Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.
рабочая программа на тему

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате.

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3 лет детьми разных возрастных групп: 5 - 14 лет.  При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 33 недели в год. Форма проведения занятий – групповая.

Данная программа реализуется в центре психолого-медико-социального сопровождения. Воспитанники центра, дети с ограниченными возможностями здоровья. (Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) –  это дети от 0 до 18 лет, а также молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования).

Занятия квиллингом требует от воспитанников большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 4-7 человек.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу с обязательной  физкультпаузой. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Временные границы каждого занятия определяются возрастными, индивидуальными психофизиологическими особенностями  участников, их социальным статусом, медицинскими характеристиками. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Занятие состоит из двух частей, объединенных одной темой: теоретическая часть и практическая. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, беседы,  мастер-классы, презентации, демонстрации наглядных пособий, общие сведения об используемых материалах. Для поддержания интереса детей к занятию используются загадки, художественное слово.  На занятии решаются не только технические задачи по развитию умений и навыков квилинга, но и  речевые задачи, развивающие словарь детей (это и образование прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм существительных, употребление глаголов, согласование слов в роде и падеже и т.д.). 

Практическая часть - изготовление и оформление поделки.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный мир квиллинга”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_mir_kvillinga.docx118.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебный мир квиллинга »

По художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Составитель: Гоголева Н.В.

Москва

2014

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………………….    
  2. Цель и задачи программы……………………………………………….      
  3. Формы и режим занятий…………………………………………………
  4. Ожидаемые результаты………………………………………………..…
  5. Формы подведения итогов освоения программы………………………
  6. План мероприятий…………………………………………………….…  
  7. Тематическое планирование занятий ………………………………….
  8. Содержание программы ………………………………………………..
  9. Материалы и инструменты…………………………………………….
  10. Список литературы для педагога………………………………………  
  11. Список литературы для воспитанников ………………………………  
  12. Приложения……………………………………………………………..

Пояснительная записка.

«Истоки способностей и дарований   детей - на кончиках пальцев. 

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой мысли» 

                            (В.А.Сухомлинский)

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед человеком новые проблемы. Неблагополучные социально-экономические и экологические факторы приводят к ухудшению здоровья и сильнее всего оказывают влияние на детей. Последние исследования показывают, что более 90% детей имеют отклонения в психическом и физическом развитии. Для них характерна недостаточная сформированность внимания и памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, речевой деятельности, словесно-логического мышления, зрительно-моторной координации. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таких детей объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогической работе для подготовки к обучению. У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Присущие детям с ЗПР нарушения в развитии мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и, тем самым, значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у детей.

С увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость поиска новейших средств декоративно–прикладного искусства. Средства должны быть более доступными, более дешевыми, формировать эстетический вкус и развивать мелкую моторику.

Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ОВЗ, является квиллинг. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. 

Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно-прикладного искусства, таких как:

  • относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
  • для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага, который имеет своё лицо и обладает конструктивными и пластическими свойствами;
  • легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
  • легкодоступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику.

В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.

Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что для него будет жизненно необходимым. Как и для  любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга.

В процессе у  детей  развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. Занятия квиллингом формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Дети должны видеть будущий результат своего труда. Поэтому к каждому занятию подготовлены образцы. Образцы сделаны с условием, чтобы дети не устали во время изготовления поделки, не потеряли интерес к деятельности, чтобы поделка стала результатом одного занятия, т.к. детям в этом возрасте нужно все и сразу.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Таким образом, польза квиллинга неоспорима:

1. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей.

Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.

В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки.

Сколько миллионов нервных окончаний ребенок задействует, пока создает фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.

2. Связь пальцевой моторики и речевой функции.

Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.

3. Развитие воображения.

4. Самовыражение.

Занятия квиллингом безмерно развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков невозможно недооценивать. Ребенок творит, создает.

Каждый ребенок уникален - и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде.

5. Кроме того, занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

6. Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.

Актуальность данной программы:

Обучение квиллингу  детей с недостатками в развитии  является актуальным в современных условиях  и способствует совершенствованию возможностей сохраненных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами и их использованию в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.

Отличительными особенностями  этой дополнительной образовательной программы от других существующих программ являются:

  • предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
  • подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учётом возрастных особенностей детей.
  • формирование необходимых знаний, умений  и навыков происходит во время обучения.
  • оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок,
  • учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
  • оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении работ, выполненных в техниках бумагокручения,
  • новаторские приемы создания композиций группой воспитанников,
  •  изучение истории происхождения и развития  искусства квиллинга, вещей и инструментов, изучение  правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.

Педагогическая целесообразность программы. 

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате.

Срок реализации,  форма и режим проведения занятий.

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3 лет детьми разных возрастных групп: 5 - 14 лет.  При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 33 недели в год. Форма проведения занятий – групповая.

Данная программа реализуется в центре психолого-медико-социального сопровождения. Воспитанники центра, дети с ограниченными возможностями здоровья. (Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) –  это дети от 0 до 18 лет, а также молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования).

Занятия квиллингом требует от воспитанников большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 4-7 человек.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу с обязательной  физкультпаузой. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Временные границы каждого занятия определяются возрастными, индивидуальными психофизиологическими особенностями  участников, их социальным статусом, медицинскими характеристиками. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Занятие состоит из двух частей, объединенных одной темой: теоретическая часть и практическая. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, беседы,  мастер-классы, презентации, демонстрации наглядных пособий, общие сведения об используемых материалах. Для поддержания интереса детей к занятию используются загадки, художественное слово.  На занятии решаются не только технические задачи по развитию умений и навыков квилинга, но и  речевые задачи, развивающие словарь детей (это и образование прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм существительных, употребление глаголов, согласование слов в роде и падеже и т.д.).  

Практическая часть - изготовление и оформление поделки.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный мир квиллинга”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие: 

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  • Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
  • Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
  • Максимум поощрения, минимум наказания.
  • Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

Практическим: упражнения, практические работы, практикумы

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов

Нестандартным: конкурс, выставка-презентация.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  • и другие.

Характеристика ожидаемых результатов.

В сфере личностных универсальных учебных действий у воспитанников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к квиллингу,  как одному из видов декоративно-прикладного творчества;
  • чувства прекрасного и эстетические чувства;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к взрослым и сверстникам.

Воспитанники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий

 научатся:

  • определять и формулировать цель выполнения заданий на занятии, под руководством педагога;
  • понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу
  • определять план выполнения задания под руководством педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
  • решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Воспитаники получат возможность научиться:

  • осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • самостоятельно и с помощью педагога оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • пользоваться терминами техники квиллинг;
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся:

  • различать изученные формы квиллинга;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  •  осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и форм, применяемых в технике квиллинг;
  • художественно-образному, эстетическому оформлению работ;
  • способности аргументировать свою точку зрения.

Воспитанники получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • более углубленному освоению понравившейся технике.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и педагогом;
  •  формировать собственное мнение и позицию.

Воспитанники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве собственные позиции и сверстников;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ воспитанников:
  • Участие в ежегодных  выставках детского прикладного и технического творчества.

Содержание программы первого года обучения:

  1. Знакомство воспитанников с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия подбором необходимых материалов и инструментов.
  2. Овладение инвариативными составляющими технологических операций (способами работы) изготовления бумажных модулей, расположение на листе бумаги, согласно теме проекта, оформление изделия).
  3. Знакомство со свойствами и видами бумаги, её применение при создании

предметного мира.

  1. Формирование знаний, умений и навыков в изготовлении объемных изделий.
  2. Обучение проектной деятельности (определение цели и задач, распределение

участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности).

  1. Использование в работе конструкторской и элементов исследовательской

деятельности.

  1. Знакомство с природой, особенностями её отображения окружающих предметов и явлений в изделиях.

Учебный план программы

1-го года обучения

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

1

Вводный блок.

2

0.5

1.5

наблюдение, анкетирование

2

Изготовление цветов в технике квиллинга.

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

3

Изготовление животных в технике квиллинга.

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

4

Праздники и подготовка к ним.

10

3

7

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

5

Итоговое занятия.

1

1

рефлексия, диагностическое обследование

Итого:

33

7.5

25.5

        

Учебно-тематический  план программы

1-го года обучения

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

1

Вводный блок. Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Знакомство с программой.

2

0.5

1.5

наблюдение, анкетирование

2

Изготовление цветов в технике квиллинга:

Теория:

Что такое «декор»? Квиллинг-декор.

Практика:

Изготовление простых, несложных цветов – квиллинг-цветок. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов с использованием элементов ролл, капля, глаз. Мимоза. Верба. Ромашка.

Коллективная композиция из цветов. «Ромашковое поле».

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах, составление альбома работ

3

Изготовление животных в технике квиллинга:

Теория:

Знакомство с базовыми формами.

Знакомство с отличительными свойствами гофрированного картона.

Практика:                               Изготовление занимательных игрушек. Выполнение фигурок животных из гофрированного картона в технике квиллинга. Изготовление из элементов квиллинга простых изображений животных: зайчик, котик, черепашка,  и т.д. Коллективное изготовление альбома "Животный мир".

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах, составление альбома работ

4

Праздники и подготовка к ним.

Теория:

Тематические праздники. Знакомство с историей возникновения праздников, с традициями. Обучение культуре преподнесения подарка, сделанного своими руками. Знакомство с видами прикладного искусства.

Практика:                                Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Изготовление открыток, панно. Совершенствовать умение любоваться, восхищаться изделиями прикладного искусства, различать и сравнивать.

10

3

7

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах, составление альбома работ

5

Итоговое занятия. Оформление выставки.

1

1

рефлексия, диагностическое обследование

Итого:

33

7.5

25.5

Содержание учебной программы

1-й год обучения 

В первый год обучения дети знакомятся с декоративно-прикладным видом искусства «квиллинг». Знакомятся с базовыми элементами и выполняют простые работы, и составлений композиций. Дети учатся работать самостоятельно, в группах и коллективно.

Месяц

Тема

Цель занятия

Оборудование

Сентябрь

Введение в программу.                (2 занятия)

Познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Познакомить с элементами квиллинга.

Показать готовые работы, необходимое оборудование. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеем.

Октябрь

Рябинка.

Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу.

Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20), клей ПВА, кисточки, 10 красных, зеленых  бумажных полосок, инструмент для квиллинга.

«Солнышко лучистое»

Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу.

Шаблон с наклеенным жёлтеньким кружочком, бумажные полоски жёлтой бумаги (30х0,7 см.), клей ПВА, кисточки, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга.

«Божья коровка»

Научить детей накручивать полоски цветной бумаги в «свободную спираль» и приклеивать на основу.

Готовый шаблон божья коровка на зелёном листочке, 8 полосок чёрной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Компот из ягод»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Силуэт банки 15х20, клей ПВА, кисточки, 10 красных, желтых, оранжевых бумажных полосок, инструмент для квиллинга.

Ноябрь

«Яблоня»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20), клей ПВА, кисточки, 10 красных, зеленых и желтых бумажных полосок, инструмент для квиллинга.

«Гусеница на листочке»

Закреплять умение у детей накручивать элемент «свободная спираль».

Основа – листочек из цветного картона, 6-8 полосок зелёной бумаги, фломастеры, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Осенняя береза»

( 2 занятия)

Познакомить детей с новым элементом квиллинга - «капля».

Лист бумаги с нарисованным стволом березы, 10-15 жёлтых полосок бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Дождик»

Научить детей накручивать элемент «капля».

Лист бумаги 15х20 с наклеенными тучками, 8-10 полосок голубого (синего) цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Декабрь

«Снеговик»

Продолжать учить детей накручиватьэлемент «капля».

Познакомить с новым элементом – «глаз». Закреплять элемент – «свободная спираль»

Цветной картон (для основы), цветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Снежинка»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», продолжать учить изготовлять элемент «глаз».

Лист голубого картона 15х15 см (круг), белая бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга.

«Украшаем ёлочку»

Продолжать закреплять умения детей накручивать элемент «свободная спираль».

Клей ПВА, кисточки, шаблоны зеленых елочек, разноцветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга.

«Шарик на елку»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз».

Круги цветные с ленточкой 10х10 см, бумажные полоски разного цвета, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки.

Январь

«Зимний лес» (коллективная работа)

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз».

Лист синего цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки.

«Лошадка»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». Учить детей украшать серединку цветка бисером.

Шаблон лошадки из цветного картона, полоски из бумаги различных цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бисер (крупный).

«Светофор»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Листы картона (белого) 15х20 с наклеенным силуэтом светофора (черного цвета), полоски бумаги красного, желтого и зеленого цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга.

Февраль

 

«Верба» 

(2 занятия)

Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». 

Учить придавать объем с помощью манки.

Лист бумаги с нарисованной веткой, 15-20 полосок белой бумаги, манка, клей ПВА, кисточки, акварельные краски.

«Подарки папам»

Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «капля».

Шаблоны щитов из цветного картона, 5 красных, 10 желтых бумажных полос, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки.

«Мимоза»

Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль», Учить детей аккуратно обводить трафарет на цветной бумаге.

Учить детей вырезать по контуру.

Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листка мимозы, жёлтые полоски бумаги, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточки.

Март

«Первые листочки»

Учить детей накручивать элемент - «капля».

Лист бумаги с нарисованной веточкой, 15-20 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки.

Верба.

Учить детей накручивать элемент - «капля».

Лист бумаги с нарисованной веточкой, 15-20 полосок белой, зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки.

«Ромашковое поле» (коллективная работа)(2 занятия)

Продолжать закреплять у детей умение накручивать элемент «свободная спираль» и «капля».

Лист (30х40 см) бумаги с нарисованными стебельками ромашек, 6-8 белых, 1 жёлтая, 3-4 зелёных бумажных полосок, клей ПВА, кисточки.

Апрель

«Рыбки плавают в аквариуме»

Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз».

Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка»

Картонная основа (аквариум), цветные бумажные ленты для рыб, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) для водорослей, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.

«Украшаем яичко к пасхе»

Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «капелька» и «глаз». Учить детей накручивать элемент квиллинга – «тугая спираль».

Цветной картонбумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга.

«Черепашка»

(коллективная работа)

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Шаблоны черепашек из картона, полоски из бумаги (разного цвета) 10-15 шт., клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Украсим платье для куклы Маши»

Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз».

Основа (цветной картон) – платье, цветные полоски из бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Май

«Палитра для художника» ( 2 занятия)

Закреплять у детей навык накручивать элемент «свободная спираль»

Основа – палитры (картон белого цвета), цветные бумажные полоски, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, фломастеры.

«Насекомые на лугу»

Закрепить у детей умение составлять из изученных элементов квиллинга композицию.

Круг диаметром 20 см., цветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, фломастеры.

Содержание программы второго года обучения

  1. Продолжать знакомство обучающихся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия подбором необходимых материалов и инструментов.
  2. Продолжать совершенствовать знания, умения, навыки в области изготовления бумажных модулей, создание композиции с модулями, выполненными в технике «квиллинг», согласно теме проекта;
  3. Формирование самостоятельности в подборе бумаги по размеру, цвету.
  4. Учить следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  5. Продолжать формирование знаний, умений и навыков в изготовлении объемных изделий.
  6. Обучение проектной деятельности (определение цели и задач, распределение

участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств,  способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности).

  1. Использование в работе конструкторской и элементов исследовательской

деятельности.

  1. Продолжать знакомство с природой и её особенностями, отображать увиденное в изделиях.

Учебный план программы

2-го года обучения

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

1

Вводный блок.

2

0.5

1.5

наблюдение, анкетирование

2

Изготовление цветов в технике квиллинга. Изготовление листьев в технике квиллинг.

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

3

Изготовление животных, насекомых, птиц  в технике квиллинг. 

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

4

Праздники и подготовка к ним.

10

3

7

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

5

Итоговое занятия.

1

1

рефлексия, диагностическое обследование

Итого:

33

7.5

25.5

        

Учебно-тематический  план программы

2-го года обучения

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

1

Вводный блок. Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Знакомство с программой.

2

0.5

1.5

наблюдение, анкетирование

2

Изготовление цветов в технике квиллинга. Изготовление листьев в технике квиллинг. Фрукты.

 Теория:

Что такое «декор»? Квиллинг-декор.

Практика:

Изготовление простых, несложных цветов – квиллинг-цветок.

Изготовление бахромчатых цветов. Упражнение в нарезании бахромы. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Коллективная работа «Деревья в осеннем парке». Изготовление листьев в технике квиллинг. Изготовление листьев с краем в виде бахромы (листья вырезанные и обработанные с помощью ножниц). Коллективная работа  «Летом на лугу». Композиция из цветов с использованием листьев.

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

3

Изготовление животных, насекомых, птиц  в технике квиллинг. 

Теория:

Знакомство с базовыми формами.

Знакомство с отличительными свойствами гофрированного картона. Практика: Изготовление занимательных игрушек. Выполнение фигурок животных из гофрированного картона в технике квиллинга. Овечка. Ёжик. Коллективное изготовление "Зайчик с морковкой".

Беседа о насекомых. Бабочки. Цветовая гамма, форма крыльев, узор на них могут быть очень разнообразными. Вариант №1 [«Квиллинг», С.Букина, М.Букин стр.99-102].

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

4

Праздники и подготовка к ним. Теория:

Тематические праздники. Знакомство с историей возникновения праздников, с традициями. Обучение культуре преподнесения подарка, сделанного своими руками. Знакомство с видами прикладного искусства.

Практика: Изготовление сувениров. Изготовление и украшение сумочек, подарочных упаковок. Открытки. Бижутерия в технике "квиллинг": бусы, серьги, браслеты. Совершенствовать умение любоваться, восхищаться изделиями прикладного искусства, различать и сравнивать.

10

3

7

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

5

Итоговое занятия. Оформление выставки.

1

1

рефлексия, диагностическое обследование

Итого:

33

7.5

25.5

Содержание учебной программы

2-й год обучения

Второй год обучения – это продолжение первого года обучения. Дети продолжают знакомиться с техникой «квиллинг». На втором году обучения пробуждается интерес к творчеству и реализовывается творческие способности детей дошкольного возраста. Работая, с бумагой у детей расширяется сфера творческих возможностей и фантазий.

Месяц

Тема

Цель занятия

Оборудование

Сентябрь

«Поговорим о квиллинге»

( 2занятия)

Провести с детьми беседу о технике безопасности при работе с ножницами и клеем, вспомнить изученные элементы, которые необходимы для работы в квиллинге.

Показ готовых работ, которые дети будут выполнять в течении 2 года обучения в кружке, а также необходимое оборудование.

Октябрь

«Фрукты в вазе»

( 2 занятия)

Продолжать закреплять умения у детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля» и «глаз», «лист».

Фон с наклеенной вазой, бумажные полоски красного, зеленого, оранжевого, желтого цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Мышка-норушка и колосок»

Продолжать закреплять умения у детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля» и «глаз», «лист».

Основа (фон – из цветного картона), бумажные полоски разного цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Мухомор»

Закреплять умение у детей обводить трафарет на цветной бумаге и аккуратно вырезать по контуру. Накручивать элемент «свободная спираль». Учить детей разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см.

Трафарет: ножки, шляпки мухомора, лист белого картона 15х20, полоска зелёной бумаги 3х15 см, клей ПВА, кисточки, ножницы, простой карандаш, 6 – 8 белых полосок для квиллинга.

«Виноград»

Продолжать закреплять умение у детей накручивать «свободная спираль». Закреплять умение у детей складывать полоску бумаги пополам и разрезать ее на 2 одинаковые части.

Основа из картона, виноградный лист (зеленая бумага), 15 – 25 полосок тёмно-зелёного цвета и 2 полоски коричневого цвета бумаги, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.

Ноябрь

«Веточка рябины»

Продолжать учить детей накручивать элемент квиллинга: «свободная спираль», «глаз».

Основа из картона 15х20 с изображением ветки, бумажные полоски красного, зеленого, оранжевого, желтого цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Банка варенья»

Закреплять умение детей накручивать элемент «свободная спираль». Учить детей делать новый для них элемент квиллинга – «полумесяц»

Основа – силуэт банки 15х20, клей ПВА, кисточка, 15-20 бумажных полосок для квиллинга, инструмент для квиллинга.

«Деревья в осеннем парке» (коллективная работа)

Закреплять умение детей создавать элемент «капля». Учить дружелюбно работать в коллективе.

Лист формата 30х40 см, жёлтые, зеленые, красные и оранжевые полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга.

«Овечка»

Закреплять умение детей накручивать элемент: «свободная спираль».

Учить детей составлять композицию.

Листок зелёной бумаги, плоская фигура барашка, деревянные прищепки, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга.

Декабрь

«Звезда на елку»

Закреплять умение детей выполнять элементы: «свободная спираль», «глаз».

Учить накручивать новый элемент – «треугольник»

Фон с наклеенной вазой, бумага для квиллинга красного, оранжевого, жёлтого и зелёного цветов, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга.

«Моя варежка»

Закреплять умение детей накручивать элементы: «тугая спираль», «глаз», «треугольник».

Учить детей составлять из знакомых им элементов композицию.

Цветной картон в форме варежки, бумажные цветные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Поздравительная открытка»

Закреплять умение у детей выполнять формы «капля», «глаз».

Красная бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Приглашение на новогоднюю елку»

Учить детей соединять две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов квиллинга композиции, аккуратно наклеивать на фон.

Картон, ножницы, клей ПВА, инструмент для квиллинга, бумага для квиллинга разных цветов.

Январь

«Ангелочки»

Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «треугольник».

Закреплять умение изготавливать элемент «свободная спираль», «капля».

Основа-открытка, ножницы, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Ёжики и яблоко» (коллективная работа)

Продолжать закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «глаз», «лист».

Основа-фон (30х40см), цветные бумажные ленты, кисточки, клей ПВА, инструмент для квиллинга.

«Кот играет с клубком»

Продолжать учить детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля» и «глаз», «завиток», «треугольник».

Основа-открытка из цветного картона, кисточки, цветные бумажные ленты, клей ПВА, инструмент для квиллинга.

Февраль

«Валентинка»

(2 занятия)

Закреплять умение детей изготавливать элемент: «завиток», «глаз».

Учить детей составлять из знакомых для них элементов композицию.

Красный картон в форме сердечка, кисточки, блески, бусинки, цветные бумажные ленты, клей ПВА, инструмент для квиллинга.

«Кораблик плывет по морю»

(подарок папе)

Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «полукруг», «завиток», «глаз».

Основа-открытка (из картона синего, голубого цвета), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Зайчики с морковкой»

(коллективная работа)

Закреплять умение у детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник».

Основа лист 30х40 зеленого цвета (пастель), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Март

«Открытка для мамы»

(2 занятия)

Закреплять умение у детей накручивать элемент «свободная спираль», «капелька». Учить выполнять новый базовый элемент «стрелка». Учить украшать бусинками.

Картон, открытка в виде цифры восемь, цветные бумажные ленты, бусинки, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

«Месяц и звёзды на небе ночном»

Учить детей изготавливать новый элемент «звезда» и «месяц».

Картон синего, черного цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бумажные полоски золотого цвета.

«Колокольчики»

Продолжать учить детей изготавливать элемент квиллинга – «стрелка». Закреплять умение накручивать элемент «капля».

Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, 5 голубых (розовых) и 6 зеленых полосок бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга.

Апрель

«Пасхальная композиция»

Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз».

Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.

«Далёкий и загадочный космос»

(2 занятия)

Закреплять умение детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «тугая спираль», «глаз».

Научить детей изготавливать новый элемент «квадрат».

Основа - открытка, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, бусинки, бисер, блестки, инструмент для квиллинга.

«Птички на ветке весело поют»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль», «капля» и «глаз».

Основа с нарисованной веточкой, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Май

«Цветик-семицветик»

Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).

Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга, зубочистки для стебля (зеленые), бусинки для серединки. пенопласт.

«Бабочка отдыхает на цветке»

(2 занятия)

(Итоговое занятие)

Закреплять умение складывать из полоски бумаги – пружинку, накручивать элемент «свободная спираль», «капля», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (бабочку).

Картон, трафарет цветочка, полоски шириной - 1см. (2 шт.), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Содержание программы третьего года обучения:

  1. Закреплять знания, умения и навыки при выполнении технологических операций, последовательность выполнения изделия, подбор необходимых материалов и инструментов.
  2. Продолжать совершенствовать знания, умения, навыки в области изготовления бумажных модулей, расположение их на листе бумаги, согласно теме проекта, оформление изделия.
  3. Закреплять навыки в подборе бумаги по цвету, размеру.
  4. Продолжать совершенствовать знания в области свойств и видов бумаги.
  5. Совершенствовать знания, умения и навыки в изготовлении объемных изделий.
  6. Обучение проектной деятельности (определение цели и задач, распределение

участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности).

  1. Использование в работе конструкторской и элементов исследовательской

деятельности.

  1. Продолжать знакомство с природой и её особенностями, отображать увиденное в изделиях.

Учебный план программы

3-го года обучения

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

1

Вводный блок.

2

0.5

1.5

наблюдение, анкетирование

2

Изготовление цветов в технике квиллинга. Изготовление листьев в технике квиллинг.

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

3

Изготовление животных, насекомых, птиц  в технике квиллинг. 

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

4

Праздники и подготовка к ним.

10

3

7

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

5

Итоговое занятия.

1

1

рефлексия, диагностическое обследование

Итого

33

7.5

25.5

        

Учебно-тематический  план программы

3-го года обучения

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

Вводный блок. Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Знакомство с программой.

2

0.5

1.5

наблюдение, анкетирование

Изготовление цветов в технике квиллинга. Изготовление листьев в технике квиллинг. Фрукты.

 Теория:

Что такое «декор»? Квиллинг-декор.

Практика:

Приемы изготовления более сложных объемных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листьев в технике квиллинг, используя расчёску.  Изготовление листьев с краем в виде бахромы (листья вырезанные и обработанные с помощью ножниц). Коллективная работа «Времена года», «Фрукты».  Композиция из цветов с использованием листьев. Проект «Дама в шляпе».

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

Изготовление животных, насекомых, птиц  в технике квиллинг. 

Теория:

Знакомство с базовыми формами.

Знакомство с отличительными свойствами гофрированного картона. Практика: Изготовление занимательных игрушек. Выполнение фигурок животных из гофрированного картона в технике квиллинга. Коллективное изготовление альбома "Зоопарк".

Беседа о насекомых. Бабочки. Цветовая гамма, форма крыльев, узор на них могут быть очень разнообразными. Вариант №2 [«Квиллинг», С.Букина, М.Букин стр.99-102].

Стрекоза. Коллективное изготовление «Весенняя поляна».

10

2

8

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

Праздники и подготовка к ним. Теория: Тематические праздники. Знакомство с историей возникновения праздников, с традициями. Обучение культуре преподнесения подарка, сделанного своими руками. Знакомство с видами прикладного искусства. Практика: Изготовление сувениров. Изготовление и украшение сумочек, подарочных упаковок. Ажурные рамки для работ. Открытки. Бижутерия в технике "квиллинг": бусы, серьги, браслеты. Совершенствовать умение любоваться, восхищаться изделиями прикладного искусства, различать и сравнивать.

10

3

7

наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах

Итоговое занятия. Оформление выставки.

1

1

рефлексия, диагностическое обследование

Итого:

33

7.5

25.5

Содержание учебной программы

3-й год обучения

На третьем году обучения дети закрепляют полученные знания о технике квиллинг. Каждое занятие направленно на развитие глазомера, мелкой моторики рук. На улучшение внимания, памяти, творческого мышления, воображения творчества. В процессе таких занятий воспитывается воля, усидчивость, аккуратность при выполнении работы, фантазия, эстетика.

Месяц

Тема

Цель занятия

Оборудование

Сентябрь

«Беседа о чудесах из бумаги в технике квиллинг»           ( 2 занятия)

Повторить с детьми технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Вспомнить выполнение основных, 20 элементов квиллинга.

Показ готовых работ, которые дети будут выполнять в течение учебного года, а также необходимое оборудование.

Октябрь

«Яблоко на тарелке»

Закреплять умение детей выполнять элементы: «глаз», «свободная спираль». Учить детей аккуратно вырезать силуэт из картона.

Яблоко (силуэт из картона), ножницы, клей ПВА, кисточки, красные полоски бумаги, инструмент для квиллинга.

«Лебедушка»

Закреплять умение детей изготавливать элемент «свободная спираль», «глаз», «треугольник».

Основа для композиции 15х20 см из цветного картона, блески, вата, оборудование для квиллинга*.

«Фрукты» (коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно вырезать силуэты фруктов по контуру. Закреплять у детей умение накручивать элемент: «свободная спираль», «глаз».

Готовая ваза для фруктов, силуэты фруктов, ножницы, оборудование для квиллинга*.

Изготовление панно «Мухоморы»

Закреплять умение детей изготавливать элемент «свободная спираль», «глаз», «треугольник».

Основа для композиции 15х20 см из цветного картона, полоски бумаги, оборудование для квиллинга*.

Ноябрь

«Барашек под яблоней»

Закреплять умение детей накручивать элементы – «свободная спираль». Закреплять умение детей вырезать по контуру. Учить детей составлять композицию.

Основа лист картона с силуэтом дерева 15х20, зелёная и коричневая бумага, красных полосок для яблочек, белые для барашка, силуэт барашка, оборудование для квиллинга*.

Изготовление панно «Подсолнух»

Закреплять умение детей изготавливать элемент «свободная спираль», «глаз», «треугольник».

Основа для композиции 15х20 см из цветного картона, полоски бумаги, оборудование для квиллинга*.

Открытка ко Дню матери

Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «завиток», «глаз», «треугольник».

Картон, блестки, бусинки, паетки, бисер, оборудование для квиллинга*.

Изготовление панно «Арбуз»

( 2 занятия)

Закреплять умение детей изготавливать элемент «свободная спираль», «глаз», «треугольник».

Основа для композиции 15х20 см из цветного картона, полоски бумаги, оборудование для квиллинга*.

Декабрь

Первый снег.

Закреплять умение детей накручивать элементы «тугая спираль», «капля», «глаз».

Оборудование для квиллинга*, полоски белого цвета.

«Объемная снежинка-украшение для ёлочки»

Закреплять умение детей накручивать элементы «тугая спираль», «капля», «глаз».

Оборудование для квиллинга*.

«Новогодняя открытка»

(2 занятия)

Закреплять умение детей складывать картон пополам. Учить детей делать трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша. Закреплять элемент - «свободная спираль», «капля». Продолжать учить склеивать две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов композицию.

Картон, простой карандаш, оборудование для квиллинга*.

Январь

«Лисичка-сестричка»

Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль».

Бумага для квиллинга оранжевого, белого и черного цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, лист картона голубого цвета.

«Снегирь»

Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». Продолжать учить склеивать две полоски в одну.

Силуэт снегиря на формате 20х30, бумага для квиллинга красного, чёрного, тёмно-синего цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточка.

«Дымковская игрушка»

Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль».

Картон для фона с нарисованной дымковской игрушкой, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточки.

Февраль

«Кошки-мышки»

Закреплять умение детей выполнять знакомые элементы: «полукруг», «капля», «глаз».

Картон для фона, бумажные полоски чёрного, серого, белого и зелёного цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки.

«Влюбленные коты»

Закреплять умение детей выполнять знакомые элементы квиллинга: «полукруг», «капля», «завиток».

Шаблон открытки (сердце), полоски бумаги белого, черного и розового цвета, оборудование для квиллинга*.

Рамка под гжель

Закреплять умение детей выполнять элемент: «капля».

Рамка-паспарту, сделанная из картона, оборудование для квиллинга*.

Открытка для папы на 23 февраля

Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». Нарезать полоску бумаги бахромой не доходя до края 0,5 см.

Основа - открытка, ножницы, оборудование для квиллинга*.

Март

 

«Модная шляпка для мамы»

Закреплять умение детей накручивать элементы: «капля», «свободная спираль», «тугая спираль», «завиток».

Основа – шляпка из картона, оборудование для квиллинга*.

«Подснежники»

Закреплять умение детей накручивать элементы квиллинга: «тугая спираль», «глаз».

Основа-открытка, оборудование для квиллинга*.

Панно «Времена года» (2 занятия) (коллективная работа)

Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга и составлять из них композицию.

Фон акварельная бумага 30х40, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточки.

Апрель

«Путешествие зайчат на воздушном шаре»

Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга.

Фон голубого цвета 20х30, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточка.

«Пальма на чудо острове»

(2 занятия)

Закреплять умение детей накручивать элемент квиллинга: «треугольник», «глаз».

Бумага 20х30 см голубого цвета, ножницы, заготовки черепашки и островка, оборудование для квиллинга*.

Волшебный ларец

Закреплять умение детей накручивать элемент квиллинга: «треугольник», «глаз».

Полоски бумаги разного цвета, ножницы, заготовки шкатулки, оборудование для квиллинга*.

Май

«Зоопарк» коллективная работа (2 занятия)

Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «завиток», «глаз», «треугольник».

Лист белой бумаги 30х40 см., силуэты мордочек животных, глазки, оборудование для квиллинга*.

«Весенняя поляна»

(итоговое занятие)

Закрепить все элементы квиллинга.

Развивать воображение, творчество, фантазию.

Оборудование для квиллинга*.

Технологическая карта  занятия «Аппликация в технике «Квиллинг».

Рассчитано на 1 занятие.

Цель деятельности педагога:  Познакомить с новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность в работе и интерес к занятию.

Тип урока:  Постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новой техникой  обработки бумаги, научатся выполнять аппликацию в технике квиллинг.

Метапредметные  (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу занятия , отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; научатся оценивать свои достижения на занятии, вступать в речевое общение.

Личностные  имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте.

Методы и формы обучения:  Практический, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины:   Скручивание бумаги,  квиллинг.

Образовательные ресурсы:      http://stranamasterov.ru    http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

Наглядно демонстрационный материал:   Мультимедийная презентация, образцы  изделий, материалов и инструментов.

Оборудование:   Цветной картон, белая и желтая бумага, ажурная салфетка, ножницы, клей карандаш, зубочистка.

 

Организационная структура занятия.

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формы организации совзаимодействия на занятии

УУД

Промежуточный контроль

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверяет готовность воспитанников к занятию, сообщает тему. На наших занятиях мы с вами уже очень много поделок выполняли в технике аппликации. Назовите, пожалуйста, какие виды аппликации вы знаете?

Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной и творческой деятельности

2. Изучение нового материала

Беседа «История квиллинга». Просмотр мультимедийной презентации и готовых образцов

Демонстрация материалов и приспособлений для выполнения квиллинга

Словестно-иллюстрированный рассказ

При изготовлении панно и поделок из бумаги мы пользуемся поверхностной техникой аппликацией. Это самый распространенный и доступный вид творчества. И, как вы уже сказали, виды аппликации бывают разными, совсем не похожими друг на друга.  Техника, которой мы сегодня будем пользоваться, называется квиллинг  - скрученные бумажные полоски.

Украшения, выполненные в этой технике,  начали появляться в монастырях Средиземноморья примерно в XV веке. Украшения  из золотой бумаги располагали в виде широких бордюров по краям картин. Дамы времени Регентства украшали таким образом экраны для каминов, коробочки для чая, мебель, ширмы. В американских музеях хранятся образцы старинных подсвечников, шкатулок, и картин, отделанных в технике квиллинг

Существуют различные основные приемы скручивания бумаги. Самый  популярный способ  - бахрома  

Сегодня мы выполним   открытку в этой технике и нам понадобится:

1. Клей ПВА

2. Листы белой и желтой бумаги

3. Лист цветного картона

4. Ажурная салфетка

5. Атласная лента

6. Клеевой пистолет

Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию

Отвечают на вопрос

Слушают педагога

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способе  отделки изделий квиллингом, сравнивают основные приемы скручивания, выявляя в них общее и различное, дают качественную характеристику объекта

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество на занятии с педагогом, в группе и коллективе с целью организации  деятельности и облегчения усвоения нового материала,

совместно рассуждают, находят ответы на вопросы

Устные ответы

3. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места. Показ приемов работы. Самостоятельная работа

Проверяет организацию рабочего места.

демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает воспитанникам выполнять работу вместе.

Этапы работы: Работают с инструкционной картой «Пооперационное выполнение цветка в технике квиллинг»

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы, помогает воспитанникам, испытывающим затруднения. Контролирует соблюдение правил безопасной работы

Смотрят, выполняют задание под руководством педагога

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:  понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила безопасной работы на занятии

Познавательные: организовывают рабочее пространство, осознанно высказываются о технологии выполнения поделки.

Регулятивные: следуют предложенному плану работы, вносят свои коррективы в случае необходимости.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности  выполнения работы .

Устные ответы

Выполнение работы

4. Итог Рефлексия

Выставка работ

Обобщение полученных на занятии сведений, оценивание результатов работы

В процессе просмотра работ воспитанников организует обсуждение работ, выбор лучшей работы, обосновывает выбор

Проводит беседу по вопросам.

1. Что можно украсить с помощью этого вида творчества?

2. Какой вид аппликации вы выполнили на занятии?

3. Вам понравилось занятие, какие чувства вы испытываете?

Рассматривают работы, оценивают

Отвечают на вопросы

Определяют свое эмоциональное состояние

Фронтальная

Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве, понимают значение знаний для человека

Регулятивные: оценивают работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Оценивание за работу на занятии

Устные ответы

Материалы и инструменты

 

а) Специальные инструменты

Специальных инструментов для квиллинга относительно немного, и их можно найти магазинах. Работать с этими инструментами несложно.

♦   Машинка для нарезки бахромы.

 Нужна для того, чтобы выполнять на полоске бумаги тончайшие равномерные нарезки, одну рядом с другой. Машинка очень удобна, поскольку, используя вместо нее ножницы, вы потратите больше времени и труда, не добившись столь же точного результата. Она необходима для создания зубчатых краев листьев и венчиков для таких цветов, как ромашка.

♦   Столик для квиллинга.

 Облицованный прямоугольный стол из пробкового дуба, на поверхности которого имеется ряд отверстий разного диаметра (для получения бумажных рулончиков одинакового размера) и треугольное отверстие для подручных инструментов.

♦   Пинцеты

В квиллинге применяются такие же, как и в филателии: с коническими концами и с плоскими. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

♦   Булавки

Следует отдавать предпочтение тем, что с большой головкой.

♦   Линейка,   карандаш,   циркуль и калька.

Для создания геометрических форм.

♦   Ножницы

Для отделки, желательно хорошо заточенные.

♦ Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

♦   Зубочистки и ватные палочки.

 Для нанесения клея на склеивающиеся поверхности.

б) Дополнительное оборудование

К этим инструментам обычно прибегают, когда требуется выполнить геометрические формы, а у вас нет основного рисунка, или для того, чтобы идеально подготовить элементы самой композиции. Речь идет о миллиметровке, угломере, линейке, циркуле, карандаше.

Используя циркуль и угломер, можно рисовать концентрические круги с соответствующими лучами, на которых располагаются элементы композиции, равноудаленные один от другого. Работа, таким образом, получается точной и аккуратной.

Существуют инструменты, приспособления и специальная бумага для квиллинга, но можно обойтись и тем, что обычно есть под рукой:

  •  листы цветной двусторонней бумаги (формат А4),
  • деревянные зубочистки,
  • металлическая линейка,
  • канцелярский нож,
  • карандаш,
  • клей ПВА,
  • линейка с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская),
  • доска или коврик, на котором можно резать,
  • любая подходящая бумага с красивой фактурой - для основы.

Литература для педагога:

  1. Букина, С. Квиллинг: шаг вперед [Текст] / C. Букина.Ростов
  2. н/Д: Феникс, 2011.94 с.
  3. Букина, С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков [Текст] / C. Букина. Ростов н/Д: Феникс, 2012.271 с.
  4. Зайцева А.А. Искусство квиллинга: магия бумажных лент [Текст] / М.: Эскимо, 2013.64 с.
  5. Зайцева А.А. Объемный квилинг: создаем фигурки из гофрокартона, Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2012 г.
  6. Крейн, Д.Б. Фантазии из бумажных лент. Миниатюрный квиллинг [Текст] / Д.Б. Крейн.Изд. группа «Контэнт», 2011. – 92 с.
  7. Курочкина Л.В., Щур Т.В. ,Ургард А.А. «Забавные фигурки делаем из гофрокартона» (издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА г.Тверь 2012г.)
  8. Моргунова К.В. Цветы в технике квиллинг. Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2013 г.
  9. Юртакова, Л.В. Квиллинг: создаем композиции из бумажных лент.

 

Литература для воспитанников:

  1. Журнал «Коллекция идей».
  2. Журнал «Девчонки и мальчишки: школа ремесел ( квиллинг)» - М.: Эксмо, №10 ( 70) 2012 год.
  3. Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги ( квиллинг)» - М.: Эксмо, №5, №6,№7 2012 год.
  4. Журнал «Радуга идей: квиллинг)» - М.: Эксмо, №18, 2012 год.

Интернет-ресурсы:

  1. www.qillingshop.ru/master-class-01.htm - квиллинг сообщество
  2. htt://stranamasterov.ru – раздел квиллинг на сайте
  3. http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/kviling-master-klas - галерея работ, мастер-классы
  4. http://allforchildren.ru/article/quilling.php - галерея работ, статьи, мастер-класс

Учет проявления творческих способностей 

Группа_________  Возраст___________________  

Дата начала наблюдения ____________________  

Дата итоговой диагностики __________________

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Фамилия, имя

Организация рабочего места

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемам

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

н. года

к. года

н. года

к. года

н. года

к. года

н. года

к. года

н. года

к. года

н. года

к. года

н. года

к. года

н. года

Оценка:

Владеет -  высокий уровень,

Владеет с помощью, выполняет или отвечает иногда – средний уровень,

Не владеет — низкий уровень

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Методика исследования психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Методика разработана учителем Т.Р.Гладык на основе программы коррекционно-развивающей направленности «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, ...

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на со...