Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка+»
рабочая программа на тему

Коковина Юлия Александровна

Рабочая программа "Мастерилка+" рассчитана на детей 6-9 лет, 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов и инструментов, программа имеет широкую направленность и предполагает раскрытие способностей детей в разных видах художественной деятельности. Разделы: работа с бумагой, работа с пластилином, работа с природными материалами, работа с бросовыми материалами, торцевание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kokovina_yua_masterilka_2015.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Вологды

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «Лидер»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ДОД ДЮЦ «Лидер»

______________О.А. Вертугина

Протокол №________________

Методический совет от _______

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности

«Мастерилка+»

Возраст детей: 6-9 лет

Срок реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования

Коковина Юлия Александровна

Вологда - 2015


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному искусству «Мастерилка» является общеразвивающей программой художественной направленности.

Актуальность программы. В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Педагогическая целесообразность. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики.

Во многом решение этой задачи возможно путем развития творческих способностей детей через ручной труд. Ручной труд воспитывает в ребенке трудолюбие, любознательность, стремление доделать начатое дело до конца, позволяет увидеть в обычных окружающих предметах скрытую красоту и пользу.

Целью программы является – развитие индивидуальных творческих способностей ребенка, создание условий для его самореализации.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

Обучающие

1. Сформировать представления об различных видах декоративно-прикладного искусства.

2. Обучить детей технологии выполнения изделий в различных видах декоративно-прикладного искусства.

Развивающие

1. Развивать внимание, память, воображение, мышление, фантазию.

2.Расширить художественный кругозор, обогатить личный жизненно-практический опыт обучающихся.

Воспитательные

1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

Программа составлена и реализуется с 2015 года.

Отличительная особенность программы. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов и инструментов, программа имеет широкую направленность и предполагает раскрытие способностей детей в разных видах художественной деятельности.

Возраст обучающихся и режим занятий. Программа рассчитана на детей 6-9 лет, на 1 год обучения: 72 часа в год, 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные.

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступные для их возраста.

Ожидаемые результаты:

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся:

  • познакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства;
  • познакомятся с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов, а также с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • разовьют внимание, память, воображение, интеллект, образное и техническое мышление, творческие способности;
  • расширят знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества, научатся оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • усовершенствуют навыки трудовой деятельности (трудолюбие, аккуратность);
  • сформируют творческий подход к выбранному виду деятельности.

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий,  промежуточный и итоговый. Контроль позволяет осуществить оценку усвоения изучаемого материала, качество выполняемых изделий, усидчивость, поведение в коллективе, проявление творческих способностей.

Текущий контроль осуществляется педагогом методом наблюдения в течение учебного года во время занятий.

Промежуточный контроль осуществляется педагогом по результатам участия обучающихся в конкурсах, выставках прикладного творчества. Проводится в конце первого полугодия учебного года.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) проводится в конце учебного года в форме зачёта (оценка усвоения теоретических знаний по предмету, оценка качества изделий), а также по итогам участия обучающихся в отчётных выставках, в конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. По итогам реализации программы в объединении создаётся альбом лучших работ обучающихся.


Учебно-тематический план

72 часа в год (2 часа в неделю)

Наименование разделов

и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Работа с бумагой и картоном

35

10

25

2.1

Изготовление аппликаций

7

1,5

5,5

2.2

Изготовление открыток

10

4

6

2.3

Бумагопластика

14

4

10

2.4

Оригами

4

0,5

3,5

3.

Работа с пластилином

7

0,5

6,5

3.1

Изготовление картин из пластилина

7

0,5

6,5

4.

Промежуточная аттестация

1

0

1

5.

Работа с природными материалами

7

3

4

5.1

Изготовление предметов интерьера

4

1,5

2,5

5.2

Изготовление игрушек

3

1,5

1,5

6.

Работа с бросовыми материалами

9

2,5

6,5

6.1

Изготовление предметов интерьера

2

1

1

6.2

Изготовление игрушек

7

1,5

5,5

7.

Торцевание

10

1

9

7.1

Торцевание на картоне

7

0,5

6,5

7.2

Торцевание на пенопласте

3

0,5

2,5

8.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

72

19.

53


Содержание программы (72 часа)

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Беседа, знакомство детей с работой объединения; требования к поведению обучающихся на занятиях; соблюдение порядка на рабочем месте; соблюдение техники безопасности. Общие сведения о планах работы на учебный год.

Практика. Игра на знакомство «Мы идем в поход».

Раздел 2. Работа с бумагой и картоном

2.1 Аппликация

Теория. История техники, ее особенности, основные приемы, виды аппликаций, необходимые материалы и инструменты, цветовое сочетание, правила техники безопасности.

Практика. Вырезание деталей аппликации, составление композиции, приклеивание деталей на основу. Изделия: мозаичные аппликации «Ежик в лесу» и «Зимнее утро», плоскостные аппликация «Рябиновая веточка», «Плетеное сердце», «Весенний лес», объемные аппликации «Ракета», «Цыпленок в яйце».

2.2 Открытки

Теория. Технология изготовления открыток, необходимые материалы и инструменты, цветовое сочетание, правила техники безопасности. Беседы о праздниках, их значение, особенности. Открытка - как способ поздравления и передачи информации о празднике.

Практика. Вырезание элементов открыток, составление композиции, приклеивание деталей на основу. Изготовление открыток к праздникам: День пожилого человека, День учителя, День матери, Новый год, День влюбленных, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, Праздник Пасхи, День Победы.

2.3. Бумагопластика

Теория. История техники, ее особенности, основные приемы, необходимые материалы и инструменты, цветовое сочетание, правила техники безопасности.

Практика. Изделия: Закладка «Карандаш», игрушки из полосок бумаги «Рыбка»,  «Осьминог», игрушка на руку «Петух», цветы из гофрированной бумаги «Роза», «Гиацинт», новогодние игрушки «Шар», «Елочка», новогодние снежинки, новогодние гирлянды, игрушки из бумажной гармошки «Кот», «Гусеница», корзинка из полосок.

2.4 Оригами

Теория. История техники, ее особенности, основные приемы, необходимые материалы и инструменты, цветовое сочетание, правила техники безопасности.

Практика. Изделия: «Лиса», «Заяц», «Бабочка», «Матрешка»,

Раздел 3. Работа с пластилином

3.1 Изготовление картин из пластилина

Теория. Пластилин, пластилинография, необходимые материалы и инструменты, правила техники безопасности.

Практика. Освоение основных приемов работы с пластилином: раскатывание, надавливание, размазывание, прищипывание, сплющивание. Нанесение эскиза на основу, выполнение картины, закрепление картины бесцветным лаком. Изделия: «Осенний лист», «Рыбки в аквариуме»,  «Снегирь», «Зимняя ночь», «Веточка мимозы», «Мать-и-мачеха», «Сирень».

4. Промежуточная аттестация.

Практика. Выставка поделок.

Раздел 5. Работа с природными материалами

5.1 Изготовление предметов интерьера

Теория. Правила заготовки, хранения и сушки листьев, ракушек, тыквенных семечек, камней, необходимые материалы и инструменты, правила техники безопасности.

Практика. Подготовка основы работы, подбор необходимого качества и количества природного материала, составление композиции, закрепление композиции на основе с помощью клея, окрашивание отдельных элементов. Изделия: картина из листьев, цветы из тыквенных семечек, фоторамка из ракушек.

5.2 Изготовление игрушек

Теория. Технология изготовления игрушек из природных материалов.

Практика. Изделия: игрушка из ракушек «Морская черепаха», игрушка из сосновых шишек «Зайчик», игрушки из камней «Каменный зоопарк»

Раздел 6. Работа с бросовыми материалами

6.1 Изготовление предметов интерьера

Теория. Беседа о чистоте вокруг человека и возможности использовать бросовые материалы в декоративно-прикладном искусстве, необходимые для работы материалы и инструменты, правила техники безопасности.

Практика. Подбор сюжета, необходимых материалов, зарисовка эскиза, вырезание деталей, соединение в одно целое, финальное оформление работы. Изделия: елочка из ватных дисков, подсвечник из СD-диска.

6.2 Изготовление игрушек.

Теория. Беседа об игрушках, созданных детьми, возможные варианты игр из таких игрушек.

Практика. Выбор сюжета, подбор материалов, зарисовка эскиза, изготовление игрушки. Изделия: игрушки из рулончиков от туалетной бумаги «Сова», «Родом из Африки», «Бабочка» , игрушка из прищепок «Кит», игрушки из одноразовых ложек «Мальчик», «Девочка», «Пасхальная курочка».

Раздел 7. Торцевание

7.1 Торцевание на картоне

Теория. Знакомство с техникой и ее историей, необходимые материалы и инструменты, правила техники безопасности.

Практика.  Подбор основы, цветового сочетания, изготовление торцовок, закрепление на основе, окончательное оформление композиции. Изделия: «Голубь мира», «Осеннее дерево», «Символ года», «Подснежики», «Дерево счастья», «Гвоздики»

7.2 Торцевание на пенопласте

Теория. Знакомство с техникой и ее историей, необходимые материалы и инструменты, правила техники безопасности.

Практика. Подбор основы, цветового сочетания, нанесение эскиза, изготовление жгутов из салфеток, закрепление их на основе, окончательное оформление композиции. Изделия: «Лист клена», «Сердце», «Весенняя капель».

Раздел 8. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов работы каждого обучающегося, и объединения в конце учебного года.

Практика. Выставка.


Методическое обеспечение программы

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятиях объединения должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

 Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Условия реализации программы:

  1. Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.
  2. Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, дыроколы, зубочистки, двухсторонний скотч.
  3. Материал: нитки, пуговицы,  цветная бумага и картон, цветные карандаши, цветные фломастеры, маркеры, акриловые краски, акриловый лак,  клей ПВА,  клей-карандаш,  цветная фольга, бархатная бумага, гофрированная бумага, бросовый материал (тарелки, ложки, компакт-диски, деревянные прищепки, яйца от киндер-сюрпризов, коробки от конфет), бисер, пайетки, блестки, пластилин, природный материал (шишки, листья, веточки, камешки, ракушки, и др.), пенопласт.
  4. Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

Список используемой литературы для педагога:

  1. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагоговю – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999.
  2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Интернет ресурс Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/
  4. Интернет ресурс Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/
  5. Кабаченко С. Бумажные человечки: веселое творчество для всей семьи – М.: Эксмо, 2011. – 64 с.
  6. Нагибина М. И.Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.–224 с.
  7. Переветень Г. И. Поделки из ракушек / Г. И. Перевертень. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. –
  8. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
  9. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе / А. М. Гукасова, Е. И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А. М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.: ил.
  10. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996 г. – 224 с.


Список рекомендуемой литературы для обучающегося:

1.        Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80 с. (для детей)

2.        Забавные поделки / (пер. с фр. М. Рожновой). – М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Клмпани, 2010. – 80 с.

3.        Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 32 с.: ил.

4.        Поделки своими руками. – М., 2007.

5.        Черныш И. В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 160 с.: ил.

6.        Чибрикова О. В. Прикольные подарки к любому празднику. / О. В. Чибрикова. – М.: Эксмо, 2008 . – 64 с.: ил. (для детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»

Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...

Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки»....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...