Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Я рисую солнце» Для детей с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа

Долгова Елена Владимировна
  1. Муниципальное казенное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

     

     

    РАССМОТРЕНО

     

    На заседании педагогического совета

    Протокол от 17.05.2024г.

    № 3

    РАССМОТРЕНО

     

    На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5

    г. Бирюсинска

     

    УТВЕРЖДАЮ

    И. о. заведующей МКДОУ             детским садом № 5 г.     Бирюсинска

    ___________Батурина Е.А.

     

    Приказ от 22.07.2024г.

    № 58

     

     

     

     

    Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа

    по художественно-эстетическому развитию

     «Я рисую солнце»

    Для детей с тяжёлыми нарушениями речи

     

     

               

     

     

                                Адресат программы

     Обучающиеся 5-7 лет

                Срок реализации –  2 года

     

     

                Разработчик программы:

                      Долгова Елена Владимировна,

     педагог дополнительного образования

    МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска                        

     

     

     

     

     

     

     

     

    Бирюсинск, 2024-2025г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

     

     

     

    1. Целевой раздел

    3

    1.1 Пояснительная записка

    3

    1.2 Цель, задачи

    4

    1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность

    4

    1.4 Комплекс основных характеристик

    5

    II.      Содержательный раздел

    7

    2.1. Учебный план

    7

    2.2. Календарный-учебный график

    8

    2.3 Содержание программы

    8

    2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы

    12

    2.5 Методическое обеспечение программы

    13

    III.     Используемая литература

    15

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.  Целевой раздел

     

    1. Пояснительная записка

    Дополнительная общеразвивающая программа «Я рисую солнце» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

    1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».

    2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

    3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.

    4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

    5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

    6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.

    Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Коррекционные возможности изо деятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства. Участие ребенка с ТНР в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию речевых нарушений. Коррекционно-развивающие возможности изо деятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание. Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально эстетического и волевого развития ребенка. Сама изобразительная деятельность детей с ТНР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ТНР не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

     

    1. Цель, задачи

     

    Цели и задачи программы: Основная цель адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы – создание условий, помогающих детям с ТНР овладеть выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.

    Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:

    • совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
    • создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;
    • формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ТНР, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
    • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
    • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

     

     

    1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность

     

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ТНР. Они обеспечивают правовую защиту детства, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

    Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

    Педагогическая целесообразность

    Творчество неразрывно связано с воображением - своеобразной формой отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Поэтому развитие творческого воображения является необходимой составляющей в формировании художественно-творческих способностей у ребенка.

    Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия, затем возникает интерес к результату, к продукту деятельности. Этот продукт-рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Дети получают удовольствие от рисования в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий близких игре.

    Новизна данной программы

    Содержание АОП предусматривает обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи в стенах детского сада, реализацию коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционнообразовательной работы. АОП обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

     

    1.4 Комплекс основных характеристик

     

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Я рисую солнце» художественной направленности ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 летнего возраста с диагнозом ТНР. Программа учитывает особенности детей с ТНР

    Направленность программы: художественная.

    Форма организации: индивидуальная

    Уровень освоения программы: базовый.

    Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5 - 7 лет

    Контингент участников - дети с ТНР.

    Срок реализации программы – 2 года

    Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей группы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.

    Объем и срок освоения программы:

    Первый год обучения - 38 часов (1 группа);

    Второй год обучения – 38 часов (1 группа).

    Структура занятия: Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе рисования или изготовления поделки, в форме диалога обсуждаются и предварительный замысел, и возможность исполнения и достижения наилучшего материала, а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    II.      Содержательный раздел

     

    2.1. Учебный план

     

    1 год обучения

     

    Название разделов, тем

    Количество часов

    Форма промежу

    точной (итоговой)

    аттестации

    всего

    теория

    практика

    1.  

    Печать листьями

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Рисование пальчиками, ладошкой

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Кляксография

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Оттиск мятой бумагой

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Набрызг

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Восковые мелки (свеча) + акварель

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Монотипия

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Декоративно прикладное искусство

    4

    1

    3

    Выставка работ

    1.  

    Оттиск поролоном

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Орнамент

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Рисование солью, манной крупой

    3

    1

    2

    Выставка работ

    1.  

    Пластилинография

    4

    1

    3

    Выставка работ

     

    Итого:

    38

    12

    26

     

     

     

    1. год обучения

     

    Название разделов

    Количество часов

    Форма

    промежуточной (итоговой)

    аттестации

    Всего

    занятий

    теория

    практика

    1.

    Простая аппликация

    6

    1

    5

    Выставка работ

    2.

    Обрывная аппликация

    12

    2

    10

    Выставка работ

    3

     

    Объёмная аппликация

    12

    2

    10

    Выставка работ

    4

    Торцевание

    8

    1

    7

    Выставка работ

     

    Итого:

    38

    6

    32

     

     

     

     

    2.2. Календарный-учебный график

     

    Первый год обучения

    Раздел/

    месяц

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    Раздел 1

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 2

    1

    2

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 3

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 4

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

    Раздел 5

     

     

    1

    2

     

     

     

     

     

    Раздел 6

     

     

     

    2

    1

     

     

     

     

    Раздел 7

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

    Раздел 8

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

    Раздел 9

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

    Раздел 10

     

     

     

     

     

     

    1

    2

     

    Раздел 11

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

    Раздел 12

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

    Всего

    4

    5

    4

    4

    4

    4

    4

    5

    4

     

    Второй год обучения.

    Раздел/

    месяц

    сентябрь

    Октя

    брь

    Ноя

    брь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    Раздел 1

    4

    2

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел 2

     

    3

    4

    4

    1

     

     

     

     

    Раздел 3

     

     

     

     

    3

    4

    4

    1

     

    Раздел 4

     

     

     

     

     

     

     

    4

    4

    Всего

    4

    5

    4

    4

    4

    4

    4

    5

    4

     

     

    2.3 Содержание программы

     

    Первый год обучения

    1. Печать листьями.

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «печать листьями». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осенний пейзаж», «Пейзаж. Река осенняя», «Друзья наши меньшие».

    1. «Рисование пальчиками, ладошкой»

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Рисование пальчиками, ладошкой». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Волшебная ладонь», «Подводный мир», «Зимующие птицы».

    1. Кляксография

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Весёлые кляксы», «Сам себе парикмахер», «Цветы в вазе».

    1. Оттиск мятой бумагой

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск мятой бумагой». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осенний лес», «Зимний лес», «Ваза с цветами».

    1. Набрызг

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Необычный космос», «Ночной город», «Зимний пейзаж».

    1. Восковые мелки (свеча) + акварель

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Восковые мелки и акварель». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Морозный узор», «Аквариум», «Подводный мир».

    1. Монотипия

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «На лесной опушке», «Бабочка прилетела», «Букет цветов».

    1. Декоративно прикладное искусство

    Количество часов - 4. Теория-1, практика-3.

    Теория: это широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, совмещающих утилитарную и художественную функции. Объяснение последовательности работы, правил выполнения элементов росписи.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Дымковская игрушка», «Голубая гжель», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома».

    1. Оттиск поролоном

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск поролоном». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Зимний пейзаж», «Радужный мир», «Натюрморт (шаблон)».

    1.  Орнамент

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с узором, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Украшаем платьице», «Платок для бабушки», «Чайный сервиз».

    1.  Рисование солью, манной крупой

    Количество часов - 3. Теория-1, практика-2.

    Теория: данный раздел знакомит с нетрадиционной техникой рисования «Рисование солью (манной крупой)». Объяснение последовательности работы, правил выполнения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Первые цветы», «Зайка под деревом», «Цветик семицветик».

    1.  Пластилинография

    Количество часов - 4. Теория-1, практика-13.

    Теория: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин; обучение умению ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики; ознакомление с окружающим миром; развитие эмоций и фантазии. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Насекомые», «Пейзаж поле», «Луг в цвету», «Пейзаж леса».

     

     

     

    Второй год обучения

    1. Простая аппликация

    Количество часов – 6. Теория-1, практика-5.

    Теория: развивать у детей умение составлять предмет из нескольких частей; научить располагать в узоре несколько форм; развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту; развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы; познакомить с формой овала и треугольника; освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Зонтики», «Осенние берёзки», «Аквариум», «Ночной город», «Птицы», «Дары осени».

     

    1. Обрывная аппликация

    Количество часов – 12. Теория-2, практика-10.

    Теория: научить детей обрывной техники аппликации, развивать у детей воображение, продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к художественному творчеству, развивать мелкую моторику рук детей, воображение и фантазию, учить аккуратно пользоваться клеем. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Осеннее дерево», «Пейзаж», «Фрукты», «Река», «Летний пейзаж», «Домашние питомцы»,

    «Мотив сказки», «Дикие животные», «Ваза с цветами», «Натюрморт с натуры», «Осенний пейзаж», «Закрепление техники. Работа по замыслу детей».

     

    1. Объёмная аппликация

    Количество часов – 12. Теория-2, практика-10.

    Теория: закрепить навык работы техники объёмная аппликация; совершенствовать знания об окружающем мире (формы, размеры, окраска цветов); формировать представлений о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи: различными приемами обработки салфеток, бумаги, картона, цветом, расположением элементов на плоскости. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Павлин», «Ягоды», «Подводный мир», «Овощи в банке», «Весёлый осьминог», «Фруктовые деревья», «Я», «Лебедь на пруду», «Балерина», «Цветущее поле», «Мои друзья», «Закрепление техники. Работа по замыслу детей».

     

    1. Торцевание

    Количество часов – 8. Теория-1, практика-7.

    Теория: Закрепить технику торцевания, обеспечить отработку умений при торцевании: вырезание квадратов с разметкой «на глаз», приклеивание деталей; Развивать умение анализировать, координацию движений рук, мелкие мышцы пальцев, глазомер, обогащать словарный запас, развивать творческие способности;
    Воспитывать эстетический вкус, культуру труда, экономическое обращение с бумагой, экологическое воспитание. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

    Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Цветик семи-цветик»,

    «Братья наши меньшие», «Зимующие птицы», «Подводный мир», «Портрет моего друга», «Блюдо с фруктами», «Бабочка», «По мотиву сказки».

     

    2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы

     

    Первый учебный год:

    • Радоваться созданным индивидуальным работам.
    • Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета и их оттенки.
    • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
    • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
    • Правильно пользоваться нетрадиционными средствами изображения.

    Второй учебный год:

    К концу второго года обучения дети будут знать и различать обычную аппликацию от обрывной аппликации; познакомятся с такими видами работы с бумагой, как: аппликация, обрывная аппликация, объёмная аппликация, торцевание.

     

    Форма аттестации и учёта достижений, обучающихся по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Я рисую солнце» Система достижений без оценочная.

    Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения ребёнка с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.

    Количественный анализ – посещаемость, фиксация занятий в рабочем журнале, отслеживание результата, статистические данные.

    Качественный анализ – диагностика формирования навыков, анализ успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ исходного и актуального состояния ребенка.

     

    2.5 Методическое обеспечение программы

     

    Материально-техническое обеспечение программы:

    Занятия по освоению программы проходят в изостудии;

    Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

    Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, пластилин, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра, ножницы, клей – карандаш, цветная бумага, цветной картон, белый картон.

    Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.

    Методическое сопровождение

    Учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;

    работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;

    массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки).

    Виды дидактических материалов:

    Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

    схематический  (рисунки, шаблоны)

    картинный  (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);

    дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);

    тематические подборки материалов, игр.

    Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

    Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.

     Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:

    • методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
    • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (копирование, выполнение отдельных элементов по образцу); частично-поисковые (разработка сюжета одной или коллективной работы по заданной теме).

    Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.

     

    Алгоритм учебного занятия

    1. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).

    2. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.

    3. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.

     

    Кадровое обеспечение

             Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    III.     Используемая литература

     

    1. Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника.
    2. Эмоционально развивающие игры и задания - М., Искатель, 1998.
    3. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.
    4. Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998.
    5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ТНР (Методическое пособие) М.: Классике Стиль, 2004.
    6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.
    7. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М. Педагогика, 1972 г Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику - СПб, Валери СПД, 2001 г.
    8. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
    9. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
    10. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.

     

     

     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от  17.05.2024 г № 3РАССМОТРЕНО...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...