи:
1. Образовательные:
- Обучать детей различным приёмам и способам выполнения работ из бумаги;
- знакомить со свойствами и качеством бумаги;
- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги;
- знакомить со средствами художественной выразительности.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности детей через бумагопластику;
- развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; внимание, память, воображение, любознательность;
- обогащать сенсорный опыт;
- развивать эстетический вкус;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, точность движений;
- формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к бумагопластике;
- воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях;
- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям, уважение к труду другого человека;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному;
- поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы. В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Актуальность опыта работы заключается в том, что он способствует подготовке детей к успешному обучению в школе;
отражает потребность детей творить, создавать, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.
Педагогическая целесообразность. Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.
Новизна данной дополнительной программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного напряжения.
1.4 Комплекс основных характеристик
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.
Направленность программы: художественная.
Форма организации: групповая
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5 - 7 лет
Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии групповая (8-15 человек)
Режим занятий:
Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раза в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей группы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.
Объем и срок освоения программы:
Первый год обучения - 38 часов (1 группы);
Второй год обучения – 38 часов (1 группы).
- Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Первый год обучения
№
Название разделов
Количество часов
Форма
промежуточной (итоговой)
аттестации
Всего
занятий
теория
практика
1.
Простая аппликация
6
1
5
Выставка работ
2.
Обрывная аппликация
12
2
10
Выставка работ
3
Объёмная аппликация
12
2
10
Выставка работ
4
Торцевание
8
1
7
Выставка работ
Итого:
38
6
32
Второй год обучения
№
Название разделов
Количество часов
Форма
промежуточной (итоговой)
аттестации
Всего
занятий
теория
практика
1.
Папье-маше
12
2
10
Выставка работ
2.
Оригами
14
2
12
Выставка работ
3.
Модульная аппликация
12
2
10
Выставка работ
Итого:
38
6
32
2.2. Календарный-учебный график
Первый год обучения.
Раздел/
месяц
сентябрь
Октя
брь
Ноя
брь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Раздел 1
4
2
Раздел 2
3
4
4
1
Раздел 3
3
4
4
1
Раздел 4
4
4
Всего
4
5
4
4
4
4
4
5
4
Второй год обучения.
Раздел/
месяц
сентябрь
Октя
брь
Ноя
брь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Раздел 1
4
5
3
Раздел 2
1
4
4
4
1
Раздел 3
3
5
4
Всего
4
5
4
4
4
4
4
5
4
2.3 Содержание программы
Первый год обучения
- Простая аппликация
Количество часов – 6. Теория-1, практика-5.
Теория: развивать у детей умение составлять предмет из нескольких частей; научить располагать в узоре несколько форм; развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту; развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы; познакомить с формой овала и треугольника; освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Зонтики», «Осенние берёзки», «Аквариум», «Ночной город», «Птицы», «Дары осени».
- Обрывная аппликация
Количество часов – 12. Теория-2, практика-10.
Теория: научить детей обрывной техники аппликации, развивать у детей воображение, продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к художественному творчеству, развивать мелкую моторику рук детей, воображение и фантазию, учить аккуратно пользоваться клеем. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осеннее дерево», «Пейзаж», «Фрукты», «Река», «Летний пейзаж», «Домашние питомцы»,
«Мотив сказки», «Дикие животные», «Ваза с цветами», «Натюрморт с натуры», «Осенний пейзаж», «Закрепление техники. Работа по замыслу детей».
- Объёмная аппликация
Количество часов – 12. Теория-2, практика-10.
Теория: закрепить навык работы техники объёмная аппликация; совершенствовать знания об окружающем мире (формы, размеры, окраска цветов); формировать представлений о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи: различными приемами обработки салфеток, бумаги, картона, цветом, расположением элементов на плоскости. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Павлин», «Ягоды», «Подводный мир», «Овощи в банке», «Весёлый осьминог», «Фруктовые деревья», «Я», «Лебедь на пруду», «Балерина», «Цветущее поле», «Мои друзья», «Закрепление техники. Работа по замыслу детей».
- Торцевание
Количество часов – 8. Теория-1, практика-7.
Теория: Закрепить технику торцевания, обеспечить отработку умений при торцевании: вырезание квадратов с разметкой «на глаз», приклеивание деталей; Развивать умение анализировать, координацию движений рук, мелкие мышцы пальцев, глазомер, обогащать словарный запас, развивать творческие способности;
Воспитывать эстетический вкус, культуру труда, экономическое обращение с бумагой, экологическое воспитание. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Цветик семи-цветик»,
«Братья наши меньшие», «Зимующие птицы», «Подводный мир», «Портрет моего друга», «Блюдо с фруктами», «Бабочка», «По мотиву сказки».
Второй год обучения
- Папье-маше
Количество часов – 12. Теория-2, практика-10.
Теория: познакомить детей с техникой папье-маше и ее способами; развивать творческие способности детей; Объяснение последовательности работы, правил выполнения.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Блюдце», «Завершение работы», «Роспись блюдца», «Чашка», «Завершение работы», «Роспись чашки», «Сфера», «Завершение работы», «Роспись сферы (планета)», «Маска», «Завершение работы», «Роспись маски».
- Оригами
Количество часов – 14. Теория-2, практика-12.
Теория: Формирование всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами. Продолжать учить детей различными приемами работы с бумагой: сгибание, складывание, надрезание, склеивание. Развитие внимания, памяти, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Котёнок», «Лягушка», «Рыбка», «Зайчик», «Цветок», «Лисичка», «Тигрёнок», «Самолёт», «Машинка», «Кораблик», «Щенок», «Медвежонок», «Львёнок», «Цветы».
- Модульная аппликация
Количество часов – 12. Теория-2, практика-10.
Теория: Научить детей модульной аппликации (мозаика). Это техника, при которой образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации используются вырезанные кружки, квадратики, треугольники. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Солнце», «Морской пейзаж», «Пейзаж полей», «Лесной пейзаж», «Натюрморт», «Портрет», «Цыплёнок», «Домашние любимцы», «Попугай», «Аквариум», «Белочка», «Бабочка».
2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы
Первый год обучения:
К концу первого года обучения дети будут знать и различать обычную аппликацию от обрывной аппликации; познакомятся с такими видами работы с бумагой, как: аппликация, обрывная аппликация, объёмная аппликация, торцевание. (приложение 1)
Второй год обучения:
Дети закрепят знания о изученных методов работы с бумагой и овладеют новыми техниками работы с бумагой, такие как: папье-маше, оригами, модульная аппликация. (приложение 2)
Формами подведения итогов реализации программы являются: выставки детских работ.
Оценочные материалы
Оценка уровня освоения программы осуществляется по критериям,
соответствующим задачам программы. Показатели составлены с учетом ожидаемых результатов реализации программы. Индикаторы определены, исходя из форм контроля и аттестации обучающихся.
№
Имя ребенка
Соответствие работы заданной теме
Проявление творческой индивидуальности
Композиционное решение
Колористка работы
Аккуратность
Соответствие технологии изготовления
Общее число баллов
1
2
3
Итого баллов по критериям
1. Высокий уровень - 5-6 баллов. Показатель сформирован (достаточный уровень)
- наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым.
2. Средний уровень – 4-5 баллов. Показатель в стадии формирования (уровень,
близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
3. Низкий уровень – 0-3 балла. Показатель не сформирован (недостаточный
уровень) не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
2.5 Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия по освоению программы проходят в изостудии;
Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень материалов необходимых для проведения занятия: Ножницы; клей ПВА, кисть для клея, клей - карандаш; цветная бумага; цветной картон; белый картон; гофрированный картон.
Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.
Методическое сопровождение
Учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки).
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
схематический (рисунки, шаблоны)
картинный (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
тематические подборки материалов, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (копирование, выполнение отдельных элементов по образцу); частично-поисковые (разработка сюжета одной или коллективной работы по заданной теме).
Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).
2. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.
3. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
III. Используемая литература
- «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
- «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
- «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
- «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
- «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
- Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
- Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
Приложение 1
1. Простая аппликация
наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).
2. Обрывная аппликация
это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.
3. Объемная аппликация
сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике - в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой».
Разновидностью объемной аппликации являются:
- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;
- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.
Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Этот вид аппликации наиболее любим детьми.
4. Торцевание
выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Торцевание бывает:
- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка) ;
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Приложение 2
1. Папье-маше
легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:
1. непосредственно изготовление формы из папье – маше;
2. раскрашивание высохшей формы.
Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.
2. Оригами
древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.
Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.
2. Модульное оригами
одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложна, поэтому выполняются очень простые формы (например, «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка+»
Рабочая программа "Мастерилка+" рассчитана на детей 6-9 лет, 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов ...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г № 3РАССМОТРЕНО...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Я рисую солнце» Для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024г.№ 3РАССМОТРЕНО На ...