Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы"
рабочая программа

Абдрахимова Лариса Джавдатовна

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа   физкультурно-спортивной направленности. Программа «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление  и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Срок реализации 1 год (70 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou-_shahmaty_23_-24_g.docx139.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

ОТДЕЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы»

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год (70 часа)

Составитель : Абдрахимова Л.Д.

педагог дополнительного образования

МБОУ «Ватинская ОСШ»

                                                                           

д. Вата, 2023  г.

I. Основные характеристики программы

Пояснительная записка

1. Направленность (профиль)  программы.  Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа   физкультурно-спортивной направленности. Программа «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление  и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» являются следующие документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 № 533);
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  7. Постановление администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2014 № 570 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных организациях района» (с изменениями от 25.10.2021 № 570)
  8. Устав МАУ ДО «Спектр»

Программа составлена с учетом:

  1. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  2. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  3. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования», 2015.
  4. Программа «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.

В Концепции развития дополнительного образования детей одной из задач определено формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку спортивных обучающихся.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.

Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Особенность программы в том, что большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций педагогом. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа  адресована -  детям старшей и подготовительной группы МБОУ «Ватинская ОСШ». Программа предназначена для детского сада 5-7 лет.

Объем  и  срок  освоения  программы - программа  рассчитана на 1 год. 2 часа в неделю  - 70 часа в год при 35 учебных неделях .

Формы обучение и виды занятий

  • групповая работа;
  • работа в парах;
  • индивидуальная работа;
  • практическая игра;
  • решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • участие в турнирах и соревнованиях.

Квалификация педагога соответствует профилю программы

Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре шахматы.

Достигается указанная цель через решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
  • способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры;
  • обучить правилам игры шахматы;

Развивающие:

  • развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к шахматной игре, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

 

           Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.

Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

6. Планируемые результаты:

Предметные результаты

- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

- Сформировать умение записывать шахматную партию.

- Сформировать умение проводить комбинации.

- Развивать восприятие, внимание, воображение.

Личностные результаты

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- соотнесение целей с возможностями;

- определение временных рамок;

- определение шагов решения задачи;

- видение итогового результата;

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД

- умение задавать вопросы;

- умение получать помощь;

- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами;

- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

-  умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);

- способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

- способность работать в команде;

- выслушивание собеседника и ведение диалога.

7.  Ожидаемый результаты освоения программы:

К концу первого года обучения имеет возможность узнать:

  • историю возникновения шахматной игры;
  • правила и цель игры;
  • основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ценность фигур.

Имеет возможность научиться:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • расставлять фигуры перед игрой;
  • играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

8. Критерии уровней развития детей первый год обучения.

Высокий (2 балла): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

Средний (1 балл): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

1.3 Содержание программы, «ШАХМАТЫ для ДОУ»

 Учебно-тематический план, «ШАХМАТЫ для ДОУ»

Перечень разделов и тем

Общее количество учебных занятий

В том числе:

теоретические

практические

1

Шахматная доска.

Введение. Организационное занятие.

6

2

4        4

2

Шахматные фигуры.

2

1

1

3

Начальная расстановка фигур

2

1

1

4

Ходы и взятие фигур

45

25

20

5

Цель шахматной партии

10

5

5

6

Игра со всеми фигурами из начального положения

4

-

4

7

Итог. Шахматный праздник.

1

-

1

Итого часов:

72

34

38

Содержание учебно-тематического плана.

  1. Шахматная доска (6 ч)

Ведение. Организационное занятие.

Теория.

Знакомство с детьми, кабинетом шахмат, с напольными шахматами в фойе. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ

Знакомство с историей возникновения шахмат.

Теория. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Понятие «Шахматная диаграмма».

  Практика.Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линийшахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

«Составь доску». Из квадратиков составить шахматную доску.

«Нарисуй диаграмму» - рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132

II. Шахматные фигуры (2ч.)

Теория.Знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок».
Белые фигуры. Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король
.    

Практика.Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В мешочке прячутся все шахматныефигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, чтоэто за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют всешахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигурынадо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи другна друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одномувыходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Все фигуры расставляются по росту.
III. Начальная расстановка фигур (2ч.)

Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
        Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например, «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

IV. Ходы и взятие фигур (39ч.)

Основная тема учебного курса.

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные нашахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигурасильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

V. Цель шахматной партии (10 ч.)

Теория.Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения (4 ч.)

Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

VII. Итог.

Практика

Шахматный праздник( детского сада.)

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график. (из приказа)

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

1 сентября (основные работники)

7 сентября (совместители)

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

36 учебных недель (35 — совместители)

Этапы образовательного процесса

1полугодие-17 учебных недель (основные работники),16 учебных недель - (совместители)

01.09.2022 (07.09) - 28.12.2022

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

21.12.2021 - 22.01.2022

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

29.12.2022 - 08.01.2023

Зимние каникулы

2 полугодие — 19 учебных недель

09.012023 - 31.05.2023

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

27.03 2023 - 31.03.2023

Весенние каникулы

04.05.2023- 25.05.2023

Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, концерты

Работа в летний период

01.06.2023 - 31.08.2023 

Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, мастер-классы, работа профильных отрядов

Нерабочие праздничные дни:

1 января — 8 января – Новогодние каникулы, 7 января —Рождество Христово, 23 февраля - День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 мая — Праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — день России, 4 ноября - День народного единства

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

          Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

          Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов.

           Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры и другое.

            Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.

Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников.

Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми.

Методы, используемые на занятиях:

- игровые;

- репродуктивные;

- частично-поисковые;

- словесно-логические.

Основные формы занятий:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна. Имеется мультимедийное оборудование, ПК

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Средства обучения: на 1 группу (12 человек)

  • кабинет для занятий со столами и стульями;
  • шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);  
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;
  • шаблоны плоских шахматных фигур;
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;
  • таблицы к различным задачкам;
  • раздаточный материал для тренингов;
  • вопросники для контрольных занятий;
  • словарь шахматных терминов;
  • портреты знаменитых шахматистов;
  • «Чудесный мешочек» для игры;
  • цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования.
  • индивидуальные рабочие тетради.

2.6. Календарный учебный график

п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

07

15.30-16.00

Беседа

1

Введение.

Организационное занятие.                

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Ответы на вопросы

  1. .

2

сентябрь

12

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Знакомство с историей возникновения шахмат.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

3-4

сентябрь

14,19

15.30-16.00

Практическое занятие

2

1.Шахматная доска.

Педагогический мониторинг

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

5-6

Сентябрь

21,26

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Горизонталь

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

7-8

Сентябрь

03,05

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Вертикаль.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

9-10

Октябрь

10,12

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Диагональ.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

11-12

Октябрь

17,19

15.30-16.00

Практическое занятие

2

2 Шахматные фигуры

Знакомство с шахматными фигурами.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

13

Октябрь

24

15.30-16.00

Практическое занятие

1

3.Начальная расстановка фигур

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

14-15

Октябрь

26,31

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Знакомство с пешкой. Рисование образа пешки.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

16

Октябрь

02

15.30-16.00

Практическое занятие

1

4. Ходы и взятие фигур

Пешка в игре

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

17

Ноябрь

07

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Превращение пешки.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

18-19

Ноябрь

09,14

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Знакомство с фигурой-Ферзь. Рисование образа Ферзя.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

20

Ноябрь

16

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Ферзь в игре.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

21

Ноябрь

21

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Пешки против ферзя.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

22

Ноябрь

23

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Ферзь против пешек.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

23-24

Ноябрь

28,30

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Знакомство с фигурой-Ладья. Рисование образа Ладья.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

25

Декабрь

05

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Ладья в игре.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

26

Декабрь

07

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Пешка против ладьи.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

27

Декабрь

12

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Ладья против пешек.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

28

Декабрь

14

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Ферзь против ладьи.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

29-30

Декабрь

19-21

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Знакомство с фигурой-Слон. Рисование образа Слона.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

31

Декабрь

26

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Слоны в игре.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

32

Декабрь

28

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Пешки против слонов.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

33

Январь

09

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Ладья против слона.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

34-35

Январь

11-16

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Ферзь против ладьи и слона.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

36-37

Январь

23-25

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Знакомство с фигурой-Конь. Рисование образа Конь.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

38-39

Январь

30

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Конь в игре.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

40

Февраль

01

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Конь против пешек.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

41

Февраль

06

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Конь против ладьи слона.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

42

Февраль

08

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Ферзь против коня ладьи, слона.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

43-44

Февраль

13-15

15.30-16.00

Практическое занятие

2

  Пешки и Ферзь против коня, ладьи, слонов.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

45-46

Февраль

20-22

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Знакомство с фигурой -Король. Рисование образа Король.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

47-48

Февраль

27-01

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Король против фигур

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

50

Март

06

15.30-16.00

Практическое занятие

1

5. Цель шахматной партии

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

51-52

Март

13-15

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Шах. Теория.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

53-54

Март

20-22

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Шах.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

55-56

Март

27-29

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Решение шахматных задач.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

57

Март

03

15.30-16.00

Практическое занятие

1

Рокировка. Теория.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

58-59

Апрель

05-10

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Рокировка.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

60-61

Апрель

12-17

15.30-16.00

Мозговой штурм

2

Решение шахматных задач.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

62-63

Апрель

19-24

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Ставим мат. Теория.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

64

Апрель

26

15.30-16.00

Мозговой штурм

1

Решение шахматных задач.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

65-66

Апрель

03-10

15.30-16.00

Практическое занятие

2

Ничья, пат. Теория.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

67

Май

15

15.30-16.00

Мозговой штурм

1

Решение шахматных задач.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

68

Май

16

15.30-16.00

Практическое занятие

1

6. Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

69

Май

23-24

15.30-16.00

Мозговой штурм

2

Соревнование по шахматам.

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

70

Май

29

15.30-16.00

Праздник

1

Шахматный праздник (Фойе детского сада)

Шахматный кабинет №109 в МБОУ «Ватинская ОСШ»

Текущий контроль

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991
  2. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004
  3. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000
  4. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999 И.Г.
  5.  Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
  6. Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин Москва «Просвещение» 1991.
  7. Гришин В.Г., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  8. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1997
  9. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
  10.  «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
  11. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. 

Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: [сайт]URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматы: [сайт]URL: http://megachess.net/School/textbook/;
  4. Шахматная библиотека: [сайт]URL: http://webchess.

Для тренера по шахматам: 

Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях» (1998, 2009).

Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» (1999).

Рабочие тетради:

«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2004, 2006,  2007, 2008, 2010)

«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010) 

Тетрадь для проверочных работ

«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ» (2005, 2006, 2008, 2010).

Задачник

«Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций» (2006, 2007, 2009, 2010).

Для обучающегося: 

Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях» (1998, 2009).

Рабочие тетради:

«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2004, 2006,  2007, 2008, 2010)

«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010) 

Тетрадь для проверочных работ

«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ» (2005, 2006, 2008, 2010).

Задачник

«Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций» (2006, 2007, 2009, 2010).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Диагностическое обследование детей по программе «Шахматы», первый год обучения.

П/№

Фамилия имя ребенка

Шахматные

 термины

Расположение доски

Начальное положение фигур

Названия

шахматных фигур

Правила взятия и хода

фигур и пешки

Баллы

Шахматное поле

Горизонталь

Вертикаль

Диагональ

Центр доски

Ладья

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

Ладья

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Условные обозначения:

2 – высокий уровень

1 - средний уровень

0 – низкий уровень

                                                                                                                 

        VI.   КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.

Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.

Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например, “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.

Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

  ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Мат в один ход». «Поставь мат в один ход не рокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.

Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.

Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.

Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.

Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.

Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.                                                                                                                                                      

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

                       ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ИГРЕ ШАХМАТЫ.

  • Играть надо молча, не спеша.
  • Если дотронешься до фигуры противника, её придётся побить (если это возможно).
  • Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.
  • Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.
  • Нельзя мешать партнёру думать.
  • Нельзя подсказывать игрокам.
  • Не следует произносить вслух громко «шах» и «мат».
  • Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своём ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить её поаккуратнее.
  • Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнёром и зазнаваться.
  • Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
  • После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнёру.
  • Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьёзным турнирным партиям).
  • Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.

                  ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КРАТКИЙ ШАХМАТНЫЙ СЛОВАРЬ

А

Ассоциация гроссмейстеров — добровольный союз сильнейших гроссмейстеров мира.

Активные шахматы — или «быстрые шахматы», когда времени на партию отводится по 30 мин на каждого игрока.  По ним проводятся соревнования всевозможного масштаба, вплоть до первенства мира.

Арбитр — шахматный судья всесоюзного или международного масштаба (крупных шахматных соревнований)

Анализ — подробный разбор своей или сыгранной другими шахматистами партии (по газетам, журналам, книгам), где отмечаются плохие и удачные ходы: свои и соперника, обеих сторон, объясняются причины, почему они сделаны, намечаются пути устранения допущенных ошибок.

Атака — наступление одной из сторон или на одном фланге, или по всему фронту, на обоих флангах одновременно, на королевском и на ферзевом, чаще всего большими силами.

Б

Белые — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.

Болельщик — любитель шахмат, непосредственно не участвующий в данный момент в игре, турнире, матче, сеансе и других соревнованиях

Битое поле — поле или поля, которые контролируются пешкой или любой фигурой.

В

Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами («а», «Ь», «с» и т. д.).

Вилка — одновременное нападение пешки или коня на две пешки или фигуры, а конем одновременно на четыре пешки или фигуры противника (большая «четырехзубчатая вилка»). Король может тоже сделать вилку, напав одновременно на две ладьи или два коня.

Вариант — одно из многочисленных ответвлений в партии.

Взятие — уничтожение пешки или фигуры. Вместо уничтоженной (сбитой) на то же поле ставится фигура или пешка другого цвета.

Выступка — право выступки.  Первый ход шахматной партии всегда принадлежит белым фигурам (войскам).

Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право побить ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.

Г

Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или справа налево).

Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски: слева от игрока (от 1-й до 8-й или от 8-й до

1-й горизонтали).

Гроссмейстер — самое высокое спортивное звание в шахматной игре.

Д

Доска — место, где разыгрываются шахматные баталии.  Состоит из 64 черно-белых полей всевозможных размеров.

Дебют — самая первая, начальная стадия шахматной партии.  Включает в себя примерно 10—15 ходов.

Диагонали — линии доски, идущие наискосок. В отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали). Разной длины (от двух до восьми полей).

Диаграмма — плоскостное изображение фигур, шахматных позиций, задач и этюдов в печати (газетах, журналах, книгах).

Дальнобойные фигуры — фигуры, которые контролируют поля по всем линиям доски (по вертикали, горизонтали, диагонали).  Это ферзь, ладья и слон.  Они могут как побить, так и защитить свои фигуры и пешки на этих линиях на самом дальнем расстоянии (до 7-го поля).

Ж

Жертва — если один из игроков сознательно, специально (а иногда в силу вынужденных обстоятельств) отдает пешку или фигуру, или меняет более ценную фигуру на менее значимую, например, ферзя на ладью, ладью на коня, слона на пешку, то такую шахматную операцию называют «он пожертвовал». Причины жертв могут быть обоснованными, заранее рассчитанными на несколько ходов вперед. Они чаще всего приводят к последующей победе, мату, а необоснованные, ошибочные, непродуманные — к материальным потерям, к поражению.

Жребий — разыгрывание перед турниром, кто каким цветом играет.  В матчевых встречах, у кого какой порядковый номер.

3

Защита — умение игрока сдерживать атаку противника, искусно обороняться, делая хороши защитные ходы, своевременно уничтожая атакующие пешки и фигуры противника.

Задача — искусственно созданная позиция на доске, где мат достигается в заранее обусловленное число ходов.

Заблокированная пешка — если На поле перед ней стоит фигура или пешка противника (или своя пешка или фигура), мешая ей двигаться дальше. Такая пешка считается слабой: выключена из игры.

Защищенная проходная пешка — такая пешка, которую защищает своя пешка или любая другая фигура.

Зевок — просмотр отличного хода, красивой выигрышной комбинации, потеря фигуры и т. п.

И

Индия — родина шахмат (V в.). Игра — шахматный поединок, шахматная партия.

Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней вертикалях нет своих пешек.

К

Комбинация — серия последовательных ходов, совершаемы с целью улучшения своей позиции, приобретении шахматного материала, постановки мата.  Неприменный атрибут шахматной

Комбинации — жертва пешки, фигуры (или нескольких).

Композитор — составитель шахматных задач и этюдов.  Лучшим из них присваивается званиегроссмейстер шахматной композиции.

Композиция — заранее созданная искусственная шахматная позиция: задача или этюд.

Конкурс — соревнование составителей или решателей задач и этюдов за заранее отведенное время (или кто потратит меньше времени).

Кандидат в мастера — шахматный разряд после I, непосредственно перед мастером спорта СССР.

Каисса — греческая богиня, покровительница шахмат.

Качество — приобретение или потеря шахматного материала. Потерять качество — это отдать ладью

за слона, выиграть качество — взять ладью за коня.

Л

Легкие фигуры — общепринятое название для коней и слонов.

Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная и диагональная.

Ловушка — своеобразны ход с заранее подготовленной приманкой, замаскированной западней.

Например, пешка или фигура (вплоть до ферзя), временно пожертвованные за приобретение большего материала или за постановку мата противнику (например, «мат Легаля»).

Лидерство — ведущее положение игрока в турнире: «идет во главе турнирной таблицы», «возглавляет турнирную таблицу».

Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха королю). Означает конец игры.

Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.

Мастер — шахматное звание (разряд) перед гроссмейстером.

Национальный мастер — мастер своей страны, звание международный мастер присваивается при выполнении соответствующей нормы в международных соревнованиях шахматистов.

Материальное преимущество — выигрыш одним из соперников у другого шахматного материала: фигуры или нескольких фигур и пешек. Однако материальное преимущество еще не дает полной гарантии выигрыша его обладателю. Но нередко является прекрасной надежной предпосылкой для

одержания победы в партии.

Мельница — разновидность открытого шаха, когда одна из защищающихся сторон несет огромный материальный урон от применения мельницы или получает мат.

Миттельшпиль — вторая стадия шахматной партии после дебюта.  Переводится с немецкого языка как середина игры.  Именно в этой стадии начинаются активные боевые действия с обеих сторон.

Мобилизация сил к этому времени завершена.

Манёвр — серия ходов одного из игроков (или обоих вместе) для достижения определенной цели: создания атаки, выигрыша фигуры, отпугивания ее от своих позиций и т. п.

Н

Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении (до начала игры) до первого хода белых.

Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается по королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение на доске одному из королей и т. д.

Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно было бы взять неприятельскую фигуру или пешку.

Нотация — система записи ходов в шахматной партии.

О

Оскар — почетный приз в виде статуэтки, ежегодно присуждаемый в Барселоне (Испания) лучшему шахматисту и шахматистке года, независимо от их шахматного звания, и необязательно чемпиону и чемпионке мира.

Открытая линия — вертикали шахматной доски, свободные как от своих пешек и фигур, так и противника.

Олимпиада — самые крупные шахматные соревнования на планете.  Проводятся 1 раз в 3 года. Последняя такая Олимпиада состоялась в г. Салониках, в Греции в 1988 г.

Очки — по их количеству определяется занятое место в шахматном турнире тем или иным игроком (или командой). За проигрыш начисляется обычно 0 очков, за ничью — 1/2 очка, за победу — 1 очко.

Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или несколько нечетных полей, когда одинокий король остается против короля с пешкой.  Знание этого правила помогает слабейшей стороне (одинокому королю) в некоторых случаях добиться ничьей.

Ошибка — любой просчет в игре.

Оборона — когда одна сторона атакует, а вторая ведет оборону, т. е. защищается.

П

Партия — шахматное сражение между двумя соперниками, или группой и одним игроком (в сеансе одновременной игры), или несколькими игроками между собой (тренировочный матч).

Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.

Перевес — умение кратчайшим путем выводить фигуры и пешки на наиболее выгодные ключевые поля. Говорят, «У него перевес в развитии фигур», что соответствует определенному преимуществу.

Позиция — размещение фигур и пешек на шахматной доске. Бывает плохая позиция, когда фигуры плохо развиты, и хорошая (активная) позиция.

Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске, по 32 белых и столько же черных поля. Каждое поле имеет свое, присущее ему обозначение: al, е5, с8 и т.

Поле превращения — по восемь полей двух последних горизонтальных линий, которых достигла черная или белая пешка. Затем она снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а вместо нее ставится любая фигура, кроме короля. Чаще всего ставят ферзя, как наиболее сильную фигуру, но иногда выгоднее поставить и коня, если с его помощью достигается быстрый выигрыш или сразу ставится мат.

Правила — свод, совокупность шахматных законов, положений, на основе которых идет сражение на шахматной доске. Их соблюдение и выполнение обязательно для каждого шахматиста.

Приз — награда победителю или еще двум призерам за 2-е и 3-е места в шахматном турнире. Это может быть медаль, литература, ваза и т. п.

Претендент — участник розыгрыша первенства мира, встречающийся в финале с чемпионом (чемпионкой) мира по шахматам.

Р

Рокировка — одновременный ход короля и ладьи. Король пододвигается к какой-нибудь ладье на два поля, а ладья переставляется через короля по другую его сторону. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей. Рокировать можно при соблюдении определенных условий.

Развитие — постепенная перегруппировка фигур и пешек ближе к центру и границе противника для быстрейшей подготовки их к атаке. Существуют понятия «фигуры плохо развиты», «фигуры хорошо развиты».

Разряд — шахматная квалификация на данное время. Выполняется или подтверждается при игре в шахматном турнире. Самый низший IV разряд, приравнивается к I юношескому в других видах спорта, затем идет III, II и I взрослый и т. д. Нужно выполнить норму в турнире, т. е. набрать заранее определенное количество очков.

Размен — обмен фигурами или пешками. Бывает выгодный размен, например, поменять одну или две пешки на слона или коня, и невыгодный — отдать ладью за слона и пешку и т. п.

Разбор партии — анализ ошибок, упущенных возможностей каждой из сторон и т. д.

С

Сеанс одновременной игры — это когда один сеансер играет одновременно с 10, 20, 30 и более игроками.

Связка — такое положение в шахматной позиции, когда одна из фигур, а часто и сам король, лишены подвижности одной из фигур или пешек противника.

Сдаться — прекратить сопротивление ввиду его бесполезности.  Дальнейшая игра сулит большие материальные потери, или вскоре королю ожидается мат.

Судья — человек, наблюдающий за правилами игры, арбитр.

Т

Тактика — методы, способы игры, применяемые в шахматной встрече.

«Тронул — ходи» — одно из правил в шахматах: взявшись за свою фигуру или пешку, игрок обязан ею ходить.  Если дотронулся до фигуры или пешки противника, то должен ее взять (если это возможно). Если же надо поправить свою фигуру или пешку, необходимо предварительно предупредить противника или судью: «Поправляю».

Темп — скорость, быстрота, с которой разыгрывается партия.  Выиграл темп — значит, опередил противника в развитии, потерял темп — отстал в развитии фигур и пешек.

Турнир — вид шахматных соревнований.  Бывает квалификационный турнир: на получение шахматного разряда; турнир на личное первенство на звание сильнейшего; командный турнир и т. п.

Тренер — шахматист (секундант, помощник), помогающий другому или нескольким готовиться к соревнованиям всевозможного ранги, всевозможных форм, олимпиаде, матчу, турниру и т. д.

Таблица — документ, куда заносятся очки игроков, участвующих в том  или  ином  соревновании малого или большого масштаба.

Тихий ход — т. е. пока безвредный, промежуточный, как бы подготовительный, без объявления шаха королю или без уничтожения пешки или фигуры. Бывает очень «ядовитым».

Тяжелые фигуры — общепринятое название для ладей и ферзей.

У

Угроза — ходы (ход), сулящие неприятности противнику.  Угроза, что будет побита пешка или фигура, лишение противника рокировки и т. п.

Ф

ФИДЕ — Всемирная шахматная федерация, куда входят более 100 стран. Девиз ФИДЕ: «Мы все — одна семья».

Фигура — все шахматного войска: король, ферзь, ладья, слон, конь, кроме пешки, не достигшей поля превращения.

Финал — одна из фаз розыгрыша шахматного первенства, финалист — игрок, попавший в следующий более высокий цикл соревнований.

Фланг — королевский: справа от белого короля и слева от черного короля — и ферзевый: слева от ферзя у белых и справа от ферзя у черных.

X

Ход — любое передвижение фигуры или пешки на другое поле с соблюдением всех установленных правил. Ходы делаются по очереди. Нельзя, например, выполнить два хода подряд, пропустить свой ход, побить за один раз (ход) сразу две фигуры или пешки противника, пойти пешкой назад и т. п.

Ц

Центр — поля, составляющие середину доски: четыре поля — малый центр, двенадцать центральных полей доски — расширенный центр.

Цугцванг (нем.) — такое положение у игрока, когда ему, хочешь не хочешь, приходится делать невыгодный для себя ход.

Цейтнот — острая нехватка времени у игрока. Просрочка времени (при игре с шахматными часами) может привести к поражению, даже если обстановка на доске сложилась в его пользу.

Ч

Чемпион мира — самый сильный шахматист или шахматистка всей Земли.

Черные — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.

Ш

Шах — угроза только одному королю (сейчас вслух не объявляется), когда ему некуда ходить после шаха, нечем закрыться от него или уничтожить атакующую фигуру или пешку.

Шахматная доска — 64-клеточный черно-белый квадрат любого размера, на котором разыгрываются шахматные баталии.

Штурм — решительная шахматная атака.

Э

Этюд — искусственно составленная шахматная позиция, где одна из сторон, чаще всего белые, добивается выигрыша или делает ничью. Число ходов, необходимых для достижения цели, заранее не оговаривается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...