Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию
рабочая программа
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического совета Протокол от 15.05.2024г. № 3
| РАССМОТРЕНО
На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска Протокол от 15.05.2024г. № 5
| УТВЕРЖДАЮ Заведующая МКДОУ детским садом № 5 г. Бирюсинска ___________Батурина Е. А.
Приказ от 15.05.2024г. № 39 |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юные художники»
по художественно-эстетическому развитию
Адресат программы – дети 5-7 лет
Разработчик программы:
Долгова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
Бирюсинск 2024
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Целевой раздел | 3 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность | 4 |
1.3 Отличительные особенности программы | 5 |
2. Содержательный раздел | 5 |
2.1 Содержание образовательной деятельности | 5 |
2.2 Планируемые результаты освоения программы | 9 |
2.3 Формы подведения итогов реализации программы | 9 |
3. Организационный раздел | 10 |
3.1. Приемы и методы работы с детьми | 10 |
3.2 Условия реализации программы | 11 |
| 12 |
1. «Целевой раздел»
1.1 Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Юные художники» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Формирует духовный мир детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.
Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно сочетание традиционного и нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Рабочая программа направлена на обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками с помощью нетрадиционных техник рисования. Дети закрепят знания о жанрах живописи, таких как пейзаж, портрет, натюрморт.
1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы в том, что с её помощью ребята усвоят простые, но исключительно важные для последующего развития и обучения по программам изобразительного искусства художественные способности.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми программы способствует развитию воображения, фантазии, внимания.
Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа «Юные художники» рассчитана на детей 5-7 лет. Количество детей в группах 8-15 человек.
Срок освоения: 1 месяц.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая. 4 группы
Режим занятий: занятия проводятся по 1 академическому часу 4 раза в неделю.
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- Формировать умение оценивать созданные изображения;
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- Развивать творческие способности детей;
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
Объем программы: 18 учебных часов; 1 месяц (4,5 недели).
- Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является использование нетрадиционных техник рисования.
- Нетрадиционные техники рисования не требуют начальной художественной подготовки.
- Они отличаются простотой выполнения.
- Для работы не нужно уметь владеть материалом.
- Скорость выполнения.
- В нетрадиционном рисовании нет такого понятия, как сильные и слабые работы. Рисунок каждого ребёнка уникальный и неповторимый.
- Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
- Раздел
- Занятие № 1.
Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями». Рисунок на тему: «Летний пейзаж».
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Закрепление знаний о жанре живописи пейзаж.
Практика: Изобразить летний пейзаж.
- Занятие № 2.
Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями». Рисунок на тему: Работа по замыслу детей.
Теория: развивать желание экспериментировать.
Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «печать листьями».
- Раздел
- Занятие № 3.
Нетрадиционная техника рисования «Рисование пальцами, ладошками». Рисунок на тему: Удивительная ладонь
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Размышление: на что похожа ладонь, если…
Практика: Изображение картины с помощью трафарета ладони и воображения.
- Занятия № 4.
Нетрадиционная техника рисования «Рисование пальцами, ладошками». Рисунок на тему: Работа по замыслу детей.
Теория: развивать желание экспериментировать.
Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «рисование пальчиком».
- Раздел
- Занятие № 5.
Нетрадиционная техника рисования «Кляксография». Рисунок на тему: Необычное растение.
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Приёмы работы с акварелью.
Практика: Изображение необычных растений с помощью выдувания воздуха через коктейльную трубочку.
- Занятие № 6.
Нетрадиционная техника рисования «Кляксография». Рисунок на тему: Я парикмахер.
Теория: развивать желание экспериментировать.
Практика: Изобразить причёску на заготовке (лицо человека) используя нетрадиционную технику рисования «кляксографию».
- Раздел
- Занятие № 7.
Нетрадиционная техника рисования «печать мятой бумагой». Рисунок на тему: пейзаж.
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Закрепление знаний о жанрах живописи.
Практика: Изобразить летний пейзаж.
- Занятие № 8.
Нетрадиционная техника рисования «печать мятой бумагой». Рисунок на тему: Наскальные рисунки.
Теория: развивать желание экспериментировать.
Практика: Изобразить наскальный рисунок используя технику нетрадиционного рисования на мятой бумаги.
- Раздел
- Занятие № 9.
Нетрадиционная техника рисования «восковые мелки/свеча акварель». Рисунок на тему: Кто спрятался?
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Приёмы работы с акварелью.
Практика: Волшебная бумага. Раскрасить альбомный лист бумаги акварельными красками, какой рисунок спрятан, почему.
- Занятие № 10.
Нетрадиционная техника рисования «восковые мелки/свеча акварель». Рисунок на тему: Работа по замыслу детей.
Теория: развивать желание экспериментировать.
Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «восковые мелки и акварель».
- Раздел
- Занятие № 11.
Нетрадиционная техника рисования «Монотипия». Рисунок на тему: Летний пейзаж.
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Приёмы работы с гуашью.
Практика: Изобразить летний пейзаж.
- Занятие № 12.
Нетрадиционная техника рисования «Монотипия». Рисунок на тему: Натюрморт.
Теория: Закрепление знаний о жанре живописи натюрморт.
Развивать желание экспериментировать.
Практика: Изобразить натюрморт (Ваза с цветами) используя нетрадиционную технику рисования «монотипия».
- Раздел
- Занятие № 13.
Нетрадиционная техника рисования «Рисование Солью». Рисунок на тему: Лесные жители.
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике» с помощью клея ПВА и соли/манки.
Практика: Изобразить зайца.
- Занятие № 14.
Нетрадиционная техника рисования «Рисование Солью». Рисунок на тему: Орнамент.
Теория: Развивать желание экспериментировать.
Практика: Изобразить орнамент на заготовке (чайный сервиз) используя нетрадиционную технику рисования рисование солью.
- Раздел
- Занятие № 15.
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Заготовка основы.
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике» граттаж.
Практика: Заготовка основы.
- Занятие № 16.
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Портрет семьи.
Теория: Закрепление знаний о жанре живописи портрет. Развивать желание экспериментировать.
Практика: Изобразить портрет семьи.
- Занятие № 17.
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Морское дно.
Теория: Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
Практика: изобразить морское дно.
- Занятие № 18.
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Работа по замыслу детей.
Теория: Развивать желание экспериментировать.
Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «граттаж».
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 4 раза в неделю.
Форма занятия –групповая (четыре группы).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежу точной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Печать листьями | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ |
2. | Рисование пальчиками, ладошкой | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ |
3. | Кляксография | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ |
4. | Оттиск мятой бумагой | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ |
5. | Восковые мелки (свеча) + акварель | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ |
6. | Монотипия | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ |
7. | Рисование солью | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ |
8. | Граттаж | 4 | 0,5 | 3,5 | Выставка работ |
| Итого: | 18 | 4 | 14 |
|
Календарный учебный график группы
Раздел/ месяц | июнь | август | ||||||||||||||||
Раздел 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 |
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3 |
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
Раздел 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
Раздел 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
2.2 Планируемые результаты программы
Обучающие будут знать:
- знать и называть материалы, которыми можно рисовать;
- цветовую гамму основных и оттеночных цветов;
- нетрадиционные техники рисования;
- нетрадиционные средства рисования.
Обучающие будут уметь:
- правильно пользоваться средствами изображения;
- использовать нетрадиционные техники рисования;
- радоваться созданным работам;
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций.
2.3 Формы подведения итогов реализации программы
Освоение программного материала предполагает проведение текущего контроля, проводимого в форме практической работы. Методом контроля является педагогическое наблюдение и собеседование, самоанализ, по результатам которых заполняется оценочный лист.
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Аккуратность | Передача движения | Цвет
| Общее число баллов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого баллов по критериям |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием
Передача формы:
-форма передана точно
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
Цвет: Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
- Организационный раздел
3.1. Приемы и методы работы с детьми
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные художники» предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований.
Методическое сопровождение
- учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
- работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
- массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки работ).
Виды дидактических материалов
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
- схематический (рисунки, шаблоны)
- картинный (картины, иллюстрации и др.);
- дидактические пособия (раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, продуктивные (выполнение отдельных элементов по показу).
Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия по освоению программы проходят в изостудии;
Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра.
Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
4. Список литературы
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
- Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...
Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Отряд ЮИД «Юные пешеходы»
Программа кружка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 -14 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"
Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Станция юный техник"
В программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам технических знаний и конструкторских приемов на примере изготовления копий моделей колесной техники из древесины и поделочных...